Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура личности по Фрейду





Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи в -ли на искусство, литературу, медицину и другие области на­уки, связанные с человеком. Названо это направление па име­ни Зигмунда Фрейда (1856—1939). На основе многолетних кли­нических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека со­стоит из 3-х компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я», «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией — -ли­бидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, коли­чество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиня­ется принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень «Я» сознания находится в состоянии по­стоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влече­ния. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и об­щество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть лично­сти, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чув­ства вины, стыда, укоров совести, «СВЕРХ-Я» не пускает ин­стинкты в *Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимирует­ся, трансформируется, воплощается в иных формах деятельно­сти, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, ка­ламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забыва­ния). Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спа­сения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление — непро­извольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО»; проекция — бес­сознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация — бессозна­тельная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. Становление психики у ребенка, формирование его сове­сти, Сверх-Я происходит через преодоление Эдипова комплек­са. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, вос­принимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодоле­вает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов ком­плекс (к 5—6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.



Ребенок является незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ребенком, а решение об удовлетворении этих желаний или отказе — принадлежит внешнему миру, родите­лям и другим людям. Стремление ребенка к удовлетворению своих желаний любой ценой по принципу удовольствия может лежать в основе асоциального его поведения. Лигль когда ре­бенок способен действовать по принципу реальности, учиты­вать требования социального окружения, анализировать и кон­тролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в дей­ствие — становится возможным переход к взрослому состоя­нию. Но следует учитывать, что продвижение к принципу ре­альности само по себе не гарантирует, что человек будет следо­вать социальным требованиям.

Развитие памяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. Так разумное мышление способствует пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям обще­ства и окружающего мира перестает быть простым подчинени­ем — оно становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и развитие мыслительных процессов — необходимые компоненты социализации ребенка, что откры­вает путь для новых механизмов социализации (таких как под­ражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда чело­век постепенно отказывается от личных преимуществ и учиты­вает интересы других людей, нормы морали и законы обще­ства. Процесс формирования личности протекает сложно, про­тиворечиво, что обуславливает множество случаев развития патологических характеров, невротических состояний, откло­нений в психике и поведении.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызы­вают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), при­дать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления — превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участво­вать в развитии личности). Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: «Превратить чрезмерные страда­ния невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повсе­дневности».

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сек­суальной сферы в жизни и психике человека, человек понима­ется в основном как биологическое сексуальное существо, ко­торое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с об­ществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкива­ясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, по­шли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяс­нении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных вле­чений заняли стремление к власти вследствие чувства непол­ноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архети­пы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, ис­кусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызы­ваемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психо­аналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, человек с позиции фрейдизма — это противо­речивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее су­щество, невротичное и конфликтное. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

 

ВОПРОС 101









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.