Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Клинико-патогенетическая ось





Тотальное первичное недоразвитие речи представлено в классификации ала-лическим его вариантом (АТНР) в форме моторной или сенсорной алалии. Как будет показано ниже (в главах 6 и 8). лишь в этих (неосложненных) случаях можно бесспорно утверждать, что природа, механизмы недоразвития речи име­ют первичный характер. То есть в основе аномального развития речи при этом лежит неполноценность языковых механизмов экспрессивного (при моторной алалии) или импресснвного (при сенсорной алалии) уровней. Симптоматика первого из них полностью соответствует клинической картине неосложнен-ной моторной алалии в узком понимании этого термина (Ковшиков В. А., 1985) или неосложненной сенсорной алалии (ТрауготтН. Н., КайдановаС. И., 1975). Этим формам тотального HP присущи типичная клиническая картина, опре­деленный тип динамики, единообразные механизмы. В остальных случаях то­тального недоразвития речи (обозначаемого в логопедической практике как «общее недоразвитие речи») природа и механизмы расстройства имеют слож­ный характер: вторичный или смешанный. Таксономическая рубрика «Вторич­ное недоразвитие речи» соотносится с теми состояниями, когда основной при­чиной нарушений развития речи является психическое недоразвитие (то есть умственная отсталость), периферические или сенсоневральные формы тугоу­хости или психическая депривация. Нельзя не отметить, что обоснование эти-опатогенетической основы этих форм речевого дизонтогенеза — весь­ма трудная задача в связи с их слабой изученностью в клиническом аспекте.

Недоразвитие речи смешанного происхожденияимеет сложную природу. Ме­ханизмы в таких случаях включают как первичные, так и вторичные компо­ненты.



Параалалический вариант тотального недоразвития речи ПТНР (несмотря на сходство термина с тем, который использует Е. Ф. Соботович, содержание у них существенно различается) — это сборная группа состояний недоразви­тия речи, имеющих сложный генез. Ее составляют случаи дизонтогенеза, где клиническая картина образована сочетанием нескольких синдромов, в комп­лексе создающих эффект тотального недоразвития речи. Среди наших паци­ентов мы наблюдали следующие комбинации: синдром артикуляционной диспраксии + синдром лексико-грамматического недоразвития, синдром ар­тикуляционной диспраксии + задержка психического развития + вторичная задержка лексико-грамматического развития, синдром дизартрии + задержка психического развития + вторичная задержка лексико-грамматического раз­вития, синдром ринолалии + задержка психического развития + вторичная задержка лексико-грамматического развития. За каждым из перечисленных синдромов стоят присущие ему механизмы. Таким образом, патогенез пара-алалического варианта ТНР имеет полифакторную природу.

Клинические формы «недоразвития речи со сложным типом нарушения» пред­ставляют собой довольно редкую категорию, когда сочетаются два разных по механизму речевых нарушения. Например, сочетания моторной алалии и ди­зартрии, ринолалии и дизартрии.

Нейропсихологическая ось

Анализ синдромологической картины разных форм недоразвития речи и их механизмов показал, что лингвопатологические синдромы, в зависимости от принадлежности ведущего механизма к определенному нейропсихологическому уровню, могут быть сгруппированы в четыре категории.

а) Синдромы, механизмы которых связаны с низшим, неврологическим уров­немрегуляции речедвигательных актов; в таких случаях высшие корковые фун­кции первично не нарушены, недоразвитие носит неизбирательный (в отно­шении разных компонентов фонационной подсистемы речи), тотальныйхарактер. Формы недоразвития речи, имеющие неврологический механизм, — это нарушения элементарных форм пирамидной и экстрапирамидной регуля­ции движений. В этих случаях неполноценным оказывается тот уровень регу­ляции движений, для которого не имеет значения содержательная сторонавыполняемого движения. Нарушены как движения артикуляторных мышц, участвующих в речевых актах, так и движения жевательных, мимических мышц. В случае нарушения пирамидной иннервации имеет значение и степень про­извольности движения. Чем выше произвольность, тем более выражена непол­ноценность движения. В силу вышеуказанных причин нарушения звуковыххарактеристик речи в таких случаях носят тотальный, неизбирательный ха­рактер.

б) Синдромы гностико-праксического уровня представляют собой разныеформы неполноценности гностико-праксического обеспечения речевых актов, то есть недоразвитие речи, но не языка. В данной классификации эти синдромыпредставлены разными формами нарушения звуковой стороны речи, обуслов­ленными неполноценностью моторной реализации программы высказыванияи лексико-грамматическими нарушениями, обусловленными преимуществен­но интеллектуальной недостаточностью.

в) Синдромы языкового уровня по своей природе связаны с нарушениемформирования языковой способности; это может проявляться в тотальной форме, одинаково затрагивающей все уровни языка, или в парциальной, из­бирательно нарушающей формирование фонологического или лексико-грам­матического уровней языка. Несформированность языковых механизмов фо­нологического уровня языковой системы может избирательно затрагиватьпроцесс кодирования (экспрессивная форма фонологического недоразвития) или декодирования (импрессивная форма фонологического недоразвития). В чистом виде синдром экспрессивного фонологического недоразвития встре­чается очень редко, при моторной алалии. Синдром импрессивного фоноло­гического недоразвития наблюдается в структуре сенсорной алалии. Синдро­мы недоразвития лексико-грамматического уровня языка могут различатьсяпо степени дефицитарности парадигматических или синтагматических язы­ковых операций. В первом случае преимущественно страдает формированиесистемы аффиксов, то есть морфологическое оформление высказывания. Вовтором — синтаксическое структурирование высказываний.

г) Наконец, достаточно часто встречаются клинические случаи недоразви­тия речи, механизмы которых имеют сложный неоднородный характер, вклю­чающий как гностико-праксические, так и языковые нарушения.В связи с полифакторностыо механизмов онтогенеза ФСЯР такие случаи в детском возрастевстречаются особенно часто. Синдром вербальной диспраксии, например, встречающийся почти исключительно удетей с моторной алалией, в большин­стве случаев включает как явления диспраксии, так и дефицит механизмовфонологического программирования высказываний, то есть должен быть от­несен к синдромам со смешанным механизмом.

Синдромы импрессивного дисграмматизма, по нашим наблюдениям, встре­чаются преимущественно удетей с интеллектуальной недостаточностью, но в редких случаях имеют и первично языковую природу.

 

Психопатологическая ось

Как было описано в главе 4, нередко, неотъемлемой частью клинической картины недоразвития речи бывает психопатологическая симптоматика. Опре­деленная ее часть функционально связана с лингвопатологической симптома­тикой: так называемые вторичные, психогенные осложнения, дисгармонич­ное формирование вербально-логических форм мышления, дефицитарные формы патохарактерологического развития. Другая ее часть, имея самостоя­тельный патогенез, сама оказывает значительное влияние на формирование коммуникативно-речевых навыков и языковых способностей. Без психопато­логической квалификации диагностика состояний недоразвития речи не может считаться полноценной. Выделенная в классификации психопатологичес­кая ось включает облигатные синдромы, наиболее часто встречающиеся при HP. Кроме того, выделение данной оси в классификации облегчает междис­циплинарное взаимодействие специалистов медицинского профиля, психологов и педагогов как при диагностике, так и при планировании абилитационной помощи детям.

 

Этиологическая ось

При любой форме психического дизонтогенеза диагноз первичного недо­развития речи должен включать указание на вероятные причины расстройства. Представленные в этиологической оси рубрики практически повторяют с не-5 большими добавлениями этиологические формы задержек психического раз­вития, выделенные К. С. Лебединской (1980), так как в действительности име­ют такое же происхождение.

 

 

Функциональная ось

Явным недостатком существующих классификаций стало отсутствие гра­даций степени тяжести расстройства. В связи с этим, а также в соответствии с принципами функционального диагноза в классификацию введена функцио­нальная ось, включающая две основные рубрики: 1) степень тяжести речевых нарушений и 2) степень социально-психологической дезадаптации. Мы предла­гаем следующие критерии оценки тяжести речевых нарушений.

1степень, легкие нарушения — отставание в развитии по основным рече­вым показателям на 0,5 года у детей в возрасте 1,5—3 года и на 1 год — в возра­сте 3—5 лет.

II степень, нарушения средней тяжести — отставание на 1 год в раннем и на 2 года — в возрасте 3—5 лет.

III степень, тяжелые нарушения — отставание на 2 года в раннем и на 3 года — в возрасте 3—5 лет. Для детей 6 лет и старше необходимо сделать сле­дующую поправку: к критериям дошкольного возраста нужно добавить число лет, на которое возраст ребенка превышает 5 лет.

Оценка тяжести социально-психологической дезадаптации производится по общеклиническим и психологическим критериям, включающим состояние коммуникативных навыков, адаптацию в семье и дошкольном учреждении, уровень обучаемости, психологические реакции на трудности, связанные с ре­чевым недостатком (Ковалев В. В., 1985).

 

Глава 6









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.