|
Использование методов диагностики в различных областях практикиСтр 1 из 3Следующая ⇒
1.1. Определение, объект, предмет и задачи общей психодиагностики. 1.2. Становление научной психодиагностики. 1.3. Психодиагностика в системе психологического познания. 1.4. Организация психодиагностического обследования. Этапы психодиагностического обследования. 1.5. Психологическое заключение. Типы психологических заключений. 1.6. Основные требования к психологическому заключению. 1.7. Профессионально-этические принципы в психодиагностике. 1.8. Профессиональные функции психолога-диагноста. 1.9. Требования, предъявляемые к психодиагносту.
1.1. Определение, объект, предмет и задачи общей психодиагностики.
Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Объект психодиагностики - это конкретный человек, являющийся носителем (обладателем) различных индивидуальных психических свойств. Предмет – различные психические свойства человека. Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие: · установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения; · определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях; · описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо; · сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Определяя задачи психодиагностики, необходимо учитывать и ситуацию психодиагностики в целом (различение ситуации клиента и ситуации экспертизы).
1.2. Становление научной психодиагностики Одни из первых упоминаний о применении психодиагностических процедур для решения актуальных проблем практики вДревнем Египте, вДревнем Китае, в религиозно-философском учении чань-буддизма, у Пифагора, царем Алексеем Михайловичем. Научной психодиагностике предшествовала наивная психодиагностика: физиогномика, френология, графология, хиромантия. Зарождение научной психологической диагностики. Психодиагностика как самостоятельная область психологических знаний формировалась под влиянием разнообразных источников. Ее становление относится к концу 19 - началу 20 веков под влиянием: экспериментальной психологии (Вильгельм Вундт, Френсис Гальтон, Джеймс Кеттелл); дифференциальной психологии (Вильгельм Штерн, Анри Бине); тестология; прикладная психология. Существенный вклад внесли отечественные психологи: естественный эксперимент (Александр Федорович Лазурский); метод целостной психодиагностики личности (Григорий Иванович Россолимо) Идея Г.И. Россолимо подтолкнула ученых к разработке новых тестовых методик: шкала Векслера, 16-ти факторный опросник Кеттелла и др.
1.3. Психодиагностика в системе психологического познания Современная психодиагностика неразрывно связана с предметными областями всей психологической науки: возрастной, медицинской, социальной, специальной психологией и т.д. Особое место психодиагностика занимает в междисциплинарных отношениях. Психодиагностика никогда не заканчивается постановкой диагноза по результатам проведенного обследования. Психодиагностика всегда предполагает прогнозирование развития, вслед за которым идет выбор необходимого способа психологической помощи (обследование – диагноз – прогноз – психологическая помощь). Функции психодиагностики в оказании психологической помощи: - предваряющая; - экспертная.
1.4. Организация психодиагностического обследования. Этапы психодиагностического обследования. Психодиагностическое обследование – это исследование определенных психологических качеств и свойств личности при помощи различных психологических методик. Этапы психодиагностического процесса: подготовительный, основной, заключительный. 1. Подготовительный этап заключается в тщательной подготовке к проведению исследования. Для этого осуществляется: а) постановка цели исследования; б) выдвижение гипотезы (или нескольких гипотез); в) постановка конкретных задач; г) определение объекта исследования и способа организации исследования; д) создание психодиагностического комплекса методик; е) проведение пилотажного исследования; ж) корректировка психодиагностического комплекса. Е и Ж – в случае необходимости. и прогноза. 2. Основной этап заключается в непосредственном проведении психодиагностического исследования. 3. Заключительный этап сопровождается описанием и интерпретацией полученного материала, сопоставлением результатов с выдвинутой гипотезой.
1.5. Психологическое заключение. Типы психологических заключений. Психологическое заключение является одним из основных рабочих документов психолога. В психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности в зависимости от направлений исследования. Кроме того, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ. Обязательными элементами психологического заключения являются блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства: особенности развития, проблемы развития, прогноз развития и рекомендации. 1) Симптоматическое, которое может быть ограничено только констатацией особенностей личности испытуемого. 2) Этиологическое (происхождение) заключение связывает симптомы с причинами их возникновения. 3) Типологическое заключение позволяет определить место и значение полученных результатов в целостной картине личности.
1.6. Основные требования к психологическому заключению.
1.8. Профессиональные функции психолога-диагноста Широта спектра взаимодействия психодиагностики с психологическими дисциплинами определяет профессиональные функции психолога-диагноста. К ним относятся: 1) научно-методическая; 2) диагностическая; 3) прогностическая; 4) консультационная; 5) просветительская; 6) экспертная.
1.9. Требования, предъявляемые к психодиагносту Профессиональное мировоззрение. Профессиональное мировоззрение специалиста определяется особенностями полученного диагностом образования. Наличие базового психологического образования может свидетельствовать о глубоком понимании методологических основ прикладной психологии и усвоенных за годы обучения в вузе профессиональных нормах и деонтологических принципах. Большое влияние на систему ценностей и убеждений специалиста оказывает профессиональная среда. Индивидуально-психологические особенности. 1) Мотивационно-ценностные особенности. 2) Характерологические качества. 3) Способности. 4) Темперамент. Профессиональная роль. Профессиональная роль определяется уровнем технологической оснащенности, т.е. уровнем владения психодиагностическими инструментами и их возможностями в предоставлении необходимой для эффективной работы информации. Ряд параметров, которые имеет смысл учитывать при подборе кандидата на должность психодиагноста. Требования, предъявляемые при подборе кандидата на должность психодиагноста. 1. Предпочтительное образование — базовое психологическое. 2. Опыт практической диагностической работы и знание конкретных методик. 3. Для выявления уровня профессиональной подготовки психодиагноста можно использовать вопрос о структуре Заключения по результатам психодиагностического обследования. Заключение должно быть ориентировано на конкретную задачу. 4. Некоторое представление об итоговой продукции психодиагноста можно получить, ознакомившись с образцами заключений, написанных им ранее. 5. Знания и опытом по формированию тестовых батарей под конкретную задачу. 6. Знание временных затраты, связанных с диагностической процедурой, обработкой и написанием Заключения. 7. Методики, применяемые специалистом по психодиагностике, должны соответствовать профессиональным требованиям (быть валидными, надежными и иметь нормы, соответствующие социально-демографическим характеристикам испытуемых).
![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|