Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация как система управления





1. Понятие организации, ее признаки

2. Виды организации

3. Факторы внутренней и внешней среды организации

1. Понятие организации, ее признаки

Современный мир не редко рассматривается как мир организаций, которые представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решение той или иной задачи на основе определенных правил и процедур, разделение труда и обязанностей. Когда люди объединяют свои усилия ради получения каких-то результатов, сразу возникает потребность в управлении и, в первую очередь, в организации и координации их совместной деятельности. Это дает нам повод рассматривать организацию с позиции управления ею, т.е. в качестве объекта, которыми надо управлять.

Создавая богатство, организации тем самым увеличивают благосостояние общества, повышают качество трудовой жизни и веру людей в свои силы и возможности. В будущем роль организации станет еще более ощутимой во всех сферах жизни.

Организация - это составная часть (функция) управленческой деятельности, представляющая собой процесс, комбинирующий труд, выполняемые индивидуальными или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, так, что обеспечиваются наилучшие условия эффективного, систематического, скоординированного приложения знаний работников.

Однако термин «организация» характеризует и определенную структуру, в которую объединяются люди для достижение своих целей, т.е. объект менеджмента.

Некая группа должна нескольким обязательным требованием, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

■ Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.



■ Наличие по крайне мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

■ Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получим важное определение.

Организация это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Организации могут рассматриваться как системы. Системы делятся на открытые и закрытые.

Закрытые системы это системы, которые не зависят от внешних условий. Экономика в основном работает с открытыми системами , которые непрерывно взаимодействуют и зависят не только от внутренних, но и внешних факторов. Фирма получает с рынка информацию и ресурсы, а выбрасывает на рынок другую информацию и свои товары.

Характерной чертойоткрытой системы является тяга к нарастанию сложности и дифференциация, то есть открытая система имеет тенденцию к росту, специализации своих элементов и усложнению своей структуры, нередко такие системы создают другие системы или новые суперсистемы с более широкими границами.

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Открытые системы имеют характерную черту: признание взаимозависимости системой и внешней средой, изменение во внешней среде могут порождать изменения в системе и наоборот.

2. Основные виды организации

Организации можно различать по ряду признаков.

По степени формализации различают формальные и неформальные организации.

· Формальнойсчитается организация, прошедшая государственную регистрацию в налоговых органах, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц и получившая соответствующее свидетельство. Такой порядок установлен с 2002 года, до этого регистрация проводилась в администрациях краев, областей, городов и районов.

Таким образом формальная организация это -группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижение общей цели или целей.

· Неформальная организациятакую регистрацию не проходит, и возникают закономерные вопросы: как она образуется и имеет ли право на жизнь? Предприниматель-одиночка регистрируется как индивидуальное предприятие без право образования юридического лица. Он может работать один, однако при успешном ведении дела может вовлечь в свое дело родственников, друзей, специалистов. Российское законодательство не запрещает предпринимателю привлекать наемный труд, многие этим и пользуются, при этом стараются выйти на более выгодные условия налогообложения. Именно по этой причине неформальной организации, достаточно распространены сейчас в России.

И так, неформальная организация-группа в составе формальной организации, которая возникает спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.

· Поформе собственности организации делятся на государственные, муниципальные, частные и иные. В целом ряде случаев возникают организации на базе разных типов собственности. Это собственность на материально- вещественные и финансовые резервы и ресурсы. ■ Видовая классификация организаций и в настоящие время учитывает отношения собственности в сфере производства и финансов, информатики, в сфере распределения общественного богатства, владения, распоряжения и использования средств потребления и производства.

· Виды организации различаются также поорганизационному признаку-положению, роли значению отдельных личностей в организации, т.е. по статусу организации по отношению к своим членам.

Принято считать, что в общественном производстве существуют первичные организации, определяющие основы деятельности ее членов и нормы, правила, методы воздействия с себе подобными и другими общественными, производственными, финансовыми, сбытовыми и другими структурами. Например, в государственных организациях государственная, общественная собственность обладает приоритетом в отношении других видов организации в силу естественных, правовых или экономических условий. Так, если государственные финансы и вся сеть государственных предприятий терпят кризис, то и другие государственные и частные финансы организации вынуждены или прекращать свою деятельность или приспосабливаться к изменившихся условиям.

§ Другим видом являются политические, общественные, национальные, религиозные и другие организации, возникающие в зависимости от объективных социально-экономических условий, социального состояния и потребностей общества, уровня его развития и национальных, религиозных, этнических и прочих причин и обстоятельств.

§ Похозяйственному признаку виды организаций делятся на: при­быльные и неприбыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельско­хозяйственные, строительные, транспортные и др.

§ ]По взаимодействию своих элементов организации бывают механистические и органические. Последние особенно привлекают творчески настроенных менеджеров своей подвижностью, быстротой изменений ситуаций, необходимостью творческого подхода к решению проблем, риском и непредска­зуемостью ситуаций, последствиями решений вопросов НИОКР, внедрением и использованием новой техники и технологии.]

§ По размеруорганизации делятся на малые, средние и крупные, при этом главным критерием выступает численность персонала. Это не совсем правильно, т.к. при высокой автоматизации производства на крупном предприятии может работать небольшое количество людей.

По российскому законодательству в различных отраслях хозяйства на малом предприятии может работать строго определенное число персонала.

Малые предприятия, находясь под покровительством государства, испытывают меньший налоговой пресс, поэтому предприниматели часто сознательно идут на создание именно малого предприятия.

Подходы к группировке организаций по численности персонала в России и Европейском Союзе расходятся.

§ Самое большое разнообразие существует в деление организаций по сферам деятельности. Можно назвать строительные, транспортные, сельскохозяйственные, научные, торговые, машиностроительные, и другие организации.

§ Разделяют организации также и посекторам экономики. Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

Отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, -включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

Отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

Отрасли третьего цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отрасли первых двух секторов. Это банки страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;

К четвертому сектору относятся все организации и институты, занимающееся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

§ По отношению к прибылиорганизации делятся на коммерческие и не коммерческие. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными: разведение аквариумных рыбок, сбор почтовых марок, распространение научных знаний, оказание образовательных услуг, даже завоевание власти в стране. Законодательство России не запрещает некоммерческим организациям

заниматься и коммерческой деятельностью направляться на заявленные цели организации.

Основной целью коммерческих организаций, как уже отмечалось, является извлечение прибыли в результате предпринимательской деятельности. Эти организации делятся на несколько видов.

Виды организаций, с которыми менеджер сталкивается в своей практической деятельности в современных условиях, можно классифицировать по ряду признаков и их значению для его дела.

§ Организации правовой и разрешительной системы, от деятельности которых зависят возможность существования организаций, ее управленческая, руководящая работа и эффективная деятельность самих управляющих.

§ Организации финансовой и налоговой служб,определяющие нормы и правила хозяйственной деятельности всех подчиненных им организационных структур

§ Организации конкурентов, скоторыми предстоит борьба и налаживание отношений.

§ Общественные организации охраны окружающей среды,про­пагандирующие и отстаивающие безотходные технологии, безвредную утилизацию отходов производства, меры по защите природы в зонах проживания населения, по озеленению, мелиорации, осушению и другие, способствующие оздоровлению климата в местах обитания людей и всего животного мира.

§ Организации полукриминальных и криминальных видов,сложившиеся в условиях кризиса экономики, нестабильности политической и социальной обстановки,

3.Факторы внутренней и внешней среды организации

Внутренняя среда организации.

К числу внутренних, ситуационных факторов относят цели организации, её структуру, её задачи, технологию и персонал.

Цели организации - достижение определённого конечного состояния, которого она стремится достигнуть. Организация рассматривается как средство коллективного достижения цели, которая формируется руководством организации, и которые не могут быть достигнуты людьми индивидуальными. Общие цели организации разбиваются на боле мелкие цели отдельных подразделений. Причём цели аналогичных подразделений в функционально схожих между собой организациях меньше различаются между собой чем цели разных подразделений в рамках одной организации.

Организационная структура предприятия - состоит из нескольких уровней и подразделений. Подразделения специализируются на выполнении конкретных функций, эта специализация обычно носит названиегоризонтального разделения труда.

Существует так же ивертикальное разделение труда - это отделение работы по координации, от непосредственного выполнения заданий. Задачи организации - это предписанная работа или серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее установленные сроки, причём эти задачи не предписывают конкретному

работнику, а его должности. Задачи организации традиционно делятся на 3 категории:

1. работа с предметами,

2. работа с людьми,

3. работа с информацией.

Причём чем более на низком уровне находится работник, тем более однородные операции он выполняет.

Технология - и задачи тесно связаны между собой, выполнение задачи подразумевает использование какой - то технологии, с помощью которой материалы, поступающие в организацию на входе, трансформируются в какие то изделия на выходе.

Существует несколько вариантов классификации технологических процессов. Одну из таких классификаций предложила Джоан Вудворд. Она выделила 3 типа технологических процессов:

1) Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается одно или мелкие партии изделия, работа по индивидуальным заказам или опытное производство.

2) Массовое или крупносерийное производство. Для него характерен выпуск большого количества единичных изделий. Здесь используется механизация, использование стандартных комплектующих и конвейерная сборка. Таким способом производятся практически все потребительские товары.

3) Непрерывное производство с использованием автоматизированных устройств, которые круглосуточно и непрерывно изготавливают похожие по свойствам товары.

Другой вариант классификации предложил Джеймс Томпсон. Он рассмотрел технологию как процесс изменения материалов, которыми организация обменивается с внешней средой. Он утверждал, что технология является одним из важнейших факторов влияющих на формирование организационной структуры. Он выделил 3 категории:

1. Многозвенные технологии, которые характеризуются сериями многосвойственных задач и должны выполняться последовательно.

2. Посреднические технологии, характеризуются встречами групп людей, которые являются взаимозависимыми, так, например как потребитель и производитель.

3. Интенсивные технологии, которые характеризуются использованием специальных приемов, навыков или услуг для того, чтобы произвести определенную продукцию. Интенсивные технологии во многом схожи с индивидуальными технологиями и рассчитаны на максимальную гибкость производства.

3.Внешняя среда предприятия включает в себя факторы прямого и факторы косвенного воздействия Факторы прямого воздействия (внешняя микросреда). Микросреда - это субъекты, имеющие непосредственное отношение к деятельности фирмы.

Поставщики - рабочая сила (биржа труда), энергетические компании (газ, нефть и т.д.) И деньги (банки, инвестиционные страховые компании и т.д.).

Конкуренты и посредники фирмы, которые помогают вам в продвижении вашего товара (маркетинговые фирмы, рекламные агентства, транспортные компании и т.д.).

Клиент - несколько типов клиентурных рынков:

ü потребительский рынок - физические лица и домохозяйства, приобретающие товары для личного потребления;

ü рынок производителей - это организации, приобретающие товары для процесса производства;

ü рынок промежуточных торговцев (рынок перепродажи) - субъекты, приобретающие товары для перепродажи или сдачи в аренду;

ü рынок государственных учреждений - это государственное учреждение, не связанное с производством, приобретающее товары для осуществления своей деятельности (армия);

ü международный рынок - включает в себя все выше перечисленные, но находящиеся за рубежом.

Контактные аудитории - это любые группы, проявляющие реальный или потенциальный интерес к деятельности фирмы и влияющие на поставленные на достижение цели. Они делятся на благотворные и нежелательные.

Для работы с каждым типом контактных аудиторий фирма применяет свои методы:

ü финансовые круги (учреждения) - относятся к благотворным, т.к. вовремя отдают кредиты. Хранение денег, печатание в газетах результатов финансовой деятельности;

ü СМИ - брифинги, рекламная деятельность, демонстрация товаров, туристические агентства;

ü государственные учреждения - осуществляют контроль за деятельностью фирмы к ним относятся: различные общественные организации и гражданские группы действий;

ü местные контактные аудитории - местное население, которое проживает по месту расположения предприятия;

ü потенциальные потребители товаров фирмы - потенциальные клиенты, в глазах которых фирма стремится выглядеть наилучшим образом (реклама, благотворительность).

ü внутренние контактные аудитории - к ним относятся работники фирмы. На Западе сделали для работников систему мотивации труда (премиальные, привлечение к совладельничеству фирмой, система моральных и материальных функций и стимулов - издания газет, флаг, гимн), т.е. коллектив является единой командой.

Факторы косвенного воздействия (внешней макросреды)

Эти факторы менее явно влияют на организацию в отличие от предыдущих, но, тем не менее, являются более сложными и при их исследовании организация опирается на прогнозы.

1) Экономическое окружение или состояние экономики. Эти факторы влияют на стоимость ресурсов и состояние спроса на товары и услуги. Например, в условии инфляции фирмы обычно создают запасы ресурсов, стремятся задерживать платежи, пользоваться заемными средствами. При спаде экономики, фирмы сокращают производство, уменьшают запасы готовой продукции, сокращают численность персонала и т.д.

2) Политическая среда или политическое окружение. Способы и цели управления экономикой страны во многом зависят от политических целей страны. Большое значение здесь имеет политическая стабильность. Важным фактором, который оказывает влияние на деятельность фирмы, является разного рода лобби.

3) Технологическая среда или технологическое окружение. Технология является и внешним и внутренним фактором организации. В качестве внешнего фактора технология отражает уровень научно-технического развития, который действует на организацию в таких областях как автоматизация, информатизация и т.д. Для того чтобы быть конкурентно способным, организация должна использовать технологию не менее эффективную, чем у конкурента.

4) Социально-культурная среда. Эти факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень зарплаты и на условия труда. К этой группе факторов можно отнести и демографические факторы, а так же взаимоотношение организаций с местным населением.

5) Международная среда или международное окружение. Эта группа факторов является важной для организации, которая функционирует на внешнем рынке. Эта группа факторов может включать в себя все рассмотренные выше факторы, но находящиеся за рубежом. Данная группа факторов является наиболее сложной, т.к. они могут существенно различаться между различными странами и организация, действующая на нескольких рынках, должна контролировать очень много факторов.

Человек, работник составляет основы организации, ее главную движущую силу. Менеджер должен хорошо понимать, что все его действия, направленные на изменения вида или структуры организации, сталкиваются со сложными условиями, привычками, правилами и процедурами, характерными для работников данной организации.

Общественное производство, как постоянно изменяющаяся система, не терпит остановившихся в своем развитии организации. Они должны быть эффективными и отвечать потребностям людей не только в самой организации, но и во внешней среде.

 









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.