Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гуманистическая психология. Иерархия потребностей А. Маслоу





Гуманистический подход к пониманию человека проявляется в том, что человек рассматривается как изначально хорошее существо, которому потенциально присущи положитель­ные духовные качества и высшие духовные потребности к самосовершенствованию, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.)- Но эти духовные качества и потребности выс­тупают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться в случае неблагоп­риятных социальных условий окружения. Но даже если в дан­ный момент у человека положительные духовные качества и потребности не проявляются и он является негодяем или пол­ным ничтожеством, это не значит, что он таким останется на­всегда — все равно остается вероятность того, что высшие ду­ховные качества проявятся в будущем, поскольку они заложе­ны в каждом как потенции. Гуманистическая психология отно­сится к каждому человеку с оптимизмом и верой в его хорошие склонности.

Если фрейдизм изучает невротическую личность, жела­ния, поступки и слова, которые расходятся между собой, суж­дения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни», «Я обычно ис­кренен»), т. е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистическая пси­хология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личнос­ти, достигшие вершины личностного развития, вершины «са­моактуализации». Такие «самоактуализирующие» личности, к сожалению, составляют лишь 1—4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени раз­вития.

 

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области иссле­дования мотивации в США, разработал «иерархию потребнос­тей». Она состоит из следующих ступеней: ступень 1 — физи­ологические потребности — это низшие, управляемые органа­ми тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите. Ступень 2 — потребность в на­дежности — стремление к материальной надежности, здоро­вью, обеспечению по старости и т. п. Ступень 3 — социальные потребности. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потреб­ность в общении выражается очень сильно. Ступень 4 — по­требность в уважении, осознании собственного достоинства — здесь идет речь об уважении, пристиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень 5 — потребность в раз­витии личности, в осуществлении самого себя, в самореализа­ции, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.



Маслоу выявил следующие принципы мотивации челове­ка: 1) мотивы имеют иерархическую структуру; 2) чем выше! уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию; 3) пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момен­та выполнения низшие потребности перестают быть потребно­стями, т. е. они теряют мотивирующую силу; 4) с повышени­ем потребностей повышается готовность к большей активнос­ти. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые «неврозы существова­ния», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, мак­симально полно реализовать себя, свои способности, он посте­пенно переходит на высшую ступень личностного саморазви­тия.

 

ВОПРОС 109

Самоактуализация личности

«Самоактуализирующейся личности» присущи следую­щие особенности: 1) полное принятие реальности и комфорт­ное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, пони­мать ее);

2) принятие других и себя («Я делаю свое, а ты дела­ешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соот­ветствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»); 3) профессиональ­ная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; 4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; 5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям; 6) по­стоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; 7) раз­личение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хо­рошо для достижения цели»); 8) спонтанность, естественность поведения; 9) юмор; 10) саморазвитие, проявление способно­стей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; 11) готовность к реше­нию новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.

Активная позиция по отношению к действительности, изу­чение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что э отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую на. решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личности роста -— вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувству самоуважения — необ­ходимые условия для самоактуализации, т. к. человек может . понять себя, только получая информацию о себе от других людей.

Но почему самоактуализирующихся людей мало? Маслоу считает, что причин может быть несколько: неблагоп­риятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и высших потребностей; незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенство­ванию (комплекс Ионы); чрезмерное влияние потребностей безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой. Неудовлетворение высших метапотребностей — потребностей рос­та (Маслоу выделяет 14 высших духовных метапотребностей: стремление к целостности личности, совершенствова­нию, завершению, справедливости, порядку и закону, актив­ности функционирования, дифференциации и сложности, красоте, честности, открытости и простоте, доброте, уникальности и новизне, игре и юмору, истине и чести, независимо­сти и автономий, свободе) может не осознаваться человеком и не переживаться как осознанное желание, но тем не менее их неудовлетворение подавляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания — метапатологии (апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, неспособность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего либо добиваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утрата смысла жизни, уход в наркотики, пьянство),

Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие; пассивная позиция по отношению к действитель­ности; вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации лич­ности способствуют психологические и социальные факто­ры. Этапы деградации личности: 1) формирование психоло­гии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»); 2) со­здание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости; 3) созда­ние «чистоты» социального окружения — разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя; 4) создание культа «самокритики», призна­ния даже в совершении тех неодобряемых поступков, кото­рые человек никогда не совершал; 5) сохранение «священ­ных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии); 6) формиро­вание специализированного языка (сложные проблемы спрес­совываются до коротких, очень простых, легко запоминаю­щихся выражений). В результате всех этих факторов для че­ловека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясно­сти, упрощенности», формируется у человека несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда человек потерял «живот­ные инстинкты», потерял социальные нормы, традиции, оп­ределяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках.

 

ВОПРОС 110









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.