Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И ВАЛОВОГО ДОХОДА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ





Анализ прибыли проводится в целом по торговому предприятию, его подразделениям, видам деятельности (розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание).

Анализ прибыли начинается с изучения динамики массы прибыли и анализа выполнения плана прибыли, если он был разработан на данном предприятии. При анализе прибыли определяется сумма перевыполнения (недовыполнения) плана прибыли, ее увеличение (уменьшение) в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, а также рассчитываются, процент выполнения плана по прибыли, темп ее изменения по сравнению с предыдущими годами. Такой анализ целесообразно проводить в разрезе отдельных видов прибыли (прибыль от реализации товаров, прибыль финансово-хозяйственной деятельности, чистая прибыль).

Анализ прибыли торгового предприятия необходимо проводить не только путем сравнения фактически достигнутых результатов с планом или с показателями за аналогичный период прошлых лет, но также путем проведения более углубленного исследования, целью которого является определение и количественная оценка влияния на прибыль отдельных факторов.

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, и среднего уровня издержек обращения.

Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле:



Вл. Т = [Р0 (Т1 - Т0)] / 100,

где Вл. Т -- влияние изменения объема товарооборота, руб.;

Ро -- уровень рентабельности в предшествующем году (или по плану), %к обороту;

Т1 -- фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.-

Т0 -- объем товарооборота в предшествующем году (по плану) руб.

Влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется по формуле:

Вл. УВД = [Т1 (УВД1 - УВД0)] / 100,

где Вл. УВД -- влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, руб.;

Т1 -- фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;

УВД1 -- уровень валового дохода в отчетном году, % к обороту;

УВД0 -- уровень валового дохода в предшествующем году (по плану), % к обороту.

Изменение уровня издержек обращения определяется по формуле:

Вл. УИО = [Т1 (УИО1 - УИО0)] / 100,

где Вл. УИО -- влияние изменения уровня издержек обращения, руб.;

Т1 -- фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;

УИО1 -- уровень издержек обращения в отчетном году, % к обороту;

УИО() -- уровень издержек обращения в предыдущем году (по плану), % к обороту.

При этом направление влияния на изменения уровня издержек обращения сумму прибыли меняется, так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли и наоборот.

На сумму прибыли оказывают влияние и прочие операционные и внереализационные доходы и расходы. Это влияние определяется по абсолютной величине отклонений данных отчетного года по сравнению с предшествующим годом. Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить раздельно, по отдельным их видам.

Определяющее влияние на сумму прибыли оказывает валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия, который представляет собой сумму реализованных торговых надбавок за минусом суммы налога на добавленную стоимость. Сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной -- от уплаченных налогов. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется прямым счетом путем сравнения отчетных данных с данными предшествующего года (плана).

Сумма реализованных торговых надбавок, остающаяся в распоряжении предприятий торговли, зависит от изменения их среднего уровня в процентах к обороту и объема розничного товарооборота, влияние которых измеряется методом разницы. Так, для определения влияния на сумму реализованных торговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия, изменения их среднего уровня необходимо произвести расчет по следующей формуле:

Вл. УТН = [(УТН1 - УТН0) Т1] / 100,

где Вл. УТН -- влияние изменения среднего уровня торговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия, на сумму реализованных торговых надбавок, руб.;

УТН1 -- средний уровень торговых надбавок, остающихся в распоряжении предприятия в отчетном году, % к обороту;

УТН0 -- средний уровень торговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия в предшествующем году (по плану), % к обороту;

Т1 -- фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.

Влияние изменения объема товарооборота на сумму торговых надбавок, остающихся в распоряжении торгового предприятия, рассчитывается по формуле:

Вл.Т = [УТН0 (Т1 - Т0)] / 100,

где Вл.Т -- влияние изменения объема товарооборота на сумму торговых надбавок, остающихся в распоряжении предприятия, руб.;

УТН0 -- средний уровень торговых надбавок, остающихся в распоряжении предприятия в предшествующем году, % к обороту;

Т0 -- объем товарооборота в предшествующем году, руб.

Далее изучаются факторы, влияющие на средний уровень валового дохода. Он может изменяться в результате изменения структуры товарооборота (размеров торговых надбавок на отдельные товары и товарные группы). Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими торговыми надбавками ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяется с помощью процентных чисел с использованием метода разница.

Анализ выполнения плана по прибыли и валовому доходу, их динамики, основных факторов, влияющих на их величину, следует дополнить анализом направлений использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом анализуются как абсолютные суммы использования прибыли на те или иные цели, так и структура ее использования, которая может быть проанализирована с помощью системы коэффициентов.

Коэффициент налогообложения прибыли рассчитывается по формуле:

Кнп = НП/ВП,

где Кнп -- коэффициент налогообложения прибыли;

НП -- сумма налога на прибыль и другие налоги, выплачиваемые за счет прибыли, руб.;

ВП -- валовая прибыль, руб.

Данный коэффициент показывает, какая доля прибыли торгового предприятия изымается у торгового предприятия в бюджеты различных уровней в виде налогов и сборов.

Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (коэффициент чистой прибыли), может быть определен по формуле:

Кчп = ЧП/ВП,

где Кчп -- коэффициент чистой прибыли;

ЧП -- чистая прибыль предприятия, руб.

Данный коэффициент характеризует долю прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия (Кнп + Кчп = 1).

Коэффициент капитализации прибыли, характеризующий ее долю, направляемую на производственное развитие предприятия, определяется по формуле:

Ккп =ФН/ЧП,

где Ккп -- коэффициент капитализации прибыли;

ФН -- сумма прибыли, направляемая в фонд накопления предприятия, руб.

Коэффициент потребления прибыли:

Кпп = [ФП или ФСС + ФП] / ЧП,

где Кпп -- коэффициент потребления прибыли;

ФП --сумма прибыли, направляемая в фонд потребления, руб.;

ФСС -- сумма прибыли, направляемая в фонд социальной сферы, руб.

Коэффициент резервирования прибыли:

Крн = РФ / ЧП

где Крн -- коэффициент резервирования прибыли;

РФ --сумма прибыли, направляемая в резервный фонд, руб.

Для оценки эффективности использования прибыли, направляемой на потребление, могут быть использованы следующие коэффициенты:

Квс = ЧПс / ЧП,

где Квс -- коэффициент выплаты прибыли собственникам предприятия;

ЧПс -- сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам

предприятия, руб.;

Кун = ЧПнср / ЧП

где Кун-- коэффициент участия персонала предприятия в прибыли;

ЧПнср -- сумма чистой прибыли, выплаченная персоналу предприятия, руб.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО ДОХОДА В ПРЕДПРИЯТИИ

Планирование валового дохода - одна из важнейших стадий экономического обоснования финансового плана предприятия, определения чистой прибыли, пропорций ее использования. Рассчитывается по видам деятельности: доход по основной деятельности; доходы от реализации продукции производственных предприятий и цехов, от тарных баз, автотранспортных хозяйств, вычислительных центров, ремонтно-строительных работ подведомственных предприятий коммунального хозяйства и бытового обслуживания и др.

Плановые расчеты валового дохода базируются на его анализе за предшествующий период.

Непосредственное влияние на величину валового дохода предприятия оказывают:

- объем и структура товарооборота;

- размер торговых надбавок на отдельные товары;

- звенность товародвижения;

- объем мелкооптовой продажи товаров;

- доля фасованных товаров в товарообороте;

- размер уценки товаров и прочие потери товаров.

На подготовительном этапе следует рассчитать сумму реализованного валового дохода по формуле:

Др = Дон + Дп - Док,

где Др - реализованного валового дохода за отчетный период;

Дон - остаток валового дохода на начало периода;

Дп - валового дохода за отчетный период;

Док - остаток валового дохода на конец периода.

Сумма нереализованного валового дохода на конец периода определяется по формуле:

Док' = у То,

где Док' - сумма нереализованного валового дохода;

у - средний уровень валового дохода на остаток товара;

То - остаток товаров.

Затем приступают к непосредственному анализу.

Влияниеизменения объема товарооборотана величину валовых доходов

определяют путем умножения среднего базисного уровня реализованных торговых надбавок на сумму изменения товарооборота и деления на 100.

Чтобы измерить влияние изменения среднего уровнявалового дохода на их сумму, нужно фактический товарооборот умножить на размер изменения уровня реализованных торговых надбавок и разделить на 100.

Размер увеличения или уменьшения величины валового дохода от изменения уровня торговых надбавок также определяется путем умножения объема продажи конкретного товара за время действия измененной надбавки в анализируемом периоде на размер изменения уровня и делении на 100.

Влияние товарной структурытоварооборота предопределено подтоварной дифференциацией надбавок. Чем больше продается товаров с высокими уровнями надбавок, тем больше и общая сумма этих надбавок. Влияние изменения структуры товарооборота на средний уровень торговых надбавок можно определить способом процентных чисел.

Звенность товародвижениявлияет на сумму и уровень доходов от надбавок как в оптовой, так и в розничной торговле. В оптовой торговле это связано с различиями надбавок в зависимости от степени участия в сбыте товаров, соотношения форм товародвижения и путей перевозок товаров. Для валового дохода розничной торговли звенность товародвижения играет роль в отношении тех товаров, по которым оптовые предприятия взимают наценку при поставке со складов. Чем выше доля транзитных поставок таких товаров в адрес розничных предприятий, тем больше их валовой доход за счет уменьшения выплаты наценок оптовому звену.

Изменение звенности товародвижения оказывает непосредственное влияние на величину валового дохода, поскольку уменьшение промежуточных звенье на пути движения товара снижает затраты розничного звена. На основе данных выполнения договора поставка товаров со складов оптовых рассчитывается величина изменения валового дохода от реализации путем умножения размера изменения складского товарооборота на средний размер торговой надбавки по этим товарам, на величину наценки в пользу оптовой базы и делением результата на 100.

Валовой доход предприятия исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода является его сумма (размер) и относительным - уровень (процентное отношение суммы валового дохода к товарообороту).

Планирование валового дохода можно производить методом технико-экономических расчетов и экономико-статистическим методом. В первом случае плановая сумма валового дохода от реализации определяется на основе объема и структуры (при необходимости и внутри групповой ассортиментной структуры) планового задания по товарообороту и установленных размеров торговых надбавок. Сумма торговых надбавок по каждой товарной группе рассчитывается умножением объема товарооборота по каждой товарной группе на размер надбавки и делением полученного результата на 100. Общий валовой доход от реализации по предприятию определяется путем суммирования валового дохода по отдельным товарным группам. Деления общей суммы на товарооборот и умножением на 100 рассчитывается средний уровень валового дохода в % к товарообороту.

Распределение суммы валового дохода от реализации по кварталам может производиться следующими двумя способами. Первый - для небольших предприятий, где валовой доход от реализации распределяется пропорционально товарообороту каждого квартала. Этот метод прост в расчетах, но он не учитывает изменений в продаже отдельных товарных групп по кварталам.

Поэтому более обоснованным является второй способ, когда сумма валового дохода по кварталам распределяется пропорционально весу продажи отдельных товарных групп в каждом квартале. Расчет производится умножением среднего уровня торговой скидки по каждой товарной группе на удельный вес продажи этих товаров в соответствующем квартале (процентные числа). Полученные процентные числа по товарным группам суммируются, и результат делится на 100. Этим расчетом получают средний уровень валового дохода в соответствующем квартале и сумму валового дохода от реализации определяют от планового задания по реализации.

Затем рассчитываются доходы от других видов деятельности предприятия. Величина этих доходов определяется по каждому виду, методом экспертных оценок, на основе имеющихся отчетных данных за предплановый период. Полученные суммы объединяются в свободном плане валового дохода.

План валового дохода предприятий является одной из важнейших предпосылок планирование чистой прибыли. В то же время потребность предприятий в чистой прибыли оказывает обратное воздействие на планирование валового дохода.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.