Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Программные средства для работы с файлами





 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Файл - это упорядоченная последовательность однотипных компонентов, расположенных на внешнем носителе. Файлы предназначены только для хранения информации, а обработка этой информации осу­ществляется программами. Использование файлов целесообразно в случае:

· долговременного хранения данных;

· доступа различных программ к одним и тем же данным;

· обработки больших массивов данных, которые невозможно целиком разместить в оперативной памяти компьютера.

Файл, не содержащий ни одного элемента, называется пустым. Создается файл путем добавления новых записей в конец первоначально пустого файла. Длина файла, т.е. количество элементов, не задается при определении файла. При вводе и выводе данные рассматриваются как поток байтов. Физически поток – это файл или устройство (клавиатура или дисплей). В Си поток можно открыть для чтения и/или записи в текстовом или бинарном (двоичном) режиме. В текстовых файлах не употребляются первые 31 символ кодовой таблицы ASCII (управляющие), а символы конца строки 0x13 (возврат каретки, CR) и 0x10 (перевод строки LF) преобразуются при вводе в одиночный символ перевода строки \n (при выводе выполняется обратное преобразование). Эти символы добавляются в конце каждой строки, записываемой в текстовый файл. При обнаружении в текстовом файле символа с кодом 26 (0x26), т.е. признака конца файла, чтение файла в текстовом режиме заканчивается, хотя файл может иметь продолжение.

В двоичном режиме эти преобразования не выполняются, чтение продолжается, пока не встретится физический конец файла. При чтении символы не преобразуются и не анализируются.

Функция открытия потока fopen возвращает указатель на предопределенную структуру типа FILE (содержащую всю необходимую для работы с потоком информацию) при успешном открытии потока, или NULL в противном случае.



В заголовочном файле stdio.h содержится описание файлового типа FILE, с которым связывается файловая переменная (указатель на файл). При открытии файла указатель на файл связывается с конкретным файлом на диске и определяется режим открытия файла:

r (r+) - файл открывается для чтения (чтения и записи);

w (w+) - открывается пустой файл для записи (чтения и записи). Если файл с таким именем существует, он стирается;

a (а+)- файл открывается для дополнения в конец (чтения и дополнения).

Режим открытия может также содержать символы t (текстовый файл) и b (двоичный файл), указывающий на вид открываемого файла: rb, wb, ab, rt, at, rb+, wb+, ab+ и т.д.

Закрытие файла (текстового или бинарного) выполняется функцией fclose(), установка указателя на начало файла - функцией rewind(). Если при попытке чтения данных из файла встречается символ конца файла, то возвращается специальное значение EOF. Функции feof(),ferror() сообщают о причинах, по которым операция ввода/вывода не выполнилась. Запись данных в файл и чтение данных из файла можно выполнять разными способами:

1) функциями форматного ввода-вывода fscanf(), fprintf();

2) функциями неформатного ввода-вывода fread(), fwrite().

Если требуется сохранять и восстанавливать числовые данные без потери точности, то лучше использовать fread(), fwrite(). Если обрабатывается текстовая информация, которая будет просматриваться обычными текстовыми редакторами, то используется fgetс()- посимвольное чтение файла, посимвольная запись в файл - fputc() или функции fscanf(), fprintf(). Для чтения из файла и записи в файл строки используются функции fgets() и fputs().

 

Пример программы с использованием текстовых файлов

Создать текстовый файл "new1.txt" записав в него строку из 50 символов. Все символы, отличные от пробела, переписать в новый файл "new2.txt":

 

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#include <string.h>

main()

{ char ch, sl[50];

char text[]="one to tree four";

FILE *pf, *pr; // Указатели на файлы

pf=fopen("new1.txt","w"); // Создание нового файла new1.txt

clrscr();

fprintf(pf,"%s\n",text); // Запись в файл строки text

fclose(pf); // Закрытие файла pf

pf=fopen("new1.txt","r"); // Открытие файла pf для чтения

pr=fopen("new2.txt","w"); // Создание нового файла new2.txt

while (!feof(pf)) // Пока не конец файла

{ ch=getc(pf); // Чтение символа ch из файла pf

if (ch != ' ')

putc(ch,pr); // Запись в файл pr символа ch

}

fclose(pr); // Закрытие файла pr

rewind(pf); // Возврат указателя на начало файла pf

fgets(sl,50,pf); // Чтение из файла pf строки в переменную sl

printf("%s\n",sl); // Вывод строки sl на дисплей

pr=fopen("new2.txt","r"); // Открытие файла pr для чтения

while (!feof(pr)) // Пока не конец файла pr

{ ch=getc(pr); // Чтение символа из файла pr

putchar(ch); // Вывод символа ch на дисплей

}

fclose(pf); // Закрытие файлов

fclose(pr);

getch();

}

 

При чтении текстовых файлов лучше использовать функции getc или fgetc, так как при использовании fscanf (pr, “%s”, &sl) читается только очередное слово до пробела или символа табуляции и требуется повторение этой функции многократно для других слов.

 

СПИСОК ЗАДАЧ

1. Дан файл f, компоненты которогоявляются действительными числами. Найти:

а) сумму компонент файла;

б) произведение компонент файла;

в) сумму квадратов компонент файла;

г) модуль суммы и квадрат произведения компонент файла;

д) последнюю компоненту файла.

2. Дан файл f, компоненты которогоявляются действительными числами. Найти:

а) из значений компонент;

б) наименьшее из значений компонент с чётными номерами;

в) наибольшее из значений модулей компонент с нечётными номерами;

г) сумму наибольшего и наименьшего из значений компонент;

д) разность первой и последней компонент файла.

3. Дан файл f, компоненты которогоявляются целыми числами. Найти:

а) количество чётных чисел среди компонент;

б) количество удвоенных нечётных чисел среди компонент;

в) количество квадратов нечётных чисел среди компонент;

4. Дан символьный файл f. Получить копию файла в файле g.

5. Даны символьные файлы f1 и f2. Переписать с сохранением порядка следования компоненты файла f1 в файл f2. Использовать вспомогательный файл h.

6. Дан символьный файл f. В файле не менее двух компонент. Определить являются ли два первых символа файла цифрами. Если да, то установить, является ли число, образованное этими цифрами чётными.

7. Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Получить в файле g все компоненты файла f:

а) являющиеся чётными числами;

б) делящиеся на 3 и не делящиеся на 7;

в) являющиеся точными квадратами;

8. Записать в файл g все чётные числа файла f, а в файл h = все нечётные. Порядок следования чисел сохраняется.

9. Дан символьный файл f. Записать в файл g компоненты файла f в обратном порядке.

10. Дан файл, содержащий различные даты. Каждая дата - это число, месяц и год. Найти:

а) год с наименьшим номером;

б) все весенние даты;

в) самую позднюю дату;

11. Даны символьные файлы f и g. Записать в файл h сначала компоненты файла f, затем компоненты файла g с сохранением порядка.

12. Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Никакая из компонент файла не равна нулю. Файл f содержит столько же отрицательных чисел, сколько и положительных. Используя вспомогательный файл h, переписать компоненты файла f в файл g так, чтобы в файле g не было двух соседних чисел с одним знаком.

13. Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Никакая из компонент файла не равна нулю. Файл f содержит столько же отрицательных чисел, сколько и положительных. Используя вспомогательный файл h, переписать компоненты файла f в файл g так, чтобы в файле g сначала шли положительные, потом отрицательные числа.

14. Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Никакая из компонент файла не равна нулю. Файл f содержит столько же отрицательных чисел, сколько и положительных. Используя вспомогательный файл h, переписать компоненты файла f в файл g так, чтобы в файле g числа шли в следующем порядке: два положительных два отрицательных, два положительных, два отрицательных и т. д. (предполагается, что число компонент в файле f делится на 4).

15. Даны текстовые файлы f1 и f2. Переписать с сохранением порядка следования компоненты файла f1 в файл f2, а компоненты файла f2 в файл f1. Использовать вспомогательный файл h.

16. Дан текстовый файл f. Записать в файл g компоненты файла f в обратном порядке.

17. Даны текстовые файлы f и g. Записать в файл h сначала компоненты файла f, затем - компоненты файла g с сохранением порядка.

18. Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Получить в файле g все компоненты файла f: а) являющимися четными числами; б) делящиеся на 3 и не делящиеся на 7; в) являющимися точными квадратами.

19. Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Получить файл g, образованный из файла f исключением повторных вхождений одного и того же числа.

20. Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Никакая из компонент файла не равна нулю. Числа в файле идут в следующем порядке: десять положительных, десять отрицательных, десять положительных, десять отрицательных и т.д. Переписать компоненты файла f в файл g так, чтобы в файле g числа шли в следующем порядке: пять положительных, пять отрицательных, пять положительных, пять отрицательных и т.д.;

21. Дан файл f, компоненты которого являются целыми числами. Записать в файл g наибольшее значение первых пяти компонент файла f, затем - следующих пяти компонент и т.д. Если в последней группе окажется менее пяти компонент, то последняя компонента файла g должна быть равна наибольшей из компонент файла f, образующих последнюю (неполную) группу.

22. Дан символьный файл f. Группы символов, разделенные пробелами (одним или несколькими) и не содержащие пробелов внутри себя, будем называть словами. Удалить из файла все однобуквенные слова и лишние пробелы. Результат записать в файл g.

23. Багаж пассажира характеризуется количеством вещей и общим весом вещей. Дан файл f, содержащий сведения о багаже нескольких пассажиров. Сведения о багаже каждого пассажира представляют собой запись с двумя полями: одно поле целого типа (количество вещей) и одно - действительное (вес в килограммах). Найти багаж, средний вес одной вещи в котором отличается не более, чем на 0.3 кг от общего среднего веса одной вещи.

24. Сведения об ученике состоят из его имени и фамилии и названия класса (года обучения и буквы), в котором он учится. Дан файл f, содержащий сведения об учениках школы: выяснить, имеются ли в школе однофамильцы.

25. Дан файл f, содержащий те же сведения об учениках, что и в предыдущей задаче, и дополнительно отметки, полученные учениками в последней четверти. Выяснить, сколько учеников школы не имеют отметок ниже четырех.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.