Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности восприятия музыки младшими школьниками





Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того чтобы разучить песню, ее надо сначала по­слушать; исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мело­дии, выразительность ее звучания; аккомпанируя на ритмических инструмен­тах, двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движении свое отношение к произведению.

Развитие навыков восприятия музыки – задача сложная, особенно на на­чальном этапе обучения. Дело в том, что младшим школьникам часто кажется, что они слушают музыку. Например, при слушании музыки оживленного ха­рактера дети часто фактически перестают ее воспринимать: вовлекаясь в мото­рику произведения, они даже не сразу замечают, если учитель прекращает ис­полнение (опыт Н. Л. Гродзенской, Л. В. Данилевской и др.). Ребята могут от­влекаться на какое-то время, потом опять быть внимательными, и при этом они не замечают, что в какой-то период вообще не слышали музыки. Бывает, что учитель при исполнении уже знакомого произведения нарочно выпускает ка­кие-то эпизоды, и многие дети также не замечают этого.

В I классе дети воспринимают музыку слитно, нерасчлененно, как общий характер, настроение. Они легко различают контрастные образы: «грустно» – «весело», «быстро» – «медленно», «громко» – «тихо», различают ярких «предста­вителей» тех «трех китов», о которых говорит Д.Б. Кабалевский, но при этом далеко не всегда слушают все произведение от начала до конца, не отвлекаясь. Нередко, узнав пьесу по первым тактам, они уже не слушают дальше, и именно поэтому неоднократно прослушанные пьесы, например из «Детского альбома» П. И. Чайковского, они путают одну с другой и с пьесами других композиторов, например, путают «Вальс» с «Итальянской песенкой», а «Старинную француз­скую песенку» П. И. Чайковского с «Первой утратой» Р. Шумана и т. п.



Научить слушать и слышать произведение в целом, от начала до конца, – важнейшая задача, стоящая перед учителем в I классе. Необходимо, чтобы дети поняли, что музыка тем и отличается, например, от картины, что в ней каж­дое мгновение что-то происходит, звуки или повторяются, или меняются, со­единяются в различные мелодии, состоящие из разных, сходных или контраст­ных, фраз. Для того чтобы все это заметить, почувствовать, понять, и надо учиться слушать музыку. Решению этой задачи помогает освоение детьми эле­ментов музыкальной выразительности: для того чтобы ответить, как звучит произведение, какими средствами композитор создает то или иное настроение, дети вслушиваются в характер движения мелодии, ее ритмический рисунок, в выразительное значение регистров, темпов, динамики.

Приступая к планированию занятий в каждом классе (первом, втором и т.д.), учителю важно иметь в виду некоторые общие моменты, наиболее типич­ные именно для данного возраста. Поэтому, хотя абсолютно одинаковых (пер­вых, вторых и следующих) классов не может быть, как не может быть абсолют­но одинаковых даже двух людей, учитель, зная эти общие моменты, все же имеет определенную опору, основу для построения учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе.

Дадим общую характеристикупервоклассников. Для первоклассников типичны:

а) несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи учителя, шаблонного проведения урока;

б) отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной работы, но цепкая память;

в) небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроизволь­ного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации пу­тем переключения на разные «объекты» (задания, виды деятельности, индиви­дуальные и коллективные формы работы и т. д.);

г) яркое образное воображение, его конкретность (отсюда необходимо помнить об опасности прямолинейной, примитивной связи характера звучания музыки с конкретными образами, например, низких звуков – с «медведями», вы­соких – с «птичками», «зайчиками» и т. п.);

д) склонность к игре: через игровые формы легко усваивается даже слож­ный материал. Игра активизирует воображение, внимание, память, способству­ет развитию творческих способностей детей.

Обычно музыкальный уровень первоклассников довольно неровный. Одни дети уже умеют слушать музыку не отвлекаясь, чисто и выразительно поют различные песни; другие даже не понимают, что значит специально слушать музыку, не представляют, что значит петь верно; некоторые дети учатся музы­ке, т. е. уже имеют некоторые исполнительские навыки, получили некоторые знания из области музыкальной грамоты; одни учащиеся уже любят музыку, другие равнодушны к ней, так как росли в неблагоприятных для этого условиях.

Естественно, что вследствие этих особенностей и возможности музыкаль­ного развития первоклассников на уроках неодинаковы. Но все же можно отме­тить и некоторые общие черты, характерные для данного возраста:

а) в области восприятия (слушания) музыки возможности детей довольно широки: им доступны основные жанры, названные Д. Б. Кабалевским «тремя китами» в музыке, – марш, танец, песня; доступна музыка иллюстративного ха­рактера. Однако из-за незначительного объема произвольного внимания у пер­воклассников произведения, предназначенные им для слушания, должны быть небольшими, заключать в себе яркий образ, который учитель раскрывает в его выразительном, а не иллюстративном значении как музыкальный образ, имею­щий свой смысл, свое содержание;

б) в области пения возможности первоклассников в начале занятий в зна­чительной мере определены предыдущей музыкальной подготовкой. Так, на­пример, их певческий диапазон может состоять всего из 2 – 3 звуков, а может быть развит более октавы. Вместе с тем у всех детей голосовой аппарат еще не сформировался, отличается хрупкостью, смыкание голосовых связок краевое, из-за чего сила и «полетность» звучания весьма ограничены.

в) следует специально отметить возможности первоклассников в области творчества. Специальные исследования и передовой опыт показывают, что де­ти младшего возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный самими словесный образ (так называемые вокальные импровизации); могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах; инсценировать (организовать игру-драматизацию) знакомую песню или инструментальную пьесу изобразительного характера и т. п.

Восприятие – слышание – музыки лежит в основе всех музыкальных заня­тий. Нельзя спеть мелодию, нельзя сочинить ее, не слыша, например, звуковы­сотного и ритмического движения. Но слышать музыку не просто, поскольку содержание любого произведения передается комплексом выразительных средств, в каждом случае своеобразно связанных друг с другом и находящихся в постоянном движении, развитии. Поэтому, необходимо учить слушать музыку.

Обычно слушание музыки условно проводится по следующим четырем этапам:

1) вступительная беседа;

2) исполнение произведения;

3) беседа о прослушанном произведении;

4) повторное слушание.

Мы подчеркиваем, что эти этапы условны, так как их наличие или отсутст­вие, а самое главное, их содержание диктуются конкретными условиями (под­готовкой детей, задачами, в связи с которыми исполняется произведение, и др.).

Вступительная беседаможет и отсутствовать, если произведение, безус­ловно, будет восприниматься детьми в верном направлении. Главной целью вступительной беседы в I классе является организация внимания, заинтересо­ванности детей в том, чтобы, услышать произведение. Для мобилизации вни­мания детей учитель ставит перед ними различные задачи в зависимости от их подготовки как слушателей (их музыкального опыта) и от самой цели показа произведения. Например, учитель может сказать:

а) «Сейчас вы услышите небольшое музыкальное произведение, неболь­шую музыкальную пьесу. Как бы вы ее назвали? Почему?»;

б) «Сейчас вы услышите пьесу, которую ее автор, композитор П. И. Чай­ковский, назвал «Марш деревянных солдатиков». Послушайте музыку и поду­майте, почему он так ее назвал»;

в) «Прослушайте внимательно произведение и подумайте, музыка расска­зывает здесь о каком-то одном событии, настроении или о разных» (например, JI. Бетховен. «Веселая. Грустная» и т. д.

В вступительной беседе учитель может кратко рассказать о композиторе (и поэте), о названии произведения (например, «Музыкальная табакерка» А. Лядо­ва), о том, кто исполняет (какой инструмент, голос, хор, оркестр).

При этом вновь подчеркнем, что важно воспитывать непрерывность вни­мания детей и умение дослушивать произведение до конца, ибо часто, сразу определив свой ответ, ребенок уже перестает слушать. Нужно так воспитывать его восприятие, чтобы он понял: ключик к верному ответу не получишь, не дослушав внимательно до самого конца. (Н. Л. Гродзенская при этом рассказы­вала, как слушают музыку на концерте; ставила задачу слушать до тех пор, по­ка звук совсем не растает, после чего ребятам разрешалось похлопать испол­нителю.)

Исполнение произведения.Во вступительной беседе можно хорошо на­строить детей на слушание, но затем не оправдать их ожиданий, не оправдать сказанного о музыке. К сожалению, это случается не так редко, но причины – разные: учитель недостаточно хорошо подготовился к исполнению произведе­ния; показанная запись звучала некачественно; внимание детей было израсходовано на слушание беседы и на слушание музыки его просто не хватило; про­изведение по своему характеру, стилю не имело в предварительном опыте де­тей сходных музыкальных впечатлений и т. д.

Конечно, самым желательным является «живое» исполнение, когда учитель настолько хорошо знает произведение, что может, исполняя его, смотреть в класс. «Встреча» с глазами детей во время слушания имеет важнейшее значе­ние; для первоклассников имеет значение и лицо учителя во время исполнения (сосредоточенное, ласковое, задумчивое...), но оно никогда не должно иметь «сделанное” выражение: дети всегда чувствуют, искреннее чувство или фаль­шивое.

С первых шагов обучения слушанию музыки учитель должен добиваться тишины во время исполнения. Если он сам не выполняет неукоснительно это требование, продолжает исполнять музыку при шуме в классе, то и в детях он не воспитает нужного отношения к музыке. Для первоклассников особенно трудно сохранять тишину во время исполнения музыки оживленного характера. Чтобы добиться этого, следует заставлять работать их воображение («они сидят на концерте»), использовать игровой прием (предлагать «танцевать», «марширо­вать», «скакать» мысленно, так же как петь «про себя», мысленно, а не вслух).

Поскольку для полноценного восприятия необходим музыкальный опыт (сохраняющиеся в памяти музыкальные образы, произведения, интонации), – важно, чтобы дети накапливали его. Для этой цели целесообразно основные произведения, из которых желательно составить музыкальный багаж детей, по­вторять неоднократно. Их, как советовала Н.Л. Гродзенская, дети должны знать твердо. Другие же произведения, исполняемые для пояснения какой-либо мысли, явления, факта, могут быть проходящими, хотя и они играют большую роль в расширении музыкальных впечатлений учащихся.

Учитывая психофизиологические особенности первоклассников (характер их внимания, памяти), с целью обострения их восприятия музыки, хорошо при­влекать к ее исполнению тех детей, которые обучаются музыке (дома, в ДМШ): даже несовершенное их исполнение особенно нравится маленьким слушателям.

Беседа о прослушанном произведениив I классе, как и вступительная беседа, не должна быть долгой, многословной (иногда в беседе дети так далеко уходят от самой музыки, что весь смысл ее проведения пропадает). Поскольку в I классе музыкальный (да и общий) словарь детей еще весьма беден, они часто не могут найти слова, которые бы верно передали то, что они интуитивно чув­ствуют при восприятии музыки. Поэтому, на первых этапах учитель ставит больше наводящих вопросов. Это помогает детям самим сделать нужный вывод в результате тех или иных сравнений, сопоставлений, выполнения заданий, предложенных учителем перед восприятием произведения.

Попутно в процессе беседы учитель сообщает школьникам нужные музы­кальные термины; детям нравится, что они знают такие новые слова, как «фор­те», «пиано», «темп», «регистр»; они начинают и сами пользоваться ими. Конеч­но, этих слов не должно быть много и все они должны быть непременно связа­ны с тем, что дети слушают и исполняют.

Беседа должна быть непринужденной, живой; проводя ее, учителю нико­гда не следует упрекать детей за неверный ответ или смеяться над ним, даже если он и нелепый. В итоге же разбора, беседы у всех детей должно создаться правильное представление о произведении в целом, его авторе, названии, ха­рактере, средствах музыкальной выразительности.

Повторное слушание,как уже было сказано, имеет большое значение. Оно может проводиться и на том же уроке (обычно после краткой беседы, раз­бора), чтобы закрепить полученное впечатление, получить от него радость. Опыт говорит о том, что дети обычно любят то, что хорошо знают, могут даже напеть мелодию (или хотя бы петь ее про себя). Поэтому для слушания в I классе так важно давать музыку с яркой, легко запоминающейся мелодией.

Для формирования навыков слушания музыки в I классе можно рекомен­довать разнообразные методы, приемы, задания, вопросы. Например, перед по­вторным слушанием на одном из уроков учитель спрашивает:

1) «Как звучит... (такая-то пьеса)? « (Весело, задорно, шутливо или грустно, задумчиво, спокойно или торжественно, мощно и т, д.) Все ответы должны най­ти сами дети, вспомнив звучание, т. е. произвольно вызвав музыкально­-слуховые представления. Если дети не могут выполнить это задание, следова­тельно, произведение еще «не легло» в их памяти.

2) «Все ли время звучит музыка одного характера? Поднимите руку в тот момент, когда: а) появится новая музыка; б) повторится начало (какая-то часть, уже звучавшая); или в) я сделаю ошибку».

3) «Как бы вы назвали такую пьесу и почему?»

4) «Среди нескольких маршей один будет... фантастический (или игрушеч­ный, торжественный и т. д.). Какой он по счету и почему ты так решил (а)?»

5) «Я сыграю несколько вальсов. Если услышите знакомый, поднимите ру­ку». (Надо ответить, что это за вальс, какого композитора.)

6) «Если бы вы были композиторами и хотели сочинить польку (марш, ко­лыбельную и т. д.), то какой бы вы избрали темп? регистр? характер мелодии?»

(Учитель называет те средства выразительности, какие, по его мнению, дети поняли и знают).

Таких приемов, вопросов учитель сам может придумать множество. Глав­ное, чтобы они активизировали детей, вызывали их эмоциональный отклик, во­влекали в музыкальный процесс, а те или иные знания из области музыкальной грамоты не самоцель, а путь к этому.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что учитель, что­бы формировать у учащихся навыки восприятия музыки, должен быть доста­точно подготовлен в трех основных областях:

1) музыкально-теоретической, т. е. знать особенности музыкального ис­кусства, закономерности связей элементов внутренней структуры, музыкально-­выразительных средств, историю музыки, характерные черты творчества изу­чаемых композиторов и т. п.;

2) психофизиологической, т. е. знать возрастные особенности и возможно­сти учащихся разных классов, индивидуальные различия, характер восприятия;

3) методико-педагогической, т. е. знать пути, методы, последовательность, ведущие к наиболее оптимальным условиям протекания процесса восприятия музыкального произведения и его анализа.

Как любая способность, способность восприятия музыки формируется не сразу: развитие ее проходит через определенные этапы, которые, хотя и не имеют четких границ, точного отделения одного от другого, все же некоторым образом отличаются.

Первый этап. 1 – 2 классы.

Восприятие ярко эмоциональное и в значительной степени обобщенное; дети воспринимают общий характер, настроение; восприятие конкретно­образное; слабая ориентировка в средствах выразительности.

По данным исследований, на этом этапе детям наиболее доступны темп, динамика, регистр, тембр. Практика подтверждает, что названные музыкально­выразительные средства вполне доступны учащимся I – II классов, но в конеч­ном счете, решает все методическая подготовленностьучителя: даже более сложные понятия, как, например, «мажор» и «минор», дети осваивают достаточ­но легко при правильном построении учебно-воспитательного процесса.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.