Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел I. Организационные мероприятия в отношении детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии, поступающих в образовательные учреждения общего типа





К числу основных мероприятий, проводимых в отношении де­тей с недостатками в развитии, поступающими в учреждения общего образования относятся следующие.

• Тщательное изучение всей имеющейся на ребенка медицинской и педагогической документации. (Медицинская учетная форма № 026/у-2002, Медицинская Карта ребенка для образовательных учреждений*, выписка из «Истории развития» - поликлинической медицинской карты; заключение ПМПК или ПМПк [консилиу­ма], педагогические характеристики и заключения.)

• Беседы с родителями (ближайшими родственниками или лица­ми, осуществляющими опекунство), педагогами, работавшими с ребенком на предшествующем этапе обучения. Цель бесед: выяс­нение особенностей развития и условий воспитания ребенка до поступления в данное детское учреждение.

Анкетирование (опрос педагогов и родителей) с целью полу­чения необходимых сведений о ребенке, в частности, знакомство с условиями, в которых ребенок воспитывается дома и др.

• Решение вопроса об условиях обучения ребенка в массовой школе (пребывания в дошкольном образовательном учреждении). В частности должен быть решен вопрос о выборе адекватной психофизическим возможностям ребенка организационной фор­мы обучения: обучение с посещением занятий в школе или инди­видуальное обучение на дому; вопрос о наиболее приемлемом режиме школьного обучения (или занятий в ДОУ), целесообраз­ности посещения группы продленного дня (ГПД), участия во внеклассных (спортивно-массовых и др.) мероприятиях и др.



Указанные вопросы решаются совместно органами школьного управления (администрацией детского учреждения) - педсовет, «малый педсовет», ПМПк (консилиум) - и соответствующими органами медицинских учреждений (консультационно - экспертная комиссия [КЭК] при муниципальной (районной)] детской поликлинике или детской больнице).

При этом образовательные учреждения выступают как учреждения, представляющие ребенка (подготавливают соответствующее обоснованное представление в медицинское учреждение), КЭК же является органом, полномочным принимать реще. ние по указанным выше вопросам.

Для детей, имеющих стойкие, но нерезко выраженные откло­нения в развитии, могут быть рекомендованы и назначены:

- режим неполной учебной недели (например, назначается дополнительный «выходной день», свободный от учебных заня­тий);

- режим «свободного посещения» занятий в школе (посещений ДОУ) - в зависимости от психофизического состояния ребенка;

- режим «сокращенного учебного дня» (ежедневного пребывания в детском саду).

При назначении индивидуального режима обучения обяза­тельно учитываются: уровень физического развития, состояние здоровья, в том числе: наличие у ребенка сопутствующих отклонений в состоянии соматического здоровья, хронических заболе­ваний органов основных функциональных систем организма и др.

· В отношении детей с ЗПР, детей с отставанием в психическом и познавательном развитии должен быть решен вопрос об усло­виях их обучения и воспитания в дошкольных и школьных учре­ждениях: необходимо, в частности, определить, где будет обу­чаться ребенок - в обычной группе или классе, классе компенси­рующего или коррекционно-развивающего обучения (КРО), коррекционной группе для детей с ЗПР в ДОУ - при наличии таких специализированных классов и групп в данном образова­тельном учреждении.

· Если вопрос о пребывании ребенка в массовом образователь­ном учреждении решен положительно (имеется соответствующее решение ПМПК), то до начала учебного года ребенок должен пройти медицинское обследование у врачей специального профиля (офтальмолога, отоларинголога или сурдолога, ортопеда, психоневролога) и обследование у логопеда.

· Дети, имеющие отставание или задержку в развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы, должны пройти обследование у психолога данного образовательного учреждения (или психолога «Психологической службы» при органах управления образованием, психолога ПМПК, коррекционно-диагностического центра).

Специальное, комплексное обследование детей перед началом учебного года имеет важное значение для успешного прове­дения всей коррекционно-педагогической работы. Педагогу (вос­питателю группы) необходимо ознакомиться с развернутым за­ключением врачей специального профиля, психолога, логопеда о характере и степени выраженности отмечаемых отклонений в развитии, общем состоянии здоровья ребенка, о его «психичес­ком статусе» и др. Такое заключение является медицинским и коррекционно-педагогическим обоснованием дифференцирован­ного подхода к обучению и воспитанию ребенка в общеобразова­тельном учреждении (в том числе обоснованием частичного из­менения уровня требований к ребенку при прохождении учебно-образовательной программы и др.). Педагог должен получить от врачей-специалистов (через медицинский персонал данного уч­реждения), а также от психолога и логопеда перечень рекоменда­ций по вопросам адаптации ребенка к условиям обучения в об­щеобразовательном учреждении общего вида, осуществления индивидуального подхода к нему на учебных занятиях и в процес­се разнообразной (игровой, предметно-практической) деятельно­сти вне занятий - с учетом особенностей его психофизического развития, отмечаемых первичных и вторичных отклонений в раз­витии и др.

• Все дети, у которых отмечаются нерезко выраженные наруше­ния психического развития (ЗПР легкой степени, эмоционально-волевые расстройства и др.), должны состоять на учете у психо­лога образовательного учреждения (специалистов «Психологи­ческой службы» в системе образовательных учреждений) и, при необходимости, посещать занятия по психологической коррекции нарушений развития. Дети с нарушениями речи должны состоять на учете у логопеда (логопедического пункта или детской поликлиники), дети с сенсорными нарушениями и дети с расстрой­ствами двигательной сферы - на учете у врачей специального профиля (сурдолог, офтальмолог, ортопед).

· Вопросы организации адекватного педагогического подхода к ребенку с нарушением развития, в том числе правильной организации его учебной деятельности, должны быть обсуждены заседании педагогического совета или методическом объедице нии педагогических работников данного образовательного учре ждения. Обсуждение этих вопросов проводится по представле нию педагога класса, где обучается ребенок, или воспитателей соответствующей возрастной группы в ДОУ общего типа. Сотрудникам школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), которые осуществляют индивидуальное изучение ребенка, необходимо внимательно проанализировать медицинскую учетную форму № 026/у-2000 ребенка, в которой отражены результаты предшкольной диспансеризации. Внимание членов школьного консилиума должны привлечь отмеченные в медицинских документах данные о нерезко выраженных откло- нениях в состоянии здоровья, не являющихся противопоказания­ми для обучения в общеобразовательной школе. К ним относятся указания на наличие хронических заболеваний внутренних органов, недостатки слуха, ослабленное зрение, нарушения в строе­нии и функциях лорорганов, костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие), увеличение щитовидной железы, избыточный вес и др. Обращается внимание на наличие в заклю-чениях врача-невролога и детского психиатра указаний на асте-ноневротический и астеновегетативный синдром, вегето-сосудистую дистонию, психосоциальную запущенность, задержанное психическое развитие или психофизический инфантилизм. Каждое из указанных заболеваний и нарушений процесса развития не является достаточным основанием для невозможности обучения в общеобразовательной школе, однако они могут рассматриваться как возможные причины школьной дезадаптации ребенка, отставания в обучении.

В медицинской карте может быть представлена дополнитель­ная информация о детях, относящихся к группе риска, в отноше­нии школьной успеваемости и социальной дезадаптации к усло­виям обучения в массовой школе (ДОУ общего типа). При анали­зе медицинской карты следует обращать внимание на данные, указывающие на отклонения в протекании беременности и родов у матери ребенка (интоксикации, хроническая внутриутробная гипоксия, физические и психические травмы, преждевременные роды, асфиксия новорожденного, родовая травма и др.). Прини­маются во внимание указания на болезни, перенесенные ребенком

в раннем и дошкольном возрасте, тяжелые чсрспно-мозгокые травмы и травмы опорно-двигательного аппарата.

Анализируются заключения педиатра и врачей специального профиля: офтальмолога, отоларинголога, ортопеда, дерматолога, сто- матолога, невролога и детского психиатра. (Заключения о состоянии соматического и психического здоровья, наличии отклонений в строении и функциях основных функциональных систем организма, состоянии сенсорных функций и др.).

 

Раздел II. Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с проблемами в развитии

П Л Ведущие принципы психолого-педагогической диагнос­тики нарушенного развития

Диагностика нарушенного развития на современном этапе строится с опорой на ряд принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и коррекцион-ной педагогики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева). К ним относятся:

• Комплексное изучение особенностей познавательного и психо­физического развития ребенка, что предполагает выявление внутрен­них причин и механизмов возникновения того или иного отклоне­ния. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи разного профиля, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется инструментарий не только клинического и специаль­но-психологического исследований, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ре­бенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее слож­ных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и др. виды обследования.

• Системный подход к диагностике психического развития ребенка, принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает всесторонний анализ результатов познавательной деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный из в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но, и установление взаимосвязи между ними, установление причинно-следственной обусловленности имеющихся нарушений. Очень важно, чтобы в ходе обследования были выявлены не только особенности и явления негативного характера, но и сохранные функции, положительные стороны личности, на которые следует опираться при проведении коррекционно. педагогических мероприятий.

• Динамический подходк изучению ребенка с нарушением раз. вития предполагает учет возрастных особенностей ребенка г организации обследования, выборе методов исследования и анализ» его результатов, учет текущего психофизического состояния ребенка учет возрастных качественных «новообразований» и их своевременная реализация. Учет возрастного фактора имеет большое значение при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данно­го возраста.

• Выявление иучет потенциальных возможностейразви­тия ребенка.Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального, ближайшего и последующего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе общения и взаимодействия ребенка со взрослыми при усвоении новых способов действий.

• Качественный анализрезультатов психолого-педагогическогс изучения ребенка. Основными параметрами такого анализа являются:

- отношение к ситуации обследования и заданиям;

- способы ориентировки в условиях заданий и способы их выпол нения;

- соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и предложенной инструкции;

- возможность использования помощи взрослого;

- умение выполнять задание по аналогии;

- отношение к результатам своей деятельности, критичность своих достижений.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.