Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интегрированное ведение болезней детского возраста: 2





СОДЕРЖАНИЕ ИВБДВ ЧАСТЬ 1

Содержание Стр.

Интегрированное ведение болезней детского возраста: 2

Обоснование интегрированного подхода 3

Задачи, компоненты и вмешательства ИВБДВ 6

Преимущества ИВБДВ 8

Принципы руководств по интегрированному ведению заболеваний 9

Шаги интегрированного ведения заболеваний 11

Схемы ведения заболеваний 13

Формы записи 14

Больной ребенок в возрасте от 2 месяцев до 5 лет 15

Оцените и классифицируйте состояние ребенка 15

Спросите мать о проблемах 16

Проверьте, есть ли общие признаки опасности 17

Оцените кашель или затрудненное дыхание 20

Оцените диарею 27

Оцените лихорадку 33

Оцените проблему с горлом 42

Оцените проблему с ухом 44

Проверьте, есть ли нарушение питания и анемия 47

Проверьте прививочный статус и обеспечьте безопасную иммунизацию 52

Национальный календарь профилактических прививок Казахстана 53

Оцените другие проблемы 56

Определите лечение для ребенка 57

Определение, необходимо ли срочное направление в стационар 59

Направьте ребенка в стационар 60

Определите лечение для ребенка, не нуждающегося в срочном направлении в стационар 61

Лечите ребенка 61

Выберите и дайте оральные препараты 62

Оральные антибактериальные препараты 63

Обучите мать проводить лечение на дому 66

Обучите мать давать оральные препараты на дому 68

Обучите мать давать сальбутамол в аэрозоле при астмоидном дыхании 69

Обучите мать лечить местную инфекцию на дому 69

Определите приоритетность советов 72



Дайте эти средства в амбулатории 73

Как выполнить инъекцию антибактериального препарата 74

Проведите профилактику гипогликемии 74

Лечите астмоидное дыхание 75

Дайте дополнительно жидкости при диарее и продолжайте кормление 75

План А: Лечите диарею на дому 76

План Б: Лечите умеренное обезвоживание раствором ПРС в амбулатории 79

План В: Лечите тяжелое обезвоживание быстро в амбулатории 81

Практические аспекты питания детей раннего возраста 81

От 0 до 6 месяцев: «исключительно грудное вскармливание» 83

Оценка кормления грудью 84

Правило хранения сцеженного грудного молока 86

Правила сцеживания грудного молока 86

Возможные противопоказания к грудному вскармливанию

От 6 до 12 месяцев: «грудное вскармливание не менее 6 раз в сутки и 3 прикорма» 89

Прикорм и требования к нему 91

Правила приготовления пищи для прикорма 97

1- 2 года: «3 основных прикорма + 2 перекуса + продолжение грудного вскармливания» 98

Активное и ответное кормление 99

Примерные рецепты блюд, рекомендуемые для прикорма 100

Основные обобщающие положения по практике кормления детей раннего возраста 101

Консультируйте мать 104

Оцените кормление и дайте рекомендации 105

Рекомендации по кормлению детей в возрасте до 6 месяцев 105

Рекомендации по кормлению детей в возрасте от 6 до 12 месяцев 106

Рекомендации по кормлению детей в возрасте от 12 месяцев до 2 лет 107

Рекомендации по кормлению детей в возрасте 2 года и старше 108

Кормление во время болезни 108

Особые рекомендации по кормлению детей с затяжной диареей 109

Оценка кормления 109

Определите проблемы с кормлением 110

Питание беременной женщины или кормящей матери 111

Основных групп пищевых продуктов 112

Пирамида питания беременной или кормящей женщины 114

Что такое порция? 115

Размер порций в 5 группах основных пищевых продуктов 116

Методика самооценки рациона питания беременной или кормящей женщины

Материалы, содержащиеся в данном учебном методическом пособии, могут отличаться от общих руководств по ИВБДВ, потому что они были адаптированы для лучшего соответствия потребностям и условиям вашей страны.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИВБДВ

Стратегия ИВБДВ:

· рассматривает основные проблемы здоровья детей – стратегия систематически рассматривает самые основные причины детской смертности и заболеваемости.

· отвечает требованиям – ежедневно миллионы родителей обращаются за медицинской помощью больному ребенку, приводя детей в больницы, центры, в аптеки и государственные медицинские учреждения. Трое из четверых таких детей страдают как минимум от пяти состояний, которые находятся в центре внимания ИВБДВ.

· способствует как лечению, так и профилактике – кроме того, что в центре внимания стратегии ИВБДВ – лечение, данная стратегия также дает возможность и подчеркивает важность основных превентивных вмешательств, например, иммунизации и улучшения питания младенцев и детей, а также грудного вскармливания.

· экономически выгодна – Мировой Банк оценил ИВБДВ как одно из десяти наиболее экономически эффективных вмешательств в странах с низким и средним доходом на душу населения.

· способствует экономии средств – ненадлежащее ведение болезней детского возраста приводит к ненужным расходованиям дефицитных ресурсов. Хотя обучение и реорганизация требуют первоначальных вложений средств, результатом внедрения стратегии ИВБДВ будет экономия средств.

· способствует равенству– почти все дети в развитых странах имеют доступ к простому и доступному превентивному и лечебному уходу, который защищает их от смерти в результате острых респираторных инфекций, диареи, кори, малярии и нарушения питания. Миллионы детей в развивающихся странах, напротив, не имеют доступа к такому спасительному уходу. Стратегия ИВБДВ поможет преодолеть такое неравенство в мировом здравоохранении.

Здесь наглядно видно, насколько много разнообразных компонентов имеется в процессе наблюдения и лечения детей раннего возраста.

ПРИНЦИПЫ РУКОВОДСТВ ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ ВЕДЕНИЮ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В основе клинических руководств ИВБДВ лежат следующие принципы:

· Все больные дети в возрасте до 5 лет должны осматриваться на предмет общих признаков опасности, а все младенцы должны осматриваться на предмет признаков очень тяжелого заболевания. Присутствие этих симптомов указывает на необходимость срочного направления ребенка в стационар.

· После этого дети и младенцы осматриваются на предмет основных симптомов. Для более старших детей к основным симптомам относятся кашель или затрудненное дыхание, диарея, лихорадка, проблемы с горлом и ушная инфекция. У младенцев к основным симптомам относятся местная бактериальная инфекция, диарея и желтуха. Кроме этого, всех больных детей следует рутинно осматривать на предмет их статуса питания и иммунизации, а также других потенциальных проблем.

· Используется только ограниченное количество клинических симптомов, выбранных на основании их чувствительности и специфичности для выявления заболевания.

· По комбинации отдельных симптомов заболевание ребенка классифицируют в одну или более группу симптомов, а не ставят диагноз. Классификация заболеваний базируется на системе тройного цветового кодирования: «розовый» означает, что ребенка необходимо срочно направить в стационар, «желтый» указывает на необходимость начала специфического амбулаторного лечения, а «зеленый» указывает на необходимость поддерживающего ухода на дому.

· В процессе ведения заболеваний по ИВБДВ используется ограниченное количество базовых лекарственных препаратов и поощряется активное вовлечение родителей и лиц, осуществляющих уход за ребенком, в лечение ребенка.

· Консультирование лиц, осуществляющих уход за ребенком, по вопросам ухода на дому, надлежащего кормления и потребления жидкостей, а также когда следует немедленно обращаться за медицинской помощью или за повторным осмотром, является важным компонентом стратегии ИВБДВ.

Процесс ИВБДВ может использоваться врачами, медицинскими сестрами и другими медицинскими работниками, предоставляющими медицинский уход младенцам и детям в возрасте до пяти лет. Данная стратегия ведения заболеваний подходит медицинским учреждениям первичного уровня помощи, например, амбулаториям, центрам или поликлиническим отделениям больницы.

 

ШАГ 3. ОПРЕДЕЛИТЕ ЛЕЧЕНИЕ

После классификации всех имеющихся состояний медицинский работник должен определить специфическое лечение для больного ребенка или младенца.

· Если ребенка необходимо срочно направить в стационар (розовая классификация), до направления в стационар следует дать ребенку основное лечение.

· Если ребенок нуждается в специфическом лечении (желтая классификация), план лечения разработан, а препараты, которые следует дать ребенку в амбулатории, определены. Решение о содержании консультации матери принято.

· Если серьезных состояний не выявлено (зеленая классификация), следует проконсультировать мать по надлежащим действиям, которые она должна выполнять при уходе за ребенком на дому.

ШАГ 4. ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА ИЛИ МЛАДЕНЦА

После определения надлежащего лечения медицинский работник должен выполнить необходимые процедуры, соответствующие состояниям ребенка. Медицинский работник:

· дает больным детям, нуждающимся в направлении в стационар, предварительное лечение;

· дает детям, нуждающимся в специфическом уходе, первую дозу соответствующего лекарства и обучает мать давать ребенку оральные препараты, как кормить ребенка и давать ему жидкости во время лечения, как лечить местную инфекцию на дому;

· дает совет по уходу за больным ребенком дома;

· если необходимо, просит мать или других лиц, осуществляющих уход за ребенком, прийти в амбулаторию снова для повторного осмотра в определенный день.

ШАГ 5. КОНСУЛЬТИРУЙТЕ МАТЬ

Если ребенка необходимо осмотреть повторно, медицинский работник объясняет матери, когда она должна снова прийти с ребенком в амбулаторию. Медицинский работник также обучает мать распознавать симптомы, которые указывают на необходимость немедленно обратиться за медицинской помощью.


При необходимости медицинский работник должен оценить кормление, а также практику грудного вскармливания, и проконсультировать мать, если выявлены проблемы вскармливания. Кроме того, медицинский работник должен проконсультировать мать по вопросам ее собственного здоровья.


ШАГ 6. ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР

Некоторые дети нуждаются более чем в одном осмотре для данного случая заболевания. Процесс ведения заболеваний ИБВДВ помогает определить тех детей, которые нуждаются в дополнительных последующих осмотрах. При последующих посещениях такими детьми амбулатории, медицинский работник должен предоставить надлежащий последующий уход, который определяется руководствами по ИВБДВ, и, при необходимости, еще раз оценить ребенка на предмет новых проблем.

СХЕМЫ ВЕДЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ

 

Для того, чтобы облегчить практическое использование принципов ведения больных ИВБДВ, все шаги ведения заболеваний, описанные выше, представлены в ряде схем ИВБДВ. Эти схемы показывают последовательность шагов и дают информацию по их выполнению. ВОЗ собрал все эти схемы в Буклет схем ИВБДВ.

 

В большинстве медицинских учреждений принято регистрировать детей и отмечать, пришел ли ребенок на прием потому, что он болен, или же по какой-либо другой причине, например, с целью профилактического осмотра, иммунизации или ведения травмы. Когда ребенка приводят в амбулаторию, вам необходимо знать его возраст, чтобы выбрать подходящие схемы ИВБДВ и начать оценку ребенка. Поскольку клинические симптомы, которые могут быть обнаружены у больных младенцев и детей, несколько отличаются, и поскольку процедуры ведения заболеваний тоже разные для разных возрастных групп, Буклет схем ИВБДВ тоже делится на две основных части:

· БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 МЕСЯЦЕВ ДО 5 ЛЕТ.

Данная часть содержит все необходимые руководства, информацию и инструкции касательно предоставления ухода больным детям в возрасте от 2 месяцев до 5 лет, которых приводят в медицинское учреждение

· БОЛЬНОЙ МЛАДЕНЕЦ В ВОЗРАСТЕ ДО 2 МЕСЯЦЕВ. Эта часть включает в себя руководства по ведению заболеваний у младенцев в возрасте до 2 месяцев

Во время занятий обязательно нужно иметь бумажный экземпляр буклета ИВБДВ, к которому вы могли бы обращаться за информацией.

 

Каждая часть содержит таблицы ИВБДВ, соответствующие основным шагам процесса ведения заболеваний ИВБДВ.

 

Шаги 1, 2 и 3: ОЦЕНИТЕ, КЛАССИФИЦИРУЙТЕ И ОПРЕДЕЛИТЕ ЛЕЧЕНИЕ.

 

Эта схема поможет вам оценить и классифицировать состояние ребенка, а также определить лечение.

При предоставлении медицинской помощи больному ребенку вам следует пользоваться Буклетом схем ИВБДВ, который поможет вам в применении руководств по ведению заболеваний ИВБДВ.

 

В колонке ОЦЕНИТЕ в левой части схемы показано, как собрать анамнез и провести медицинский осмотр. В колонке КЛАССИФИЦИРУЙТЕ схемы ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ перечислены клинические признаки заболеваний и их классификация. "Классифицируйте" означает принятие решения о степени тяжести заболевания. Необходимо выбрать категорию («классификацию») для каждого из основных симптомов, имеющихся у ребенка, соответствующую тяжести заболевания ребенка.

 

Колонка ОПРЕДЕЛИТЕ ЛЕЧЕНИЕ схемы ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ поможет вам быстро определить лечение для выбранных классификаций. Для каждой классификации рекомендуется подходящее лечение. Если у ребенка имеется более одной классификации, вы должны просмотреть более одной таблицы, чтобы найти нужные виды лечения.

 

Шаг 4: ЛЕЧИТЕ. Данная схема показывает, как следует выполнять шаги лечения, определенные схемой ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ. ЛЕЧИТЕ означает дать лечение в амбулатории, назначить препараты или другие лекарственные средства, которые следует принимать на дому, а также обучить мать или других лиц, осуществляющих уход за ребенком, как проводить лечение.

Шаг 5: КОНСУЛЬТИРУЙТЕ. Данная схема дает рекомендации по кормлению, введению жидкостей, а также когда мать должна прийти с ребенком в амбулаторию повторно. У многих больных детей необходимо оценить кормление и проконсультировать мать по выявленным проблемам питания. Во всех случаях, когда больной ребенок уходит домой, следует проконсультировать мать или других лиц, осуществляющих уход за ребенком, по вопросам кормления, потребления ребенком жидкостей, а также когда следует прийти в амбулаторию еще раз для последующего осмотра. Также вы должны проконсультировать мать по вопросам ее собственного здоровья.

Шаг 6: ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР. Данная схема описывает шаги проведения различных видов последующих осмотров, в зависимости от того, как было классифицировано состояние ребенка во время первичного осмотра. В ходе последующего осмотра вы сможете понять, улучшается ли состояние ребенка благодаря назначенному лечению или необходимы дополнительные вмешательства.

 

ФОРМЫ ЗАПИСИ

Во время занятий вы научитесь использовать различные части Буклета схем ИВБДВ. Вы также научитесь пользоваться формами записи, с помощью которых вы сможете записать всю необходимую информацию о ребенке или младенце, его проблемах, а также основное

лечение и процедуры последующего наблюдения.

Сначала вам необходимо выбрать форму записи, которая соответствует возрасту ребенка. Существуют форма записи для младенцев в возрасте до 2 месяцев и форма записи для детей в возрасте от 2 месяцев до 5 лет.

Формы записиразработаны с целью, помочь вам в систематической записи информации о состоянии ребенка или младенца. Вы будете пользоваться этими формами записи в ходе обучения ИВБДВ.

Помните, что в дополнение к Буклету схем ИВБДВ вам могут иногда встретиться Схемы ведения заболеваний ИВБДВ,представленные как четыре настенные схемы:

 

· ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ

ОТ 2 МЕСЯЦЕВ ДО 5 ЛЕТ

· ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА

· КОНСУЛЬТИРУЙТЕ МАТЬ

· УХОД ЗА БОЛЬНЫМ МЛАДЕНЦЕМ В ВОЗРАСТЕ ДО 2 МЕСЯЦЕВ

 

Задачи обучения

К концу данного раздела вы узнаете:

  • Как установить хорошие отношения с матерью или другим лицом, осуществляющим уход за ребенком

По завершению клинической практики, которая относится к данному разделу, вы получите навыки:

  • Корректной постановки вопросов матери или другому лицу, осуществляющему уход за ребенком, о проблемах ребенка

Ключевые шаги:

Существуют простые методики, которые сделают вашу встречу с матерью и ее больным ребенком более эффективной.


Надлежащим образом, без спешки поприветствуйте мать и пригласите ее сесть.

Постарайтесь:

· избегать слов, несущих суждения о матери и о ребенке, например, "неправильно", "плохо"

· сесть так, чтобы ваша голова была на одном уровне с головой матери

· внимательно смотреть на мать, когда она говорит

· устранить барьеры (стол или записи) между вами и матерью

· дать матери понять, что у вас есть время выслушать ее.

Посмотрите, записаны ли вес и температура ребенка. Если нет, вначале оцените состояние ребенка и классифицируйте его основные симптомы. После этого взвесьте ребенка и измерьте температуру.

На этом этапе не нужно раздевать или беспокоить ребенка !!!

Спросите мать, какие у ребенка проблемы. Задавать вопросы необходимо еще и для того, чтобы начать общение с матерью. Эффективное общение помогает убедить мать в том, что ее ребенку будет предоставлен хороший уход. Позже в ходе визита вы должны будете обучить мать и дать ей рекомендации по уходу за ребенком на дому. Это будет легче сделать, если у вас установятся хорошие отношения с матерью с самого начала вашего общения.

Определите, первичный это визит по данной проблеме или повторный.

· Если это первичный визит ребенка по данному эпизоду заболевания или по данной проблеме, следуйте процедуре ведения заболеваний ИВБДВ по оценке и классификации ребенка.

· Если вы уже осматривали ребенка несколько дней назад по поводу того же заболевания, это считается последующим осмотром. Целью последующего осмотра является определить, помогло ли ребенку лечение, назначенное во время первичного визита. Если состояние ребенка через несколько дней не улучшилось или ухудшилось, необходимо направить ребенка в стационар или изменить схему лечения. Позже в ходу обучения, вы научитесь проводить последующие осмотры.

Пользуйтесь навыками эффективного общения!!!

· Внимательно слушайте, что говорит вам мать. Таким образом, вы продемонстрируете ей, что серьезно относитесь к тому, что ее беспокоит.

· Используйте слова, понятные матери. Если она не поймет вопроса, который вы ей задаете, она не сможет дать информацию, необходимую для правильной оценки и классификации ребенка.

· Дайте матери время ответить на вопрос. Например, ей может потребоваться время, чтобы подумать, есть ли у ребенка тот симптом, о котором вы спрашиваете.

· Задавайте дополнительные вопросы,если мать не уверена в ответе. Когда вы спрашиваете мать о каком-либо из основных симптомов или связанных признаков, она может сомневаться, имеется ли он. Задавайте дополнительные вопросы, чтобы она могда дать более четкий ответ.

Вы узнаете больше о навыках эффективного общения при изучении разделов, которые касаются консультирования матери.

Лечение

Ребенок, у которого классифицировали ТЯЖЕЛУЮ ПНЕВМОНИЮ ИЛИ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, серьезно болен. Его необходимо срочно направить в стационар для проведения лечения, например, кислородотерапии или инъекционного введения антибактериальных препаратов. До того, как ребенок покинет амбулаторию, дайте ему первую дозу подходящего антибактериального препарата. Антибактериальный препарат помогает предупредить усугубление тяжелой пневмонии. Также он помогает в лечении других серьезных бактериальных инфекций, например, сепсиса или менингита. В разделе Лечите ребенка вы научитесь определять лечение и давать срочное лечение до направления в стационар.

 

ПНЕВМОНИЯ

Если у ребенка с кашлем или затрудненное дыханием есть учащенное дыхание и НЕТ общих признаков опасности, НЕТ втяжения грудной клетки и НЕТ стридора в состоянии покоя, это классифицируется как ПНЕВМОНИЯ.

 

Учащенное дыхание ПНЕВМОНИЯ

Лечение

Ребенка с ПНЕВМОНИЕЙ следует лечить подходящим антибактериальным препаратом. В разделе Лечите ребенка вы научитесь, как определять и давать подходящий антибактериальный препарат, а также как обучить лиц, осуществляющих уход за ребенком, лечить ребенка на дому.

 

Лечение

Ребенок с КАШЛЕМ ИЛИ ПРОСТУДОЙ не нуждается в антибактериальных препаратах. Антибактериальный препарат не сможет облегчить симптомы ребенка. Он также не предотвратит перехода простуды в пневмонию. Но мать привела ребенка в амбулаторию, потому что ее беспокоит состояние ее ребенка. Дайте матери рекомендации о том, как правильно ухаживать за ребенком на дому. Научите ее, как смягчить горло ребенку и облегчить кашель таким безопасным домашним средством, как теплый чай с сахаром. Порекомендуйте матери следить, не появится ли у ребенка учащенное или затрудненное дыхание, и прийти в амбулаторию при появлении одного из этих симптомов.

Ребенок с простудой обычно выздоравливает за одну - две недели. Но если у ребенка хронический кашель (кашель, который длится более 30 дней), это может быть признаком туберкулеза, астмы, коклюша или другой проблемы. Ребенка с хроническим кашлем следует направить в стационар на дальнейшую оценку

Нижняя классификационная таблица:

Лечение

Ребенок с классификацией ТЯЖЕЛАЯ ПНЕВМОНИЯ ИЛИ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ при наличии астмоидного дыхания, получает сходное лечение с такой же классификацией без астмоидного дыхания. Его необходимо срочно направить в стационар для проведения кислородотерапии, лечения бронхолитиками или инъекционного введения антибактериальных препаратов. До того, как ребенок покинет амбулаторию, дайте ему первую дозу подходящего антибактериального препарата. Антибактериальный препарат помогает предупредить усугубление тяжелой пневмонии.

ПНЕВМОНИЯ

У ребенка с астмоидным дыханием может наблюдаться также учащенное дыхание из-за того, что выдох требует дополнительных усилий. Поэтому у таких детей наличие только учащенного дыхания не является признаком пневмонии. Однако, если у ребенка с астмоидным дыханием (до или после ингаляции трех циклов быстродействующего бронхолитика) имеется также повышенная аксиллярная температура (37,5° С), то вероятность того, что у ребенка есть пневмония, велика, и поэтому его заболевание при наличии одновременно учащенного дыхания и температуры классифицируется как ПНЕВМОНИЯ.

Учащенное дыхание И температура 37,5° С и выше (после ингаляции трех циклов быстродействующего бронхолитика) ПНЕВМОНИЯ

Лечение

Лечение возможной ПНЕВМОНИИ у детей с астмоидным дыханием сходно с таковым у детей без астмоидного дыхания. Однако в дополнение к антибактериальному препарату назначается бронхолитик в течение 5 дней. При повторном эпизоде астмоидного дыхания, ребенок направляется на обследование, если это не было сделано ранее.

В разделе Лечите ребенка вы научитесь, как определять и давать подходящий антибактериальный препарат, ингаляционный или оральный бронхолитик, а также как обучить лиц, осуществляющих уход за ребенком, лечить ребенка на дому.

Лечение

Ребенку, которого классифицировали как ПНЕВМОНИИ НЕТ, АСТМОИДНОЕ ДЫХАНИЕ, не требуется никаких антибактериальных препаратов. Ребенок с астмоидным дыханием должен получать бронхолитик в течение 5 дней. Если у ребенка хронический кашель (кашель, который длится больше 30 дней), у него может быть туберкулез, астма, коклюш или другая проблема. Ребенка с хроническим кашлем или при повторении эпизодов астмоидного дыхания следует направить на обследование, если это не было сделано ранее.

Оцените диарею

СПРОСИТЕу матери каждого больного ребенка:"Есть ли у ребенка диарея?"

Если мать отвечает "НЕТ", НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ РЕБЕНКА на предмет диареи. перейдите к следующему основному симптому (вопросу).

Если мать отвечает "ДА", ОЦЕНИТЕ и классифицируйте диарею, как описано в Ключевых шагах и Схеме ИВБДВ.

ТЯЖЕЛОЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ

· Если у ребенка имеются два или болееиз следующих признаков: летрагичен или без сознания, не может пить или отказывается от питья, запавшие глаза, кожная складка расправляется очень медленно, классифицируйте состояние ребенка как ТЯЖЕЛОЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ.

Два или более из следующих признаков:
  • Летаргичен или без сознания
  • Запавшие глаза
  • Не может пить или отказывается от питья
  • Кожная складка расправляется очень медленно

 

 

ТЯЖЕЛОЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ

 

Лечение. Если дефицит жидкости в организме составляет 10% и более от массы тела, это означает, что у ребенка тяжелое обезвоживание. Такие дети нуждаются в быстром восполнении жидкости в организме. Лечите внутривенным (ВВ) введением жидкостей. В Плане В Схемы ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА описывается, как давать жидкости ребенку в состоянии тяжелого обезвоживания. В части Лечите вы узнаете более детально о Плане В.

УМЕРЕННОЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ

· Если у ребенка есть два или болееиз следующих признаков - беспокойный, раздражительный; пьет жадно, жажда; запавшие глаза; кожная складка расправляется медленно, то состояние этого ребенка следует классифицировать как УМЕРЕННОЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ. Кроме того, если у ребенка один из признаков попадает в розовый (верхний) ряд, а другой - в желтый (средний) ряд, то состояние ребенка следует классифицировать как УМЕРЕННОЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ.

Два или более признаков:
  • Беспокоен, раздражителен
  • Запавшие глаза
  • Пьет жадно, жажда
  • Кожная складка расправляется медленно.
УМЕРЕННОЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ

 

Лечение. У детей с умеренным обезвоживанием дефицит жидкости в организме составляет от 5 до 10% массы тела. Ребенок с УМЕРЕННЫМ ОБЕЗВОЖИВАНИЕМ нуждается в жидкостях, добавках цинка и пище. Лечите ребенка оральными регидратационными солями (растворами ОРС). Дети, которых кормят грудью, должны продолжать грудное вскамливание. Другие дети должны получать свое обычное молоко или питательную пищу после 4 часов лечения ОРС. Такое лечение описывается в Плане Б Схемы ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА.

НЕТ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ

· Если у ребенка нет двух или более признаков розового (верхнего) или желтого (среднего) ряда, то его состояние следует классифицировать как НЕТ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ.

Недостаточно признаков, чтобы классифицировать умеренное или тяжелое обезвоживание.

 

 

НЕТ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ

 

Лечение. У детей с диареей без признаков обезвоживания обычно имеется дефицит жидкости, но он составляет менее 5% от массы тела. Для профилактики обезвоживания таким детям надо давать больше жидкостей, чем обычно. Ребенок, у которого НЕТ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ, нуждается в лечении на дому, описанном в Плане А Схемы ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА.

У лечения на дому 4 задачи:

· Давайте дополнительно жидкости

· Давайте препараты цинка

· Продолжайте кормление

· Обучите мать, когда надо вернуться в медицинское учреждение немедленно. Состояния, требующие повторного обращения.

Помните:

· Для лечения диареи не следует рутинно использовать антибактериальные препараты. Часто эпизоды диареи вызываются возбудителями, против которых антибактериальные препараты неэффективны (напр., вирусы), или бактериями, которые вначале следует высеять и определить их чувствительность к антибактериальным препаратам. Но бактериологическое исследование дорого и требует несколько дней для получения результата. Кроме того, лаборатории часто не могут выявить бактериальных возбудителей диареи.

· Противодиарейные препараты - а именно, препараты, снижающие перистальтику кишечника (напр., лоперамид, дифеноксилат, кодеин, настойка опиума), адсорбенты (напр., каолин, аттапульгит, смектит), живые бактериальные культуры (напр., Lactobacillus, Streptococcus faecium), а также активированный уголь, не имеют практической пользы у детей с диареей, а некоторые могут быть даже опасны. Никогда не давайте эти препараты детям в возрасте до 5 лет.

· Для лечения диареи не следует использовать противорвотные средства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТЯЖНОЙ ДИАРЕИ

ТЯЖЕЛАЯ ЗАТЯЖНАЯ ДИАРЕЯ

· Если у ребенка диарея в течение 14 и более дней, а также УМЕРЕННОЕ или ТЯЖЕЛОЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ, классифицируйте состояние ребенка как ТЯЖЕЛАЯ ЗАТЯЖНАЯ ДИАРЕЯ.

• Имеется обезвоживание. ТЯЖЕЛАЯ ЗАТЯЖНАЯ ДИАРЕЯ  

 

Лечение. Если у ребенка диарея, которая длится 14 и более дней и сопровождается обезвоживанием, ребенка следует направить в стационар. Такие дети нуждаются в специальном лечении, и их не следует вести в амбулаторных условиях. Лечите обезвоживание у ребенка до направления в стационар, за исключением случаев, если у ребенка имеется другая тяжелая классификация.

 

ЗАТЯЖНАЯ ДИАРЕЯ

· Если у ребенка диарея длится 14 и более дней и отсутствуют признаки обезвоживания, состояние ребенка следует классифицировать как ЗАТЯЖНУЮ ДИАРЕЮ.

• Нет обезвоживания.   ЗАТЯЖНАЯ ДИАРЕЯ  


Лечение. Детей с ЗАТЯЖНОЙ ДИАРЕЕЙ и отсутствием признаков обезвоживания можно безопасно лечить в условиях амбулатории, по крайней мере, в начале. Наиболее важным в лечении большинства детей с затяжной диареей является специальное питание. Это объясняется в схеме КОНСУЛЬТИРУЙТЕ МАТЬ. Также давайте ребенку мультивитамины и микроэлементы. Рутинное лечение затяжной диареи антибактериальными препаратами неэфффективно. У некоторых детей, однако, имеется некишечная или кишечная инфекция, которая требует специфической антибактериальной терапии. У таких детей затяжная диарея не прекратится до тех пор, пока инфекция не будет правильно диагностирована и пролечена.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗЕНТЕРИИ

 

Существует лишь одна классификация дизентерии:

 

ДИЗЕНТЕРИЯ

· Если мать сообщает о наличии крови в стуле ребенка, его состояние классифицируется как ДИЗЕНТЕРИЯ. Для диагностики дизентерии нет необходимости осматривать кал ребенка или проводить лабораторные исследования. Редко имеется возможность сделать бактериологический посев кала для выявления патогенных микроорганизмов. Кроме того, для получения результатов посева потребуется как минимум два дня.

• Кровь в стуле. ДИЗЕНТЕРИЯ

 

Лечение. Всех детей с наличием крови в стуле при диарее следует лечить антибактериальным препаратом, эффективным против Shigella, потому что:

· диарея с кровью у детей до 5 лет чаще всего бывает вызвана Shigella, а не другими патогенами

· существует более высокая вероятность осложнений и смерти в результате шигеллеза при отсутствии антибактериального лечения, чем в случае, когда дизентерия вызвана другим возбудителем

Оцените лихорадку

СПРОСИТЕу матери каждого больного ребенка: "Есть ли у ребенка лихорадка?"

 

Если мать отвечает "НЕТ", НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ребенка на предмет лихорадки. Перейдите к следующему вопросу.


Если мать отвечает "ДА", ОЦЕНИТЕ и классифицируйте лихорадку, как описано в Ключевых шагах и Схемах ИВБДВ.

 

Лихорадка - это очень распространенное состояние. Часто это основная причина посещения ребенком амбулатории. Лихорадка может быть вызвана незначительными инфекциями, но может быть и наиболее очевидным признаком жизнеугрожающего заболевания, как сепсис или ли другой серьезной инфекции, например, менингита, брюшного тифа, малярии или кори.

 

Задачи обучения:

По завершению данного раздела вы научитесь:

  • Оценивать признаки и симптомы лихорадки, принимая во внимание наличие или отсутствие общих признаков опасности
  • Классифицировать заболевание ребенка согласно Схеме ИВБДВ

Вы получите навыки:

  • Опроса матери об основном симптоме у ребенка - лихорадке
  • При лихорадке, дальнейшей оценки ребенка на предмет связанных с этими состояниями симптомов
  • Классификации лихорадки согласно наличию или отсутствию симптомов

Ключевые шаги:

У ребенка с лихорадкой может быть тяжелое инфекционное заболевание, такое как менингит, брюшной тиф или корь. В то же время, у ребенка с лихорадкой может быть простой кашель, простуда или другая вирусная инфекция.

Для медицинского работника ВАЖНО РЕШИТЬ, какие дети с лихорадкой должны быть немедленно направлены в стационар из-за тяжести их состояния, какие дети нуждаются вплановом направлении на обследование для определения причины лихорадки, какие могут быть безопасно пролечены в амбулаторных условиях, а какие могут ограничиться обеспечением ухода на дому матерью.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.