Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Информационное обеспечение изучения спроса на продукцию и услуги предприятий общественного питания





Изучение спроса на продукцию и услуги общественного питания предполагает наличие соответствующего информационного обеспечения.

Информационное обеспечение представляет собой систему сбора и обработки данных, позволяющих осуществить изучение состояния спроса в статистике и динамике и выявить возможности управления данным процессом, то есть это комплексное понятие, включающее информацию о спросе; методы ее сбора, обработки и анализа; организацию работы по сбору, обработке, анализу, формированию базы данных, ее хранение и передаче.

Глубина и обоснованность результатов исследований спроса зависят от того, насколько достоверна, достаточна, сопоставима получаемая информация. Учитывая комплексный и многогранный характер спроса и большой объем сведений о нем, получение полной информации в современных условиях зависит еще и от технической вооруженности исследования.

Все издержки можно разделить на две группы: явные и неявные.

Явные издержки - это альтернативные издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете. Их еще часто называют бухгалтерскими. В соответствии с действующим законодательством не все затраты, которые несет предприятие, включаются в бухгалтерские издержки. Часть затрат, осуществляемых предприятием, производится за счет прибыли. Бухгалтерские издержки -- явные затраты, относимые, согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции [7, c.99].



1. К материальным явным затратам относятся: стоимость товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных материалов, используемых дли упаковки, хранения, обеспечения нормальной) торгово-технологического процесса; сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость работ и услуг, оказываемых другими предприятиями данному предприятию, топлива всех видов и др.

2. К затратам на оплату труда относятся выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты, различного рода премии, надбавки к заработной плате, оплата отпусков и т.д.

3. Отчисления на социальные нужды и другие отчисления -- отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд содействия занятости населения и др.

4. Амортизация основных фондов -- процесс переноса стоимости основного капитала по мере износа на реализуемую с его помощью продукцию и использование этой стоимости в последующем для приобретения, возобновления выбывших основных фондов.

5. К прочим затратам относятся разного рода платежи за использование собственных и заемных оборотных средств (процент за пользование банковским кредитом), заемных основных средств (арендная плата, другие отчисления и налоги, относимые на издержки обращения).

Неявные издержки -- альтернативные издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести те платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использование принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателе в выбранной им отрасли деятельности.

Расходы на реализацию торговых предприятий классифицируются по:

ѕ участию в образовании стоимости

По этому признаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

Чистые расходы на реализацию -- это затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых расходов на реализацию обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. К чистым расходам на реализацию торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др.

Дополнительные расходы на реализацию -- это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения. К дополнительным расходам на реализацию относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.

В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных расходов на реализацию. Но отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что существует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Это связано с тем, что при наличии насыщенного рынка важнейшим фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей. Соответственно, более быстрыми темпами возрастают расходы, направляемые именно на совершенствование процесса обслуживания, т.е. возрастает доля чистых издержек обращения в общей их сумме [24, c.107];

ѕ подотраслям деятельности.

По этому признаку можно выделить расходы на реализацию:

ѕ розничных торговых предприятий;

ѕ оптовых торговых предприятий;

ѕ предприятий массового питания.

Классификация расходов на реализацию по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности предопределяет высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях массового питания, а наиболее низкий -- на предприятиях оптовой торговли. Различия торговой технологии детерминируют различия в составе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности (например, в затраты предприятий питания включаются не только расходы на реализацию, но и издержки производства), которые в конечном итоге в значительной степени предопределяют разницу в подходах к ценообразованию;

ѕ выполняемым задачам.

По этому признаку все расходы на реализацию можно разделить на операционные и административно-управленческие.

Операционные расходы на реализацию -- это расходы торговых предприятий, которые связаны с осуществлением основной деятельности, т.е. обусловлены непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся транспортные расходы; заработная плата персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др.

Административно-управленческие издержки -- это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппарата управления, т.е. обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретного предприятия. К административно-управленческим издержкам относятся расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и расходы по командировкам и др. [24, c.108];

ѕ способу распределения по товарным группам.

По этому признаку все расходы на реализацию торговых предприятий делятся на прямые и распределительные (косвенные).

Прямые расходы на реализацию -- это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов.

Распределительные (косвенные) расходы на реализацию - это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе, вследствие чего их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов;

ѕ степени зависимости от изменений объема товарооборота. По этому признаку все издержки обращения делятся на условно-переменные и условно-постоянные [24, c.108].

Во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинального дохода (валовой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки [17, c.183].

Факторы, влияющие на величину расходов на реализацию товаров

Основными факторами, определяющими сумму и уровень расходов на реализацию, являются: внешние и внутренние.

К внешним можно отнести:

ѕ поведение покупателя;

ѕ объем спроса и предложения, их соотношение;

ѕ местоположение предприятия;

ѕ сегмент рынка;

ѕ уровни конкуренции, сервиса, предлагаемого конкурентами:

ѕ состояние экономики страны, уровень инфляции, налоги, процентные ставки, минимальную зарплату и т. д.;

ѕ уровень нормативных величин;

ѕ ориентацию на затратный или антизатратный принцип ведения хозяйства;

ѕ платежную дисциплину, состояние кредитно-денежной системы.

Внутренние факторы по характеру действия подразделяются на две группы прямого и косвенного воздействия как на издержкоемкость товара, так и на уровень расходов, связанных с функционированием торгового предприятия в целом.

Издержкоемкость товара зависит от вида, потребительских свойств, качества товара, уровня его конкурентоспособности, подготовленности к реализации, применяемых методов продажи, трудоемкости, жизненного цикла, ресурсообеспеченности, эффективности использования товарных ресурсов, товарооборачиваемости и др. (непосредственное воздействие).

Совокупные издержки предприятия складываются из издержкоемкости реализации самого товара и общих затрат, которые несет предприятие по организации торгового процесса и функционированию предприятия.

К факторам прямого воздействия относятся:

ѕ объем и структура товарооборота;

ѕ издержкоемкость товаров;

ѕ производительность труда;

ѕ увеличение в структуре товарооборота удельного веса менее или более издержкоемких товаров;

ѕ мощность торгового предприятия и его складских помещений;

ѕ рациональное использование всех видов ресурсов;

ѕ сокращение звенности товародвижения;

ѕ доля мелкооптовой продажи в общем объеме товарооборота;

ѕ транспортировка (вид транспорта, эффективность его использования);

ѕ затраты на управление заказами и др.

Анализ расходов на реализацию направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.

Задачей полного анализа расходов на реализацию является определение:

ѕ динамики и степени выполнения плана расходов на реализацию по общему уровню и отдельным статьям расходов;

ѕ размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня расходов на реализацию по сравнению с их плановым уровнем и в динамике;

ѕ величины экономии или перерасхода средств (по общему уровню издержек и отдельным статьям);

ѕ изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;

ѕ уровня затрат на реализацию отдельных видов товаров;

ѕ различий по сравнению с издержками конкурентов [17, c.185].

По итогам анализа составляется объяснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению издержками и ликвидации нерациональных текущих расходов в торговле.

Абсолютное отклонение (экономия или перерасход) представляет собой разницу между фактической и плановой суммой расходов на реализацию (или в динамике).

Изменение уровня расходов на реализацию рассчитывается как отклонение фактического уровня от плана или данных прошлого периода.

Темп изменения уровня расходов на реализацию определяется отношением размера изменения их уровня к базисному уровню, выраженным в процентах. Темп изменения показывает, насколько процентов изменился уровень расходов на реализацию по отношению к базисному уровню, если последний принять за 100 %.

Относительная экономия (перерасход) определяется умножением размера изменения уровня расходов на реализацию на фактический розничный товарооборот и делением произведения на 100.

Показатель затратоотдачи исчисляется отношением товарооборота к сумме расходов на реализацию.

При анализе состава и структуры расходов на реализацию оценку выполнения плана и динамику по статьям условно-переменных расходов следует давать по их уровню. В то же время условно-постоянные расходы изучают прежде всего по абсолютным данным [17, c.186].

Наиболее сложным этапом анализа расходов на реализацию в торговле является количественный расчет влияющих на динамику факторов.

Для измерения влияния степени выполнения плана или динамики товарооборота на расходы на реализацию делают пересчет базисных расходов на фактический товарооборот. По переменным статьям издержек считают, что перевыполнением плана розничного товарооборота пропорционально возрастают их суммы, а уровень остается неизменным -- базисным. Пересчитанную базисную сумму условно-переменных расходов определяют умножение фактического объема товарооборота на их базисный уровень и делением полученного произведения на 100.

Пересчитанный базисный уровень условно-постоянных расходов определяют отношением их базисной суммы к фактическому товарообороту и умножением полученного произведения на 100.

Влияние изменения объема товарооборота на сумму условно-переменных расходов определяется как разность между пересчитанной и базисной суммами, а на уровень условно-постоянных расходов -- как разность между их пересчитанным базисным уровнями.

Для расчета влияния цен на уровень расходов на реализацию необходимо иметь данные об индексах цен на товары, индексах транспортных расходов, ставок арендной платы, тарифов на коммунальные услуги, должностных окладов, тарифных и процентных ставок за пользование банковскими кредитами. Затем уровень издержек по отдельным статьям пересчитывается в сопоставимые цены и тарифы. Разница между уровнями расходов на реализацию в действующих и сопоставимых ценах составляет влияние ценового фактора [17, c.187].

На заключительном этапе анализа обобщаются результаты всех проведенных расчетов и разрабатываются мероприятия, способствующие соблюдению режима экономии, устранению непроизводительных расходов и потерь, обеспечению правильных пропорций между различными количественными и качественными показателями деятельности торгового предприятия, обеспечению конкурентоспособности затрат при конкурентоспособности торговых услуг [17, c.190].

Основной задачей прогнозируемых расчетов расходов на реализацию на перспективу является определение оптимального уровня затрат, при котором возможно наращивание объемов реализации и прибыли без уменьшения высокого качества обслуживания покупателей.

Существуют следующие способы планирования расходов:

Прямая калькуляция исходя из целей, возможностей, ресурсов, эффективности их использования, компетентности работников предусматривает подсчет всех затрат, сложившихся или прогнозируемых предприятием.

Обратная калькуляция предполагает расчет издержек по остаточному принципу исходя из среднеотраслевого уровня затрат, уровня затрат конкурентов.

При планировании руководствуются различными методами:

С использованием технико-экономических нормативов.

Экономико-математическое моделирование.

Технико-экономические нормативы применяются при определении затрат труда, расходов на транспорт, на содержание помещений и инвентаря, расходов по таре и другое. Если требуется определить расходы по перевозке грузов, необходимо учесть: объем грузооборота на норму тарифов за погрузоразгрузочные работы.

Вариантные расчеты при выполнении плана расходов на реализацию делятся на несколько вариантов расчетов, в основу которых берутся прогрессивные нормативы, и следует выбрать оптимальный вариант.

Экономико-математическое моделирование осуществляется с помощью математических расчетов и персональных компьютеров. Устанавливаются определенные соотношения между объемом и структурой оборота и издержками обращения, транспортными расходами и другими затратами.

Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексе методы возможных и технологических расчетов.

План по расходам на реализацию представляет собой смету расходов, в которой указана общая сумма расходов и общий уровень расходов на реализацию, а также сумму и уровень расходов по каждой статье расходов на реализацию.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.