Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инновационная деятельность. Понятие инновации. Инновационный цикл.





Ответ:Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или, в нашем понимании этого слова, «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явления. Русское словосочетание «нововведение», в буквальном смысле «введение нового», означает процесс использования новшества. Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновацию) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена, основными факторами инновационной деятельности выступают новшества. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала (инвестиций), нововведения - рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Различаются технологические инновации, продукт-инновация и процесс инновация. Технологические инновации - это деятельность предприятия, связанная с разработкой и освоением новых технологических процессов. Продукт-инновация включает разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов. При этом предприятие стремится к производству принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования), функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также состав применяемых материалов и компонентов - новые или в значительной степени отличающиеся по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией. Такие инновации, как правило, основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании новых применений действующих технологий. Процесс-инновация предполагает разработку и освоение новых или существенно улучшенных производственных методов, включающих применение нового более современного производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности. Процесс-инновация может также представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, уже реализованные в производственной практике других предприятий и распространяемые путем технологического обмена (лицензии, ноу-хау, консультации и т.п.) Различают следующие виды инноваций: По степени радикальности (новизны): 1. базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники; 2. улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на этапах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; 3. псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии. По типу новизны для рынка: 1. новые для отрасли в мире; 2. новые для отрасли в стране; 3. новые для данного предприятия. По характеру применения: 1. продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов; 2. технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; 3. социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур; 4. комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений; 5. рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках. По стимулу появления (источнику): 1. инновации, вызванные развитием науки и техники; 2. инновации, вызванные потребностями производства; 3. инновации, вызванные потребностями рынка. По роли в воспроизводственном процессе: 1. инновации потребительские; 2. инновации инвестиционные. По масштабу: 1. инновации сложные (синтетические); 2. инновации простые. Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих: 1. зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-констукторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества; 2. рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок); 3. зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж); 4. насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж); 5. упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Первая стадия - внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводятся и совершенствуются технология, отрабатывается регламент производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей. Вторая стадия - стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным м растянутым во времени наращиванием выпуска продукции. Третья стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства. Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей. Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля. Состав и структура жизни новой техники и технологии тесно связана с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты. Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности. Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества. Анализ продолжительности циклов новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей: 1)определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники и технологического процесса, в том числе и по стадиям; 2)определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества; 3)выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии; 4)распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла; 5)тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий; 6)формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета. Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства. Во-первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального, которому эквивалентны наилучшие тенденции ведущих показателей экономической эффективности: приведенных затрат, себестоимости продукции, производительности труда, величины рентабельности. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска, дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и проч. Из приведенной методики ясно, что исследование динамики продолжительности стадий циклов жизни в зависимости от технико-экономических показателей и объема продаж является одним из важнейших современных методов анализа новой техники и технологии. Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает: 1. проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий; 2. подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; 3. разработку технологического процесса изготовления новой продукции; 4. проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов техники, необходимой для изготовления продукции; 5. разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; 6. исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций; 7. подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР; 8. проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау; 9. организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.