Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды эмоциональных процессов и состояний





Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных пережива­ний приятного процесса и результаты практической деятельно­сти, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном сче­те служит цели удовлетворения его разнообразных потребнос­тей, постольку любые проявления активности человека сопро­вождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эво­люции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлет­ворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эво­люции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предуп­реждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворе­ния органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в дан­ный момент потребности, значения для ее удовлетворения пред­стоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внут­ренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются дру­гим людям, сопереживаются.



Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящи­ми в сферу культуры предметами, видами деятельности и людь­ми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В . отношении окружающего его мира человек стремится действо­вать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произ­вольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называ­ется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются на­строениями.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состо­яния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий приходится тратить на то, что­бы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результа­те всего этого, тем сильнее возникающий аффект, В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, быстро, сопро­вождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной органи­зации поведения, его разумности. Они способны оставлять силь­ные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая в результате аффектогенных си­туаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхо­да, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, ко­торая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобраз­ных и встречающихся только у человека эмоциональных со­стояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида дея­тельности или предмета (человека).

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявле­ниях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нрав­ственные потребности. Он обозначил их соответственно как орга­ническую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, пред­метные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преиму­щественно связанные с удовлетворением органических потреб­ностей. Предметные чувства связаны с обладанием определен­ными предметами и занятиями отдельными видами деятельно­сти. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они про­являются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

 

ВОПРОС 52

Теории эмоций

Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дар­вин создал биологическую концепцию эмоций, согласно кото­рой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохра­няющих в какой-то степени свой биологический смысл и вмес­те с тем выступающих в качестве биологически значимых сиг­налов для особей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является био­логическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассмат­ривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптими­зирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответству­ющей деятельности, а повторные неудачи в получении запрог­раммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных спосо­бов достижения цели.

Хотя наличие потребности представляет обязательное ус­ловие возникновения эмоции, оно вряд ли является единствен­ным и достаточным. Это положение явилось отправной точ­кой для построения П. В. Симоновым информационной тео­рии эмоций. Согласно П. В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

П. В. Симоновым сформулировано правило, согласно ко­торому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), ин­формацией, прогностически необходимой для организации дей­ствий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенап­равленного поведения (С), выражается формулой: Э =П(Н-С).

Из данной формулы следует, что 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при нали­чии потребности — если система вполне информирована, что 2) при дефиците наличной информации появляется отрицатель­ная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсут­ствия информации, что 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогно­стически необходимую для удовлетворения данной потребнос­ти. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматичес­кой информации, необходимой для достижения цели (удовлет­ворения потребности).

Джеймс и независимо от него Ланге предложили «перифе­рическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигна­лов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сиг­нал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил пара­доксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боим­ся, потому что дрожим».

В данном аспекте представляет интерес концепция Арноль­да, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выра­женным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Ар­нольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Теория Джеймса—Ланге сыграла-положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, пове­денческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощуще­ний, возникающих в результате периферических реакций. Ощу­щение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Далибор Биндра после критического анализа существую­щих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет дока­зательств, что эмоции вызываются только стимулами внеш­ней среды, а мотивации — только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве «эмоционального процесса», постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприя­тия, мотивации и т. п. Она не является также «промежуточной переменной», связывающей отдельные компоненты поведен­ческой реакции в целостный акт.

Биндра выдвигает собственную концепцию о «центральном мотивационном состоянии» — комплексе нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудитель­ных стимулов определенного типа. Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично-видовых действий.

 

ВОПРОС 53







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.