|
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Работа над курсовой работой должна носить систематический характер и быть правильно организованной. Порядок подготовки работы обычно включает следующие основные этапы: 1. Составление примерного плана В процессе написания работы план может корректироваться. 2. Подбор литературы в соответствии с целями, отраженными в плане При этом студенту одинаково важно как прислушиваться к советам преподавателя, так и проявлять должную самостоятельность. Подбор литературы является ответственным этапом написания любой научной работы, требующим определенных усилий. В составлении библиографии большую помощь могут оказать систематические каталоги и специальные обзоры новой литературы научных библиотек, периодические информационные издания. Необходимо самостоятельно ознакомиться с публикациями в специальных журналах. Полезный статистический материал содержится в ежегодниках, выпускаемых Госкомстатом, среди которых основную роль играет «Российский статистический ежегодник». Текущие статистические материалы регулярно публикуются в «Экономическом журнале Высшей школы экономики». Большой объем полезной информации можно найти на сайтах в сети Интернет. Так, например, новейшая российская микроэкономическая статистика содержится на сайтах Госкомстата (www.gks.ru), Центрального Банка России (www.cbr.ru) в ежемесячнике «Russian Economic Trends» - («Тенденции экономики России»), которые издает Российско-Европейский Центр экономической политики (http://recep.org/ret/retm.htm). Большую помощь в работе могут оказать экономические обзоры и статьи, содержащиеся на сайте ведущих научных учреждений страны - Института экономики РАН (www.inst-econ.org.ru) и Института экономики переходного периода (www.iet.ru). Данный этап завершается составлением библиографии - списка публикаций по выбранной теме, с которыми надлежит ознакомиться. При этом необходимо обращать внимание на дату публикации материала. Рекомендуется использовать источники, изданные не позднее пяти лет, то есть, начиная с 2007 года и позже. Изучение подобранной литературы Работу на этом этапе целесообразно сопровождать записями, в той или иной форме фиксирующими главную мысль и систему доказательств автора, изучением статистического и фактологического материала с соответствующими пометками, составлением кратких аннотаций просмотренных источников. 4. Написание текстового варианта работы Этот этап заканчивается формулировкой основных тезисов. Здесь студенту необходимо помнить ряд важных моментов. Во-первых, не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться. Во-вторых, каждый фактологический пример (цифра, таблица, описание практического приема и т.н.) должен иметь ссылку, в которой указывается источник с указанием страниц, из которого он заимствован. Если данный пример принадлежит автору, то указывается, на основании каких данных производился расчет или какую практическую ситуацию он обобщает. В-третьих, изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. В-четвертых, сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами (см. п. 6). ОБЪЕМ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Общий объем курсовой работы должен составлять примерно 1 п.л. (40 тыс. символов с пробелами) или 25-30 страниц, набранных на компьютере 14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом между строк. Правильно оформленная работа должна включать в себя: 1. Титульный лист. 2. План (оглавление). 3. Введение. 4. Основную часть. 5. Заключение. 6. Список использованной литературы 7. Приложение (я). Титульный лист, задание на курсовую работу и план выполняются на трех первых листах работы по определенной форме (см. Приложение 1-3). Во введении отражаются следующие основные моменты: - общая формулировка темы; - теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность; - степень разработанности проблемы; - конкретные цели и задачи исследования, которые автор поставил перед собой; - объект и предмет исследования темы курсовой работы; - объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы: - использованные в работе источники информации. Введение должно быть кратким (1-3 страницы) и четким. Главное, чтобы были понятны цели и задачи выполненной курсовой работы. При оценке курсовой работы, основное внимание обращается на то, насколько студент сумел реализовать цели, которые заявлены им во введении. Основная часть состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь – на пункты. Название главы не должно полностью совпадать с названием курсовой работы, а название параграфа дублировать название главы. Не следует перегружать план работы. В курсовую работу целесообразно две – три главы. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Так, например, при раскрытии темы «Основы теории поведения потребителя» нет необходимости описывать весь рыночный механизм в целом, заполняя данным материалом большую часть требуемого объема в работе, оставляя на основные составляющие указанной проблемы тезисное изложение из учебных пособий. Наоборот, эти главы должны показать умение автора сжато, логично и убедительно излагать материал, изложение которого должно точно соответствовать плану курсовой работы и поставленным задачам. При написании работы не надо забывать о том, что важным оценочным критерием является высказывание собственной аргументированной точки зрения на анализируемые процессы и явления. Очень часто практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по отдельным проблемам по микроэкономике даже в учебных пособиях студент может встретить различные подходы и точки зрения при раскрытии той или иной проблеме. В научных статьях, периодических изданиях разных точек зрения и дискуссий встречается еще больше. Поэтому в курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать им критический разбор. Это придает работе творческий характер, что высоко ценится при защите курсовой работы. Используя материал из подобранной литературы по теме курсовой работы, следует избегать прямого заимствования, механического списывания текста из опубликованных учебников или из, часто устаревших, статей и брошюр. При современных технологиях нередко случается, что студенты сканируют кусками текст, не делая никаких логических переходов, смысловой связи между данными кусками. Такой подход безграмотен. Необходимо обдумывать найденную информацию, логически соединять ее между другими частями, уметь видеть связь таких отдельных кусков с проблемой в целом. Иными словами, студент должен не просто излагать факты, цифры из используемой литературы, но и учиться их анализировать, сопоставлять, делать на их основе выводы. Любую собственную точку зрения не просто декларировать (т.е. голословно озвучивать), а доказывать (аргументировать) на основе данных из проверенных источников, чтобы она представлялась убедительной для слушателей. Все теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно: - данные следует приводить к абсолютным (млн., руб., т, м, шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях; - для доказательства определенной закономерности, тенденции - для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуты обработке. Это зависит от самого материала и содержания того вопроса, которые они Особой формой фактического материала являются цитаты, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажения передать мысль автора первоисточника, служат опорой автору в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики анализируемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений и выводов автора. Однако число используемых цитат должно быть «в меру», то есть оптимальным, исходя из того, насколько уместно их применения, нет ли в них искажения смысла анализируемых источников. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. Случается, что студенты злоупотребляют цитатами, которые иногда соединяются отдельными фразами или союзами и образуют большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы, не отражающие действительной картины экономических процессов. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает анализируемые теоретические положения с практической действительностью. Чтобы выработать навыки подобной самостоятельной, творческой работы на данном этапе, можно использовать, например, следующие приемы. - Представить себе мысленный диалог с предполагаемым оппонентом (в данном случае, например, преподавателем, которому - Быть готовым при подведении выводов и высказывании собственной точки зрения в любой момент ответить на вопрос: «Почему Вы пришли к данным выводам?», или «Какими аргументами Вы можете обосновать свою точку зрения по данному вопросу?» (или другими словами «Какие Вы можете привести доводы в качестве доказательства истинности сделанных Вами выводов?»). - При аргументации ответа использовать только проверенную ин - В случае использования статистических данных, цифр, цитат по Отдельные советы по написанию курсовой работы по микроэкономике на данном этапе 1. Изложение содержания должно быть логически последовательным и четким в соответствии с составленным планом работы. Каждый последующий параграф должен быть логическим продолжением предыдущего. Вся работа должна выглядеть и восприниматься единой, цельной картиной, а не хаотичным набором фактов, цифр, цитат из разных источников. 2. В конце каждого параграфа делается краткий вывод. При «итак, на основе вышеизложенного можно сделать следующий - «таким образом, (идет изложение содержания вывода) …..»; - «указанные выше факторы позволяют сделать вывод, что …»; - «кроме того, автором получены следующие результаты…»; - «поэтому можно сделать следующий вывод..»; - «следовательно можно утверждать, что…» - «все сказанное позволяет сделать вывод ….»; - «значит,….» и т.д. 3. В качестве средств связи между отдельными кусками текста 4. Важным средством выражения логической связи в процессе 5. Не следует в буквальном смысле использовать все из перечисленных выше стилистических приемов, поскольку не всегда это 6. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, 7. Чтобы избежать стилистических и других ошибок, рекомендуется использовать современные издания словарей В.Даля, С.Ожегова, иностранные словари, словари по экономической теории, философские словари. 8. В тексте собственное мнение автора (в данном случае студента) излагается от третьего лица. Например, неправильно излагать: «…я думаю, что…; я пришел к такому выводу, потому что; мной доказано; по моему мнению…» и т.д. И, наоборот, правильно: «….нам думается, что; на основе проанализированного статистического материала можно сделать следующий вывод или нами сделаны следующие выводы; нами доказано, что… по мнению автора, данные факты позволяют утверждать, что…» и т.д. 1. Фактический материал, статистические данные, используемые в работе должны быть достоверными. При этом следует помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных. Поэтому при использовании таких данных, необходимо указать в подстрочной строке, из какого источника были получены эти данные. Особенно это относится к использованию информации в курсовой работе из Интернета. В этом случае обязательно надо указывать адрес сайта, где была получена данная информация. При этом следует помнить, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнения. Поэтому и при использовании Интернета как источника информации следует опираться на официальные сайты. Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение». Как и всякое заключение, эта часть работы выполняет роль концовки по содержанию, которая носит форму синтеза накопленной в основной части информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и задачами, поставленными и сформулированными во введении. Итоговые результаты в заключении часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, последовательность которых определяется логикой построения курсовой работы. Заключительная часть дополняет характеристику общего уровня выполненной курсовой работы, а также показывает уровень зрелости и квалификации студента в целом на данном этапе учебы, свидетельствует о его навыках самостоятельной работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения темы выполненной курсовой работы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые в будущем автор предполагает решать в будущем. Заключение может включать в себя и практические предложения, результаты проведенных социологических исследований и проведенные расчеты, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных студентом лично. При написании заключения используются особые стилистические приемы. Можно, например, использовать следующие приемы: - «Итак, в ходе выполненной нами курсовой работы, можно сделать следующие выводы (идет изложение текста вывода): 1…… 2…… 3……». Нумерация выводов при этом необязательна. - «В ходе выполнения курсовой работы по теме «» в соответствии с поставленной целью и задачами можно сделать следующее заключение:» -По теме «Основы теории поведения потребителя», например, В том случае, если возникают трудности в вопросе написания заключения, если у автора отсутствуют навыки формулирования выводов и итогов своей работы, можно дать следующие советы. Обратитесь к учебной или монографической литературе по экономическим проблемам: практически всегда в литературе подобной тематики в конце изложения следует заключение или резюме. Внимательно прочитайте их, проанализируйте, и тогда станет понятнее, о чем же следует писать в заключении. Сделайте черновой вариант заключения и обсудите его с преподавателем, научным руководителем вашей курсовой работы. Список использованной литературы оформляется по установленному порядку (см. п. 6). Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. Приложения. Этот элемент структуры работы не является обязательным. Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество таблиц и статистического материала. В тексте курсовой работы достаточно сослаться на подобную информацию, включенную в приложение. Следует особо подчеркнуть, что в курсовой работе приветствуется использование таблиц, графиков, диаграмм, схем для облегчения понимания плана автора, его аргументации и содержания работы. ![]() ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|