Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Теоретические основы формирования





Содержание

 

 

Введение.................................................................................................... 3

 

Глава 1. Теоретические основы формирования

Музыкального восприятия

Младших школьников

 

1.1. Сущность и компоненты музыкального восприятия........................... 7

1.2. Особенности восприятия музыки младшими школьниками............. 18

 

Глава 2. Методические основы развития

Музыкального восприятия детей

 

2.1. Урок музыки как основная форма развития навыков восприятия

музыки................................................................................................. 27

2.2. Музыкально-ритмические движения как средство развития

музыкального восприятия детей......................................................... 38

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 55

 

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................... 58

 

Приложения........................................................................................... 63

 


ВВЕДЕНИЕ

Целенаправленное и систематическое музыкальное воспитание осуществляется в школе на уроках музыки. Само название учебного предмета говорит нам о том, что он отличается от таких, как математика, физика, химия, биология, имеющих название соответствующих наук. Музыка же является одним из видов искусства, которое и составляет основное содержание предмета. Вместе с литературой и изобразительным искусством они составляют эстетический цикл.

Тесная связь, существующая между данными видами искусства, определяется тем, что каждое из них своими специфическими средствами раскрывает внутренний мир человека. Поэтому произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим произведениям живописи и литературы.



Необходимость учебного предмета «Музыка» объясняется тем социальным значением, которое придается музыкальному искусству в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях, способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.

Один из определяющих факторов гуманизации жизни школы – насыщение ее духом высокого музыкального искусства. Это, согласно мысли В.А. Сухомлинского, является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса. Вот почему так важно развивать ту актуальную совокупность знаний, потребностей, качеств личности ученика, которая выражается интегрированным понятием «музыкальная культура школьника».

Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры. Понятие «музыкальная культура» довольно емкое. Оно включает: а) нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности; б) знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение); в) музыкальные, творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

Ныне действующая программа по музыке имеет тематическое построение: все темы – это как бы ступеньки, ведущие учащихся к овладению музыкальной культурой. В темах четвертей последовательно раскрываются особенности языка музыки, богатство и своеобразие ее содержания, связь с другими видами искусства – живописью, литературой, особенности эмоционального воздействия музыки.

Программа по музыке устанавливает преемственную связь между детским садом и школой. Уроки в I классе сохраняют структуру музыкальных занятий детского сада: шестилетки слушают музыку, разучивают песни, пляски, игры, исполняют несложные мелодии на металлофонах. Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей.

Одной из важнейших задач музыкального воспитания в школе является формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку.

Век технического прогресса расширил возможности слушания музыки. Если несколько десятилетий назад представление о музыке связывалось с концертным залом, то в настоящее время благодаря техническим средствам для того, чтобы ощутить ее воздействие, достаточно нажать кнопку музыкального центра или найти нужную дорожку на грампластинке. В этих условиях музыкальное воспитание приобретает еще большую значимость.

Именно учитель должен формировать у учащихся потребность в восприятии музыки, облагораживающей их внутренний мир, а чувство удовлетворения у слушателей возникает в том случае, если музыкальное искусство становится понятным, доступных для их восприятия. Развивая способность понимать язык музыки, ощущать ее выразительность, учитель дает учащимся необходимые знания, навыки, умения, воспитывает интерес к музыке, вкус.

Через восприятие и переживание различного содержания музыкальных произведений, выраженного специфическими средствами, школьники убеждаются не только в том, что музыка неразрывно связана с жизнью, но что она «сама жизнь», и так же, как жизнь, музыка может быть глубокой, серьезной, радостной, печальной, светлой или пустой, ничем не обогащающей человека.

Восприятие музыки, без которого фактически не может осуществляться никакая музыкальная деятельность, благодаря многообразию доступных детям произведений, особенно эффективно способствует расширению музыкального кругозора, воспитанию музыкального вкуса. В процессе слушания формируются навыки музыкального мышления, умения эмоционально и сознательно воспринимать музыкальную ткань, все время находящуюся в развитии.

Таким образом, цель дипломной работы – теоретическое обоснование проблемы формирования навыков восприятия музыки детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках музыки в начальной школе.

Предмет исследования – формирование музыкального восприятия детей в процессе музыкальных занятий.

В ходе работы определились следующие задачи:

1. Изучение и обобщение состояния проблемы музыкального восприятия в научно-методической литературе.

2. Анализ сущности и компонентов музыкального восприятия.

3. Раскрытие особенностей восприятия музыки младшими школьниками.

4. Выявление наиболее эффективных средств в развитии музыкального восприятия детей.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования школьников как важного фактора развития личной художественной культуры.

Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.

За годы обучения музыке школьники знакомятся с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки, с ведущими музыкантами – солистами и музыкальными коллективами; с разнообразными жанрами, формами и стилями; со значением различных выразительных средств в создании музыкального образа; с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Темы учебных четвертей исходят из специфики музыки и задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который для лучшего его осмысления периодически повторяется и обобщается. В начальной школе закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в урок вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.

Всемерно развивая на уроках различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Это понятие ни в коем случае нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Пользуясь этим привычным термином, мы не должны забывать всю его условность. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности учащихся», как это обычно делается по отношения к «слушанию музыки».

Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом всех его звеньев. Только когда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Более того, как можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять (петь, играть, дирижировать), а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми, формальными фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовных мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Работа учителя направлена на то, чтобы рекомендуемые программой музыкальные произведения учащиеся воспринимали ярко, эмоционально и хорошо их запоминали. Дети учатся «погружаться» в музыку, воспринимать красоту ее звучания, что служит хорошей основой для развития у них художественного вкуса. Постоянно возрастающее число полюбившихся ребятам произведений в дальнейшем составит «золотой фонд» их музыкального самообразования и самовоспитания.

В основе работы учителя лежат методы, как словесного пояснения материала, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности. Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например, с помощью различных музыкально-ритмических движений (упражнений, игр, танцев) детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением.

Стремление к достижению основной цели – воспитанию эстетических чувств – придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция.

 

 


Библиография

1) Абдуллин, Э.Б. Теория муз. образования [Текст]: учебник для студ выс. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 336 с.

2) Алиев, В.В. Музыка. 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программа для общеобразовательных учреждений [Текст] / В.В. Алиев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак. 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 90 с.

3) Апракскина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 222 с.

4) Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога- пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – М., 1985.

5) Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев. – М. – Л., 1965. – 218 с.

6) Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки [Текст] Т.А. Барышева // Взаимодействие искусств в пед. процессе: межвуз. сб. науч. тр. – Л.:ЛГПИ, 1989. – 156 с.

7) Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобр. учрежд. [Текст]: пособие для студ. муз. фак. пед. вузов /Л.А. Бозбородова – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 416 с.

8) Беляева-Экземплярская, C.Н. О психологии восприятия музыки [Текст] / С.Н. Беляева-Экземплярская, С.Н. – М.: Музыка, 1923. – 125 с.

9) Беляева-Экземплярская, С.И. О психологии восприятия музыки [Текст] / С. И. Беляева-Экземплярская – М.: Музыка, 1923. – 125 с.

10) Бечак, Б.А. Воспитание искусством [Текст] / Б.Л. Бечак. – М.: Просвещение, 1981. – 280 с.

11) Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. – М., 1996.

12) Веккер, Л.М. Восприятие и основы его моделирования [Текст] / Л.М. Веккер. – Л.: Издательство ЛГУ, 1964. – 194 с.

13) Вендрова Т. Е., Критская Е. Д. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. – 1994. – № 3.

14) Восприятие музыки [Текст]: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 1980. – 256 с.

15) Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 572 с.

16) Газарян, С.С. Введение в музыкальный фольклор [Текст] / С.С. Газарян. – М.: Академия, 2001. – 120 с.

17) Дмитриева, Л.В. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] /Л.В. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1989. – 206 с.

18) Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. Пед. училищ и колледжей [Текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. – М.: Владос, 2004. – 349 с.

19) Искусство, музыкознание. Музыкальная психология и музыкальная педагогика [Текст] – Хрестоматия. Вып. 1, ч. 2. – М.: изд-во Прометей, 1991. – 236 с.

20) Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа но музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. 1 – 3 классы. – М., 1980.

21) Кабалевский, Д Б. Про трех китов и про многое другое: Книжка о музыке. – М., 1976.

22) Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] Д.Б. Кабалевский. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984. – 204 с.

23) Кабалевский, Д.Б. Программа средней общеобразовательной школы. Музыка 1 – 3 классы трехлетней начальной школы [Текст] / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1990.

24) Кадобнова И. В., Усачева В. О., Школяр Л. В. Шестилетие дети и музыка // Воспитание музыкой / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. – М., 1991.

25) Кадцин, Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя [Текст] Л.М. Кадцин. – М.: Высш. шк., 1990. – 303 с.

26) Книга о музыке [Текст] / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М.: Сов. композитор, 1975. – 340 с.

27) Кошмиина, И. В. Ильина Ю В. Сергиева А. И. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2000.

28) Кошмина, И.В , Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2000.

29) Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика [Текст] / В.В. Крюкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 288 с.

30) Кулаковский, Л.О. Восприятие музыки [Текст] / Л.О Кулаковский // Сов. музыка, 1956. №5. – С. 53 – 65.

31) Левашова, Г.Я. Музыка и музыканты [Текст] Г.Я Левашова. – Л.: Детская литература. 1969. – 150 с.

32) Мазель, А.А. Вопросы анализа музыки [Текст] А.А. Мазель. – М.: Сов. композитор, 1991. – 376 с.

33) Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки [Текст] / В В. Медушевский // Музыкальная академия. – М., 1992. №3 – С. 54 – 57.

34) Медушевский, В.В. Музыка в семье искусств [Текст] / В.В. Медушевский // Муз. воспит. в школе. – М., 1984. – №1. – С. 31 – 35.

35) Mелик–Пашаев Л. А., Иовяянская 3. И. Концепция и проект программы об­щего художественного развития школьников первого года обучения // Ис­кусство в школе. – 1994. – № 2.

36) Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д. Б. Кабалевского. – М., 1980.

37) Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания [Текст] / Сост. Л. Михеева. – Л.: Музыка, 1970. – 340 с.

38) Музыкальное воспитание в школе / Сост.О. А. Апраксина. – М., 1982. – Вып. 15.

39) Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования [Текст]: сб. ст. / Сост. А. Г. Костюк. – Киев: Музична Украина, 1986. – 126 с.

40) Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Школяр. – М., 2001.

41) Незайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е.В. Назайкинский. – М.: Музыка, 1988. – 254 с.

42) Незайкинский, Е.В. О психологии музыкального воспитания. [Текст] / Е.В. Назайкинский. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.

43) Нечаева, О С Программа «Музыка»: Интегративный курс для младших школьников. – Серпухов, 1996.

44) Овчинникова, Т. Репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитают // Работа с детским хором: Сборник статей. – М., 1981.

45) Осенева, М.С. Meтодика музыкального воспитания млалших школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. муз, фак. пед, вузов /М.С. Осенева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 368 с.

46) Осеннева М. С.. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

47) Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема [Текст] / В.Д. Остроменский. – Киев: Музична Украина, 1975. – 286 с.

48) Панкевич, Г. И. Звучащие образы. – М., 1977.

49) Панкевич, Г. И. Искусство музыки. – М., 1987.

50) Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2003.

51) Радынова. О.П. Слушаем музыку [Текст] / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 1990. 158 с.

52) Раппопорт. С.Х. Искусство и эмоции [Текст] /С.Х. Раппопорт. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. – 168 с.

53) Рытов, Д. Музыкальное воспитание детей на традициях народной инструментальной культуры [Текст] / Д. Рытов. – «Искусство в школе», № 1, 1998.

54) Рытов, Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Д.А. Рытов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

55) Рыцарева, М.Г. Музыка и я [Текст]: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 1994. – 367 с.

56) Самоукина, П.Н. Игры и школе н дома: психотехнические упражнении и коррекционная программа [Текст] / И.В. Самоукина. М.: Моя школа, 1995. – 144 с.

57) Тарасова, Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки [Текст] / Г.С. Тарасова // Психол. жюри. – М., 1994. – Т. 15. – № 6. – С. 130 – 138.

58) Теплов, Б.М. Избранные труды [Текст] / Б.М. Теплов. – Т I. – М.: Педагогика, 1985. – 329 с.

59) Уколов, В.С. Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени [Текст] / В.С. Уколов. – М., 1988. – 370 с.

60) Чернов, А.А. Как слушать музыку [Текст] / А.А. Чернов. – М. – Л.: 1964. – 60 с.

61) Шарам, Т. Роль музыки в жизни детей и молодежи / Музыкальное воспитание в современном мире [Текст] / Т. Шарам. – М., 1973.

62) Школяр, Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке [Текст] / Л. Школяр // дошк. Восп. – М., 1992. – № 9 – 10. – с. 39 – 42.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Методические рекомендации

к выполнению и разучиванию

игровых движений и элементов плясок

 

 

1. Исходные положения:

основное положение стоя – стоять не сутулясь, без излишнего напряжения в коленях и плечах, голова слегка поднята, пятки вместе, носки немного раз­двинуты.

 

2. Виды шага:

бодрый шаг – обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремлен­ный, благодаря чему тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни. Характер этого шага соответствует радостному, бодрому маршу;

высокий шаг – шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Кор­пус прямой, голова поднята, энергичное движение руками. Соответствует энер­гичному характеру маршевой музыки;

тихая, «осторожная» ходьба – корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню. Движение рук сдержанное. Характер шага соответст­вует тихому звучанию музыки;

хороводный шаг – голова чуть приподнята, плечи немного отведены. В хо­роводах исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, то есть рука, которая была впереди, идет назад, а та, что сзади – веред. Таким образом, дети идут хороводным шагом, повернувшись в круг то лицом, то спиной;

шаг на носках исполняется выпрямившись, как бы вытянувшись вверх; мягкий пружинящий шаг соответствует спокойной танцевальной музыке. Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямля­ется и встает на носок (полупальцы).

 

3. Виды бега:

легкий бег – бег непринужденного, беззаботного характера. В беге ноги ак­тивно отталкиваются от пола и мягко, бесшумно приземляются;

стремительный бег – энергичный бег (большими прыжками) с сильным взмахом рук. Корпус слегка наклоняется вперед.

 

4. Подскоки:

легкие подскоки исполняются без излишнего напряжения. Нога слегка вы­носится вперед с согнутым коленом, руки свободно двигаются – одна вперед, другая назад;

сильные подскоки – движения рук и ног более энергичные. В отличие от легких подскоков сильные подскоки соответствуют более яркой в динамиче­ском отношении музыке.

 

5. Прыжки:

пружинное подпрыгивание исполняется при сильном отталкивании ступ­нями от пола. При приземлении колени слегка сгибаются. Сначала пола каса­ются ступни и лишь затем вся ступня, тяжесть тела на пятки не переходит. По­ложение корпуса – прямое, движение вверх – подчеркнуто вертикальное.

 

6. Элементы танцев:

боковой галоп – правая нога делает шаг вправо, левая придвигается к ней, пяткой как бы выталкивая ее снова вправо, для следующего шага. Движение полетное, легкое, без высокого подпрыгиванья. Корпус в сторону движения не поворачивается;

шаг польки – на затакте делается легкий подскок на левой ноге, одновре­менно правая нога выносится слегка вперед. На «раз – и – два» делается три не­больших шажка-бега на носках; правой – левой – правой ногой, на «и» снова легкий подскок на правой ноге, левая выносится вперед и т.д.;

выставление ноги вперед на пятку и на носок – ставя ногу на пятку, следует согнуть ногу в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх, ставя ногу на носок, подъем надо выпрямить;

прыэюки с «выбрасыванием» ног вперед – нога выносится вперед с прямым коленом и слегка вытянутым носком, почти касаясь им пола. Корпус чуть отки­нут назад.

 

7. Элементы русской пляски:

шаг с притопом на месте – на «раз» – шаг левой ногой, ставя ее рядом с правой, на «два» – притоп правой ногой впереди левой (не перенося на нее тя­жесть тела), затем на «раз» следующего такта – шаг на месте правой ногой, на «два» – притоп левой впереди правой и т. д.;

дробный шаг исполняется с продвижением вперед и при кружении на мес­те. Выполняется ритмично, на всей ступне, при согнутых коленях и прямом по­ложении корпуса;

тройной шаг – на «раз – и» делаются два коротких шага, на «два» – один долгий (равный четверти). Основной характер движения – плавный;

переменный шаг – на «раз» делается удлиненный шаг правой ногой, на «и» – небольшой шаг левой, на «два – и» – небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги;

полуприсядка – на «раз – и» делается пружинное полуприседание и выпрям­ление колен, на «два» – выставление правой ноги вперед на пятку, носок поднят вверх. На следующем такте выставляется вперед другая нога;

«ковырялочка» – на «раз – и» делается небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок, колено по­вернуто внутрь. На «два – и» – подскок на левой ноге, правая ставится на пятку, колено повернуто наружу. На следующий такт делается перетоп обеими ногами поочередно – правой, левой, правой. Затем движения повторяются.

 

8. Положения рук в русской пляске:

руки на поясе, кисти сжаты в кулаки, локти направлены в стороны;

руки отведены в стороны, кисть открыта;

руки убраны за спину;

руки скрещены перед грудью.

Продумывая репертуар, педагог может пользоваться плясками и танцами с зафиксированными танцевальными фигурами, а также разрабатывать комбина­цию танцевальных элементов самостоятельно. Так, например, в хороводе мож­но использовать следующие движения: по кругу (по одному и парами), «луча­ми» (к центру круга и от центра), «змейкой», «ручейками», «стенкой на стенку» (два ряда детей, стоящих друг против друга, поочередно продвигаются вперед – назад либо одновременно – «расчесочкой»). При этом в постановку танца, пля­ски важно подразумевать не просто сумму технических приемов, а нечто более содержательное. Известный балетмейстер К. Я. Голейзовский писал в этой свя­зи: «Народная пляска – не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающийся перед зрителем рассказ на определенную тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, по­нятная и реальная картина окружающего» [46, 253]. В этой связи следует отме­тить позитивность таких композиций, как, к примеру, хоровод «Рыбка – окунечек»:

1. Уж ты рыбка, рыбка – окунечек, попадешься ты, рыбка, в неводочек.

Попадешься ты, рыбка, в неводочек, попадешься ты, рыбка, попадешься.

2. Неводочек мы-то все вязали, изо льна нитки крепкие свивали.

Изо льна нитки крепкие свивали, а из ниток веревочки крутили.

3. Неводочек мы-то в руки брали, далеко невод в реку закидали.

Далеко невод в реку закидали, ничего в неводочек не поймали.

Описание движений:

Дети стоят шеренгой друг за другом.

1-й куплет – идут друг за другом, соблюдая равнение. На вторую строку куплета ребенок, стоящий первым, делает поворот и ведет детей по диагонали. С окончанием куплета все останавливаются лицом к центру.

2-й куплет – дети поочередно поднимают руки, образуя «ворота». Ребенок, стоящий последним, проходит в воротца и становится первым.

3-й куплет – дети заводят круг, идут к центру и на словах «далеко» делают взмах двумя руками вверх. На вторую строку куплета медленно опускают руки вниз, отходят назад и становятся полукругом.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Фрагмент урока в 1 классе

Тема четверти– «Три кита» в музыке – песня, танец и марш. Микротема– знакомство с песней Бетховена «Сурок».

Знакомство детей с музыкой Бетховена по программе Д. Б. Кабалевского начинается с песни «Сурок», написанной композитором на слова Гете (пьеса «Ярмарка в Плундерсвейлене»). В методических указаниях к программе учите­лю дан совет обратить внимание ребят на мелодию песни как пример простой, но очень яркой, необыкновенно выразительной мелодии.

На доске схематически изображен дом. Учитель с помощью вопросов к учащимся заполняет «кирпичики» дома после прослушивания песни «Сурок»:

Учитель:Мог ли композитор рассказать о сурке движениями танца, мар­ша?

- Можно ли о горе петь громко и хором?

- Есть ли в песне певец, который поет о жизни? (Поет сам о себе?)

- Меняется ли голос у человека с возрастом?

- В нашей песне вы слышите не только голос солиста-исполнителя, но и аккомпанемент. О чем рассказывал слушателям аккомпанемент?

Дети:Шарманщик крутит ручку шарманки, сурок танцует по кругу. В му­зыке слышны шаги пожилого человека, которому тяжело нести шарманку.

Учитель:Получается, что нельзя убрать ни одного кирпичика из нашей го дома! А заменить можно? Ну, хотя бы один или два? Например, заменить слово «печально» на слово «радостно»? Медленный темп – на быстрый (может ли шарманщик бежать)? Сегодня мы с вами были «строителями» музыкального дома. Возникло новое здание – образ грустного музыканта-путешественника.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 

 

Содержание

 

 

Введение.................................................................................................... 3

 

Глава 1. Теоретические основы формирования

Музыкального восприятия

Младших школьников

 

1.1. Сущность и компоненты музыкального восприятия........................... 7

1.2. Особенности восприятия музыки младшими школьниками............. 18

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.