Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения





Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.

Исходя из задач развития рынка труда Российской Федерации в 2011-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

-совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции;

-легализация занятости;

-снижение скрытой безработицы;

-мониторинг ситуации на рынке труда;

-формирование прогноза баланса трудовых ресурсов;

-повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы;

-развитие институтов рынка труда,

-повышение эффективности использования трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности и рост занятости населения;

-развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

-содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу;

-создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;



-реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, включая республики Северного Кавказа.

Существующий в России неформальный рынок труда, характеризующийся неформальной занятостью, оказывает отрицательное воздействие на развитие современного цивилизованного рынка труда. Неформальный сектор составляет существенную долю российского рынка труда (чаще всего к этому понятию относят индивидуально занятых, работников и владельцев мелких, в том числе незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленных работников в зарегистрированных организациях). Неформальная деятельность составляет предмет как основной, так и вторичной занятости человека. По самым общим расчетам, в России неформально занято около 20% граждан трудоспособного возраста (по методике Росстата, масштабы теневого рынка труда в России определяются на основе баланса совокупных доходов и расходов населения. Предполагается, что недостающие суммы получаются в виде скрытой заработной платы). Наличие нелегального рынка труда в России обусловлено в основном нелегальной занятостью иностранных граждан, которая, по оценке ФМС России, в настоящее время превышает 4,0 млн. человек. В целях легализации занятости необходимо:

- совершенствовать нормативную правовую базу в сфере трудовой миграции и трудовых отношений, включая развитие системы добровольного страхования от безработицы;

- совершенствовать условия выплаты пособия по безработице, предполагающие установление зависимости размера пособия по безработице от величины получаемой в прошлом заработной платы (дохода), стажа работы, активности поиска работы и участия в специальных программах по содействию занятости;

ликвидировать излишние административные барьеры для организаций малого и среднего бизнеса;

- стимулировать развитие различных форм гибкой занятости, включая дистанционную занятость, обеспечивающую оптимальную организации рабочего процесса и рабочего времени и максимально учитывающую интересы сторон, использование различных видов трудовых договоров;

- обеспечить баланс между сохранением конкурентоспособности производимой продукции, с одной стороны, и ростом стоимости труда (заработной платы) и мерами социальной защиты работников, с одной стороны;

- повысить эффективность контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений.

Скрытую безработицу характеризуют избыточная занятость, потери рабочего времени, связанные с низкой интенсивностью (производительностью) труда, сезонным характером производства, потерями продукции на стадии производства и транспортировки, отвлечениями рабочей силы от основной деятельности. Одним из открытых проявлений потенциальной (скрытой) безработицы является «видимая» неполная занятость («административные отпуска», неполный рабочий день, простой). По оценке Минздравсоцразвития России, только неполная занятость в России в среднем за 2010 год составила более 1,2 млн. человек. Скрытая безработица является одним из факторов, характеризующих эффективность экономики. Одновременно скрытая безработица является сдерживающим фактором нарастания открытой безработицы. Поэтому объективный прогноз динамики общей и регистрируемой безработицы во многом зависит от динамики скрытой безработицы. В целях снижения скрытой безработицы необходимо:

- создавать новые высокотехнологичные рабочие места в инновационных отраслях экономики, обеспечивающие повышение уровня производительности труда;

- обеспечить реализацию комплексных инвестиционных проектов модернизации неэффективных промышленных предприятий и диверсификации экономики моногородов;

- снижать потери рабочего времени и продукции за счет оптимизации и повышения эффективности управления производством;

- повышать квалификацию и профессиональный уровень работников и управленческих кадров;

- содействовать развитию малого и среднего бизнеса, обеспечивающего высокую оборачиваемость рабочих мест и рост производительности труда.

Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство кадрового потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития качество рабочей силы является определяющим фактором, обеспечивающим успех перестройки экономики. В этой связи, основными задачами, которые должны быть решены в среднесрочной перспективе, являются создание условий для повышения качества рабочей силы, предлагаемой на внутреннем рынке, до мировых стандартов, а также приведение количественного показателя и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы в соответствие с потребностями формирующейся инновационной экономики.

Институты рынка труда имеют важнейшее значение как для распределения трудовых ресурсов, так и для их эффективного использования и профессионального обучения. Преодоление диспропорций в сфере занятости и системе социально-трудовых отношений возможно при условии совершенствования институтов рынка труда. Рынок труда в большей степени, чем другие рынки, зависит от регулирующего воздействия иституциональных структур (системы трудового законодательства, социально-экономических программ, органов государственной службы занятости населения и кадровых агентств, профессиональных союзов, объединений работодателей и др.) Вместе с тем, эффективность функционирования институтов рынка труда является индикатором уровня экономического развития страны. Одним из главных направлений развития институтов рынка труда является создание конкурентной среды на рынке оказания услуг по подбору работы для граждан и персонала для работодателей.

Ключевой проблемой в среднесрочной перспективе может стать фактор дефицита трудовых ресурсов, обусловленный особенностями демографического развития. Исходя из общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов, в складывающихся условиях возникает необходимость более рационального использования имеющихся трудовых ресурсов, что, с одной стороны, предполагает создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работников на всем протяжении трудовой деятельности, с другой стороны - стимулирование лиц старших возрастных групп, граждан, в силу ряда обстоятельств испытывающих трудности в поиске работы, а также экономически неактивных категорий граждан к привлечению к трудовой деятельности. Вместе с тем, занятость пожилых людей, а также отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, осложняется их пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Решение проблем рационального использования трудовых ресурсов может быть обеспечено только за счет активных совместных действий со стороны государства и социальных партнеров.Необходима выработка обоснованной государственной политики, направленной на согласование интересов развития экономики, работодателей, соблюдение прав человека и удовлетворение личных интересов граждан. К таким условиям, в первую очередь, следует отнести повышение материального достатка, развитие здравоохранения и, как следствие, - качества и продолжительности жизни граждан Российской Федерации. Решению данной проблемы, прежде всего, должна способствовать реализация реформ здравоохранения и пенсионного страхования, реформирование рынка доступного жилья, развитие гибкого рынка труда и реформирование системы оплаты труда. Необходимо создать такие экономические и социальные условия, при которых гражданин сможет выбрать подходящую для него форму занятости.

Развитие трудовой мобильности является актуальным направлением совершенствования рынка труда, которое позволит повысить эффективность использования трудовых ресурсов, уменьшить структурную безработицу и снизить ее продолжительность в трудоизбыточных регионах и населенных пунктах с моноэкономической структурой экономики. Выработка и реализация обоснованной государственной политики в области трудовой мобильности является эффективным инструментом, позволяющим регулировать потоки переезжающих и стимулировать переезд граждан в территории, испытывающие недостаток трудовых ресурсов, обеспечить приток населения в приграничные и стратегически важные для России территории (регионы Сибири и Дальнего Востока, а также территории, характеризующиеся сокращением численности населения, в том числе русскоязычного населения трудоспособного возраста), создать условия для трудоустройства российских безработных граждан в регионах с высокой потребностью в иностранных работниках, а также в территориях, на которых реализуются инвестиционные проекты.

Малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие национального хозяйства, гибкость и мобильность экономики, является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также развития занятости населения. В этой связи, повышение эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе, государственной поддержки безработных граждан, желающих открыть собственное дело, является одним из приоритетных направлений действий на рынке труда.

Осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области содействия занятости населения в качественно новых социально-экономических условиях требует повышения активности действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на региональных рынках труда. В свою очередь, должна быть повышена роль органов исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию и организационно-методическому обеспечению развития рынков труда и принятию мер содействия занятости населения в субъектах Российской Федерации. В связи с этим на среднесрочный период предусматривается совершенствование механизмов мотивации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по реализации активных программ содействия занятости населения с усилением функций координации и контроля над результатами со стороны соответственных органов исполнительной власти.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.