Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психосоматические заболевания и стресс





Психосоматические заболевания — это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и пси­хологический стресс. Классический набор психосоматических забо­леваний включает в себя бронхиальную астму, гипертоническую бо­лезнь, тиреотоксикоз, язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный арт­рит и ряд других болезней [3,4, 6, 8]. Психологические факторы игра­ют немаловажную роль и при других заболеваниях: мигренях, эндо-


90 Глава 3. Динамика стрессовых состояний


3.3. Негативные последствия длительного стресса 91


 


кринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. Однако следует различать истинные психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которых должно быть направлено, прежде всего, на их устранение и коррекцию (пси­хотерапия и психофармакология), и остальные заболевания, включая инфекционные, на динамику которых психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифиче­скую резистентность организма, и которые при этом не являются пер­вопричиной их возникновения. Существует несколько гипотез, объ­ясняющих происхождение психосоматических заболеваний (рис. 22).

Согласно одной из них, психосоматические заболевания являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и не­преодолимыми психотравмами.



Другая гипотеза связывает возникновение психосоматические симптомов с внутренним конфликтом между одинаковыми по интен­сивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Конфликты различного содержания вызывают определенные виды заболеваний.

Так, гипертоническую болезнь связывают с наличием конфликта между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребно­стью индивида во власти. Язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки связывают с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве. Согласно логике данной концепции, если болит желу­док — человек кого-то или что-то в своей жизни не переваривает, болит горло (ангина) — человек не высказывает своих претензий, ноги — чело­век не хочет куда-то ходить, например на работу, и т. д. Вот как, например, в рамках психоаналитической концепции развивается сахарный диабет: неразрешенные внутриличностные конфликты компенсаторно удовле­творяются актом еды, что приводит к формированию символической фор­мулы — еда равна любви. Это ведет к стабильной гипергликемии, которая ослабляет секреторную деятельность островков Лангерганса поджелудоч­ной железы. Как следствие происходит отождествление пищи с любовью, а состояние голода усиливается независимо от приема пищи. Формирует­ся «голодный» метаболизм, который соответствует метаболизму больного диабетом. Неосознанные страхи приводят к постоянному реагированию по типу «бегство-борьба» и сопровождаются гипергликемией, а так как психологическое напряжение не реализуется, то диабет может развивать­ся из начальной гипергликемии [6].

Согласно третьей гипотезе, неразрешимый конфликт мотивов (как и неустранимый стресс) порождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ от поискового поведения, что создает наиболее общую предпосылку к развитию психосоматических заболеваний.


Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии. На фо­не возникающего снижения резистентности организма к неблагопри­ятным факторам среды нарушается работа какого-то органа по прин­ципу «слабого звена», что обусловлено генетическими факторами или болезнями (травмами) в процессе онтогенеза.

Рис. 22.Гипотезы, описывающие возникновение психосоматических

заболеваний

Таким образом, согласно данной схеме, стресс является одним из ведущих факторов в развитии психосоматических заболеваний, при­чем его решающая роль в данном процессе доказана не только клини­ческими наблюдениями, но и в экспериментах на разных видах жи­вотных. Особенно показательными были опыты, проведенные на обезьянах, которые в качестве экспериментальной модели считаются наиболее близкими человеку.

Так, в одном эксперименте вожака стаи обезьян, который по своему стату­су обычно ел раньше других, отделили от остальных животных и на его глазах стали кормить других обезьян раньше его. Через некоторое время у вожака возникла гипертония. В другом эксперименте двух взрослых обезьян помещали рядом на специальных стульях, ограничивающих дви­жение. Обе обезьяны одновременно получали короткий удар электриче­ским током через каждые 20 секунд. Перед обезьянами располагались ры­чаги, причем у одной обезьяны рычаг был соединен с электрической цепью, и она могла прерывать раздражение, а у второй обезьяны рычаг не был подключен к электростимулятору. Очень скоро первая («ответствен-


92 Глава 3. Динамика стрессовых состояний


3.3. Негативные последствия длительного стресса 93


 


ная») обезьяна обучилась прерывать удары током, нажимая на рычаг, од­нако такая напряженная и ответственная работа привела к повышению кислотности ее желудочного сока. Через 23 дня работы в режиме «шесть часов токового воздействия -- шесть часов отдыха» «ответственная» обезьяна умерла от язвы двенадцатиперстной кишки. К этому времени у второй обезьяны («не ответственной»), не обнаружили признаков пора­жения кишечника, хотя она получала такое же количество ударов током, как и первая обезьяна1.

У людей эмоциональный стресс может приводить к еще более серьезным последствиям, включая развитие онкологических заболе­ваний. В последние годы исследователями из медицинской школы Хьюстона (США) получены убедительные доказательства того, что стресс может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний [23]. Как отмечают отечественные авторы, «зная о фармакологических эффек­тах стероидов, о возможности их прямого действия на геном челове­ка, можно предполагать, что их свободная циркуляция длительное время или высокая концентрация в организме становятся прямой причиной многих психосоматических заболеваний» [18; с. 344].

Российский ученый Ю. Н. Корыстов пишет: «Мы вступили в эпоху, когда стресс играет определяющую роль в заболеваниях человека — до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Эмоциональный стресс яв­ляется главной причиной сердечно-сосудистых поражений, неврозов, не­которых болезней желудка и кишечника, увеличивает вероятность инфек­ционных заболеваний и осложняет их течение. К настоящему времени большинство исследователей сходятся во мнении, что чрезмерный стресс, возникающий в конфликтных или безвыходных ситуациях и сопровож­дающийся депрессией, чувством безнадежности или отчаяния, увеличива­ет вероятность возникновения многих злокачественных новообразова­ний» [3; с. 636].

Помимо собственно психосоматических заболеваний психофизио­логи выделяют пограничные состояния, которые они определяют как начальные стадии развития дистресса, возникающие при длительном действии различных стрессоров и характеризующиеся дискомфорт­ными соматическими нарушениями. Отмечается, что «особенностью этой стадии является "маскировка" под то или иное серьезное заболе­вание, что заставляет человека обращаться в различные диагностиче­ские центры терапевтической направленности, пока он не встретит опытного психолога или психиатра» [18].

1 Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988, с. 211-212.


Посттравллатический синдром

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) проявляется у людей, которые испытали на себе воздействие события, «выходя­щего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремаль­но стрессогенного для любого человека». Такое событие вызвало бы «серьезный вред или угрозу чьей-либо жизни или физической целост­ности, серьезную угрозу чьим-либо детям, супругу или другим близ­ким родственникам или друзьям» (В5М-1У, 1994). Травматические события, которые могут вызвать ПТСР, можно классифицировать по нескольким категориям.

Во-первых, человек может испытать воздействие природного катаклизма, например землетрясения.

Во-вторых, расстройство может быть вызвано трагическими не­счастными случаями, например авиа- и автокатастрофы.

В-третьих, стрессором может стать какая-нибудь чрезвычайная ситуация: война, заключение, пытки, расстрел, изнасилование и т. д.

Для посттравматического стрессового расстройства характерен ряд клинических симптомов, который можно рассмотреть на примере про­явлений ПТСР у участников боевых действий:

1) повышенная тревожность как основная составляющая обычного
эмоционального фона. Проявляется как в психической сфере (бес­
покойство и озабоченность, «параноидальные» явления, чувство
страха, неуверенность в себе, комплекс вины), так и на физиологи­
ческом уровне (повышенное артериального давление, спазмы же­
лудка, головные боли);

2) повышенная агрессивность, тенденция решать проблемы с помо­
щью грубой силы. Периодические приступы ярости, особенно по­
сле приема алкоголя или других наркотических веществ;

3) немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность,
ожидание угрозы и нападения;

4) пониженное настроение, депрессия, чувство одиночества и отчая­
ния. Этим чувствам сопутствует нервное истощение, апатия и не­
гативизм;

5) нарушения памяти и концентрации внимания, трудности сосредо­
точения, особенно в социально значимых ситуациях (публичное
выступление, экзамен и т. д.);

6) наличие так называемых «непрошеных воспоминаний». Периоди­
чески в сознании человека, страдающего ПТСР, внезапно всплы-


94 Глава 3. Динамика стрессовых состояний


3.3. Негативные последствия длительного стресса 95


 


вают крайне неприятные сцены, связанные с травмирующим со­бытием, которые сопровождаются очень сильными негативными эмоциями. Эти воспоминания могут возникать как во время бодр­ствования, так и во сне, принимая форму ночных кошмаров. Чело­век пробуждается от такого сна потным, разбитым, с напряженны­ми мышцами;

7) притупленность эмоций и агедония (отсутствие чувства удоволь­
ствия, радости жизни);

8) бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Когда
человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что
он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина
его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон;

9) тенденция к злоупотреблению никотином, алкоголем, наркотиче­
скими и лекарственными веществами;

10) чувство вины.

Возможные механизмы посттравматического стресса весьма зна­чительно различаются в зависимости от применяемого подхода. На­пример, в рамках концепции о высшей нервной деятельности, создан­ной И. П. Павловым, причиной ПТСР является застойный очаг воз­буждения в коре головного мозга.

Биохимические модели обращают внимание на снижение уровня норадреналина, допамина и серотонина в мозге, рост уровня ацетил-холлина и эндогенных опиоидов. Снижение уровня норадреналина и падение уровня допамина в мозге коррелируют с состоянием психи­ческого оцепенения. Это состояние является центральным в синдро­ме ответа на стресс. Болеутоляющий эффект, опосредованный эндо­генными опиоидами, может приводить к возникновению опиоидной зависимости и поискам ситуаций, похожих на травмирующую. Сни­жение серотонина вызывает ингибирование работы системы подавле­ния продолжения поведения, что приводит к генерализации услов­ной реакции на связанные с первоначальным стрессором стимулы. Несмотря на логичность данных конструкций, следует заметить, что большинство подобных исследований было проведено на животных, что не позволяет в полной мере переносить данные гипотезы на стресс человека.

Согласно психоаналитическому подходу 3. Фрейда, травма при­водит к нарушению процесса символизации и является элементом нарциссического конфликта. Фрейд считал, что в результате интен­сивного или длительного воздействия внешних факторов стимуль-


ный барьер разрушается, а либидозная энергия смещается на самого субъекта. С его точки зрения, фиксация на травме — это попытка ее контроля. Современные психоаналитики в качестве возможных ме­ханизмов ПТСР рассматривают: + регресс на оральную стадию развития; + смещение либидо с объекта на «Я»;

+ ремобилизация садомазохистских инфантильных импульсов; + идентификация с агрессором; + регресс к архаичным формам функционирования «Сверх-Я» и т. д.

Считается, что травма — это триггерный механизм, актуализирую­щий детские конфликты.

В рамках когнитивной модели травматические события — это по­тенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе. Патологические реакции на стресс — это попытки воссоздания преж­ней картины мира в слегка измененном виде, которые не приводят к успеху. Преодоление ПТСР возможно только после полного разру­шения остатков прежних представлений об окружающем мире и сво­ей роли в нем и построения новой, непротиворечивой модели.

Информационная модель, разработанная М. Ногоху^г1, является попыткой синтеза когнитивной, психоаналитической и психофизио­логической моделей.

Согласно этому подходу, сильный стресс приводит к поступлен-нию в сознание информации, которая не может быть согласована с когнитивными схемами. Происходит информационная перезагрузка, и часть информации переводится из сознания в бессознательное, со­храняясь, впрочем, в активной форме. В соответствии с принципом избегания моральной боли человек стремится сохранить информа­цию в бессознательной форме, но в соответствии с тенденцией к за­вершению гештальта травматичная информация становится созна­тельной как часть процесса информационной обработки.

Для преодоления ПТСР используются различные стратегии: вос­становление целостности и гармоничности картины мира (согласова­ние негативного опыта и текущей реальности), поиск и актуализация необходимых ресурсов (например, спокойствия и уверенности в се­бе), а также включение старых поведенческих программ в контекст социально-приемлемых действий (например, работа спортивным ин­структором или охранником для бывшего солдата).

Ногош& М./ 5<те55 гезропзе зупёготез. Мог1:г1Уа1е, N. ]., Агопзоп, 2пс1 ее!., 1986.


96 Глава 3. Динамика стрессовых состоянии


Вопросы и задания для проверки усвоения знании 97


 


Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Опишите основные стадии развития стресса, согласно концепции
Ганса Селье.

2. От каких трех факторов больше всего зависит характер влияния
стресса на человека?

3. Как влияет на характер стресса тип высшей нервной деятельности
человека?

4. Каким образом родители могут влиять на формирование стрессо-
устойчивости (или стрессочувствительности) человека?

5. Как влияют на характер стресса особенности личности человека?

6. Как влияют на характер стресса социальные условия жизни и тру­
да человека?

7. Перечислите когнитивные факторы, влияющие на уровень стресса.

8. Перечислите основной набор психосоматических заболеваний,
наиболее часто возникающих после переживания человеком силь­
ного стресса.

9. Перечислите клинические симптомы посттравматического стрес­
сового расстройства.

^ Выберите правильный вариант ответа

1. На какой стадии развития стресса наиболее вероятен переход стресса
в болезнь?

а) тревоги;

б) адаптации;

в) истошения;

г) на любой из перечисленных.

2. Какая фаза развития стресса подразделяется на три периода?

а) стадия адаптации;

б) стадия тревоги;

в) стадии истошения.

3. Какой уровень эмоционального возбуждения, согласно правилу Р. Йеркса
и Аж. Додсона, соответствует эустрессу?

а) отсутствие эмоций;

б) средний уровень эмоционального возбуждения;

в) чрезмерно выраженные эмоции.

4. Какой характер стресса более вреден для организма человека (при прочих
равных особенностях)?

а) слабый и короткий;


б) слабый и длительный;

в) сильный и короткий.

5. Какие врожденные факторы, а также события первых лет жизни больше
всего влияют на формирование стрессоустойчивости человека?

а) уровень самооценки;

б) характер человека;

в) направленность психики;

г) характер протекания беременности у матери.

6. Какой из перечисленных элементов, влияюших на развитие стресса, отно­
сится к когнитивным факторам?

а) тип высшей нервной деятельности;

б) родительские сценарии;

в) условия труда;

г) прогноз будушего.

7. Какой из перечисленных элементов, влияюших на развитие стресса, не от­
носится к социальным факторам?

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги);

б) общественный статус;

в) условия труда;

г) установки и ценности человека.

8. Какой из перечисленных элементов, влияюших на развитие стресса, фор­
мируется позже всего?

а) наследственные особенности стрессоустойчивости;

б) характер протекания беременности у матери;

в) черты личности;

г) ранний детский опыт;

г) тип высшей нервной деятельности.

9. Какими качествами обладают люди типа «А» (обладающие повышенной уяз­
вимостью к стрессу)?

а) вспыльчивые, энергичные и честолюбивые;

б) аккуратные и добродушные;

в) спокойные и рассудительные;

г) быстро принимающие решения и не стремящиеся к карьерному росту.

10. Что не влияет напрямую на уровень сензитивности человека?

а) чувствительность рецепторов;

б) тип высшей нервной деятельности;

в) легкость образования условно-рефлекторных связей в коре мозга;

г) особенность процессов мышления;

д) изменение чувствительности в процессе индивидуального опыта.

11. Психосоматические болезни возникают в результате ослабления защит­
ных сил организма и срыва работы органов по принципу «слабого звена»
после:

а) стресса;


98 Глава 3. Динамика стрессовых состоянии


Литература 99


 


 


б) внутреннего конфликта;

в) депрессии?

12. Застойный очаг возбуждения в коре больших полушарии мозга является причиной ПТСР в рамках:

а) физиологической концепции;

б) биохимической концепции;

в) психоаналитической концепции;

г) когнитивной концепции;

д) информационной концепции?

Литература Основная

1. Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990, с. 60-66.

2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 10-20.

3. Корыстов Ю. Н. Эмоции, стресс, курение, потребление алкоголя и рак —
корреляционные и причинные связи // Журнал ВНД им. Павлова. 1997.
№ 4, с. 627-657.

4. Селъе Г. Когда стресс не приносит горя (Стресс без дистресса). М., 1992,
с. 122-123.

5. Щербатых Ю, В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 102-112.

6. Щербатых Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с ак­
тивностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал.
2002. № 1,с. 118-122

Дополнительная

7. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. М., 1998, с. 99-162.

8. Захаров А. И. Неврозы детей и подростков. Л., 1988, с. 5-18.

9. Гаврилова Е. А. Роль поведенческого типа А и психического стресса в раз­
витии ишемической болезни сердца, возможности психопрофилактики
и психотерапии заболевания // Кардиология. 1999. № 9, с. 72-78.

 

10. Горелова Е. С. Мотивация достижений и адаптация к психическому стрес­
су // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболе­
ваний. М., 1977, с. 48-50.

11. Горст Н. А., Горст В. Р. Состояние вегетативной нервной системы в про­
цессе адаптации организма школьников и студентов к различным усло­
виям существования // Ученые записки Астраханского государственного
педагогического института. 1995. № 1, с. 75-79.

12. Гусова А. Б. Некоторые клинико-физиологические особенности анксиоз-
ных состояний // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корса­
кова. 1969. Т. 69. Вып. 3, с. 390-396.

13. Данилова Н. Н., Коршунова С. Г., Соколов Е. Н., Чернышенко Е. Н. Зависи­
мость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной


характеристики // Журнал высшей нервной деятельности. 1995. Т. 45. № 6, с. 647-660.

14. 15. 16.

Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 27-42.

Каплап Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. Т. 1. М., 1994. Мойкин Ю. В., Киколов А, И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизио­логические основы профилактики перенапряжения. М., 1987, с. 36-112. 17. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №6, с. 119-122.

18.
19. 20.

Нелюбова Т. А. К вопросу о динамике эмоционально-вегетативных дис­функций // Труды конференции аспирантов и клинических ординаторов КГМИ. Фрунзе, 1971. Т. 72, с. 109-113.

Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006.

Суворова В. В. Психофизиология стресса. М., 1975, с. 3-208.

21. Щербатых Ю. В. Влияние параметров высшей нервной деятельности сту­
дентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД
им. Павлова, 2000. № 6, с. 959-965.

22. Щербатых Ю. В. Взаимосвязь тревожности, страха и фрустрации с актив­
ностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы // Ма­
териалы 7-й междисциплинарной конференции по биологической психи­
атрии «Стресс и поведение». М., 2003, с. 31-33.

23. ВаЪег}. 51те55 аррга1за1з апс! сорт§ шг.Ь еуегус!ау Ьазз1е5 // Рго^г. Кеуегза!
ТЬеогу. Атз{;егс!ат, 1988. Р. 117-128 .

24. СоНеп I., МагзНаИ С. ^.> СНещ Ь., А§ап&а15. К., (). ВКА гера!г сарас^у
т тесНса! 5Шс1еп1:8 с1игт$ ехат з^гезз // ]. ВеЬау. Мес1. 2000. V. 23. № 6.
Р. 531-544.

25. Бе ОиаИго V. I. ЗСгезз оуег!оас1-апс1 са!;есЬо1атте гезроп5е-с1етапс1 пеигга-
Игшз апиЬурег1еп51Уе 1;Ьегару // Неаг1 апс! С1гс. 1988. V. 3, 5ирр1. № 2.
Р. 6-7.

26. Рпейтап М., Козептап К. ТЬе кеу саизе — 1уре А ЬеЬауюг раиегп // 51:ге55
апс! сорр!п& N. У.; СоЬтЫа 1Му. Ргезз, 1977. Р. 203-212.

27. МагЫп К. А., Кгпрег N. О. ТеНс уегзиз рагаЫю с1оттс аз а тос!ега1ог о^
з1:ге55 // рго&г. Кеуегза! ТЬеогу. Атз1:егс1ат, 1988. Р. 91-105 .

28. Ри&епщ Т/г. ТЬе е{тесг,5 оГ оссира!лопа1 з^гезз оп Ыоос! ргеззиге т теп апс!
\уотеп // Ас*а РЬузю!. Зсапо1. 5ирр1. 1997. V. 161, 5ирр1. № 640. Р. 125-128.

Глава 4







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.