Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Особенности использования экскурсионной формы для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями горожан





Задачи и методы констатирующего эксперимента.

В соответствии с гипотезой исследования была определена следующая цель констатирующего эксперимента: определение влияния экскурсий на развитие у детей поисковой активности у детей старшего дошкольного возраста.

Данная цель была конкретизирована в задачах констатирующего эксперимента:

1. выявить представления детей о профессиях горожан и об используемых ими атрибутах для профессиональной деятельности

2. определить эмоциональное отношение детей к людям различных профессий

3. выявить уровень поисковой активности детей (на основе дидактической игры «Вопрошайка») по отношению к горожанам разных профессий, проживающих в Санкт-Петербурге

4. проанализировать имеющуюся в группе развивающую среду с позиции знакомства детей с родным городом

5. выявить особенности ведущейся в ДОУ работы по использованию экскурсионной формы обучения

Проведение констатирующего эксперимента предполагало три серии. Цель первой серии констатирующего эксперимента: выявить знания детей о профессиях горожан и атрибутах, которые они используют. Для этого мы применяли метод индивидуальных заданий детям, в котором по игре «Кому, что нужно для работы? Что лишнее?» им предлагалось соотнести карточки по принципу «Предмет-Профессия».

Данное задания дети выполняли индивидуально (по 2 карточки), а после, так как вызвало у детей интерес – закреплялось в общей игре по типу лото.



Дети легко справлялись с заданиями по традиционным профессиям (парикмахер, продавец, шофер), а вот профессии банкир, писатель - вызвали некоторые затруднения, и детям приходилось помогать, задавая наводящие вопросы.

Так, играя с карточкой «писатель» и видя затруднения - мы задавали ребенку вопрос - « что делает писатель?» «Он пишет! – и мы выводили логическую цепочку до ответа «ручка, бумага»»

Также, дети, имеющие карточки различных профессий, выбирали одинаковые картинки – например, картинку «торт» выбрал и ребенок с карточкой «кондитер» и ребенок с карточкой «продавец».

В этой ситуации мы просили объяснить детей, для чего им нужен это предмет и обращала их внимание на возможное многофункциональное использование предметов для представителей разных профессий.

Всего в группе из 14 детей – 9 сложили карточки без ошибок самостоятельно, 3 с помощью наводящих вопросов, и 1 ребенок допустил ошибки в 1 карточке («писатель») 1 в двух («шахтер», «банкир»)»

По результатам наблюдения – сложнее всего детям было выполнять задания с карточками «банкир», «писатель», «шахтер», а вот карточка «фотограф» - не смотря на наши ожидания – ошибок и вопросов совсем не вызвала.

Результаты данной диагностики вносились в диагностическую карту (см. Приложение 3)

 

В первой главе данного исследования мы определили, что для повышения интереса детей к изучению профессии необходимо связывание с ней положительных эмоций – поэтому вторая серия констатирующего эксперимента была направлена на определение отношения детей к профессиям горожан.

Данное исследование проводилось индивидуально. Детям предлагались следующие профессии: учитель, продавец, библиотекарь, стоматолог, доктор, парикмахер, кассир, пожарный, водитель, работник офиса, строитель, милиционер.

Самым трудным для детей в этом задании было обосновать свой выбор – отмечая почти все профессии улыбками, дети не могли объяснить чем им нравится данная профессия, а если объясняли – то чаще говорили о внешней атрибутике.

Профессиями, менее всего интересными детям – оказалась профессия библиотекаря и офисного работника

Данные этой диагностики были также занесены в бланк регистрации результатов (см. Приложение 4)

Третья серия констатирующего эксперимента была направлена наизучение особенности поисковой активности детей, связанной с углублением знаний о профессиях людей, живущих и работающих в Санкт-Петербурге, для чего мы использовали игру «Вопрошайка» (см. приложение 5)

Легче всего дети справлялись с вопросами к первой и второй серии картинок – тут были вопросы различных типов – в том числе и поисковые вопросы, в которых дети пытались формулировать гипотезу.

В картинках третьей и четвертой деятельности поисковые вопросы детей в основном были направлены на установление объекта и выяснение его функции.

Но в целом во всех сериях больше было оценочных и коммуникативных вопросов, а также - вопросов – уточнений.

Большая часть вопросов касалась внешней атрибутики, и только треть детей задавали вопросы и о профессиональной деятельности, изображенных на картинках людей.

Все результаты заносились в листы – индивидуальный лист для каждого ребенка.

Так как именно развитие поисковой активности наиболее важно для обучения детей проектной деятельности – исходя из результатов данной методики, мы разделили детей на несколько групп – по уровню развития их вопросительно-исследовательской деятельности.

Группа «А»

Дети, которым более близок проблемный тип постановки задач и поиска решения – вопросы, которые они задают - по большей части поисковые, содержат выделение и фиксацию неизвестного, они пытаются формулировать поисковую гипотезу, обращены «на себя».

Примеры вопросов:

«Почему повар так много готовит? Потому что в садике много деток кушать любят?»

«Почему ложка большая, а у мамы маленькая?»

«Как продавец все цены запоминает, если касса не пикает?» (имеется в виду касса со сканером)

«Водитель трамвая всегда такой нарядный или у него праздник?»

«Это у пожарного такая одежда, чтобы гореть было не больно?»

«А зачем дяде бутылочки?» (про ученого и пробирки)

В группу А вошло 25 процентов детей.

Группа «Б»

Дети, которым более близок описательно-практический тип постановки задач и поиска решения. У них наиболее выделена коммуникативная, оценочная и уточняющая направленность вопросов. Вопросы либо направлены на общение с экспериментатором, установление контакта с ним, либо предполагают оценку задания и собственных возможностей (могут быть обращены и к себе и к экспериментатору), либо нацелены на получение недостающей информации.

В группу Б вошло 75 процентов детей.

Примеры вопросов:

«А вы будете спрашивать?»

«А вы знаете, что спросить надо?»

«А другие дети что спрашивали?»

«А пожарные тоже на вопросы отвечали?»

«Это что?»(показывает пальцем на маску у актера в руке)

Диаграмма 1. Диагностика по игре «Вопрошайка»

Таким образом мы можем увидеть, что количество детей, входящих в группу Б превышает количество детей, входящих в группу А.

Дети не активно задают вопросы, некоторые из них (Владислава, Александр И.) сказали, что не умеют этого делать

 

Целью четвертой серии констатирующего экспериментабыло изучить

особенности организации педагогического процесса старшей группы ДОУ в области знакомства детей с профессиями горожан.

В изучаемом нами плане занятий мы отметили занятия по знакомству с окружающим миром «Кем работают родители», на котором детям предлагалось рассказать о том, где работают мама и папа, а также сделать рисунок по заданной теме (октябрь). Также в октябре у детей запланирована экскурсия по детскому саду и знакомство с персоналом кухни, дворником, медицинской сестрой – для расширения знаний детей о труде взрослых. Важно, что при экскурсии на кухню детям не только показывают работу повара, но и обращают их внимание на использование аппаратов, облегчающих труд повара. В ноябре была запланирована и проведена экскурсия в библиотеку – для знакомства с профессией библиотекаря, полученные впечатления дети также закрепляли в рисунке. На май же запланировано знакомство детей с профессией художника-модельера, закрепить знания, о которой планируется в дидактической игре «Одень куклу»

Также, в феврале с детьми проводилось занятие по теме «Какими были профессии» - оно интересно тем, что рассказывало детям о профессиях древних жителей Руси, а обсуждение после занятия включало и обсуждение, почему часть профессий сейчас не используется и утратила свою актуальность.

Больше никакой работы по ознакомлению детей с профессиями в плане мы не увидели – таким образом, мы можем сделать вывод, что работа в ДОУ ведется, но она непланомерна и не выходит за рамки программы, по которой работает ДОУ.

 

Далее мы провели интервьюирование воспитателей, в котором задавали им разработанные нами вопросы (см. Приложение 6) . Так как одна из педагогов была в отпуске – ее мы попросила заполнить анкету в электронном виде (через интернет) (см. Приложение 7)

Критерии оценки интервью были таковы:

а) воспитатель активно и заинтересовано отвечает на вопросы – 1 балл

б) может ответить на все вопросы, они не вызывают затруднения – 1 балл

в) приводит примеры из опыта, отвечая на вопросы – 1 балл

г) может обосновать выбранные решения (в. 5 анкеты) – 1 балл

д) использует более одного метода закрепления материала ( + 1 балл за каждый метод)

е) называет источники информации по данному вопросу, которые он изучал (+1 бал за каждый ответ)

Воспитатель №1 (педагогический стаж 15 лет) – 9 баллов

Воспитатель №2 (педагогический стаж 3 года) – 10 баллов

Воспитатель № 3 (педагогический стаж 4 года) – заполняла анкету, 7 баллов

Воспитатели активно приводят примеры из опыта, называют имена детей, рассказывают с положительными эмоциями. Оба воспитателя используют в подготовке к своей работе современные технологии - и среди указанных источников были названы не только печатные издания, но и интернет-сайты. Все воспитатели активно используют в своей работе творческие занятия с детьми как метод закрепления пройденной информации.

Анализ развивающей среды ДОУ позволил нам сделать вывод, что развивающая среда достаточно хорошо наполнена – есть карточки с изображениями людей разных профессий, дидактические игры «Знаю все профессии» - 2 части, плакат с изображениями представителей разных профессий. В игровом уголке есть зоны «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», «Кафе» - каждая зона хорошо наполнена атрибутами и вызывает интерес у детей во время их самостоятельной деятельности. Весь материал находится в доступности для детей (см. Приложение 8)

 

Критерии оценки развивающей среды в старшей группе ДОУ (в области ознакомления детей с профессиями взрослых)

 

1. Наличие в группе материала по ознакомлению с трудом взрослых

2. Соответствие данного материала возрасту детей в группе, выполнением им задач развития знаний и навыков детей.

3. Доступность материала для детей

4. Качество материалов и их техническое состояние

Итого: 13 баллов из 15 возможных, из чего мы делаем вывод, что развивающая среда в сфере ознакомления детей с трудом взрослых в группе наполнена хорошо, выше среднего







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.