Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономический анализ контрактов





1. Теория контрактов: классификация основных направлений..…………

2. Понятие совершенного контракта. Причины неполноты контрактов. Типы асимметрии информации и виды оппортунистического поведения

3. Моральный риск и институциональные способы его предотвращения

Список использованной литературы

 

1. Теория контрактов — раздел современной экономической теории, рассматривающий определение параметров контракта экономическими агентами в условиях асимметричной информации.

В литературе по теории контрактов можно выделить три стадии контрактного процесса, а именно подбор принципалом агента, заключение оптимального контракта и его реализация. Первые две стадии принято обозначать как ex ante контрактный процесс, а последнюю — как ex post контрактный процесс. Тот раздел теории контрактов, который связан с изучением ex ante контрактного процесса, обычно обозначается как теория агентских отношений (agency theory). Основное допущение, принимаемое в рамках теории агентских отношений, состоит в том, что контракт после его заключения полностью реализуется и, таким образом, ex post контрактный процесс не связан ни с какими дополнительными трудностями.

В новой институциональной экономической теории развиваются несколько теорий контракта. Некоторые из них тяготеют к неоклассическому направлению экономической мысли, они основаны на постулатах об «экономическом человеке», абсолютной рациональности и максимизирующем поведении. В таких теориях акцент делается на применении математических методов и прежде всего стандартных методов микроанализа. Другие теории опираются на нетрадиционные для экономической науки понятия, такие, как «отношения», «солидарность», «доверие» и т. д. При этом используются не только математические, но и «вербальные» методы, характерные для социологии и других смежных наук.



Первая имеет неоклассический характер, она рассматривает взаимодействие участников контракта как антагонистическое, а их поведение как абсолютно рациональное и максимизирующее. Вторая, наоборот, делает акцент на роли кооперации, сотрудничества, солидарности. Поведение участников взаимодействия не является абсолютно рациональным, на него оказывает существенное влияние институционализированная система ценностей. Теория агентских отношений. Сторонами контракта выступают принципал и агент. Принципал нанимает агента, действующего от имени принципала, для оказания неких услуг и, чтобы облегчить достижение поставленных целей, делегирует этому агенту некоторые полномочия по принятию решений. Информация после заключения контракта асимметрична, поскольку:

а) действия агента не поддаются непосредственному наблюдению со стороны принципала;

б) агент располагает некоторыми результатами наблюдений, которых нет у принципала.

Для принципала слишком затратно осуществлять как мониторинг действий агента, так и приобретать знания, полученные агентом в ходе наблюдений. Поэтому в первом случае агент получает возможность совершать скрытые действия, а во втором случае - пользоваться скрытой информацией. Предполагается, что агент совершает скрытые действия и использует скрытую информацию для достижения своих собственных целей, а не целей принципала. Таким образом, принципал несет моральный риск, связанный с постконтрактным оппортунистическим поведением агента.

Издержки, связанные с реализацией контракта между принципалом и агентом, называют агентскими. Они включают в себя:

а) затраты принципала на мониторинг, предназначенный для ограничения уклоняющейся деятельности агента;

б) затраты агента, сопряженные с осуществлением залоговых гарантий. Залоговые издержки часто необходимы, чтобы принципал имел гарантии, что агент не предпримет каких-либо действий, причиняющих ему ущерб;

в) остаточные потери принципала, связанные с тем, что действия агента не направлены всецело на максимизацию благосостояния принципала. Информация до заключения контракта асимметрична, поскольку принципал меньше знает о личных качествах агента, чем сам агент.

В результате возникает проблема неблагоприятного отбора агентов. Этот термин имеет свои истоки в сфере страхования. Например, в случае страхования жизни известно, что одни индивиды имеют большую вероятность умереть молодыми, чем другие. Некоторые из тех, кто страхует свою жизнь, могут более точно оценить свое здоровье, чем страховая компания. Если страховые взносы будут равными для всех, то страхование жизни будет в большей степени привлекать людей с высоким риском, чем людей с низким риском. В итоге структура владельцев страховых полисов окажется более «рискованной», чем структура населения в целом, на которую ориентируется страховая компания. Как следствие, ее выплаты будут чрезмерными. Теория отношенческих контрактов. Концепция отношенческой контрактации является центральной в новой институциональной экономической теории.

Хозяйственные агенты в значительной степени полагаются на «невидимое рукопожатие» как заменитель «невидимой руки», которая не слишком эффективно действует в информационной экономике. В трудовой сфере «невидимое рукопожатие» работодателей со своими наемными работниками означает необязывающие утверждения, которые благоприятно влияют на долгосрочные ожидания работников и вместе с тем не накладывают чрезмерных ограничений на возможности гибкого поведения фирмы. Большинство трансакций, осуществляемых в рамках отношенческой контрактации, представляют собой элемент системы социальных отношений, которые выходят за пределы отдельной трансакции. Эти трансакции являются неотъемлемой частью долговременных деловых союзов. Теория отношенческих контрактов применима к ситуациям, в которых существует двусторонняя зависимость участников контракта, обусловленная наличием трансакционно-специфических инвестиций. Инвестиции данного вида трансформируют агентский контракт в отношенческий. Примером служит фундаментальная трансформация.

Гарантии отношенческих контрактов со стороны законодательства весьма ограничены. По этой причине оппортунизм приходится предотвращать путем частного порядка улаживания конфликтов. Под этим термином понимают, как неюридические санкции, так и контрактные соглашения, которые защищены законом и предназначены для охраны каждой из сторон от постконтрактного оппортунизма другой стороны.

Рассмотрим типы частного порядка улаживания конфликтов.

1) Самовыполняющееся соглашение с использованием бренд-капитала или «заложников». Бренд-капитал - это специфические инвестиции, осуществляемые фирмой в торговую марку (например, рекламные компании, предпринятые с целью продвижения торговой марки). «Заложники» - это специфические инвестиции, которые осуществляет субъект, давший обещание, с целью сделать свое обещание достоверным. К «заложникам» от носят затраты на рекламу нового товара, которые будут «уничтожены», если надежды покупателей не оправдаются. К ним также относят низко-затратные инвестиции, такие, как дарение подарков, взаимное угощение и обмен визитами. Обмен «заложниками» в форме инвестиций в чувства также служит механизмом обеспечения достоверности обязательств. Так, страхованием от изменений стимулов контрагентов являются узы любви. Чувство глубокой привязанности не позволит стимулам одного контрагента измениться в своекорыстных целях. Это создает основу для текущих инвестиций во взаимоотношения, что в противном случае было бы слишком рискованно.

2) Солидарность - взаимопомощь контрагентов, основанная на общности ценностей и необходимости достижения общих целей. Отношенческим контрактам свойственна слабая солидарность, она характеризуется следующими свойствами:

а) стороны учитывают интересы общества в целом;

б) не поощряется силовое перераспределение благ между контрагентами как альтернатива «сбалансированной взаимности»;

в) отсутствует открытое оппортунистическое поведение;

г) практикуется обмен дарами;

д) существует готовность восстановить отношения в случае конфликта.

Солидарность наемного работника проявляется как лояльность - его идентификация с корпоративными целями на рациональном и эмоциональном уровнях. Гордость за выполненную работу и готовность принимать ответственность за производственный результат, а не формальное «следование правилам», рассматриваются как важные факторы успеха современной организации. Сильная солидарность обладает некоторыми чертами слабой солидарности, но принципиально отличается от нее в том, что стороны в своих действиях не учитывают интересы общества в целом. Сильная солидарность препятствует заключению эффективных контрактов.

3) Стратегия «зуб за зуб» представляет собой одну из возможных форм, которую принимает ответное поведение. Важнейшей частью такой стратегии служит готовность сделать первый шаг в направлении кооперации и тем самым принять риск в первом раунде взаимодействия, т. е. следовать правилу «никогда не предавать первому». Если подобное поведение, основанное на уступках, игнорируется вторым участником, то в следующем раунде первый участник осуществляет возмездие (или предательство).

4) Использование третейского суда. Важной причиной преобладания данной формы частного порядка улаживания конфликтов является неэффективность правовой системы. Источниками этой неэффективности служат:

– неопределенность порядка получения возмещения по суду;

– несовершенство способов, посредством которых суды исчисляют ущерб;

– большая продолжительность времени, в течение которого суды выносят решения, и др.

5) Регулирование, будь то частное или государственное, есть форма администрирования отношенческих контрактов, которое осуществляется третьей стороной. Например, в случае с коммунальными услугами регулирующий орган (антимонопольный комитет, энергетическая комиссия и т. д.) действует как посредник между поставщиками и потребителями энергии.

6) Объединение сторон - это любое устройство, целью которого является уменьшение расхождения сторон посредством развития духа единения или симпатии между ними. Примеры: фирма, вертикальная интеграция, брак. Объединение сторон контракта выступает важнейшей формой защиты от постконтрактного оппортунизма, оно обеспечивает высокий уровень юридической защиты индивидов. Вертикальная интеграция представляет собой эффективный способ частного разрешения конфликтов. По мере того как трансакции становятся все более и более специализированными, значительно ослабевают стимулы к рыночным сделкам. Иными словами, когда человеческие и физические активы все более специализируются на выполнении единственной задачи, их уязвимость в отношении оппортунизма возрастает, что требует специальной защиты, которую может обеспечить объединение. Преимущество вертикальной интеграции состоит в том, что разрешение конфликта можно осуществлять постепенно без дополнения или корректировки действующих межфирменных соглашений.

7) Организационная культура. Данный термин используют тогда, когда необходимо подчеркнуть существование совместно поддерживаемых ожиданий членов организации относительно поведения. Организационную культуру определяют как принцип или правило, которое обусловливает поведение членов организации и дает им представление относительно того, как организация будет реагировать на определенные обстоятельства, если таковые возникнут. Указанный принцип должен характеризоваться как широкой применимостью, так и достаточной простотой, чтобы все заинтересованные стороны могли его легко интерпретировать. Важная задача любой организации состоит в том, чтобы довести общее правило принятия решений, существующее в данной организации, до всех, кто непосредственно применяет это правило. Для защиты своей репутации организации часто используют избранный принцип даже в тех случаях, когда это может ока- заться неоптимальным в краткосрочном периоде.

 

 

2. Совершенный (исчерпывающий, полный) контракт - это идеально разработанный, всеобъемлющий контракт, определяющий, что надлежит делать каждой из сторон при всех возможных обстоятельствах, включая случаи невыполнения контракта, и являющийся оптимальным вариантом для каждой из сторон контракта. Это контракт в мире совершенной (полной) информации, где, если вспомнить начала микроэкономики, не бывает продолжительных трансакций, где все можно сделать одномоментно. Т.е. во всех случаях (кроме тех, что связаны с процессами, продолжительными чисто технологически) контракты будут выполнены одномоментно, ибо полностью совпадают с физическим перемещением объектов.

 

Условия:

· абсолютную рациональность (absolute rationality);

· полную информацию (perfect information);

· абсолютные вычислительные способности (instant calculation), в том числе прогностические способности

 

Свойства:

· Complete contract должен определить распределение издержек и результатов в каждом из возможного множества случаев. Иными словами, полным контрактом определяются издержки, с которыми связана деятельность агентов в каждом из случаев, и та выгода, которая обусловлена их деятельностью.

· При этом complete contract должен предусмотреть абсолютно все случаи несоблюдения одной из сторон тех или иных условий контракта и соответствующие этому штрафные санкции.

· У сторон должно отсутствовать желание в дальнейшем пересматривать условия контракта.

· Контракт - добровольный, он реализуется без принуждения и основывается на принципах взаимной выгоды.

 

Указанная абстракция не может быть написана по целому ряду причин:

 

1. Ограниченная рациональность сторон

 

2. Непредвиденные обстоятельства и невозможность точного прогнозирования. А поскольку контракт невозможно прописать полностью, в нем всегда возникают "contract holes" ("контрактные дыры").

 

· Асимметрия информации

 

· Неточность языка

 

· Несовершенство выполнения обещаний

 

· Конфликт интересов сторон

 

· Высокие альтернативные издержки расчётов и заключения контрактов, например, при учёте таких обстоятельств, которые маловероятны и нет опыта действий, который мог бы служить ориентиром для подобных случаев.

 

Недоопределенность контрактов есть их имманентное (неотъемлемое) свойство.

 

 

Оппортунизм - это следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ех ante и ех post.

В предконтрактной ситуации (ех ante) продавец почти всегда более информирован, чем покупатель, что служит предпосылкой проявления оппортунизма. Например, введение потребителя в заблуждение относительно реального качества предлагаемого продукта.

В ситуации после заключения договора (ех post) показательным является пример со страхованием, когда потребитель из-за наличия у него страховки ведет себя более рискованно, чем до заключения контракта. Подобные риски компания должна предугадывать и предотвращать до заключения договора.

Оппортунистическое поведение имеет ряд признаков:

Асимметрия информации - ситуация, когда одна из сторон договора более осведомлена по поводу объекта сделки, чем другая. Хотя организации, предоставляющие качественный продукт, заинтересованы в предоставлении клиенту полной информации о товаре, проблема асимметрии имеет место из-за наличия на рынке экономических агентов, не заинтересованных в предоставлении максимально развернутой информации о своем товаре из-за его низкого качества. Так, продавцы обуви могут заверять потребителя в том, что конкретная модель является итальянской, из чего покупатель предположит, что пошита обувь там же, хотя по факту производство ее ведется в Китае, а с Италией связано только место регистрации.

Преднамеренно недобросовестное поведение, носящее скрытый характер. Например, прямой обман строительной организацией клиента по поводу квалификации своих электромонтажников, чтобы удержать клиента и не платить за повышение квалификации работников.

Различия в интересах контрагентов. Исходя из теории политической экономии, цели работодателя и работника всегда противоположны: если первый стремится снизить издержки и увеличить прибыль, то второй желает повышения заработной платы, что и является издержкой для работодателя. Фиксированный размер оплаты труда является предпосылкой оппортунизма: теряется заинтересованность работника в качественном исполнении своих обязанностей.

Основным признаком является несовпадение целей контрагентов. Таким образом, проблему различия интересов следует решать, ставя доходы трудящегося в зависимость от качества его работы.

Асимметрия информации выступает как удобная возможность проявления оппортунистической деятельности.

Недобросовестное поведение, носящее скрытый характер может быть следствием недостаточной прозрачности процессов, связанных с реализацией и производством товара.

Могут быть выделены три типа оппортунистического поведения, соответствующие видам асимметрии информации.

1. Скрытые характеристики определяются тем, что производители и продавцы всегда больше осведомлены о характеристиках товара или услуги, чем покупатели. Тем более, что характеристики некоторых благ нельзя оценить даже в процесс их потребления. Примером могут быть лекарства и косметические средства. Сложно объективно оценить последствия применения определенных лекарств, не обладая специальными знаниями, может иметь место эффект плацебо и ряд других факторов. Этот вид оппортунизма приводит к проблеме неблагоприятного отбора.

2. Скрытые действия - это действия более информированного участника сделки, которые менее информированный не может наблюдать. Такой тип оппортунизма приводит к моральным рискам. Моральный риск может объясняться со стороны несовершенства контракта. Предположим, в контракте описано, что гражданка Иванова обязуется пошить шторы длиной 2 метра и шириной 6 метров зеленого цвета. Позже принципал получает шторы данных параметров, но из материала низкого качества. На претензию со стороны заказчика гражданка Иванова отвечает, что в контракте не указано из какого материала должны быть сшиты шторы. Исходя из предпосылки ограниченной рациональности, невозможно составить совершенный контракт.

3. Скрытые намерения партнера по сделке могу привести к вымогательству. В ситуациях, когда одна из сторон сделки может понести большие издержки, чем другая, имеет смысл опасаться скрытых намерений контрагента. Например, строительная компания заключила договор с дизайнером на выполнение изобразительных работ, позже дизайнер потребовал увеличения гонорара, обещая в противном случае не выполнить контракт. Если в данном случае организация понесет большие издержки от поиска нового дизайнера и введения его в курс дела, чем от повышения гонорара текущему, рационально будет удовлетворить требование нынешнего дизайнера.

Важно отметить, что оппортунистическое поведение не подразумевает, хотя и не исключает, явное нарушение контракта. Например, если случится ситуация, когда одна из сторон может выиграть в результате нарушения договора настолько, что будет в состоянии полностью компенсировать потери другой стороны от нарушения контракта и все равно остаться в выигрыше, то после компенсации такое поведение следует назвать рациональным. Оппортунизм подразумевает перераспределение богатства от кредитора к должнику, от одного контрагента к другому. Но при этом жертва оппортунистического поведения должна иметь законное право на ту часть богатства, которую она теряет в результате оппортунистического поведения контрагента.

 

 

3. Моральный риск – это действия экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим в ситуациях, когда они не ощущают полностью последствий (или не пользуются полными выгодами) своих действий вследствие неопределенности и неполноты контрактов, которые препятствуют возложению всего ущерба (или получению всех выгод) на соответствующего агента.

Ситуации, в которых возникает моральный риск, характеризуются сочетанием следующих условий:

1) интересы исполнителя и заказчика не совпадают, исполнитель преследует собственные интересы в ущерб интересам заказчика;

2) исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий;

3) заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершенное принуждение.

Способы предотвращения морального риска

Как можно решить проблему морального риска? Существует несколько путей ее решения.

Контроль за действиями агента

а) Можно ужесточить надзор за деятельностью агента, увели­чивая объем ресурсов, расходуемых на эти цели. В фирмах работ­ники часто отмечают время прихода на работу и время окончания работы. Работодатели покупают компьютерные программы, кото­рые подсчитывают число ударов по клавишам, которые делают се­кретари, за кассирами следят видеокамеры. Парфюмерная компа­ния «Калина» (бывшие «Уральские самоцветы»), к примеру, ввела в цехах форму разного цвета. Тем самым появилась дополнитель­ная возможность контролировать работников (можно определить, работники какого цеха находятся не на своем рабочем месте). В результате, некоторые работники, недовольные усилением кон­троля, уволились из компании.

Все меры по ужесточению надзора за работниками, как пра­вило, дорогостоящие, и нередко издержки контроля могут превы­шать ту выгоду, которая достигается подобным образом.

б) Контроль — это поиск дополнительных источников ин­формации об агенте, о его усилиях, о его честности и прилежании. Контроль, однако, не всегда связан с дополнительным расходо­ванием ресурсов. Создание конкуренции между агентами может стать одним из возможных способов организации контроля пове­дения агентов. Если у агентов противоположные интересы, то они будут охотно раскрывать относительные преимущества своего то­вара, подчеркивая недостатки товаров своих конкурентов. Если вы хотите выбрать пластиковые окна, то, обратившись к нескольким фирмам, сможете узнать о недостатках тех окон, которые устанав­ливают их конкуренты и о которых они предпочитают умолчать. Однако полностью полагаться на конкурирующие источники ин­формации, конечно, нельзя. Все они промолчат об общих для их товаров недостатках.

Эффект конкуренции можно использовать внутри организа­ции. Например, подобной системой контроля пользуется компа­ния Макдональдс. Ее работники знают друг друга лишь по номе­рам, и не знают имен. Видимо, это облегчает их взаимный кон­троль друг за другом. Об ошибках и нерадивом поведении своих коллег они должны сообщать, зарабатывая себе очки в рейтинге. Однако внутри фирмы подобный способ контроля имеет свои ограничения. Создание атмосферы конкуренции между работни­ками может разрушить элементы доверия и готовность к сотруд­ничеству, что затруднит решение задач, требующих объединения усилий агентов.

в) Существует еще один способ контроля поведения агента — это контроль посредством рыночного механизма. Контроль со сто­роны фондового рынка и рынка слияний и поглощений позволяет смягчить проблему морального риска в отношениях между акцио­нерами и наемными управляющими.

Контроль имеет особенно важное значение при заключении кредитных соглашений. Денежные займы характеризуются вы­сокой степенью пластичности, что делает контроль заемщиков весьма дорогостоящим. Заемщики всегда нуждаются в контроле. Банк, в котором вы берете ссуду, поинтересуется вашим финан­совым положением, он потребует залог, регулярной выплаты про­цента и части основной ссуды. Банки, предоставляющие кредит фирмам, проверяют их финансовое положение, выясняют их кре­дитную историю, требуют бизнес-план и периодические финан­совые отчеты.

 

Второй способ борьбы с моральным риском — это объедине­ние интересов принципала и агента с помощью стимулирующих контрактов или участия агента в результатах деятельности.

Контроль может быть связан со слишком большими издерж­ками. Иногда о деятельности агента можно судить по ее результа­ту, в этом случае можно создать стимул для правильного поведе­ния, выплачивая вознаграждение за хорошие результаты. Однако использование этого способа предотвращения морального риска может быть ограничено следующими факторами:

а) поведение агента нередко лишь частично влияет на резуль­тат и трудно выделить влияние именно усилий агента на конечные результаты. Продавцы чая, к примеру, могут очень стараться, но в условиях жаркого лета продукт будет продаваться плохо, несмотря на их усилия, а продавцы мороженого будут проявлять значительно меньше усердия, но погодные условия повлияют на резкое увеличе­ние объема продаж. Подобный же эффект возникает, если результа­ты определяются поведением агента, но их нельзя точно измерить.

б) возможности заключения стимулирующих контрактов ограничены степенью склонности агента к риску. Большинство людей не склонны к риску (risk-averse). Они скорее выберут большой, но постоянный доход, чем неопределенный доход, кото­рый в среднем выше, но зависит от факторов непредсказуемых и не поддающихся контролю с их стороны (погодных условий, общих экономических условий или даже простого везения). Возникает вопрос о том, кто должен нести риск, связанный с действием слу­чайных факторов. При использовании стимулирующих контрак­тов работодатель перекладывает часть риска на работников: если дела пойдут хорошо, то работники получат дополнительный до­ход, однако если дела пойдут плохо, то влияние неблагоприятных условий на благосостояние работодателя будет несколько смягче­но, так как он выплатит работникам меньшее вознаграждение.

 

 

Список использованной литературы

1. Олейник, А. Н. Институциональная экономика : учеб. пособие / А.Н.Олейник. М. : ИНФРА-М, 2011. 416 с.

2. Одинцова, М. И. Институциональная экономика /М.И.Одинцова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 396 с.

3. Вольчик В. В. Лекции по институциональной экономике. http://institutional.narod.ru/lectures/lectures1.htm

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.