Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные концепции социального развития и его движущих сил.





Слово «прогресс» означает «движение вперед», «успех». Иногда развитие отождествляется с прогрессом, но подобное отождествление следует признать неверным. Не всякое развитие может быть оценено как прогрессивное, существует регрессивное развитие.

Основными признаками развития являются: 1)качественный (а не количественный) характер изменений; 2)их необратимость; 3)направленность (наличие тенденции в изменениях).

Признаком развития является возникновение нового.Прогресс следует определить как движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от худшего к лучшему.

2.Античные теории социального развития

В истории социальной мысли в принципе существовали 4 теории, оценивающие направленность и качество социального развития. Это теории прогресса (Демокрит), регресса, циклического развития (круговорота) были у Гераклита, Эмпедокла, стоиков) и маятникового развития. Последнюю теорию можно считать разновидностью предыдущей.Идеи регресса и цикличности доминировали в античности. Движение по кругу рассматривалось в античности как идеально правильное, совершенное. Оно представлялось совершенным античным мыслителям потому, что не имеет начала и конца и происходит в одном и том же месте, являя собой как бы неподвижность и вечность.

3. Идея прогресса и христианство.

Устремленность в будущее, напряженное ожидании нового пришествия Христа, Страшного Суда и конца Света. Христианство не оптимистично во взглядах на общий ход и тем более итог земного исторического процесса. Тем не менее, именно христианское сознание с его обращенностью в будущее и представлением о царстве Божьем явилось духовным основанием формирования представлений об общественном прогрессе в Новое время.

4.Вера в прогресс как отличительная черта эпохи Просвещения.

Разум у просветителей играл роль движущей силы истории. Разум развивается и меняет жизнь к лучшему. Полное торжество разума будет означать и благоденствие человечества.

Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения, Теория прогресса, согласно которой, несмотря ни на что человечество, общества, социальные институты постепенно и неуклонно развиваются поступательно, совершенствуются, движутся по восходящей линии. Анн Робер Тюрго и Жан-Антуана Кондорсе разрабатывали рационалистическую теорию прогресса. Скорость прогресса, по Тюрго, зависит в первую очередь от сочетания обстоятельств и талантов людей. Кондорсе исходил из положения о безграничности возможностей человеческого разума и способности человека к совершенству. У Сен-Симона и его школы прогресс - универсальный закон природы: он управляет людьми даже независимо от их воли. Основа общественного прогресса - в разуме, воплощенном в научных знаниях, технических достижениях, индустрии и в людях:ученых, изобретателях, «индустриалах». Ламарк, создатель первой целостной концепции эволюции органического миракак прогрессивный процесс усложнения организации живых организмов.Ламаркприравнивает органическую эволюцию с прогрессом. По Дарвину - эволюция полностью определяется адаптацией к условиям среды и не содержит никакой цели. Дарвин не отождествлял эволюцию с прогрессом.

II. Критерии прогресса.

· осознание человеком свободы. (по Гегелю)

· развитие материального производства, движение общества от одной общественно-экономоческой формациии к другой (по Марксу, Энгельсу)

Критерий прогресса априорен. Он принадлежит не истории, а философии истории. Устанавливаемый общий критерий прогресса неизбежно будет сближаться или прямо совпадать с развитием какой-то определенной сферы жизни общества - научно-технической, нравственной, религиозной и др., - и эта сфера тем самым будет оцениваться как важнейшая, определяющая по отношению к другим. Например, для Тойнби критерием анализа было состояние религиозного духа в обществе. Когда мы говорим об общественном прогрессе, то имеем в виду развитие общества в целом. Прогресс в одних областях жизни может исторически совмещаться с застоем или регрессом в других областях.

Наиболее удовлетворительным критерием общественного прогресса можно считать уровень гуманизма общества, то есть положение в нём личности: степень её экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения её материальных и духовных потребностей; состояние её психофизического и социального здоровья.

III.Противоречия общественного прогресса и его критика.

Социальная действительность в XIX-XX вв. не подтверждала оптимистических ожиданий, заключенных в прогрессистском мировоззрении. По мнению С. Франка и Бердяева «концепции прогрессизма нет морального оправдания. Прошлые поколения оказываются удобрением для урожая будущего». По Бердяеву, подлинный смысл истории заключается в необходимости выхода за ее рамки в область сакрального (священного), где материальная организация жизни сливается с духовной.

К.Поппер пишет: Поиски смысла в истории, "историцизм" - это надежда и вера униженного человека, это перекладывание на историю ответственности за нашу собственную судьбу. Испанский философ Х.Ортега-и-Гассет считает «Жизнь – драма. Идея прогресса, подобно хлороформу, усыпляет сознание, жизнь становится похожей на туристическую поездку, организованную всемирно известным турагентством».

Как видите прогресс – это и очевидность и многоаспектная философская проблема.

 

43. Человек как предмет философского анализа. Социальное и биологическое в человеке, понятие антропосоциогенеза.
Изучение человека начинается в античной философии, где он либо творение богов, либо самая большая природная сила. Человек сам творит свою судьбу, а боги ему либо мешают, либо помогают. В средние века человек утратил свою творческую функцию и стал только божьим творением. Он не властен над самим собой, его жизнь предопределена свыше. Целью его жизни спасение от грехов и подготовку к суду. Философия эпохи возрождения «возродила» творческого человека и прировняла его к богу. Целью жизни было объявлено земное счастье и общество должно обеспечить человеку это счастье. 1)биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи 2) социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность. Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества. Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов - биосоциальнымсуществом.

Антропосоциогенез — исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.


44. Философия глобальных проблем современного мира.

Глобальные проблемы, не возникли внезапно и только сегодня, некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологическая, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Каждая из глобальных проблем порождена конкретными причинами: ускорение темпов общественного развития; постоянно возрастающее антропогенное воздействие на биосферу; увеличение численности населения; усиление взаимосвязи и взаимозависимости между разными странами и регионами.

Первая группа глобальных проблем - интерсоциальные проблемы. Сохранение мира в ядерную эпоху есть первое условие выживания человечества. Не менее важной проблемой является создание нового международного экономического порядка. Так же проблемы международного терроризма (последняя проблема ставшая глобальной).

Во второй группе объединены те из них, которые относятся к взаимодействию общества и природы (экологические проблемы). К экологическим проблемам относят: исчерпаемость природных ресурсов (воздух и вода так же перестали быть возобновляемыми ресурсами), глобальное потепление ведет - таяние льдов в океане и как результат – подъем уровня мирового океана, загрязнение планеты, растительный покров планеты подвергается деградации, исчезновения различных видов животных. Длительный период условной свободы человека от законов, которым подчиняется биосфера, закончен. Наступила эпоха экологического кризиса, который, несомненно, должен рассматриваться как наиболее опасный аспект общественного кризиса современной цивилизации. Если не предотвратить его дальнейшее развитие, экологический кризис неминуемо перерастет в неизбежную для человека экологическую катастрофу. Цивилизация оказалась перед лицом экологического вызова».

Для того чтобы начался процесс решения глобальных проблем необходим пересмотр всех видов отношений: отношение человека к природе, человека к человеку и обществу, отношение к прошлому, к предкам. То есть необходимо изменить личностные ориентации человека, его сознание и его ценности.

Глобальные проблемы невозможно преодолеть без разрешения духовного кризиса человечества. В чем же проявляется современный духовный кризис? - В подрыве духовных основ личности и нарастании множества разрушительных социальных явлений. К таким явлениям можно отнести потерю смысла жизни и этических ориентиров многими нашими современниками, пьянство и наркоманию, проституцию и сексуальные отклонения, стремление многих людей исключительно к материальному обогащению и чувственным наслаждениям, рост преступности и всевозможного насилия, массовые стрессы и психические заболевания, социальный эгоизм и нетерпимость и некоторые другие.

Законодательные, полицейские, медицинские меры в преодолении этих пороков оказываются неэффективными без обращения к внутреннему миру человека и его духовным принципам. Что же их (духовные принципы) укрепляет и развивает? Религиозные положительные традиционные учения, образование, философия, наука, высокое искусство — все, что относится к сфере подлинной духовной культуры человечества. Очевидно, что проблема духовного кризиса — это проблема мировоззрения человека и духовной культуры общества. Именно в этих направлениях необходимо концентрировать усилия для преодоления духовного кризиса.

В третьей группе проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, образования).

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.