Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы оценки экономической эффективности деятельности торгового предприятия и определение основных показателей с учетом разграничения показателей эффективности использования основных видов ресурсов





В условиях рыночной отношений центр экономической деятельности перемещается в основное звено экономики - на предприятие. Именно на предприятиях производится нужная обществу продукция, оказываются разнообразные услуги. Дело в том, что именно на предприятиях сосредоточены квалифицированные кадры, здесь решаются вопросы эффективного использования ресурсов, применения современной техники и технологии, получения высококачественных товаров и услуг, пользующихся спросом.

Отношение выручки от продажи (дохода к капиталу называется капиталоотдачей, отношение прибыли к капиталу - рентабельностью, а также нормой прибыли). Рентабельность, т.е. доходность, или прибыльность, имеет несколько форм выражения. Наиболее часто встречаются и с разных сторон характеризуют работу предприятия следующие показатели рентабельности:

1) рентабельность предприятия (норма прибыли)

нет формулы

где ЧП — чистая прибыль; АК — авансированный (вложенный)

капитал;

2) рентабельность продукции. нет формулы


где ВП — валовая прибыль от проданной продукции или планируемая прибыль от производимой продукции; С — себестоимость продукции;

 

3) рентабельность продаж. Она служит для оперативной оценки проданной продукции и определяется по формуле

нет формулы

где ПП — прибыль, поступившая от проданной, продукции; 0П - объем продаж (доход от проданной продукции). Кроме того, показателями эффективности можно считать и, другие, более частные показатели, с разных сторон характеризующие эффективность использования ресурсов предприятия: фондоотдача, фондоемкость, материалоемкость, производительность труда, оборачиваемость оборотных средств, удельные инвестиции и т. д.



Существуют многочисленные способы повышения эффективности в производственно-хозяйственной деятельности предприятия можно свести к трем основным направлениям:

1. Повышение технического и технологического уровня предприятия.

2. Повышение уровня организации и управления предприятием.

3. Повышение уровня знаний и квалификации работников предприятия.

Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства был и остается научно-технический прогресс (НТП). Основные направления НТП следующие:

— комплексная механизация производства. Комплексный характер механизации наиболее эффективно способствует вытеснению ручного труда, интенсификации технологических процессов и совершенствованию производства. Но и при комплексной механизации сохраняется ручной, труд;

— автоматизация производства: внедрение промышленных роботов, гибких производственных систем, средств автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и т.д.;

— компьютеризация производства: обеспечение всех сфер деятельности

предприятий высокоэффективными средствами вычислительной техники, спутниковых систем связи и т.д.;

— электрификация производства: повышение электровооруженности предприятий, ускоренное развитие атомной энергетики;

— химизация производства: создание и применение новых материалов, обладающих коррозийной и радиационной стойкостью, устойчивостью к износу, сверхпроводимостью и т. д.;

— освоение принципиально новых технологий: мембранной, лазерной,

плазменной, вакуумной, детонационной и т.д.;

— развитие биотехнологии, открывающей пути коренного увеличения продовольственных и сырьевых ресурсов, способствующей созданию безотходных технологических процессов;

Адаптировать к торговле

Ускорение научно-технического прогресса не может дать необходимого эффекта, если не будет сопровождаться совершенствованием. Форм организации производства, основными из которых являются концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства. [5, с.220]

Эффективность деятельности предприятия основывается на критериях, которые являются отличительным признаком и определяющей мерой вероятности познания сущности рентабельности производства, в соответствии с которым осуществляется количественная оценка уровня этой эффективности. Правильно сформулированный критерий должен наиболее полно характеризовать сущность эффективности как экономической категории и быть единым для всех звеньев общественного производства или хозяйственной деятельности. [2, с.180]

Сущность проблемы повышения эффективности производства (деятельности) состоит в том, чтобы на каждую единицу ресурсов (затрат) — трудовых, материальных и финансовых — достигать максимально возможного увеличения объема производства (дохода, прибыли). Исходя из этого, единым макроэкономическим критерием эффективности производства (деятельности) становится рост производительности общественного (живого и овеществленного) труда. Количественная определенность и содержание критерия отражаются в конкретных показателях эффективности производственно-хозяйственной и другой деятельности субъектов хозяйствования. Формируя систему показателей эффективности деятельности субъектов хозяйствования, целесообразно придерживаться определенных принципов.

Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными.

Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Данными показателями являются оборот, валовая и частичная выручка, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, уставной фонд, задолженность и т.д.

Относительные показатели определяются как отношения абсолютныхпоказателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. К этим показателям относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и т.д.

Структурные показатели—по расходам,капиталу,доходам—характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели отражают изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми могут быть изменение уставного фонда за год, изменение прибыли за год и т.д. Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться или ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит ведет одновременно и к уменьшению наличности.

Система показателей эффективности производства (деятельности), построения на основе таких принципов, должна охватывать несколько конкретных групп: первая — обобщающие показатели эффективности производства (деятельности); вторая — показатели эффективности использования труда (персонала); третья — показатели эффективности использования производственных (основных и оборотных) фондов; четвертая

— показатели эффективности использования финансовых средств (оборотных средств и инвестиций).

Также хочется отметить в зависимости от того, какой именно результат интересует участников производства, какие затраты они считает существенными для себя, разнообразятся и формулы эффективности. Важным ее фактором является экономия энергии, согласно которому совершенство любой системы определяется затратами энергии, необходимыми для достижения некоторого результата, т.е. энергетической стоимостью производимого эффекта. Чем меньше затраты энергии на производство единицы эффекта или, иначе говоря, чем выше результат на единицу затраченных усилий, тем совершеннее система.

Таким образом, на современном этапе первостепенно стоит вопрос об инвестировании экономики Республики Беларусь вообще и предприятий в частности. Инвестирование может послужить мощным катализатором для предприятий в эффективности их дальнейшей работы. При последующем осуществлении мониторинга по формуле эффективности их деятельности, которая отражает несколько форм выражения рентабельности предприятия, продукции и продаж; соблюдение критериев и показателей; повышение технического и технологического уровня предприятия; повышение уровня организации и управления предприятием; повышение уровня знаний и квалификации работников предприятия.

Практическое применение категории эффективности невозможно без осуществления работы с разными формами организации производства, основными из которых являются концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства. А также соблюдение таких факторов и показателей, как производительность труда и соблюдение экономии энергии, дающее гармоничное и взаимодополняющее для всех этих пунктов, что и будет наилучшим способом работы предприятий.

При рассмотрении показателей можно сделать вывод, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере деятельности предприятия должны быть свои критерии и показатели.

 

А в прошлом варианте 1 главы Вы приводили блок-схему оценки эффективности деятельности предприятия торговли. Где она?

 

 

Я ее убрала и сделала по-другому эту главу.


ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "ЦУМ МИНСК"

2.1 Организационно - экономическая характеристика деятельности торгового предприятия на примере ОАО "ЦУМ Минск"

Учредителями ОАО "ЦУМ Минск" являются: государство и члены трудового коллектива, доли которых распределены следующим образом: 58,52% - доля государства, 41,48% - коллектива работников.

Торговля в универмаге организована в товарных отделах по потребительскому назначению: "Хозтовары", "Обувно-трикотажные товары", "Швейно-трикотажные товары", "Товары для дома", "Культтовары", "Продовольственные товары", которые объединяют 45 секций, из них по методу самообслуживания работают 20 секций. Ежедневно универмаг посещают от 30 тысяч до 40 тысяч человек.

Центральный универмаг "Минск" - крупнейшее розничное торговое предприятие в Республике Беларусь - был открыт 5 ноября 1964 года. За время работы предприятия постоянно проводились и проводятся мероприятия по обновлению торгово-технологического оборудования, внедрению новых методов торговли и оказываемых покупателям услуг. В универмаге в настоящее время созданы благоприятные условия для выбора и покупки товаров. Покупателям предлагается свыше 30 тыс. наименований товаров отечественного и импортного производства. Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчеты, в кредит, а также по пластиковым карточкам "Еврокарт/Мастеркарт", "Маэстро", "Виза", "Виза электрон". Оказывается 68 видов дополнительных услуг (более 30 платных и 20 бесплатных). Для покупателей работает бар и кафе.

К началу следующего года предстоит кардинально переоборудовать 1-й этаж торгового объекта. Согласно проектно-сметной документации уличные витрины будут перенесены к опорным колоннам и займут зону, которая сейчас является пешеходной. Благодаря реконструкции торговые площади предприятия расширятся почти на 350 квадратных метров. Планируется, что 1-й этаж станет зоной самообслуживания. Здесь произойдет перераспределение торговых секций. Будет открыт салон сложнотехнических товаров, расширены секции посуды, канцтоваров, парфюмерии и бытовой химии, ювелирных изделий. Здесь же будет функционировать мини-маркет.

Определенные изменения коснутся и других этажей здания. Так, секция игрушек переместится с 1-го на 2-й этаж. Торговое предприятие не будет приостанавливать работу на время реконструкции. Завершить ее планируют через полгода.

Коммерческий отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия. Отдел подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам. Задачами коммерческого отдела:

Определение долговременной стратегии коммерческой деятельности и финансовых планов предприятия. Участие в составлении перспективных и текущих планов реализации продукции. Принятие мер по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками, расширению прямых и длительных хозяйственных связей. Контроль за реализацией продукции, материально-техническим обеспечением предприятия, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия, правильным расходованием оборотных средств. Участие в ярмарках, торгах, на выставках, биржах по рекламированию выпускаемой продукции. Изучение рыночной конъюнктуры на выпускаемые предприятием изделия. Отдел работает с многочисленными предприятиями из ближнего и дальнего зарубежья, осуществляет таможенное оформление товара и отгрузку за границу.

 

Функции: (сделать маркированным списком)

Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия в области материально-технического снабжения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке, транспортного и административно- хозяйственного обслуживания. Обеспечение выполнения договорных обязательств по поставкам продукции (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам и другим условиям поставок).

Участие в разработке стандартов по материально-техническому обеспечению качества продукции, организации хранения и транспортировке сырья, сбыту готовой продукции. Обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам предприятия. Разработка мер улучшению экономических показателей и формированию системы экономических индикаторов работы предприятия, укреплению финансовой дисциплины, предупреждению образования и ликвидации сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, а также перерасхода материальных ресурсов. Организация работы складского хозяйства, создание условий для надлежащего хранения и сохранности материальных ресурсов.

Своевременное составление сметно-финансовых и других документов, расчетов, установленной отчетности о выполнении планов по сбыту готовой продукции, финансовой деятельности, материально-техническому снабжению и работе транспорта. Структуру и штатную численность коммерческого отдела утверждает директор по представлению заместителя директора по коммерческим вопросам и начальника коммерческого отдела.

Начальник коммерческого отдела распределяет обязанности между сотрудниками отдела и утверждает их должностные инструкции.

Документы, регламентирующие деятельность предприятия можно разделить на внешние документы: законодательные и нормативные акты и внутренние документы: Устав предприятия, Положение о подразделении, Должностная инструкция, Правила внутреннего трудового распорядка. Взаимоотношения коммерческого отдела с другими подразделениями:

Для выполнения функций и реализации прав коммерческий отдел взаимодействует:

С планово-экономическим отделом для получения:

1) текущих и перспективных планов производства по номенклатуре объему товарной продукции по производственным подразделениям и предприятию в целом;

2) проектов розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги); плана реализации продукции; методик определения экономической эффективности производственной деятельности предприятия;

3) среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес- планов) предприятия; плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат;

4) предложений по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности подразделений предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии; унифицированной плановой документации, проектов плана реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложений, научных исследований и разработок;

5) планов материально-технического снабжения; данных о потребностях предприятия в материально-технических ресурсах; данных об отгрузке продукции, сведений о складских запасах готовой продукции.

С главной бухгалтерией для получения: данных учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; расчетов по заработной плате; результатов экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности; баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, данных об исполнении бюджета; сведений о движении товара; данных о нормах естественной убыли; нормативов складских запасов товара; смет расходов на приобретение товаров; данных о реализации сверхнормативных остатков материальных ресурсов; другой бухгалтерской и статистической отчетности

С отделом маркетинга для получения: ведений о товарном рынке; прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры; результатов исследования основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; информации о соотношениях спроса и предложения, цены и качества на аналогичные виды продукции, о технических и иных потребительских качествах конкурирующей продукции; информации об участии в отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах;

Ответственность коммерческого отдела: Начальник коммерческого отдела несет ответственность за добросовестное и своевременное выполнение функций, возложенных на отдел. На начальника отдела возлагается персональная ответственность за: соблюдение действующего законодательства в процессе руководства отделом; предоставление достоверной информации о работе отдела; своевременное исполнение приказов руководства. Ответственность работников коммерческого отдела устанавливается соответствующими должностными инструкциями.

Совокупность факторов, влияющих на организационную структуру коммерческих служб:

1. Потребители

2. Другие предприятия

3. Инвесторы

4. Наемные работники

5. Государство

Каждая из данных групп, вступая в рыночные сделки, руководствуется определенными побуждениями - мотивами. Пересечение всех мотивов, прежде всего, отражается на номенклатуре реализуемой предприятием продукции.

Информация - это систематизированный набор количественных и качественных характеристик в отношении определенного рыночного параметра или группы параметров, описывающих рыночную ситуацию.

Информация позволяет ОАО "ЦУМ Минск": снизить финансовый риск и опасность для образа фирмы; получить конкурентные преимущества; следить за маркетинговой средой; координировать стратегию; оценивать эффективность деятельности; подкреплять интуицию менеджеров.

К основным источникам первичной информации относятся: потребители (в том числе население); производители; дистрибьюторы (торговые посредники); поставщики; торговые конкуренты; партнеры.

К основным источникам вторичной информации относятся: внутренние отчеты компании; отчеты о продажах; бухгалтерские и финансовые отчеты; жалобы и предложения потребителей; средства массовой информации; различные бюллетени; публикации исследовательских и консалтинговых фирм; статистические сборники; Интернет, тематические и отраслевые сайты, сайты конкурирующих компаний.

Методы сбора и обработки информации коммерческими службами являются эффективными, так как прибыль и доходы растут, сокращаются издержки обращения, что является одной из главных функций коммерческих структур: разработка мер по улучшению экономических показателей и формированию системы экономических индикаторов работы предприятия, укреплению финансовой дисциплины, предупреждению образования и ликвидации сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, а также перерасхода материальных ресурсов.


 

Характеристика ЦУМ ГУМ НЕМИГА БЕЛАРУСЬ
конкурентов        
Торговая площадь 10090 м2 5969 м2 5500 м2 8540 м2
Пребывание на рынке более 40 лет более 40 лет более 30 лет менее 30 лет
Финансовое устойчивое устойчивое устойчивое устойчивое
положение        
Дифференциация асс- широкая широкая широкая средняя
та по видам товаров        
Дифференциация асс- широкая широкая средняя средняя
та по торговым        
маркам        
Наличие + - - +
преимущества по        
ценам        
Вероятность продажи средняя средняя высокая средняя
недоброкачественного        
товара        
Качество высокое низкое высокое среднее
обслуживания        
Расходы на рекламу средние низкие средние -

Таблица 2.1 - Анализ конкурентной карты


Примечание: Источник – собственная разработка

 

Таким образом, следуя из приведенных данных можно сказать, что ОАО "ЦУМ Минск" по приведенным характеристикам не уступает не одному своему конкуренту, а наоборот, во многом имеет выигрышную позицию.

ОАО "ЦУМ Минск" имеет самую большую площадь, широкий ассортимент товаров, высокую культуру обслуживания и разумные расходы на рекламу.

На случай продажи недоброкачественного товара, на 3 этаже со стороны улицы Гикало работает пункт обмена или возврата недоброкачественного товара.

Сеть магазинов "ЦУМ Минск" представлена на рынке уже на протяжении 45 лет. За этот промежуток времени организации удалось наладить достаточно хорошие отношения с поставщиками. ОАО "ЦУМ Минск" работает с двумя типами поставщиков: с оптовыми посредниками и непосредственно с производителями продуктов питания. Товары иностранного производства ОАО "ЦУМ Минск" закупает у оптовых посредников. Отечественные товары - непосредственно у производителей.

Хорошие связи, налаженные с поставщиками продуктов питания, рассматривается ОАО "ЦУМ Минск" как одно из наиболее важных конкурентных преимуществ.

За последние пять лет в Республики Беларусь наблюдается рост потребительской активности на рынке продуктов питания. Причин, обуславливающих эту тенденцию, несколько: рост уровня дохода населения и как следствие рост покупательской способности; появление неудовлетворенных запросов в результате действия закона возвышения потребностей; простое истощение запасов.

Данные факторы положительно отражаются на товарообороте сети магазинов "ЦУМ Минск" (эти факторы способствуют увеличению количества магазинов ОАО "ЦУМ Минск") и согласно прогнозам эта тенденция будет сохраняться и в дальнейшем. Для усиления конкурентоспособности ОАО "ЦУМ Минск" необходимо разработать стратегию направлений: работа с поставщиками, выбор ассортимента товаров с высокими рейтингами брендовой известности и предпочтений, активные маркетинговые акции, эксклюзивная ценовая политика, организация обслуживания, дополнительных сервисов для покупателя, особое внимание оказывать основным элементам конкурентоспособности предприятия:

- качество продукции и услуг;

- стратегия маркетинга и сбыта;

- квалификация персонала;

- технологический уровень производства;

- финансовое состояние.

 

 

Хорошо, было бы провести SWOT-анализ ЦУМа

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.