Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 

 

Кафедра

Юриспруденции

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА Теория государства и права

ТЕМА Теория разделения властей

Выполнила студентка:

103 ЮД группы 1 курса

ЛОЗИНСКИЙ КИРИЛЛ ЭДУАРДОВИЧ

_________________________

(подпись)

Научный руководитель:

Ученая степень, звание

профессор кафедры юриспруденции АФ СПбГУП,

доцент, кандидат юридических наук

Вардаев Георгий Николаевич

 

_________________________

(подпись)

 

Алматы 2016

 

Содержание

Введение…………………………..………………..……………….………3

§ 1. Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России…….............................................................................…5

§ 2. Содержание и значение принципа разделения властей...........…..…8

§ 3. Законодательная власть и ее органы……………………....……..…10

§ 4. Исполнительная власть и ее органы…………………………….…..14

§ 5. Судебная власть и ее органы………………………………….……..17

§ 6. Теория разделения властей в современной России. Основные проблемы…………..………………..……..……..………………..……..……...20

Заключение……………..………………..……..………..……………..…24

Список источников……..………………..…………………...…………..26

 

Введение

Актуальность данной темы обоснована тем, что теория разделения властей является основополагающим принципом функционирования современного государства РФ. Руководствуясь положениями данной теории, зафиксированными в Конституции РФ (далее – К РФ)[1], государство осуществляет все присущие ему функции и взаимодействует с обществом в целом.



Основой политики является власть. Она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Однако власть оказывается и самым таинственным, загадочным явлением в политике. Как справедливо заметил французский философ Э. Шартье, "власть необъяснима, и в этом – ее сила".

Разделение властей – это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. Данный принцип был закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Декларация была принята в ходе тяжелой политической борьбы Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. Помимо провозглашения суверенитета РСФСР и намерения создать новое демократическое правовое государство в составе Союза ССР, в декларации также утверждались:

1) приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР;

2) равные правовые возможности для новообразованных политических партий, общественных организаций и объединений в том числе и неформальных;

3) принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

4) необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краёв в составе РСФСР.

Декларация подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как «четвертая власть».

Теория разделения властей имеет очень важное значение не только для теории государства и права как науки и учебной дисциплины, но и для для всего нашего государства: как для политиков, так и для простых граждан.

Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.

Задачи:

1. Изучить историческое развитие принципа разделения властей.

2. Дать понятие трех основных ветвей власти.

3. Рассмотреть основные проблемы теории разделения властей.

 

 

Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России.

 

Конституция РФ как основной закон нашего государства определяет наиболее важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и различных его составляющих элементов. Иными словами Конституция определяет тот строй, по которым развивается и существует общество и государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные принципы этого развития.

Принцип разделения властей служит ключом к трактовке конституционных статей об организации власти в Российской Федерации. Этот принцип не является новым, он был выдвинут еще на рубежах Новой истории, когда нарождавшаяся буржуазия боролась с абсолютной властью монарха и его дворянского окружения, когда в руках монарха была сосредоточена вся полнота власти, причем ничем не ограниченная, что значительно тормозило и затрудняло развитие класса буржуазии.

Принцип разделения властей впервые сформулирован английским просветителем ХVII века Дж. Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "славной революции" государственный строй, он в сочинении "Два трактата о государственном управлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды.

Французский просветитель Ш. Л. Монтескье в трактате "О духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Разделение властей Монтескье считал критерием "умеренных" и "неумеренных" форм правления. Однако в конституционном проекте Монтескье речь еще не идёт о равновесии властей, законодательная власть предполагается верховной. Ж. Ж. Руссо также поддерживал теорию разделения властей, но в основе государственной власти он видел суверенитет народа и большое значение придавал непосредственной демократии.

Согласно классическому принципу разделения властей в государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие.[2]

Согласно теории разделения властей:

1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;

2) все власти равны перед законом и собой; никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;

Принцип разделения властей, прежде всего, демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая позволяет эффективно выявлять и отражать интересы как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп – национальных, региональных, профессиональных.

Реализация данного принципа предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но создание и развитие государственных учреждений, относящихся к различным властям и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.

Население в условиях разделения властей может непосредственно и через своих представителей активнее участвовать в процессе принятия государственных решений, чем при доминировании одной из властей или устранении какой-либо из них. Разделение властей – необходимая предпосылка формирования правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод гражданина.

Таким образом, целью разделения властей является гарантия значительной степени народного суверенитета и не допущение роста тирании.[4]

С провозглашением и утверждением государственной самостоятельности России разделение властей стало конституционным принципом. Однако освободиться от наследия прошлого было не так легко. В Конституции 1978 года оставались нормы, противоречившие этому принципу.

Содержание и значение принципа разделения властей

Принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократических государств. Этот принцип находит свое отражение в построении механизма осуществления власти.

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль.

В современном мире идет тенденция к тому, чтобы государства мира строили общества как можно более демократичнее. Без разделения властей и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов.[5] Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.

Составными частями механизма власти повсеместно признаётся законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий местными и высшими органами власти и управления.

У разделения властей есть свои границы.[6] Это – принцип организации и осуществления власти, прежде всего, на общегосударственном уровне. Он может быть применим в соответствующих рамках и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом каждый из субъектов Федерации может использовать свои формы и методы разделения властей. Общие подходы, относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере и в системе местного самоуправления, но здесь нужно учитывать, что местная власть осуществляется в небольших территориальных рамках.

Во всех странах демократии существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны.

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности.[7] В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается различными источниками формирования ветвей власти; различными сроками полномочий;степенью защиты одной власти от другой.

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

 

Судебная власть и ее органы

Судебная власть – это предоставленные специальным органам – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих, при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 К РФ).

Самостоятельность и независимость – первый признак судебной власти. Самостоятельность и независимость судебной власти обеспечивается закрепленными в Конституции РФ специальными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантиями несменяемости, независимости и неприкосновенности судей.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1) Конституционная юстиция.Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2) Суды общей юрисдикции.Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3) Арбитражные суды.В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т. е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение в другой или тот же суд, но обязательно в ином составе судебной коллегии. В определенных случаях дело может принять к рассмотрению вышестоящий суд, если это отвечает условиям подведомственности и подсудности. Но и тогда решение будет принимать не судебное учреждение в целом, а созданная им судебная коллегия.

Осуществление правосудия – главная и основная, но не единственная функция судебной власти. В ее рамках: проводится контроль (надзор) за законностью и обоснованностью принятия органами дознания и следствия мер процессуального принуждения (ареста, обыска и др.); дается толкование правовых норм; официально удостоверяются имеющие юридическое значение факты (например, фактических брачных отношений, родства, признания умершим или безвестно отсутствующим и др.); осуществляется предусмотренное законом огра-ничение правосубъектности граждан (например, признание лица недееспособным); судебный надзор за решением судов и др. Но это, несомненно, сравнительно менее важные и менее широкие функции судебной власти.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Не смотря на разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, все ветви власти, в том числе судебная власть, реализуются в рамках государственной службы.

Судебная власть в Российской Федерации может осуществляться коллегиально судьями, с привлечением присяжных и арбитражных заседателей и судьей единолично. Все виды судопроизводства, за исключением конституционного, допускают рассмотрение дел единолично судьей, что не противоречит положениям главы 7 Конституции РФ. Судья в таком случае действует как носитель именно судебных функций, то есть выступает в качестве органа судебной власти.

Таким образом, судебная власть выступает гарантом социального мира, правопорядка и стабильности в обществе.[10]

 

Заключение

Исторически сложилось так, что существование правового государства заставляет использовать систему разделения властей для нормального функционирования демократического общества. Однако способы интерпретации такой системы разнообразны. Различия возникают в пределах наделения полномочиями законодательной и исполнительной органов власти, в способах и формах их взаимодействия, в федеративном государственном устройстве. Самостоятельность каждой из ветвей власти гарантирована Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 10, в которой сказано, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; и при этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Соединение же всех функций – судебной, законодательной и исполнительной власти – в сфере деятельности одного органа привело бы к установлению в государстве диктаторского политического режима. Поэтому концепция разделения властей предполагает существование специальных способов сдерживания самостоятельных ветвей власти.[13] Такие способы составляют систему сдержек и противовесов государственной власти. Эта система позволяет посредством предоставления каждой из властей своих полномочий, закрепленных на конституционном уровне, уравновесить и сбалансировать их в пределах единой системы.

Система разделения властей должна существовать. Власть должна в обязательном порядке разделяться на законодательную, исполнительную и судебную. Такой организационно-правовой подход к структуре государственной власти наиболее предпочтителен демократическим государствам. Он присутствует в организационно-правовом подходе как у нас в так и в ряде других стран, например, в США и Великобритании.

На протяжении веков существования человеческой цивилизации власть является одним из самых загадочных и в то же время самым важным и распространенным в своих проявлениях феноменом социального бытия. Даже в современном мире, при всем его многообразии трудно найти что-то более противоречивое и сложное чем властные отношения, пронизывающие все общество, влияющие на жизнь и судьбу каждого человека, подчиняющие его своим законам.

Исследование разделения властей в современном Российском государстве представляет интерес так, как Россия встала на путь построения современного конституционного государства, а принцип разделения властей положен в основу организации государственной власти в Российской Федерации сравнительно недавно. Существующая система разделения властей сложилась в последние десять-пятнадцать лет.

В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

 

 

Список источников

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

 

II. Учебная и научная литература:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник, М.: Омега-Л, 2014. – 608 стр.

2. Теория государства и права. Власенко Н.А. Учебное пособие, М. – 2011. – 416 стр.

3. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2010. – 649 стр.

4. Клепицкая Т.А. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: РИОР, 2013. – 208 стр.

5. Малько А.В., Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. М.: Инфра-М, Норма, 2014. – 383 стр.

6. Марченко М. Теория государства и права. М.: Зерцало-М, 2011. – 516 cтр.

7. Морозова Л.А. Теория и история права. Учебник. М.: Эксмо, 2010. – 414 стр.

8. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. – 616 стр.

9. М.М. Рассолов. Проблемы теории государства и прав. М.: Закон и право, 2009. – 431стр.

10. Теория государства и права: Учебник для вузов. Сырых В.М. М.: Юстицинформ, 2012 г. – 704 стр.

11. Темнов Е.И. Теория государства и права: учебное пособие. М.: КноРус, 2013. – 384 стр.

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2014. – 384 стр.


[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

[2] Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. – с. 527.

[3] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник, М.: Омега-Л, 2014. – с. 232.

[4] Теория государства и права: Учебник для вузов. Сырых В.М. М.: Юстицинформ, 2012 г. – с. 682.

[5] Малько А.В., Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. М.: Инфра-М, Норма, 2014. – с. 129.

[6] Марченко М. Теория государства и права. М.: Зерцало-М, 2011. – с. 89.

[7] Клепицкая Т.А. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: РИОР, 2013. – с. 92.

[8] Темнов Е.И. Теория государства и права: учебное пособие. М.: КноРус, 2013. – с. 265.

[9] Теория государства и права. Власенко Н.А. Учебное пособие, М. – 2011. – с. 197.

[10] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2014. – с. 274.

[11] М.М. Рассолов. Проблемы теории государства и прав. М.: Закон и право, 2009. – с. 245.

[12] А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2010. – с. 35.

[13] Морозова Л.А. Теория и история права. Учебник. М.: Эксмо, 2010. – с. 312.

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 

 

Кафедра

Юриспруденции

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА Теория государства и права

ТЕМА Теория разделения властей

Выполнила студентка:

103 ЮД группы 1 курса

ЛОЗИНСКИЙ КИРИЛЛ ЭДУАРДОВИЧ

_________________________

(подпись)

Научный руководитель:

Ученая степень, звание

профессор кафедры юриспруденции АФ СПбГУП,

доцент, кандидат юридических наук

Вардаев Георгий Николаевич

 

_________________________

(подпись)

 

Алматы 2016

 

Содержание

Введение…………………………..………………..……………….………3

§ 1. Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России…….............................................................................…5

§ 2. Содержание и значение принципа разделения властей...........…..…8

§ 3. Законодательная власть и ее органы……………………....……..…10

§ 4. Исполнительная власть и ее органы…………………………….…..14

§ 5. Судебная власть и ее органы………………………………….……..17

§ 6. Теория разделения властей в современной России. Основные проблемы…………..………………..……..……..………………..……..……...20

Заключение……………..………………..……..………..……………..…24

Список источников……..………………..…………………...…………..26

 

Введение

Актуальность данной темы обоснована тем, что теория разделения властей является основополагающим принципом функционирования современного государства РФ. Руководствуясь положениями данной теории, зафиксированными в Конституции РФ (далее – К РФ)[1], государство осуществляет все присущие ему функции и взаимодействует с обществом в целом.

Основой политики является власть. Она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Однако власть оказывается и самым таинственным, загадочным явлением в политике. Как справедливо заметил французский философ Э. Шартье, "власть необъяснима, и в этом – ее сила".

Разделение властей – это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. Данный принцип был закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Декларация была принята в ходе тяжелой политической борьбы Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. Помимо провозглашения суверенитета РСФСР и намерения создать новое демократическое правовое государство в составе Союза ССР, в декларации также утверждались:

1) приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР;

2) равные правовые возможности для новообразованных политических партий, общественных организаций и объединений в том числе и неформальных;

3) принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

4) необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краёв в составе РСФСР.

Декларация подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как «четвертая власть».

Теория разделения властей имеет очень важное значение не только для теории государства и права как науки и учебной дисциплины, но и для для всего нашего государства: как для политиков, так и для простых граждан.

Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.

Задачи:

1. Изучить историческое развитие принципа разделения властей.

2. Дать понятие трех основных ветвей власти.

3. Рассмотреть основные проблемы теории разделения властей.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.