Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальные технологии управления в экстремальных ситуациях





 

Социология и психология управления, как и управление вообще, часто сталкивается с особыми трудностями в экстремальных, стрессовых ситуациях, когда управленческое воздействие на поведение людей существенно затруднено. Экстремальная ситуация представляет собой резкий, скачкообразный переход разнообразных систем из-за состояния чрезмерного нарастания внутренней или внешней напряженности из устойчивого в неустойчивое, угрожающее распадом этой системы.

Если в многоаспектной экстремальной ситуации выделить ее социальную составляющую, связанную с самоощущением индивидов и групп, оказавшихся в ней, то на первый план неизбежно выдвигается опасность, актуализирующая потребность самосохранения. Потребность же самосохранения оказывается неразрывно связанной с понятием риска, которое обозначает меру ожидаемого индивидом или группой лиц неблагополучия в случае неуспеха деятельности (авария, катастрофа и т.д.) самого данного субъекта или какого-либо другого, определяемую сочетанием вероятности чрезвычайной ситуации и степени ее неблагоприятных последствий.

Понятие «риск» в социальной технологии управленческой деятельности в экстремальных ситуациях конкретизируется в категориях «восприятие риска» и «допустимый риск». Именно последняя становится ключевой при разработке и реализации социальной технологии управления в экстремальных ситуациях. Обычно допустимый риск является тем пределом, за который не может заходить ни одно действие по управлению. Система анализа основных составляющих определения риска и его оценки управляющей системой была предложена американским социологом У. Роувом (Рис. 21).

С учетом названных категорий экстремальную ситуацию можно определить как ситуацию неприятия опасности людьми. Как раз дело управленца – зарегистрировать уровень и параметры неприемлемости риска, сформулировать предложения по снижению этого уровня, а затем принять активные управленческие действия в плане управления нововведениями и поступками людей в пределах наименьшего риска.



 

Рис. 21. Система анализа риска управленческой системы

 

Приведенные характеристики экстремальных ситуаций позволяют сделать вывод, что они неизбежно порождают стрессовые ситуации, охватывающие в некоторых случаях огромные массы людей. Об этом говорят и различные мониторинговые исследования. Например, до настоящего времени 75% людей, перенесших Чернобыльскую катастрофу, до сих пор испытывают стрессовое состояние*.

* Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Мн.: Тетра Системс, 2000. – с. 426.

 

Из общего круга всех сложностей и трудностей, с которыми сталкивается управленческая деятельность в экстремальных ситуациях и которые необходимо учитывать и преодолевать, можно выделить следующие. Одна из них заключается в том, что любая самоорганизующая система, попадая в экстремальную ситуацию, неизбежно сталкивается с дефицитом управленческого потенциала. Вторая состоит в том, что для эффективного управления системой и ее компонентами в экстремальной ситуации необходимы дополнительные, зачастую весьма значительные ресурсы – материальные, финансовые, людские и т.п., а их, как правило, в таких условиях катастрофически не хватает. Чтобы справиться с нарастающими в чрезвычайной ситуации трудностями, система должна совершить качественный скачок в управленческой деятельности и адекватно отреагировать на изменяющиеся условия.

Необходимо также отметить, что в экстремальных ситуациях особенно резко проявляется дефицит компетентности. У управленцев, как правило, обнаруживается недостаточное количество знаний, умений и навыков в быстром принятии оптимальных решений. Умение принять оптимальное решение в исключительно динамичной и напряженной, быстро меняющейся ситуации требует специальной подготовки и высокого профессионализма. Поэтому для овладения социальной технологией управленческой деятельности необходима организация специальной профессиональной и морально-психологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях тех людей, которые занимаются управлением. Поскольку в чрезвычайных ситуациях всегда возникает большая или меньшая степень опасности, то управление такими ситуациями сводится в основном в управлению опасностью. В нем различаются три основных компонента:

· предупреждение об опасности;

· борьба с опасностью, возникающей в условиях экстремальной ситуации;

· ликвидация опасных последствий экстремальной ситуации.

Первым шагом в управлении чрезвычайной ситуацией должно стать осознание и предупреждение опасности. Если речь идет о технологических системах, то этот принцип должен быть применен и воплощен на стадии разработки проекта. Самая главная и чаще всего встречающаяся ошибка в управленческой деятельности состоит в недооценке опасности, что снижает эффективность предаварийной управленческой деятельности.

Второй причиной, резко снижающей эффективность управленческой деятельности в экстремальных ситуациях, является небрежность персонала и самих управленцев. Можно констатировать, что почти во всех несчастных случаях, происшедших на производстве и с транспортными средствами в послевоенный период (свыше 50 лет), причины были связаны главным образом не с техническими неисправностями, а с ошибками и нарушениями, совершенными людьми, обслуживающими технические средства.

Третье причиной, препятствующей эффективной управленческой деятельности в экстремальных ситуациях, становится почти полное неведение людей, особенно управленческих работников, попадающих в такие ситуации, относительно наиболее целесообразных действий в случае аварий, катастроф и т.д.

С учетом этих причин, которые, как правило, действуют, усиливая друг друга, в большинстве катастрофических случаев можно предложить несколько направлений разработки и применения социальных технологий управленческой деятельности в экстремальных ситуациях.

Первое из них заключается в осознании специалистами и прежде всего работниками властных структур и органов управления возрастающей степени риска от деятельности современных, мощных по своим основным параметрам технологических систем, тем более, что такие системы располагаются чаще всего вблизи урбанизированных пространств с большой плотностью населения, а нередко и в самих этих пространствах. Атмосфера секретности, существующая вокруг этих объектов, лишает не только население, но и многих специалистов, в том числе работающих в органах управления, возможности как участвовать в принятии решений, как в принципе ориентироваться в ситуации. Поэтому одним из существенных направлений в процессе оптимизации управленческой деятельности в экстремальных ситуациях становится резкое снижение пресса секретности вокруг технологически сложных и обладающих высокой степенью риска для окружающих промышленных объектов, а также связанное с этим разъяснение окружающему населению степени реального риска от их эксплуатации и обучение основным приемам поведения в случае возникновения опасности. Заслуживает изучения и заимствования опыт в этой области Франции, где уже почти два десятка лет функционирует Национальный совет информации по ядерной энергетике, в работе которого, наряду с учеными, предпринимателями, профсоюзными деятелями участвуют представители ассоциаций потребителей и защитников окружающей среды.

Второе направление оптимизации управленческой деятельности в экстремальных ситуациях состоит в обеспечении безопасности функционирования потенциально опасных технологических систем, предупреждении аварий и катастроф. В ряде высокоразвитых странах – в Германии, Англии, Франции, Канаде, Японии и др. – разработаны принципы оценки безопасности атомных объектов и других технически сложных сооружений, которые должны быть спроектированы, построены и эксплуатироваться так, чтобы в случае сбоя или ошибки в работе персонала существовала возможность обеспечения адекватной защиты, обеспечивающей поддержание объекта в безопасном состоянии. Окончательные действия системы защиты при этом достигаются с помощью средств, о которых обслуживающему персоналу должно быть заранее известно и которые непосредственно связаны с желательными конечными результатами работы в нормальном режиме, в условиях повреждений и возможных аварий. В последнем случае предусмотрены: выяснение причин аварийной ситуации, ее последствий и следующих за этим изменений. В этих документах предусмотрены профилактические меры по предотвращению ошибок управления, регулярное обучение персонала.

Третье направление оптимизации управленческой деятельности в экстремальных ситуациях включает в качестве основного компонента повышенное внимание специалистов, управленческих кадров ко всем случаям технологических аварий и катастроф. Ибо только таким образом можно найти эффективные способы предотвратить катастрофу в аналогичных или сходных ситуациях. Когда речь идет об оптимизации управленческой деятельности в экстремальных ситуациях, то имеется в виду не только знание того, как лучше поступать в случаях аварии или катастрофы, стихийного бедствия, но и выработка соответствующих навыков и умений. Именно они должны формироваться на специальных занятиях. Например, при подготовке космонавтов пользуются следующим упражнением, чтобы избежать допущения ошибок в принятии какого-либо решения или действия. Учитывая сложность работы в космосе, будущих космонавтов помещают в замкнутое пространство (это может быть макет космического корабля). Пока один из них управляет, то другие отдыхают (чаще всего спят). В случае неправильно принятого управленческого решения и неправильных управленческих действий по причине первого на отдыхающих выливается душ холодной воды. Так используется эффект общественного воздействия на управленца, который, в свою очередь, более ответственно принимает управленческие решения. Такой эксперимент оправдан, так как ошибочные управленческие действия в космосе могут привести к непоправимым трагическим последствиям.

Важнейшим направлением управленческой деятельности в условиях возрастающего технологического риска становится своевременное, хорошо продуманное принятие мер по предупреждению экстремальных ситуаций. Один из основных компонентов здесь – социально-экологически и социально-демографически обоснованное размещение потенциально и экологически опасных производств. Данная сторона управленческой деятельности до последнего времени слабо соблюдалась. Это и строительство городов и населенных пунктов в пойме рек, после дамб, строительство химических предприятий и поселков для рабочих без учета розы ветров, добыча нефти без учета природной и человеческой безопасности Севера и т.д.

Оптимизация управленческой деятельности в экстремальных ситуациях может осуществляться только в том случае, когда в практику организации производства и управления входит принцип: «Пока не доказана безопасность любого проекта, на него должно быть наложено вето». А чтобы создать предпосылки для такого гуманного принципа, необходимо создавать вневедомственную, законодательно закрепляемую технологическую, экологическую, экономическую, медико-биологическую, социально-психологическую и демографическую экспертизу. Она должна включать в себя оценку не только безопасности (или степени опасности) технологии, системы машин и оборудования, но и возможных экологических и социально-психологических последствий, а также соответствия принимаемых конструкторских решений по управлению производственным процессом эргономическим требованиям, профессиональным и функциональным возможностям человека.

Итак, при разработке социальных технологий управления в экстремальных условиях необходимо как минимум учитывать следующие требования.

Во-первых, при решении всех проблем еще на предэкстремальной стадии должен быть обеспечен бесспорный приоритет личностных интересов человека по отношению к техническим, технологическим, экономическим и иным материальным факторам современного, высокотехнизированного производства.

Во-вторых, разработка социальной технологии управления в экстремальных ситуациях предполагает в качестве неотъемлемого компонента проведение гуманитарной, преимущественно социально-психологической экспертизы и оценки последствий для человека того или иного события чрезвычайного характера. Объективная необходимость в такого рода экспертизе возникает всякий раз, когда индивиды, социальные группы и общности, а также социальные институты сталкиваются с критической ситуацией, сопровождаемой различными опасностями и рисками. Значимость социально-психологической экспертизы состоит в том, что она призвана сформулировать рекомендации и решения главным образом в интересах людей, которые попали или могут оказаться в данной ситуации, а не защиту каких-нибудь ведомств, других групп людей.

В-третьих, социальная технология управления в чрезвычайных ситуациях должна быть ориентирована на разработку методов, способов и путей адаптации людей, испытавших на себе негативное воздействие чрезвычайных обстоятельств, к новому, необычному для них состоянию.

В-четвертых, управленческая деятельность в экстремальных ситуациях подразделяется на два различных по задачам, содержанию и формам действия периода. Первый из них – совокупность управленческих действий по минимизации опасных для людей, их здоровья и жизни последствий катастрофы, аварии, несчастного случая и т.д. Второй – активные действия по социально-психологической реабилитации пострадавших людей.

В-пятых, эффективное управленческое действие в экстремальных ситуациях возможно только в тех случаях, когда оно базируется на оперативной, достоверной и правдивой информации о масштабах, угрозах и последствиях чрезвычайных обстоятельств, в которых оказались люди. В данных случаях как самим управленческим структурам, так и людям, на которых распространяется их влияние, необходима правда о происшедшем и построенная на ее основе рационально организованная и эффективно действующая информационная политика.

В-шестых, управленческая деятельность в экстремальных ситуациях способна достичь своей цели и стать вполне эффективной только в том случае, если она ориентирована на формирование у пострадавших от чрезвычайного происшествия людей высокой катастрофной культуры, ориентирующей каждую личность на выработку активной стратегии поведения. Это позволит в возможно короткие сроки преодолеть негативные последствия экстремальной ситуации.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.