Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России





ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

 

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документыцелесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и по­становления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (c 01.01.2013 года ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести Налоговый, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «Об акционерных обществах», и др.



2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

Учетный стандарт - это свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности.

В настоящее время в России раз­работано и утверждено более 26 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. Основные из них:

- «Учетная политика организации». ПБУ 1/98

- «События после отчетной даты». ПБУ 7/98

- «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99

- «Расходы организации». ПБУ 10/99

- «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2000

На втором уровне системы нормативных документов единствен­ным регулирующим органом является Минфин РФ.

Из перечисленных положений особенно важным является Поло­жение «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной полити­ки и др.).

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизи­ровать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными, особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различнымиведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

- документ по учетной политике предприятия, утвержденный руководителем;

- формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней от­четности), или не утверждены руководителем (формы первичных учет­ных документов, План счетов). Подобные организации грубо наруша­ют порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.

 

 

Сущность и основные задачи бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйствен­ных операций.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено меж­дународными договорами Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

 

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельнос­ти организации и ее имущественном положении, необходимой внут­ренним пользователям бухгалтерской отчетности для принятия каких либо решений;

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдени­ем законодательства Российской Федерации при осуществлении орга­низацией хозяйственных операций.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

 

Содержание информации.

Информацию, формируемую в бухгалтерском учете можно разделить по содержанию на 3 составляющих:

1. Информация о финансовом положении организации.

Финансовое положение организации определяется ее активами, структурой обязательств и капитала организации; а также способнос­тью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Инфор­мация о финансовом положении организации формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса (форма №1).

 

2. Информация о финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Информация о финансовых результатах деятельности организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах, при прогнозировании способности их вызывать денежные потоки. Данная информация формируется в основ­ном в отчете о прибылях и убытках (форма №2).

 

3. Информация об изменениях в финансовом положении организа­ции дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и те­кущую (операционную) деятельность в отчётном периоде. Данная информация обеспечивается главным образом отчетом о движении денежных средств.

 

Требования к информации

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, т.е. быть уместной, надежной, нейтральной и сравни­мой.

Информация уместна, если ее наличие или отсутствие оказывает или способно оказывать влияние на решения пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие, или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.

Информация надежна, если она не содержит существенных оши­бок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, а сами факты должны отражать­ся в бухгалтерском учете исходя не только из их правовой формы, но и их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация должна быть нейтральной, т.е. не нацеленной на какую-либо одну группу пользователей (не быть односторонней). Информация не явля­ется нейтральной, если посредством отбора или формы представле­ния она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или послед­ствий.

Информация об организации должна быть сравнимой за разные периоды времени для определения тенденции в изменении финансо­вого положения и финансовых результатов организации.

 

 

Состав информации

I. Элементами информации о финансовом положении организа­ции,отраженной в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал организации.

Активы — это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйствен­ной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды - это потенциальная возмож­ность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.

Обязательство — это существующая на отчетную дату задолжен­ность организации, которая является следствием свершившихся процессов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Погашение обязательств предполагает обычно отток соответствующих активов в виде выплаты денежных средств или передачи дру­гих активов.

Погашение обязательств может происходить также в форме заме­ны обязательств одного вида другим, преобразования обязательств в капитал, снятия требований со стороны, кредитора.

Капитал — это вложения собственника и прибыль, накопленная за время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитана определяется как разница между активами и обязательствами.

II. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, отражаемой в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации.

 

Доход — это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вклада собственников.

К доходам отно­сят выручку от реализации продукции, работ, услуг, проценты и диви­денды к получению, арендную плату, а также прочие доходы.

 

Расход — это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала.

К расходам относят затраты на производство реали­зованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников, аморти­зационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

При определении финансового результата деятельности органи­зации за отчетный период прибыль или убыток определяется как раз­ница между доходами и расходами.

 

Счета бухгалтерского учета. Виды счетов. Открытие схем счетов, подсчет конечного сальдо по хозяйственным операциям. Синтетический и аналитический учет. Сущность и значение двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета представляют из себя двустороннюю форму, в которой с левой стороны указывается дебетуемые, а с правой кредитуемые суммы.

Счет открывается на каждый однородный вид имущества или источников его формирования. Каждому однородному виду имущества или источников его формирования присвоен код, который можно определить, используя План счетов.

Схема счета представлена ниже.

 

 


Виды счетов бухгалтерского учета:

Для занесения данных об остатках (начальное сальдо) на начало отчетного периода, оборотах по счетам и выведения итоговых остатков (конечное сальдо) необходимо определить виды счетов, поскольку от этого зависит механизм подсчета остатков.

 

Виды счетов бухгалтерского учета:

1. Активный счет – это счет, предназначенный для учета имущества организации (материальные ценности, денежные средства, некоторые виды дебиторской задолженности). Характеризуются тем, что на дебиторской стороне отражается сальдо на начало отчетного периода и увеличение по данному счету, а на кредитовой – уменьшение. Примеры активных счетов: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет и т.д.

Подсчет конечного сальдо осуществляется по следующей формуле:

 

С-до кон. Д-т = С-до нач. Д-т + Оборот Д-т – Оборот К-т

Пример1. По счету 50 "Касса" на начало отчетного периода значится сальдо 200 р. В течении отчетного периода было отмечено поступление денежных средств в размере 5000 р., 2000 р., 800 р. Также в течении отчетного периода было отмечено выбытие денежных средств 5000 р., 1800 р., и 900 р.

Отразить эти данные на схеме счета "Касса", подсчитать обороты и вывести сальдо на конец отчетного периода.

 

Счет 50 "Касса"

  Д-т К-т
С-до нач. 4) 5000
  1) 5000 5) 1800
Обороты 2) 2000 6) 900
  3) 800  
Итого оборотов
С-до кон.  

С- до кон. Д-т = 200 + 7800 – 7700 = 300


2. Пассивный счет – это счет, предназначенный для учета обязательств организации или источников формирования имущественных позиций (различные виды капиталов, фондов, кредиторской задолженности). Характеризуются тем, что на кредитовой стороне отражается сальдо на начало отчетного периода и увеличение по данному счету, а на дебетовой – уменьшение. Примеры пассивных счетов: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 98 «Доходы будущих периодов и т.д.

Подсчет конечного сальдо осуществляется по следующей формуле:

 

С-до кон. К-т = С-до нач. К-т + Оборот К-т – Оборот Д-т

Пример 2. По счету 70 "Расчеты по оплате труда" на начало отчетного периода значится кредиторская задолженность 10000 р. В течение отчетного периода задолженность была полностью погашена, а также начислена следующая заработная плата работникам предприятия 20000 р. Из этой зарплаты были произведены удержания налога на доходы с физических лиц – 2600 р.

Сделать записи на схеме счета 70 "Расчеты по оплате труда", подсчитать обороты и вывести сальдо на конец месяца.

 

Счет 70 "Расчеты по оплате труда"

  Д-т К-т .
  1) 10000 10000 С-до нач  
  3) 2600 2) 20000 Оборот  
       
   
    17400 С-до конеч.  

 

С-до кон. К-т = 10000 + 20000 – 12600 = 17400

 

3. Активно-пассивный счет - это счет, предназначенный для учета одновременно и имущества организации, и источников его формирования (99 «Прибыли и убытки», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.). Характеризуется тем, что конечный результат выводится путем сопоставления доходов и расходов, а также сопоставления данных по аналитическим счетам.

3.1. Активно-пассивный счет с односторонним сальдо – это разновидность активно-пассивного счета, в котором сальдо может быть переменным (99 «Прибыли и убытки»).

 

Пример 3. На отчетного периода месяца по счету 99 "Прибыли и убытки" значится прибыль 30000 р. В течение отчетного периода была получена прибыль от реализации товаров на сумму 7000 р. Также были начислены проценты за хранение денежных средств на депозитных счетах 20000 р. и уплачены за счет прибыли штрафные санкции за нарушение условий договора на сумму 98000 р. Была также списана задолженность безнадежная к получению в размере 3500 р.

Отразить эти данные на схеме счета 99 "Прибыли и убытки" и определить сальдо на конец отчетного периода.

Счет 99 "Прибыли и убытки"

  Д-т К-т  
  3) 98000 С-до нач.
  4) 3500 1) 7000  
    2) 20000  
Оборот  
С-до кон.    

 

С-до = 30000 + 27000 - 101500 = 44500

 

3.1 Активно-пассивный счет с двусторонним сальдо – это разновидность активно-пассивного счета, в котором сальдо может быть дебетовым и кредитовым одновременно (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с разными дебиторами и кредиторами, расчеты с поставщиками и подрядчиками). Например, 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и т.д

 

Пример 4. По счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на начало отчетного периода значится дебиторская задолженность 50000 р., и кредиторская задолженность – 80000 р. В течение отчетного периода произошло увеличение дебиторской задолженности на 150000 р. и увеличение кредиторской задолженности на 70000 р. Также в течение отчетного периода произошло уменьшение дебиторской задолженности на 60000 р., а кредиторской задолженности на 110000 р.

Сделать записи на схеме счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", подсчитать обороты, вывести сальдо на конец месяца. Осуществить проверку.

 

Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

  Д-т К-т  
С-до нач. С-до нач.
  1) 150000 (Д+) 2) 70000 (К+)  
  4) 110000 (К–) 3) 60000 (Д–)  
Обороты  
С-до кон. С-до кон.

 

 

С-до кон. Д-т = 50000 + 150000 - 60000 = 140000

С-до кон. К-т = 80000 + 70000 - 110000 = 40000

 

Проверка

С-до нач. + Оборот + С-до кон. С-до нач. Оборот С-до кон. = 0 =
Д-т   Д-т   К-т   К-т   К-т   Д-т    
                         
+ + 140000 = 0 =

 

Первичные учетные документы

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

 

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Мемориальный ордер — это документ бухгалтерского оформле­ния, содержащий указание записать хозяйственную операцию на со­ответствующих счетах бухгалтерского учета. Например, журнал хозяйственных операций.

 

МЕМОРИАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ № 1
запись за январь 200 г.

Основание (ссылка на документы или содержание операции) По дебету счета По кредиту счета Сумма
Приходный кассовый ордер №1 50 «Касса» 51 «Расчетный счет»
Итого    

3 января 200_ г. Главный бухгалтер (подпись)

Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета называется систематической записью (регистрацией). Наряду с систематической организации применяют хронологичес­кую запись, под которой понимают регистрацию хозяйственных опе­раций в той последовательности, в какой они совершаются. Различия в экономическом содержании операции при этом не учитываются. Хро­нологическая запись ведется для обеспечения контроля за полнотой учета всех хозяйственных операций. В хронологическом порядке ведутся регистрационные журналы, кассовые книги и другие регистры.

 

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЖУРНАЛ

Порядковый номер мемориального ордера Дата ордера Сумма по мемориальному ордеру
3 января
4 января
5 января
6 января
  ИТОГО

 

В данном регистрационном журнале отражены все операции, по которым составлены бухгалтерские проводки и мемориальные ордера.

Общий итог (45 000 руб.) равен итогам дебетовых и кредитовых оборотов по счетам. Следовательно, на счетах все операции отраже­ны в правильных суммах.

 

Пример шахматной ведомости

К-т Д-т Всего
                             
                             
                             
                         
                         
                             
                           
                           
                             
                             
                             
                             
                             
Итого                      

 

В примере отражены три хозяйственные операции:

1. Из кассы выдана зарплата в размере 1000 руб.

2. С расчетного счета в кассу переданы денежные средства в размере 2000 руб.

3. От заказчика на расчетный счет поступили 6000 руб.

 

Оборотно-сальдовая ведомость

Оборотно-сальдовая ведомость служит для обобщения, проверки правильности записей на счетах бухгалтерского учета и составления нового баланса. Их составляют как по синтетическим, так и по аналитическим счетам. Форма и порядок записи в оборотной ведомости по синтетическим счетам представлен ниже.

 

План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему реги­страции и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгал­терском учете. В нем приведены наименования и номера синтетичес­ких счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго по­рядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отра­жению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщенных в них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

С 1 января 2001 г. в России действуют новый План счетов бух­галтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов разрешается осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с. 1991 по 2000 г. в России дейст­вовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. №56.

План счетов 2001 г. является единым и обяза­тельным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учрежде­ний) независимо от подчиненности, формы собственности, организа­ционно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободыее коды счетов.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Например, если у организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми и в этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

 

В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки сче­тов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с харак­тером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены раз­делы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II — «Производст­венные запасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек про­изводства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расче­тов (III—VI разделы).

В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (VII, VIII разделы). Обязательства организации отражены в VI разделе.

В новом Плане счетов вновь введено 5 счетов (14, 59, 63, 81, 91). Из старого Плана счетов исключено 23 счета. В новом Плане счетов предусмотрено 20 счетов для отражения операций по исключенным счетам. Всего в новом Плане 60 балансовых и 11 забалансовых сче­тов.

 

Забалансовые – это счета, предназначенные для учета арендованных средств, принятых на ответственное хранение ТМЦ и иных имущественных позиций.

 

Учетные регистры

Записать операцию на счетах — это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами.

Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации. Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операции в учетных регистрах.

 

По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы (ведомости).

 

Бухгалтерские книги - это учетные регистры в которых все страницы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица. В некоторых книгах, например кассовой, страни­цы не только нумеруют, но и прошнуровывают шпагатом, скрепляют сургучной печатью. Книги применяют для синтетического и аналитического учета (например, кассовая, главная книга, журнал хозяйственных операций и пр.).

 

Карточки – это бланки из плотной бумаги или неплотного картона, не скрепляемые между собой. Их хранят в специальных ящиках — картотеках, карточки открываются на год. Открытые карточки регистрируют в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью. В настоящее время они являются самым распространенным видом регистров в нашей стране (индивидуальная карточка сотрудника, карточка объекта основных средств, материалов и пр.).

 

Свободные листы (ведомости) – это те же бланки, отличающиеся от карточек лишь тем, что изготовляются из менее плотной бумаге и имеют больший формат. Хранят их в особых папках-регистраторах; заводятся они, как правило, на месяц или квартал. Запись в учетные регистры осуществляют ручным или машин­ным способом (журналы-ордера, оборотные, шахматные ведомости).

 

После регистрации хозяйственной операции в учетном регистре, на бухгалтерской проводке или первичном документе делают соответствующую отметку для облегчения последующей проверки правильности разноски. По окон­чании месяца по каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров обязательно сверяются путем составления оборотных ведомостей или другим способом.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгал­терской отчетности является коммерческой тайной.

После утверждения годового отчета учетные регистры группиру­ют, переплетают и сдают на хранение в текущий архив организации.

 

 

Способы исправления в учетных записях

 

Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и спосо­бом «красное сторно"

 

Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.

Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумму зачеркивают и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией так, чтобы можно было прочесть за­черкнутое. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривает­ся и подтверждается: в документах — подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах — подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в кон­це страницы, записывая в ней «Исправлено» и правильный текст или сумму.

 

Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и пре­уменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.

Если, например, подотчетным лицам выдали из кассы (40000 py6.), а ошибочно записали 10 000 руб., то на разность между этими суммами — 30 000 руб. (40 000 — 10 000) нужно соста­вить дополнительную проводку.

 

 

Д-т К-т Д-т К-т

71 50 50000 71 50 10000

50 71 10000 71 50 10000

 

Если в учетных записях указана неправильная корреспонденции счетов, то для исправления ошибок применяется способ «красное сторно».

Сущность данного способа состоит в том, что вначале ошибочная проводка повторяется, в той же корреспонденции счетов, но запись производится красными чернилами.

При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные крас­ными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется, снимается отрицательными числами. После этого составляется новая проводка с правильной кор­респонденцией счетов и записывается в регистры обычными чернилами. Исправление ошибочных записей способом «красное сторно» представлено в следующем примере.

 

Пример. В организации совершена следующая операция: из кассы выдано подотчетным лицам 40 000 руб. Ошибочно была составле­на следующая проводка:

 

Д-т К-т

70 50 40000

При проверке записей на счетах ошибка была обнаружена (дебето­вать нужно не счет расчетов по оплате труда, а счет подотчетных лиц)

Для снятия ошибочной записи неправильную проводку повторя­ют красными чернилами и записывают ее в учетные регистры.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.