Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные этапы развития психики в филогенезе





Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Критерием появления зачатков психики у живых организ­мов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) —'"" способность реагировать на жизненно не значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами' • жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительнос­ти является способность образовывать условные рефлексы —закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью.

Психика возникает и развивается у животных именно пото­му, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Рост сложности поведения обусловлен развити­ем психики животных.

Самые простые формы поведения появились вместе с пер­выми одноклеточными существами — это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

С развитием нервной системы появились рефлексы, опре­деляемые как более специфичные и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт — это врожденные, неиз­меняемые формы поведения, одинаковые у особей определен­ного вида, это врожденная последовательность, алгоритм ре­акций в ответ на строго определенные раздражители. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.

С развитием способности к научению животные получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обсто­ятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся сре­де, у них формируются индивидуальные формы поведения, навыки.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов. На ста­дии элементарной чувствительности животное (от амеб до на­секомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение опреде­ляется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его фор­мы закреплены генетически.

На стадии предметного восприятия отражение действитель­ности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально при­обретенные навыки поведения.

На третьей стадии развития психики животных — стадии интеллектуального поведения — возникает способность живот­ного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, тре­бующих предварительных подготовительных действий для сво­его решения. Интеллектуальное поведение животных не выхо­дит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осу­ществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности че­ловека устойчивы уже в течение сорока тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельно­сти. Таким образом, материальная, духовная культура челове­чества — это объективная форма воплощения достижений пси­хического развития человечества.

Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мыш­ления, речи, языка, развитию общественно-исторических от­ношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек из­меняет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функ­ции— специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логи­ческая память, абстрактно-логическое мышление), опосредо­ванные применением вспомогательных средств, речевых зна­ков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функцийобразует сознаниечеловека.

Человек включен в мир, является частью мира. Нельзя понять человека, если не рассматривать, во что он встроен. Человек не наблюдатель в мире, он в мире живет, он — его часть. Природа—общество—культура — вот3 сферы мира, в которых живет человек.

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной по­требностью и потребностью в об­щении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно био­логическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной дея­тельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закре­пленные программы поведения (инстинкты). Научение ограни­чивается приобретением инди­видуального опыта, благодаря которому наследственные видо­вые программы поведения при­спосабливаются к конкретным условиям существования жи­вотного Передача и закрепление опыта че­рез социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта по­колений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогатель­ные средства, орудия, но не со­храняют их, не используют ору­дия постоянно. Животные не способны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа бу­дущего действия, т. е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соот­ветствии со своими потребностями

 

Но психика человека это не только сознание, но и бессозна­тельное.

Сознание и бессознательное работают в режиме гармони­ческого единства:

• в зоне ясного осознания человека находили лишь частьпостоянных сигналов, они используются для осознанно­го управления поведением;

• выбор стратегии поведения;

• поиск новых способов решения;

• остальные сигналы используются для регуляции процес­сов, но на подсознательном уровне, для регуляции пове­дения, протекающего без непосредственного участия со­знания.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ проявляется:

• в психических явлениях во сне;

• в автоматизированных движениях в некоторых неосоз­нанных побуждениях к деятельности;

• в реакциях на неосознанные раздражители.

ВОПРОС 7

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психическо­го процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрство­вания человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздей­ствиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познаватель­ные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — ак­тивные и пассивные переживания; волевые ~ решение, испол­нение, волевое усилие и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечиваю­щий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы проте­кают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следует понимать опреде­лившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышен­ной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психи­ческие состояния. При одном психическом состоянии умствен­ная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факто­ров, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое со­стояние, например внимание, проявляющееся на уровне актив­ной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, гру­стное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интерес­ные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической дея­тельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный ка­чественно-количественный уровень деятельности н поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифи­цировать в соответствии с группировкой психических процес­сов, на основе которых они формируются. Отсюда можно вы­делить свойства интеллектуальной, или познавательной, воле­вой и эмоциональной деятельности человека. Для примера при­ведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдатель­ность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, эффектив­ность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтези­руются и образуют сложные структурные образования личнос­ти, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеа­лов, определяющую избирательность и уровень активности че­ловека); 2) темперамент (систему природных свойств личнос­ти — подвижность, уравновешенность поведения и тонус ак­тивности, — характеризующую динамическую сторону поведе­ния); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмо­циональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов проведения.

 

ВОПРОС 8







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.