Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типологические характеристики спортивных специализированных журналов





Согласно определениям в ГОСТ 7.60-2003 «Издания, основные термины и определения»[41], газета – это «периодическое газетное издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу». В свою очередь определение журнала предлагается следующее: периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения». Журнальное издание выходит «в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания, в обложке или переплете». Таким образом, главным отличием (за исключением очевидных внешних) является наличие у газеты задачи сообщать оперативную информацию. В то время как журнал такой цели не преследует.

В настоящее время спортивная пресса представлена большим количеством изданий, различных по характеристикам: периодичности, тематике, специализации, тиражу, аудитории, распространению и др. Прежде всего, рынок специализированной спортивной прессы можно разделить на две группы: 1) газеты («Советский Спорт», «Спорт-Экспресс», «Спорт День за Днем») и журналы («PROспорт», «Total Football», «Большой спорт»).

Спортивные журналы – это особая группа изданий, существенно отличающаяся от газет. Отличается сама концепция и замысел журнала: газета претендует на относительно оперативное обеспечение читателя информацией, в журнале преобладают другие способы поддержания интереса читателя. В изданиях журнального типа делается ставка на читателя, у которого есть знание о свершившемся событии, его последствиях. Акцент смещается с подачи информации на подачу эмоций и того, что осталось за кадром телекамер и глаза болельщика. В материалах преобладает аналитика, осмысление события. Из-за преобладания комментария над фактом меняется система главенствующих жанров[42]. В журнале таковыми выступают аналитическая статья, комментарий, интервью, обзор.



Большое внимание в журналах уделяется спортсмену как личности, его жизни. Это находит отражение в жанровом своеобразии: сложно представить журнал без портретного интервью. Кроме того, в журналах важную роль играют иллюстрации: за счет качества бумаги фотографии инфографика выглядят зрелищно и эффектно, в отличие от газет. В связи с этим появляются целые фоторубрики, чтобы не только дать читателю информацию о событии, но и позволить увидеть его.

Важным отличием журнала является языковое и стилистическое своеобразие. В изданиях такого типа журналисты активно используют фигуры речи, делая свои тексты образными. Так как журнал предполагает вдумчивое чтение, нередко встречаются громоздкие конструкции, каких не встретишь в газетах.

­­­Кроме смысловых отличий от газеты, есть еще и формальные. Журнал не может быть ежедневным: минимальная периодичность выхода такого издания – один раз в неделю. Также отличие заключается в качестве бумаги: журнал, как правило, издается на плотной бумаге, часто глянцевой.

Согласно классификации, предложенной Е.А. Слюсаренко, спортивные журналы можно разделить на две типологические модели: журналы универсальные и специализированные[43].

Универсальные издания рассчитаны на широкую аудиторию и дают информацию обо всех видах спорта, хотя и делают упор на наиболее популярные у читателя. Специализированные спортивные журналы основываются на ограничении тематического направления определенным видом спорта или, реже, несколькими смежными с ним. Кроме этого, специализация может основываться на ограничении также целевой аудитории. То есть внутри тематической группы выделяются подгруппы: например, журналы для детей, для специалистов сферы спорта, клубное издание для болельщиков и т.д.

Вместе с тем, другой исследователь, В.В. Баранов, при анализе классификации спортивной прессы в целом выделяет четыре условных группы, которые можно перенести также на издания журнального типа[44]:

· универсальные издания (журнал «PROспорт»), которые освещают разные виды спорта;

· специализированные (журнал «Total Football»), которые ограничивают сферу освещения тематически. Важно добавить, что специализированные журналы тематически делятся на подгруппы для целевых аудиторий, и к этому мы еще не раз вернемся в работе;

· научно-методические, которые рассчитаны на профессионалов в области спорта, тренеров и спортсменов («Наука и спорт: современные тенденции»);

· рекламно-справочные, которые опираются на рынок товаров-услуг, дают представление о спортивных товарах и т.д.

Данная классификация является наиболее полной и полноценно характеризует не только систему всех спортивных изданий, но и конкретно спортивных журналов России. В данном исследовании за основу будет принята именно эта типология. При этом, на наш взгляд, корректнее было бы выделять в отдельную группу не «научно-методические издания», а «профессиональные». Связано это с тем, что в настоящее время появляются журналы для менеджеров и других специалистов в этой сфере, но отнести их к типу специализированных журналов не представляется возможным, так как они рассматриваются в типологии как журналы для любителей спорта. Вместе с тем, количество научно-методических изданий не столь велико, чтобы выделять их в отдельную группу. Поэтому выглядит логичным отделение именно группы профессиональных изданий, с последующим внутренним делением на журналы для профессионалов (спортсменов и тренеров) и журналов для людей, работающих в сфере спорта.

Суть универсальных или общеотраслевых журналов заключается в том, что в них освещается широкий тематический спектр, включающий в себя все виды спорта в той или иной степени. К таким изданиям относятся журналы «PROспорт» и «Большой спорт».

Аудитория данного типа изданий – это 71% мужчин и 29% женщин. По социальному статусу 15% составляет студенческая аудитория, и 65% –руководители и специалисты (35%) и рабочие служащие (20%). По финансовому положению аудитория универсальных изданий разделяется на высокообеспеченных и обеспеченных читателей (59%) и остальных[45].

В связи со спецификой аудитории необходимо проанализировать тематическую составляющую общеспортивного журнала. В универсальных журналах освещается то, что интересно среднестатистическому спортивному болельщику без углубления в ту или иную тематику. Однако спрос рождает предложение, поэтому немалая часть журналистских материалов посвящена именно популярным видам спорта: футболу, хоккею. Кроме того, важную роль в формировании содержания журнала играют события, происходящие в мире спорта: чемпионаты мира (превью турнира и анализ итогов), Олимпийские игры (циклы материалов, посвященные олимпийцам) и т.д.

Проанализировав 24 выпуска универсального журнала “PROспорт”, мы пришли к выводу, что наиболее популярной темой в издании является футбол (присутствует в 24 выпусках из 24), на втором месте по освещаемости – хоккей (в 15 из 24). Подобная тематическая градация справедлива, потому что отвечает запросу читателя. Подтверждение этому можно найти в результатах опросов ВЦИОМ.

Согласно данным опроса 2010 года «Смотрите ли вы телевизионные трансляции по следующим видам спорта: футбол, хоккей, Формула-1, бокс, теннис» можно сделать следующие выводы. На вопрос о просмотре футбольных трансляций[46] положительно («Да, смотрю регулярно» и «Смотрю время от времени») ответили 44% респондентов, отрицательно – 53%. На аналогичный вопрос о хоккее[47] дали положительный ответ 37% респондентов, 59% – отрицательный. Формулу-1[48] смотрят 22% опрошенных, не интересуются – 73%. Трансляции соревнований по боксу[49] привлекают 26% респондентов, в то время как 68% их не смотрят вообще. За соревнованиями по теннису[50], в свою очередь, следят 20% респондентов, а 74% – не интересуются ими.

Стоит отметить, что трансляции футбольных и хоккейных матчей, Формулы-1, бокса можно найти на общедоступных каналах в разных объемах. Теннисные турниры реже показывают по общедоступному телевидению.

Эти данные ярко иллюстрируют и объясняют такое превосходство футбольной и хоккейной тематики в универсальных журналах. Вместе с тем, нельзя не отметить, что некоторые виды спорта отсутствуют в опросе, однако тоже имеют определенную популярность среди болельщиков: волейбол, баскетбол. Они также появляются на страницах универсальных журналов.

Однако нельзя утверждать, что общеотраслевые журналы придерживаются только интересов абсолютного большинства. На страницах «PROспорт» регулярно появляются тематические материалы о различных олимпийских видах спорта (гимнастика, плавание, легкая атлетика и др.).

Также стоит обратить внимание на характер изложения материала в универсальных изданиях. В целом он соотносится с упомянутыми выше характеристиками: журналы рассчитаны на осведомленного читателя, который знаком с событиями. Однако в универсальных журналах в меньшей степени используется узкопрофильная терминология, нежели в узкоспециальных. Особенно это касается текстов о не самых популярных у рядового читателя видах спорта. Кроме того, в общеспортивных изданиях нередко появляются тексты, разъясняющие правила какого-либо сложного для восприятия вида спорта (керлинг, фигурное катание) или ответы на распространенные вопросы о какой-либо игре (например, рубрика FAQ в журнале «PROспорт»).

Специализированные спортивные журналы строятся на основе лимитирования тематического направления одним или реже несколькими смежными видами спорта[51]. То есть появляются журналы, посвященные определенным видам спорта:

· о футболе («Total Football», «Еврофутбол»);

· о хоккее («Горячий лед»);

· о волейболе («Время волейбола»)

· о теннисе («Tennis Weekend») и др.

Кроме того, специализация может строиться на выделении целевых аудиторий одновременно: журналы о футболе для юношества («Первый тайм», выходивший в 1996-1997 гг.), журнал для болельщиков определенной команды («Наш “Зенит”», «Наш “Локо”»).

Отметим, что образование специализированных журналов о спорте возможно только при определенном уровне развития вида спорта и потребностях в нем аудитории. Например, федерального популярно-иллюстрированого издания о хоккее с мячом не существует в связи с малой распространенностью данного вида спорта в большинстве регионов России. Интересно отметить, что именно со специализированных журналов о спорте и начала формироваться спортивная журналистика в России: во второй половине XIX века появились издания, связанные с коннозаводством и охотой.

Специализированность журналов накладывает определенный отпечаток на его жанрово-тематическую структуру: материалы направлены на читателя, разбирающегося в данном виде спорте.

Е. А. Слюсаренко выделяет следующие типологические характеристики, значимые при анализе специализированных спортивных журналов[52]:

· целевая аудитория;

· функциональное назначение;

· характер (жанрово-стилевая структура) текста;

Кроме того, необходимо обращать внимание на следующие признаки: тиражная политика, периодичность, ареал распространения и характер редакционной организации.

Целевая аудитория – одна из существенных типологических черт специализированных спортивных журналов. Интересы аудитории лежат в основе любого журнала, так как при анализе портрета читателя определяется и тематическая структура, и жанровое своеобразие изданий. Выделяются три уровня актуализации профессионального статуса читателя:

· специальный уровень (субъекты спорта – тренеры, спортсмены – для которых спортивная деятельность является профессиональной);

· массовый уровень (спортивный болельщик, для которого интерес к спорту – один из видов досуга);

· комбинированный уровень (сочетание разных категорий читателей)

В соответствии с уровнем аудитории формируются и типы журналов, которые удовлетворяют запросы каждой из них. Так, наиболее популярным типом является журнал для комбинированного уровня аудитории, который сочетает в себе теоретическую информацию в виде советов и методик, а также информацию, интересную массовой аудитории. Несильно отстают и издания для массовой аудитории, в основе которых лежит интерес болельщиков к субъектам спорта – спортсменам и тренерам. Важно понимать, что массовый уровень не подразумевает банального изложения материала. Речь идет, скорее, о тематике контента: большое внимание уделяется личности спортсменов, эмоциональному фону событий, нежели технико-тактическим особенностям видов спорта.

Наименьшую группу составляют журналы для специального уровня аудитории. Связано это с тем, что количество профессионалов намного меньше аудитории болельщиков. Также данные журналы издаются специальными структурами. Их отличает научно-методический стиль изложения, минималистичное оформление.

Целевое назначение подразумевает под собой функциональные задачи издания, определяет акценты тематики изданий в соответствии с уровнями аудитории. Основу составляют функции, выполняемые прессой: информационная, просветительская, рекреационная. Но к ним добавляются и специфические – аналитическая, рекламная и т.д. Журналы для профессиональной аудитории ставят своей целью обучить читателя, раскрыть ему тонкости методики. Журналы для комбинированной аудитории выполняют просветительские, аналитические, научно-популярные функции. Информационно-аналитические и рекреативные функции реализуют издания для массового уровня.

Жанрово-стилевая структура текста – это содержание и форма визуального и вербального компонентов издания. В сегменте спортивных специализированных журналов существуют три профильных жанра: научно-методический, информационно-аналитический и популярно-иллюстрированный журналы.

Данные характеристики будут использоваться нами для определения издания к типу специализированных спортивных журналов в следующей, практической части работы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.