Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Использование методов диагностики в различных областях практики





1.1. Определение, объект, предмет и задачи общей психодиагностики.

1.2. Становление научной психодиагностики.

1.3. Психодиагностика в системе психологического познания.

1.4. Организация психодиагностического обследования. Этапы психодиагностического обследования.

1.5. Психологическое заключение. Типы психологических заключений.

1.6. Основные требования к психологическому заключению.

1.7. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

1.8. Профессиональные функции психолога-диагноста.

1.9. Требования, предъявляемые к психодиагносту.

 

1.1. Определение, объект, предмет и задачи общей психодиагностики.

 

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Объект психодиагностики - это конкретный человек, являющийся носителем (обладателем) различных индивидуальных психических свойств.

Предмет – различные психические свойства человека.

Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач.

К ним относятся следующие:

· установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения;

· определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях;

· описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо;

· сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

 

Определяя задачи психодиагностики, необходимо учитывать и ситуацию психодиагностики в целом (различение ситуации клиента и ситуации экспертизы).



 

1.2. Становление научной психодиагностики

Одни из первых упоминаний о применении психодиагностических процедур для решения актуальных проблем практики вДревнем Египте, вДревнем Китае, в религиозно-философском учении чань-буддизма, у Пифагора, царем Алексеем Михайловичем.

Научной психодиагностике предшествовала наивная психодиагностика: физиогномика, френология, графология, хиромантия.

Зарождение научной психологической диагностики.

Психодиагностика как самостоятельная область психологических знаний формировалась под влиянием разнообразных источников.

Ее становление относится к концу 19 - началу 20 веков под влиянием:

экспериментальной психологии (Вильгельм Вундт, Френсис Гальтон, Джеймс Кеттелл);

дифференциальной психологии (Вильгельм Штерн, Анри Бине);

тестология;

прикладная психология.

Существенный вклад внесли отечественные психологи:

естественный эксперимент (Александр Федорович Лазурский);

метод целостной психодиагностики личности (Григорий Иванович Россолимо) Идея Г.И. Россолимо подтолкнула ученых к разработке новых тестовых методик: шкала Векслера, 16-ти факторный опросник Кеттелла и др.

 

1.3. Психодиагностика в системе психологического познания

Современная психодиагностика неразрывно связана с предметными областями всей психологической науки: возрастной, медицинской, социальной, специальной психологией и т.д.

Особое место психодиагностика занимает в междисциплинарных отношениях.

Психодиагностика никогда не заканчивается постановкой диагноза по результатам проведенного обследования.

Психодиагностика всегда предполагает прогнозирование развития, вслед за которым идет выбор необходимого способа психологической помощи (обследование – диагноз – прогноз – психологическая помощь).

Функции психодиагностики в оказании психологической помощи:

- предваряющая;

- экспертная.

 

1.4. Организация психодиагностического обследования. Этапы психодиагностического обследования.

Психодиагностическое обследование – это исследование определенных психологических качеств и свойств личности при помощи различных психологических методик.

Этапы психодиагностического процесса: подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап заключается в тщательной подготовке к проведению исследования. Для этого осуществляется:

а) постановка цели исследования;

б) выдвижение гипотезы (или нескольких гипотез);

в) постановка конкретных задач;

г) определение объекта исследования и способа организации исследования;

д) создание психодиагностического комплекса методик;

е) проведение пилотажного исследования;

ж) корректировка психодиагностического комплекса.

Е и Ж – в случае необходимости.

и прогноза.

2. Основной этап заключается в непосредственном проведении психодиагностического исследования.

3. Заключительный этап сопровождается описанием и интерпретацией полученного материала, сопоставлением результатов с выдвинутой гипотезой.

 

1.5. Психологическое заключение. Типы психологических заключений.

Психологическое заключение является одним из основных рабочих документов психолога. В психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности в зависимости от направлений исследования. Кроме того, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ.

Обязательными элементами психологического заключения являются блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства: особенности развития, проблемы развития, прогноз развития и рекомендации.

1) Симптоматическое, которое может быть ограничено только констатацией особенностей личности испытуемого.

2) Этиологическое (происхождение) заключение связывает симптомы с причинами их возникновения.

3) Типологическое заключение позволяет определить место и значение полученных результатов в целостной картине личности.

 

1.6. Основные требования к психологическому заключению.

  • Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа.
  • Психологическое заключение должно соответствовать уровню подготовки заказчика к восприятию и использованию результатов обследования.
  • Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
  • В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации (если таковые требовались заказчиком).
  • Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
  • В заключении необходимо описывать существенные признаки ситуации во время диагностики, такие как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования; и другие
1.7. Профессионально-этические принципы в психодиагностике1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.Требование, чтобы психодиагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите человека от их неправильного использования (и от психолога).2. Принцип личной ответственности.Вся полнота ответственности за правильность проведения методики и ее результатов целиком лежит именно на психологе.3. Принцип обеспечения суверенных прав личности.Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем.Исключение: когда проходят тестирование в обязательном порядке и тесты утверждены.4. Принцип объективности.Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого: симпатии и антипатии, собственное состояние или настроение.5. Принцип конфиденциальностиВся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступной только для тех, для кого она предназначена.Требования конфиденциальности психологической информации, может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого человека или общества.6. Принцип психопрофилактического изложения результатов.При сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций или состояний.Если известно, что информация может быть использована во вред испытуемому, для конфронтации или ухудшения положения, она может быть преподнесена в форме снижающей эту возможность или не предоставляться совсем. Главная заповедь «Не навреди».7. Принцип ненанесения ущерба (Принцип благополучия клиента).Результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред человеку, прошедшему тестирование.8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны).Сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.

1.8. Профессиональные функции психолога-диагноста

Широта спектра взаимодействия психодиагностики с психологическими дисциплинами определяет профессиональные функции психолога-диагноста.

К ним относятся:

1) научно-методическая;

2) диагностическая;

3) прогностическая;

4) консультационная;

5) просветительская;

6) экспертная.

 

1.9. Требования, предъявляемые к психодиагносту

Профессиональное мировоззрение.

Профессиональное мировоззрение специалиста определяется особенностями полученного диагностом образования. Наличие базового психологического образования может свидетельствовать о глубоком понимании методологических основ прикладной психологии и усвоенных за годы обучения в вузе профессиональных нормах и деонтологических принципах. Большое влияние на систему ценностей и убеждений специалиста оказывает профессиональная среда.

Индивидуально-психологические особенности.

1) Мотивационно-ценностные особенности.

2) Характерологические качества.

3) Способности.

4) Темперамент.

Профессиональная роль.

Профессиональная роль определяется уровнем технологической оснащенности, т.е. уровнем владения психодиагностическими инструментами и их возможностями в предоставлении необходимой для эффективной работы информации.

Ряд параметров, которые имеет смысл учитывать при подборе кандидата на должность психодиагноста.

Требования, предъявляемые при подборе кандидата на должность психодиагноста.

1. Предпочтительное образование — базовое психологическое.

2. Опыт практической диагностической работы и знание конкретных методик.

3. Для выявления уровня профессиональной подготовки психодиагноста можно использовать вопрос о структуре Заключения по результатам психодиагностического обследования. Заключение должно быть ориентировано на конкретную задачу.

4. Некоторое представление об итоговой продукции психодиагноста можно получить, ознакомившись с образцами заключений, написанных им ранее.

5. Знания и опытом по формированию тестовых батарей под конкретную задачу.

6. Знание временных затраты, связанных с диагностической процедурой, обработкой и написанием Заключения.

7. Методики, применяемые специалистом по психодиагностике, должны соответствовать профессиональным требованиям (быть валидными, надежными и иметь нормы, соответствующие социально-демографическим характеристикам испытуемых).

 

 









Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.