Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению





Поступление в детское учреждение представляет для ребенка значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. Функциональная незрелость, ранимость затрудняют приспособление детского организма к новым условиям.

С приходом в детский сад меняется и социальное положение ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.

В.И. Логинова отмечает, что уже в семье ребенок вступает в первые контакты со взрослыми членами семьи, детьми. Он осваивает первые навыки общения с окружающими, у него формируются элементарные трудовые действия, возникают игры. Ребенок начинает осваивать нормы отношений между членами семьи, на основе которых формируются элементарные стереотипы поведения. Сложившиеся стереотипы поведения и отношений значительно изменяются, когда ребенок приходит в детский сад. Он начинает активно контактировать со сверстниками. Его жизнь организуется взрослыми, не членами семьи, но новым правилам к режиму, к нему предъявляются новые требования.[32] Следовательно, ребенку необходимо быстро приспособиться к изменению окружающих условий, выработать новые или перестроить имеющиеся привычки и формы поведения.



В дошкольной педагогике различают три степени адаптации: Легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями их, по Л.Н.Галигузовой, являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. [14]

Период легкой адаптации длится одну- две недели. У ребенка довольно быстро нормализуются сон и аппетит, эмоциональное состояние, взаимоотношения с новыми людьми, восстанавливается активная деятельность. Отношения с близкими людьми не нарушаются, острых заболеваний не возникает, снижение защитных сил организма выражено незначительно, к концу третьей недели они приходят в норму.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к детскому саду длится дольше. Сон и аппетит восстанавливается только через 15-40 дней; настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша. Он часто плачет, малоподвижен, не проявляется интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность , потливость, тени под глазами, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отличаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другая. Защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль- не предохраняют его от инфекции.

В некоторых случаях неадекватное поведение малыша настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить его. Он плохо засыпает , вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей, ведет себя агрессивно.

Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к мокрым штанишкам, постоянно прижимающий к себе свою любимую игрушку, равнодушный к воспитателям и сверстникам или, наоборот, бурно выражающий протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный – таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшения его состояния происходят очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются по всем направлениям.[14]

Тонкова – Ямпольская, Е.Шмидт Кольмер, А.Атанасова в своей работе «Социальная адаптация детей в детском саду» отмечают,что трудности адаптационного периода, степень выраженности адаптационных сдвигов тесно связаны с предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности ребенка [42]. Поэтому так важно, с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении правильно организовывать педагогический процесс с учетом этих трудностей.

Н.Д.Ватутина описывает процесс введения ребенка в систему общественного воспитания, который осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе Усилия педиатрической службы, родителей и работников ДОУ направлены на подготовку организма ребенка к жизни в новых условиях, облегчение биологической адаптации.

Это достигается:

1) Максимальным приближением режима дня ребенка к режиму дня детского учреждения;

2) Приучением его к активному участию в режимных процессах;

3) Широким использованием комплекса закаливающих процедур;

4) Увеличением двигательной активности, необходимой для повышения работоспособности детского организма.

Условием реализации этих требований является педагогическое просвещение родителей и установление их контактов с воспитателями. Через индивидуальные беседы, памятки родители получают рекомендации по организации жизни ребенка в подготовительный период. Они знакомятся с методикой кормления, сна, получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения. В свою очередь воспитатели , посещая ребенка на дому, знакомятся с условиями его жизни, узнают о привычках, любимых играх и игрушках малыша, устанавливают первые эмоциональные контакты с ребенком в привычной для него обстановке.

Приобщение ребенка к требованиям новой среды в условиях ДОУ осуществляется последовательно. В течение первой недели ребенок находится в детском саду не более 2-3 часов. Это время увеличивается постепенно в зависимости от его эмоционального состояния.

Прием новых детей осуществляется продолжительное время, для того чтобы персонал имел возможность организовать жизнь детей, учитывая их состояние, индивидуальные особенности.

В течение периода адаптации (2 – 3 недели) ребенку не делают прививок, сохраняют все имеющиеся привычки, даже отрицательные разрешают пользоваться домашними игрушками.

Основными причинами, осложняющими и затягивающими социальную адаптацию у многих детей, являются разлука с близкими, незначительный опыт общения с другими людьми [9]. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении допустимо присутствие матери в группе , которая помогает освоиться в незнакомой обстановке, установить контакт с воспитателем, а затем и сотрудничество с ним. Периодическое пребывание на руках, внимание, ласковое обращение , похвала со стороны воспитателя создают доверие и положительное отношение к нему, служат основой для налаживания контактов с другими взрослыми и детьми. Благодаря положительным эмоциям, привязанности к воспитателям, который вводит ребенка в новую микросоциальную среду, у него формируется интерес и желание общаться со сверстниками. При этом важно, чтобы в группе работали постоянные воспитатели, соблюдающие единство требований к ребенку.

Игры- занятия, совместные игры с воспитателями, а в дальнейшем и эпизодическое подключение в игры других детей позволяют установить контакты в действиях, расширить круг общения ребенка, развить его самостоятельность.

Подвижные игры, совместные действия на физкультурных и музыкальных занятиях снимают эмоциональное напряжение, доставляют радость и удовольствие, формируют потребность в общении. Таким образом, расширение социальных контактов, правильная организация педагогического воздействия облегчают течение адаптационного периода, позволяют быстрее приобщить ребенка к совместному образу жизни с другими детьми.[32]

Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова выделяют факторы, определяющие характер адаптации. Это состояние здоровья, характер взаимоотношений с близкими, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка. Данные критерии являются основными, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад. [14]

Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно- мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, к тому же обладает конфликтным характером, если сами родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, - все это может стать причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к ДОУ. [9]

Важнейшее значение для благополучного протекания адаптационного периода имеет отношение педагогов к ребенку, эмоциональная атмосфера в группе и детском учреждении в целом.

Важно правильно и грамотно организовывать адаптационный период. Воспитателю необходимо предварительно познакомиться с ребенком и его родителями. Прежде всего воспитателю нужно хорошо осознавать необходимость совместной работы с родителями, которая должна начинаться до прихода ребенка в детский сад. Главное для воспитателя – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в детский сад, предупредить появление страха перед посторонними людьми и новой средой.

Перед поступлением ребенка в детский сад воспитателю следует обсудить с родителями ряд проблем:

ü узнать его распорядок дня;

ü поинтересоваться, как он пользуется туалетом;

ü как засыпает и просыпается, в какое время лучше спит;

ü умеет ли есть сам, какую пищу предпочитает;

ü есть ли в семье ритуалы по поводу режимных моментов.

Также воспитатель должен познакомить родителей с распорядком дня в саду, обсудить проблему согласования его с распорядком в семье, полученную информацию учитывать в процессе последовательной индивидуальной работы с ребенком.

Воспитателю необходимо узнать, какой тип общения предпочитает малыш. Если превалирует эмоционально- личностное общение с близкими,нужно посоветовать родителям побольше играть с ребенком в игры с предметами и сюжетными игрушками.Воспитатель должен знать, в какой степени ребенок владеет навыками самообслуживания. Если он привык, что все за него делают взрослые, нужно обратить внимание родителей на то, чтобы поощряли в нем стремление сделать что –то самостоятельно, поддерживали желание самому есть, одеваться.

Необходимо выяснить, как ребенок относится к посторонним взрослым. Если он пугается их, плачет, прячется за маму, отказывается от общения с ними, можно посоветовать родителям расширить круг общения малыша: приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга его общения в домашней обстановке будет воспитывать в нем доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет быстрее привыкнуть к новому окружению в детском саду.

Следует узнать, умеет ли ребенок общаться с другими детьми. Если он испытывает трудности в этой сфере, нужно посоветовать родителям чаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников, налаживать совместную игру с ними.

Рассмотрим педагогические приемы, способствующие адаптации ребенка к детскому саду. Первая встреча ребенка с воспитателем чрезвычайно важна для развития последующих взаимоотношений между ними. Поэтому главное для педагога на начальном этапе адаптации – наладить контакт с ребенком, завоевать доверие ребенка, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают. Если же он не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму, педагог не должен игнорировать желание ребенка, а тем более поддразнивать его и ругать. [9]

Когда малыш обращается ко взрослому со словами: «мама придет?», это означает, что на самом деле он не уверен в этом, боится, что мама не вернется, ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый вопрос «где мама?» нужно обязательно отвечать утвердительно, помогая малышу поверить в то, что он обязательно увидит свою маму.

Ободрив малыша, воспитатель старается переключить его внимание на игрушки, предлагает рассмотреть, что находится в помещении; некоторое время играет вместе с малышом, а потом предлагает ему немного поиграть самостоятельно одному, пообещав скоро вернуться. Свое обещание необходимо выполнять, тогда ребенок поймет, что взрослый всегда рядом. Если же он постоянно следует за взрослым, его можно подключить к своему делу, что позволит воспитателю выполнять свои обязанности, находиться рядом с малышом и в то же время, постепенно увеличивать дистанции между ним.

Если ребенок равнодушен к окружающему, ему следует уделить побольше внимания, подобрать такое занятие, которое отвлекло бы его от переживаний. Если малыш не откликается на предложение взрослого поиграть, воспитатель использует косвенные способы вовлечения его в ту или иную деятельность; например, садится рядом см ним и начинает рисовать картинку, лепить фигурку, разговаривать с куклой и т.п. Для таких случаев желательно иметь в группе привлекательные загадочные игрушки, которые вызывают особый интерес у детей. Интерес ребенка может вызвать игра взрослого с другими детьми неподалеку от него. Для некоторых детей эффективным способом снятия эмоциональной напряженности будут такие игры, как «ладушки», «по кочкам», «прятки» и другие.

Включение ребенка в распорядок дня следует проводить с особым вниманием и его индивидуальным предпочтениям.

Хочется отдельно остановиться на том, какое участие принимает мать в процессе адаптации. Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в группе. Прохождение каждого этапа зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Воспитатель должен согласовать с мамой тактику ее поведения, Перед тем , как ребенок поступит в детский сад, следует объяснить ей те трудности, с которыми малыш может встретиться в группе, предложить совместными усилиями облегчить их, обсудить последовательность ее поведения по отношению к малышу.

При первом посещении ребенком детского сада становится ясным, необходимо ли ему присутствие мамы в группе. Есть дети, которые без проблем включаются в коллективную жизнь. В таком случае мама может сама ввести ребенка в групповую комнату, попрощаться с ним и уйти. В первые дни ребенка не следует оставлять на полный день, поскольку он может переутомиться в новой обстановке.

Если же ребенок плачет и не отходит от мамы, ей лучше остаться с ним на некоторое время, постараться ввести его в жизнь группы. Сначала она должна быть постоянно с ним, играть , рисовать, разглядывать игрушки, не пытаясь отвлечь его на других детей. Таким образом, она в рамках режима, принятого в группе, делает примерно то же самое, что и дома. Мама участвует в режимных процедурах, занятиях, играх, выходит с детьми на прогулку. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

Когда взрослые заметят, что он начинает отрываться от мамы, ненадолго отходить от нее, чтобы поиграть с игрушками, которые находятся в отдалении, она продолжает оставаться в группе, издали наблюдая за первыми самостоятельными шагами малыша, в случае необходимости приходит на помощь, организует совместные игры. Постепенно периоды отрыва от мамы удлиняются, ребенок все охотнее общается с воспитателем и сверстниками.

На следующем этапе адаптации он же может отпустить от себя маму на достаточно долгий срок. В этот период у него появляются любимые игрушки и занятия, устанавливаются более близкие отношения с воспитателем и детьми. Мама предупреждает малыша, что ей нужно отлучиться, и обещает, что скоро придет. После этого она уходит и действительно быстро возвращается, так, чтобы ребенок не успел сильно огорчиться и не потерял доверия к ее обещанию. Важно, чтобы она обратила внимание ребенка на свой приход, на то, что она держит слово. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

Признаком завершения периода адаптации являются хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Можно вести речь о некой типологии детей с теми или иными особенностями эмоционального развития в адаптационный период. Выявлению такой типологии посвящены работы А.В. Кошелевой, Г.Г. Филипповой, С.Ю. Мещеряковой, Н.Н. Авдеевой и др. Интересные данные представлены в исследованиях Т. А. Константиновой, изучавшей особенности поведения детей от четырех месяцев до трех лет. Этим автором выделены четыре группы детей, различающихся уровнем обще двигательной активности, характером ориентировочных реакций; особенностями эмоционального состояния.

1."Ходунки" - дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно-исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.

2."Наблюдатели" - дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.

3."Сидуны" - дети с низкой обще двигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды и детям. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.

4."Лежебоки" - дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.

Выводы

Итак, анализ литературы по проблеме исследования показал, что дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоциональный комфорт, стабильность и устойчивость отношений к миру, понимание эмоций других людей, осознание собственных эмоциональных реакций и состояний не приходит к ребенку автоматически; как и все другие аспекты человеческого развития , оно развивается во взаимодействии со взрослыми.

Семья является той средой, где идет процесс развития личности ребенка. Эмоциональное развитие ребенка зависит от способов общения родителей с ребенком. Само качество родительского отношения оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на особенности его поведения, его социализацию и адаптацию. Формальность, авторитарность, завышенные требования, чрезмерная опека либо в противоположность отстраненность и гипоопека в родительском отношении могут провоцировать симптомы тяжелой адаптации ребенка к ДОУ.

Поступление ребенка в ДОУ часто сопровождается негативными проявлениями в его самочувствии и поведении:

· появляется эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность;

· снижается активность по отношению к предметному окружению, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;

· нарушается аппетит, сон, возрастает восприимчивость к болезням.

В зависимости от выраженности этих симптомов различаются три степени адаптации ребенка в ДОУ: легкая, средняя и тяжелая.

Важнейшими факторами, определяющими характер протекания адаптационного периода на четвертом году жизни ребенка является физическое состояние ребенка, сформированность общения со взрослыми и сверстниками, уровень развития предметной деятельности.

Для облегчения адаптации его к ДОУ педагоги должны создавать специальные условия: организовать предварительное знакомство с семьей; согласовать режим и воспитательные воздействия педагогов и родителей; привлекать мать или близкого взрослого к участию в режимных моментах прогулках, играх и занятиях группы; налаживать эмоциональные и деловые контакты с ребенком.

Следовательно, проблема исследования заключается в том, что развитие,коррекция, диагностика и прогнозирование развития эмоционально- личностной сферы ребенка относятся к наиболее важным задачам при разработке идеи качественного изменения содержания образования. Решение данных проблем предусматривается в ходе занятий с детьми в условиях ДОУ. Вместе с тем практика показывает, что целенаправленное формирование эмоционально- личностной сферы у дошкольников необходимо рассматривать в контексте особенностей родительских отношений.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.