Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок и особенности ценообразования в общественном питании.





Порядок ценообразования в организациях общественного питания имеет свои особенности. В отличие от порядка формирования цен на выпускаемую продукцию в сфере промышленности, в общественном питании цены формируются исходя из прямых затрат, которые включают в себя стоимость сырья, а также торговых надбавок и наценок, предназначенных для возмещения издержек на производство и реализацию продукции и получения прибыли. При этом все остальные виды затрат (кроме покупной стоимости товаров и сырья) включаются в состав издержек на реализацию.

В соответствии с Указом Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» регулирование наценок на продукцию организаций общественного питания осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом путем установления предельных размеров наценок для организаций категории люкс, высшая, первая, вторая, третья.

Дифференцированное установление наценок на продукцию собственного производства и покупных товаров в зависимости от наценочной категории обусловлено существующими различиями в технологии приготовления, реализации и организации потребления производимой продукции и товаров.

На территории г.Минска предельный размер применяемых наценок для организаций общественного питания определен Инструкцией о порядке формирования цен, включая применение наценок, в торговых объектах общественного питания г.Минска, утвержденной решением Минского горисполкома от 23.08.2007 № 1900. Так, согласно п.7 названной Инструкции на территории г.Минска в зависимости от наценочной категории объекта общественного питания на продовольственное сырье и пищевые продукты при реализации их порциями и использовании для приготовления продукции собственного производства устанавливаются предельные наценки к розничным ценам в следующих размерах:



250 % - для категории люкс;

200 % - для высшей категории;

150 % - для первой категории;

70 % - для второй категории;

40 % - для третьей категории.

При формировании цен на блюда, реализуемые в обеденное время (по отдельному меню) в объектах общественного питания категорий люкс, высшей, первой, предельный уровень наценки составляет 70 %.

Обращаем ваше внимание на то, что конкретные размеры наценок, но не выше предельных, определяются и утверждаются руководителем торговой организации. Превышение предельных торговых надбавок и наценок, установленных облисполкомами и Минским горисполкомом при формировании цен является нарушением дисциплины цен.

Согласно Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденному постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (далее - Положение № 43), продажные цены на продукцию собственного изготовления могут также формироваться на основе себестоимости и норматива рентабельности. При этом сырье и товары включаются в калькуляцию по ценам приобретения. Цены на покупные товары, поступившие в организации общественного питания по отпускным ценам и реализуемые без кулинарной обработки, устанавливаются с добавлением торговой надбавки. Наценки в пользу организаций общественного питания в этом случае не применяются, за исключением товаров, продаваемых в разлив и порционно.

Исходя из подп.3.9 п.3 Положения № 43 при формировании цен организациями общественного питания, осуществляющими расфасовку готовой продукции (товаров) или полуфабрикатов в одноразовые упаковочные материалы, которые в соответствии с нормативно-технической документацией выпускаются предприятиями-изготовителями в такой упаковке, расходы по фасовке (в т.ч. стоимость упаковочных материалов по цене приобретения) необходимо добавлять к отпускным ценам предприятий-изготовителей с взиманием торговой надбавки. Товары, расфасованные в одноразовые упаковочные материалы (пакеты, коробки, стаканы, баульчики), реализуются по сформированным розничным ценам, увеличенным на размер цены приобретения упаковочного материала.

При организации выносной (выездной) торговли, при продаже напитков, бульонов и т.д. в розлив стоимость одноразовой посуды по ценам приобретения может взиматься дополнительно сверх стоимости реализуемых товаров.

При продаже напитков, бульонов и т.д. через торговые автоматы цена реализации порции должна указываться на выставочных ярлыках с учетом стоимости одноразовых стаканчиков по цене приобретения.

Отнесение торгового объекта общественного питания к определенной наценочной категории осуществляется на основании Инструкции о порядке отнесения торговых объектов общественного питания к соответствующим наценочным категориям по уровню обслуживания потребителей, утвержденной постановлением Минторга РБ от 08.01.2004 № 1, с учетом изменений, внесенных постановлением Минторга РБ от 14.12.2007 № 70 (далее - Инструкция № 1). В соответствии с п.5Инструкции № 1 при отнесении торгового объекта общественного питания к наценочным категориям люкс, высшая юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченное им лицо должны представить в Минторг РБ соответствующее заявление (см. п.8 Перечня административных процедур, совершаемых Министерством торговли в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.10.2007 № 1389).

При отнесении торгового объекта общественного питания к первой наценочной категории юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченное им лицо представляют заявление в орган управления торговлей, общественным питанием областного (Минского городского) исполкома. При отнесении торгового объекта ко второй наценочной категории соответствующее заявление представляется в орган управления торговлей, общественным питанием Минского городского, районного и городского исполкома.

Заявление заполняется по форме согласно приложению к Инструкции № 1.

Представленные документы рассматриваются комиссией по присвоению торговым объектам общественного питания соответствующих наценочных категорий в составе 3-5 человек. На основании решения комиссии органом управления торговлей, общественным питанием юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному им лицу выдается документ (приказ или заключение) о присвоении соответствующей наценочной категории торговому объекту общественного питания на срок не более 5 лет.

Вместе с тем следует учитывать, что органы управления торговлей, общественным питанием, присвоившие торговому объекту общественного питания соответствующую наценочную категорию, должны проводить не реже одного раза в 3 года проверку соответствия торгового объекта общественного питания присвоенной наценочной категории.

Необходимо иметь в виду, что при формировании продажной цены блюд и изделий в их цену включается также налог на добавленную стоимость, который, как правило, учитывается на субсчете 42-3 «Налог на добавленную стоимость в цене товаров» бухгалтерского счета 42 «Торговая наценка». При исчислении налога на добавленную стоимость следует руководствоваться Законом РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (далее - Закон № 1319-XII) и Инструкциейо порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 05.02.2007 № 22. Стоит отметить, что согласно подп.2.5 п.2 ст.3 Закона № 1319-XII освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми детских дошкольных учреждений, столовыми учреждений здравоохранения.

Действующим законодательством установлено, что цена реализации товаров предусматривает включение в нее местных налогов и сборов, в частности, налога с продаж товаров в розничной торговле (далее - налог с продаж) и налога на услуги.

Субъектам хозяйствования г.Минска следует руководствоваться Инструкцией о налоге с продаж товаров в розничной торговле и Инструкцией о налоге на услуги, утвержденными решением Мингорсовета от 28.12.2007 № 102. Исходя из названных инструкций плательщиками налога с продаж и налога на услуги являются организации, определенные п.2 ст.13 Общей части Налогового кодекса РБ, и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции), осуществляющие:

- розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты на территории г.Минска (плательщики налога с продаж). При этом объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров РБ; на 2008 г. такой перечень утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.03.2008 № 453);

- на территории г.Минска операции по оказанию услуг, являющихся объектом обложения налогом на услуги (плательщики налога на услуги). Напоминаем, что объектом обложения налогом на услуги, в числе прочего, являются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг ресторанов (баров, кафе).

Экономическая наука изучала теорию цен сотни лет, и за это время было высказано немало суждений о возникновении понятия цены. Таким образом, было выявлено несколько основных факторов ценообразования: теория полезности, затраты труда и ценность.

К началу и в первой половине 19 века преобладающим толкования цены стало объяснение ее затратами труда, что произошло под влиянием работ А.Смита и особенно Д.Рикардо.

Адам Смит толковал стоимость как результат затрат труда работником, то есть сколько вложено в товар труда, такая стоимость и ожидается. Он утверждал: «Мерой стоимости является труд, как неизменный эталон. Все создается трудом».

Следующий мыслитель мирового уровня, который занимался этой проблемой, был Давид Рикардо. Он говорил, что труд не может быть эталоном. Его стоимость меняется еще значительнее, чем золото в различных условиях и навыках. В разное время производство одного товара требует существенно отличающихся затрат труда. Т.е. с помощью труда в качестве эталона в рыночной среде ничего нельзя определить. Но при этом можно трактовать взгляды Д. Рикардо так, что цена зависит от общих затрат труда (капитала и текущего труда), а доход тем больше, чем меньшие текущие затраты труда. Но в любом случае стоимость соответствует затраченному труду.

Преобладание «трудового» истолкования ценности стало возможным потому, что сторонники «полезности» не смогли объяснить очевидных противоречий реальной жизни: низких цен на товары, имеющие самое насущное значение для потребителя. В 70х годах XIX века произошла так называемая маржиналистская революция, возникла знаменитая австрийская школа с ее «предельной» полезностью. Одновременно в Англии и Швейцарии появились работы, излагавшие те же идеи в математической форме. Это стало большим достижением экономической науки. Новые успехи позволили, прежде всего, австрийцам, создать законченное монистическое учение и о формировании цен, о вменении ценности средствам производства, исходя из ценности предметов потребления, произведенных в ходе их использования, и роли капитала. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от зат-рат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат поку-пателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимо-сти, для объяснения цены в ней нет необходимости.

Австрийские ученые предложили убедительные схемы формирования цен и их взаимозависимости, тонкими и сложными рассуждениями показали, как осуществляется распределение дохода, в общем, сделали массу интересного и нужного. Вместе с тем сооруженное ими здание имело в некоторых местах призрачный характер. Это было связано с большими расхождениями между тем, как должен был вести себя покупатель или продавец в соответствии с их теорией, и тем, как он вел себя в реальной жизни. По австрийской теории потребитель должен считать предельную полезность и добиваться их равенства по всем необходимым ему товарам. В западных учебниках по экономике доказывается, что, хотя, конечно, никто этим не занимается, но наличие четких стабильных предпочтений в выборе товара позволяет истолковать потребителя так, как если бы он действительно вычислил предельные полезности. Это можно рассмотреть как некий компромисс между теорией и практикой. Но все-таки в австрийской школе были недооценены деньги в экономических измерениях, ведь они - универсальный измеритель и в числе прочего измеряют и полезность.

Существует также альтернативная теории цены - теория конкурентной цены. Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. И в настоящее время такой подход имеет смысл. Но на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и соответствующего повышения массы прибыли.

Когда же устанавливается равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития научно-технического, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами - аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

Механизмом формирования единых равновесных цен на рынке в массовых сделках является соотношения спроса и предложения по конкретным товарам. Зависимость между соотношением спроса и предложения была установлена в незапамятные времена и считалась общим местом в экономической науке.

Цена формируется при взаимодействии предложения, создаваемого предприятием, и спросом, который формируют покупатели. Предприятие, характеризуется, как правило, объемом выпуска, а рынок представлен кривой спроса.

По самой простой логике формирования кривой спроса всегда можно определить цену в зависимости от количества выпущенной продукции на рынке. На рис. 1 видно, что при заданной кривой спроса, каждому размеру выпуска всегда соответствует определенное значение цены (Р).

Пересечение вертикальной линии, характеризующей объем выпуска, с кривой спроса даст точку, которой соответствует цена реализации данного объема продукции.

Рис.1.Кривая спроса

Соотношение спроса и предложения выступает, во-первых, как показатель равновесия рынка по конкретным товарам, во-вторых, как средство достижения этого равновесия. Первое объяснение более общее, более описательное, оно касается непосредственно уровня цен, а второе исходит как бы из внутренних причин формирования ценности товара. Как это ни парадоксально звучит, действующая система цен сама является ценообразующим фактором.

Рассуждения о том, что цена образуется как компромисс между покупателем и продавцом, что этот компромисс фактически означает совпадение оценок полезности и затрат противостоящих сторон, обычно исходят из анализа отношений индивидуумов, отдельных лиц, участвующих в конкретной сделке. Но это, конечно, существенное упрощение реальной ситуации. Фактически в рамках рынка одновременно происходит множество сделок по одному и тому товару, цена на один и тот же товар, естественно, должна быть одинакова, ибо в этом и проявляется общественное назначение рынка. На рынке существует множество субъектов (покупателей и продавцов), хотя продавцов существенно меньше, каждый из них имеет различие по главному параметру - уровню затрат, а, следовательно, и размеру цены.

Но ведь аналогичные проблемы есть и покупателей. У каждого из них может быть своя шкала оценки данного товара по его предельной полезности, кроме того, они могут существенно различаться по уровню доходов, и, стало быть, их мнения по поводу приемлемой цены также существенно различны. Так появилась современная теория ценности. Термин «ценность» характеризует именно оценку данного продукта с точки зрения участников экономических отношений, именно ценность является базой формирования цен, это вытекает из филологического, и из экономического толкования ситуации. Речь идет не просто о том, чем руководствуются продавец и покупатель в момент совершения сделки, но и о всех предшествующих действиях и решениях субъектов сделки: организации производства и реализации, формировании и распределении доходов и т.п. И все эти связанные с куплей-продажей товара обстоятельства рассматриваются не сами по себе, а с точки зрения воздействия на ценность товара, речь идет об оценке факторов производства, распределении доходов и т.п.

В современном понятии определение цены как сложной экономической категории включает в себя совокупность таких понятий, как ценность, затраты труда, а также полезность товара для потребителя.

Зачем нужно использовать такую сложную, неоднозначную категорию цены? Нельзя ли обойтись без нее? Неоднократные попытки это сделать с треском провалились. И теория, и практический опыт многих поколений субъектов рынка доказывают, что без цены не обойтись. Связано это с теми основными функциями, которые выполняет в рыночной экономике цена и которые никакая иная категория выполнить не может или, по крайней мере, не сможет выполнить столь успешно.

Сущность цены проявляется через ее функции.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане - регулирования экономики.

Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобрела блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей - заниженные. Тем самым создаются перекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической, и на социальной почве.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняютстимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором - только цену.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены и на ценовой механизм людьми.

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.

В современной экономике цена является активным инструментом экономической политики, она является индикатором развития современного общества и производства товаров и услуг. Всплеск цены означает для особо чувствительных к цене потребителей, что придется отказаться от привычных товаров, на которые поднялась цена, в пользу других, более дешевых. Для инвесторов всплеск цены означает перелив капитала в более выгодные отрасли и производства.

Поэтому можно сказать, что цена не просто третий элемент рынка, но и важнейший регулятор баланса рыночного механизма.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.