Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра философии и психологии

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

Для всех специальностей

 

Москва

2007
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра философии и психологии

 

 

Одобрено
учебно-методическим советом факультета управления

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Учебно-методический комплекс

 

Для всех специальностей

 

Москва

2007

Авторы-составители:доктор философских наук, профессорВ. А. Титов,

кандидат философских наук, доцент А. В. Галухин

 

Учебно-методический комплекс по философии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических наук.

 

 

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины............................................................................. 4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины............................ 5

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании
курса «Философия»............................................................................. 5

3. Объем дисциплины.......................................................................................... 7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы..................................... 7

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы................. 7

4. Содержание курса......................................................................................... 10



4.1. Общие методические указания к изучению дисциплины................ 10

4.2. Методические указания к изучению отдельных тем....................... 18

5. Темы практических и семинарских занятий................................................ 58

6. Задания для самостоятельной работы студентов........................................ 87

7. Темы рефератов............................................................................................ 99

8. Темы контрольных работ и методические указания
по их выполнению для студентов заочной формы обучения
всех специальностей.................................................................................. 102

9. Вопросы для подготовки к экзамену......................................................... 108

10. Учебно-методическое обеспечение........................................................... 110

10.1. Литература.................................................................................... 110

10.1.1. Основная........................................................................... 110

10.1.2. Дополнительная............................................................... 110

10.2. Методическое обеспечение дисциплины...................................... 113

10.3. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины.................................................................................. 113


1. Цели и задачи дисциплины

 

Студенты должны овладеть знаниями в области философии и выработать навыки интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из накопленного исторического опыта человечества, выработанных методологических принципов и понимания безусловной ценности человеческой личности.

Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам всесторонние знания о генезисе философии, отношении ее к религии и мифологии, о развитии ее предмета, функций, категориального аппарата, о соотношении научной, религиозной и мифологической картин мира; об историческом развитии философии, основных этапах, специфике философских учений. Показать своеобразие философии, ее место в историческом развитии духовной культуры. Дать понимание взаимоотношения материального и духовного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, обществу и другим людям и специфики глобальных проблем современности.

Развить у студентов самостоятельность мышления при решении проблем формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных и правовых норм общежития. Сформировать навыки методологических подходов при столкновении с многообразием представлений о формах человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности.

Способствовать приобретению студентами практических навыков понимания роли науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанных с ними социальных и этических проблем, ценности научной рациональности и ее исторических типов, умения использовать знание структуры, форм и методов научного познания. Привить студентам навыки использования философских принципов и категориального аппарата в анализе научных и социально-политических проблем современности.

Дисциплина «Философия» закладывает мировоззренческие и методологические основы культуры мышления студента. Исходя из этих соображений, она должна открывать цикл социальных и управленческих дисциплин. Вместе с тем философия предполагает умение студента осуществлять рефлексию, вырабатывать обобщенную картину мира, что предполагает определенные навыки интеллектуальной деятельности и знакомство с содержательными аспектами научных теорий. Поэтому изучению философии должны предшествовать такие дисциплины как «Логика», «История», «Современные концепции естествознания».

Изучение курса «Философия» рекомендуется на 2-ом или 3-ем курсах при очной форме обучения.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать историю становления философии, так как смысл и значение философских проблем раскрываются полностью в генезисе их историко-философского развития; уметь вычленять логику становления философских идей и их влияние на социально-духовные процессы в обществе; понимать смысл философии как квинтэссенции духовной жизни мыслящего человечества; знать категориальный аппарат философии, понимать смысл мировоззренческой и методологической функции философии; знать основные философские проблемы бытия, познания, развития, социальной структуры и динамики общества; ориентироваться в вопросах развития человеческой личности, ее основных ценностей и путей реализации человеческого предназначения.

Студент должен владеть навыками культуры философского мышления, целенаправленно использовать богатый арсенал философских методов и процедур научно-теоретической деятельности; уметь производить конкретно-исторических анализ социальных процессов; решать свои непосредственные профессиональные задачи с учетом самоценности человеческой личности; видеть перспективу развития человечества и пути разрешения конфликтных ситуаций.

2.1. Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса «Философия»

 

При изучении курса преподаватели широко используют инновационные технологии. Среди них большой популярностью пользуются такие формы, как:

· выделение оппонентов выступающим студентам– метод учебной работы, вырабатывающий у оппонентов способность критической оценки выступления студента, а у выступающего навыки четкого формулирования ответов на критические замечания. Данный метод способствует выработке у студентов полемических навыков. Эта форма работы будет использоваться на семинарских занятиях при назначении выступающих с докладами (такая форма занятий планируется в тех случаях, когда преподаватель поручает студенту выступить с докладом по сложной теме семинарского занятия);

· проведение «круглых столов» по философским проблемам, наиболее созвучным нашему времени. Это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных философских вопросов. Для проведения «круглых столов» рекомендуются темы № 6, 9–11;

· вхождения в дух эпохи – метод культурологического моделирования той эпохи, в которую творил обсуждаемый философ или философское направление. Этот метод рекомендуется использовать при изучении темы «Исторические типы философии и философствования»;

· дискуссии –форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свою оценку философских направлений с точки зрения отнесения их к софийному, эпистемному или технемическому образу философии. Эта форма работы наиболее эффективна при изучении темы «Исторические типы философии и философствования»;

· создание кроссвордов, способствующих лучшему освоению философского глоссария;

· подчеркивание гуманистической направленности философской мысли.

Некоторые преподаватели используют «деловые игры» –метод имитации, когда студенты делятся на две подгруппы с исходными заданиями по отстаиванию своей философской или мировоззренческой позиции (материалисты и идеалисты, объективные и субъективные идеалисты, агностики и их оппоненты, диалектики и «метафизики», либералы и государственники и т. п.). Эта форма работы рекомендуется при изучении тем № 1, 2, 5, 7, 9.

В качестве средства замера знаний студентов часто используется тестирование – контроль знаний с помощью тестов, набор которых имеется по всем темам. Эта форма контроля рекомендуется по всем темам курса.


3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них Само­стоя­тельная работа
Лекции Практ. занятия, семинары Темат. дискус., делов. игры
1. Философия, её роль в жизни общества и человека  
2. Исторические типы философии и философствования
3. Бытие  
4. Сознание  
5. Познание  
6. Природа как объект философского осмысления  
7. Общество как развивающаяся система  
8. Личность. Проблема свободы и ответственности  

 

 

9. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур  
10. Человек в информационно-технотронном мире  
11. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем  
ИТОГО:

 

 

Форма обучения заочная

 

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них Самостоятельная работа
Лекции Практ. занятия, семинары Темат. дискус., делов. игры
1. Философия, её роль в жизни общества и человека    
2. Исторические типы философии и философствования  
3. Бытие    
4. Сознание    
5. Познание    
6. Природа как объект философского осмысления        
7. Общество как развивающаяся система    
8. Личность. Проблема свободы и ответственности      
9. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур    
10. Человек в информационно-технотронном мире      
11. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем      
ИТОГО:

Содержание курса

4.1. Общие методические указания к изучению дисциплины

1. Философия, ее роль в жизни общества и человека

Философия как особая форма общественного сознания, самосознание эпохи, специфический способ духовно-теоретического освоения мира и человека в их взаимодействии. Философия как вид мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия; их особенности. Сущность философии – постижение универсальных проблем бытия через призму человеческого существования. Многообразие философских проблем и их возможная классификация: онтологические, гносеологические, аксиологические, праксиологические. Предмет философии. Историческое изменение предмета философии. Проблема основного вопроса философии. Функции философии: мировоззренческие (гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, отражательно-информационная) и методологические (эвристическая, логико-гносеологическая, интегрирующая).

Специфика философского знания. Средства самовыражения философии: идеи, понятия, образы-символы. Философская рефлексия. Философские категории – язык философии и мыслительные формы постижения всеобщего. Средства познания в философии. Культура философского мышления – фундамент формирования полноценного специалиста в сфере экономических, юридических и управленческих дисциплин.

Бытие

Понятие бытия. Изменение представлений о бытии в истории философии. Бытие и небытие. Уровни бытия. Своеобразие бытия человека. Объективная и субъективная реальности. Материя как философская категория для обозначения объективной реальности. Историческое изменение представлений о материи: вещественно-субстратное, философско-гносеологическое, субстанциально-аксиологическое. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время, отражение, системность. Движение и покой. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Трехмерность и изотропность пространства. Необратимость времени. Специфика пространства и времени на биологическом и социальном уровнях организации материи. Личностно-экзистенциальное переживание пространства и времени. Темпоральность социальных процессов.

Системность и самоорганизация. Синергетика. Хаос и порядок. Неравномерность и нелинейность незамкнутых природных систем. Диссипативные структуры как начало самоорганизации системы. Понятия «система», «элемент», «структура». Форма и содержание системы. Сущность и явление. Детерминационные связи бытия: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Понятие развития. Исторические этапы развития диалектики. Законы развития: закон диалектической противоречивости, закон перехода количества в качество, закон диалектического синтеза. Исторические судьбы диалектики.

Сознание

Отражение – атрибутивное свойство материи. Генезис форм отражения в живой природе: раздражимость, чувствительность, психика животных. Аутизм – самопроизвольная активность жизнедеятельности простейших организмов. Своеобразие психики животных: наглядно-образное «мышление»; «орудийная» деятельность, подчиненная естественным, инстинктивным в своей основе, движениям; «язык», как выражение непосредственных реакций. Тайна возникновения человеческого сознания. Дарвинская концепция происхождения человека и трудности ее современной интерпретации. Качественное отличие человеческого сознания от психики высших животных. Сущность сознания. Структура сознания: телесно-перцептивные, логико-понятийные, эмоциональные, ценностно-мотивационные компоненты. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное. Проблема бессознательного. Уровни бессознательного. Психика человека по З. Фрейду. Отход от ортодоксального фрейдизма в творчестве А. Адлера и К. Г. Юнга. Коллективное бессознательное. Бессознательное у Э. Фромма как фундаментальная структура экзистенциального бытия человека.

Идеальный характер сознания. Субстация идеального – совокупность материальной и духовной культуры. Опредмечивание и распредмечивание как деятельная основа проявления идеального. Идеальное – это гносеологические образы и высшие ценности бытия человека, реализуемые в социальной деятельности людей. Проблема искусственного интеллекта.

Познание

Познание как философская проблема. Социально-опосредованный, исторически развивающийся характер познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Научное. Понятие субъекта и объекта познания. Индивидуальный и коллективный, трансцендентальный и эмпирический субъекты познания. Познанное и непознанное.

Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Формы чувственного и рационального познания. Два типа мышления: рационально-логическое, дискурсивное (левополушарное) и образное (правополушарное). Рассудок и разум. Интуиция и творчество. Соотношение сознательного и подсознательного в познании. Объектное осмысление действительности. Включенность объекта в контекст культуры и истории. Недостаточность субъект-объектного подхода для понимания многомерного процесса познания. Знание и незнание, их диалектическая связь. Вера и убеждение как состояние знания.

Истина и заблуждение. Истина как гносеологическая категория. Корреспондентская, когерентная, прагматическая концепции истины. Истина как соответствие конструктивно построенным формам познавательной деятельности объективных свойств предмета познания, заданного посредством практики. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Абсолютность и относительность этого критерия. Истина-ценность как соответствие предмета его понятию. Когнитивное и ценностное в научном познании.

Специфика научного познания в его соотношении с обыденным познанием. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический. Их отличительные признаки. Формы теоретического и эмпирического познания. Общелогические методы научного познания.

Социальное познание. Понимание в гуманитарном познании. Сциентизм в науке и пути его преодоления. Этика ученого.

 

Тема 3. Бытие

При раскрытии этой темы следует привлечь историко-философ­ский материал, раскрывающий становление категории бытия. Важно выделить основное смысловое содержание этого понятия, которое постоянно заставляло философов обращаться к бытию. При всем многообразии подходов четко присутствует поиск подлинного. В каж­дую историческую эпоху вставала проблема подлинного бытия. В ан­тичности подлинным объявлялся мир умопостигаемых сущностей (Логос, эйдосы, формы и т. п.). В Средневековье подлинное бытие – Бог. Новое время ориентировано на поиск подлинного в самом мире. Под ним понималась и природа, и человеческий разум, и объективи­рованные формы человеческой деятельности. В Новое время возни­кает еще одно проявление подлинного – трансцендентальный субъект Канта. В наше время поиск подлинного бытия не прекратился и сту­дент должен поразмышлять над этим.

Видами отрицания бытия являются ничто и небытие. Ничто и небытие являются не самостоятельными сущностями, «существуют не рядом друг с другом, а друг через друга, так что каждое из них ста­новится тем, что оно есть только посредством своего отношения к собственной противоположности» (Кучевский В.Б. Философия: про­блемы бытия и познания. Учебник. – М.: Медный змей, 1998. – С. 49). Студент должен осознать, что бытие не может быть осмыслено во всей глубине без сопоставления его с отрицанием. Из определения бытия как реальности с необходимостью вытекает понимание ничто и небытия в позитивном плане, т. е. в качестве инобытия. Иногда разли­чают ничто и небытие. Можно воспользоваться выводами из уже названной рабо­ты В. Б. Кучевского: «Если ничто представляет собой выражение от­ношений различия и противоположности в мире непосредственно дан­ных частных существований, то небытие – своеобразное выражение смены состояний, изменения, перехода в иное того или другого конкретного и непосредственного сущего. Ничто и небытие – это разные аспекты отрицания бытия, связанные с двойственной предметно-динамической структурой бытия» (Указ. соч. С. 57).

Студент должен уметь выделить уровни бытия и объяснить спе­цифику каждого из них. Особое внимание обратить на бытие челове­ка. Осмыслить плодотворность тезиса, что бытие человека зак­лючается в его способности к трансцендированию.

При рассмотрении бытия, уровней бытия часто употребляются такие слова как объективное и субъективное, природный мир и явле­ния человеческого сознания. Разделение универсума на объективную и субъективную реальность конкретизируется в категориях материи и сознания.

Студенту следует показать, как исторически менялось представ­ление о материи, и объяснить причины этих изменений. Надо проанализировать ленинское определение материи и выделить основное свойство материи – быть объективной реальностью. Вместе с тем это определение содержит добавление: «...объективная реальность, ко­торая копируется, фотографируется, отображается в наших ощуще­ниях» (Ленин В. И. Полное собр. соч. – Т. 18. С. 131), которое рождает ряд проблем. С одной стороны, это уточнение выбивает почву под выводами тех, кто считает Бога объективной реальностью и поэтому получается, что нет разницы между материей и Богом. Но с другой стороны, это добавление чрезмерно возвысило роль чувственного познания, в то время как существует множество объективных явлений, которые не отображаются в наших ощущениях. Следовательно, это определе­ние философско-гносеологическое, разрывающее узкие рамки веще­ственно-субстратного представления о материи, но не решающее всех проблем определения материи. Стоит поразмышлять над субстанциально-аксиологическим определением материи.

Существует несколько уровней организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. В неживой природе два вида материи – вещество и поле. В современной физике говорят о сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном полях в зави­симости от разных типов взаимодействия элементарных частиц. Эле­ментарные частицы квалифицируются по типам взаимодействия. Андроны (тяжелые частицы – протоны, нейтроны, мезоны и др.) участву­ют во всех типах взаимодействия. Пептоны (легкие частицы – элект­роны, нейтрино и др.) участвуют только в электрослабых и гравитационных. Современная наука стремится к познанию глубинного строения материи. Выдвигается гипотеза о существовании кварков, кото­рые наряду с пептонами являются своеобразным строительным ма­териалом для вещества универсума. Элементарный уровень органи­зации материи погружен в физический вакуум. Это – не пустота, а осо­бое состояние материи, находящейся в сверхсжатом виде с фантас­тической плотностью 10 в 93 степени грамм на сантиметр кубический. Есть гипотеза, что из вакуума путем Большого взрыва возникла наша Вселенная.

Столь же подробно следует охарактеризовать биологический и социальный уровни организации материи.

Материя имеет атрибутивные свойства: движение, простран­ство и время. При рассмотрении движения следует иметь в виду, что высшие формы движения материи несводимы к сумме низших. При изучении вопроса о пространстве и времени надо знать их общие черты и особенности каждого из них. Наше пространство трехмерно. В одномерном или двумерном пространстве не могли бы взаимодейство­вать вещество и поле. Только в трехмерном пространстве возможно образование электронных оболочек вокруг ядра, существование мо­лекул и макротел. Так как пространство связано со временем, то наш мир являет себя в четырехмерном измерении. Существует гипотеза о десятимерном пространстве-времени. Поразмышляйте над ней. Мо­жет здесь путь к открытию параллельных миров? В истории филосо­фии и науки выделяют субстанциальную и реляционную концепции пространства и времени. В чем их суть? Пространственно-временная организация специфически проявляется на биологическом и социаль­ном уровнях. Надо показать эту специфику на конкретных примерах.

Один из центральных философских вопросов заключается в отве­те на вопрос: «Как возникают материальные системы с различным уров­нем организации?». В последние годы начала складываться синергетика, изучающая закономерности самоорганизации материальных систем. За­дача этой дисциплины разрешить одну из философских загадок: каким образом неживая природа, которая стремится к хаосу, может породить живую природу, стремящуюся к порядку. Вектор неживой природы – от слож­ного к простому, вектор живой природы имеет обратное направление. Ка­ким образом разнонаправленные векторы взаимодействуют? Основопо­ложники синергетики (И. Пригожий, А. Хакен) считают, что стремление к хаосу характерно для закрытых систем, природные же процессы принад­лежат к незамкнутым системам, которым присущи неравновесность и не­линейность. В этих системах появляются диссипативные структуры. Суть этого явления в том, что пока система находится в состоянии термодина­мического равновесия ее элементы (например, молекулы газа) ведут себя независимо друг от друга и неспособны к образованию упорядоченных структур. Но если эта система в силу каких-либо воздействий переходит в неравновесное состояние, то ситуация кардинально меняется: элементы такой системы начинают действовать согласованно. Это и есть диссипативная структура. После появления она не теряет возбужденного состоя­ния и у нее обнаруживается повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Изменения во внешней среде генерируют и отбирают раз­личные структурные конфигурации. Если предполагается, что неравновес­ность является естественным состоянием всех процессов действитель­ности, то столь же естественным оказывается их стремление к самоорга­низации. Принцип самоорганизации является также атрибутивной фор­мой существования материи.

Важную роль в решении проблемы саморазвития, самодвиже­ния материи сыграла диалектика. Студент должен четко представлять этапы развития диалектики, начиная с античности. Различать объек­тивную и субъективную диалектику. Диалектику следует рассматри­вать как развивающуюся систему универсальных связей. Поэтому сту­денту следует четко знать суть понятия системы. Многообразие раз­нообразных связей в системе фиксируется в универсальных, струк­турных и детерминационных принципах. Каждый их них конкретизи­руется с помощью соответствующих категорий. Следует знать их.

Душой диалектики является принцип развития. Следует поду­мать над определением развития и знать основные законы развития.

В наше время диалектика не всеми принимается как единствен­но научный метод познания и преобразования действительности. Сту­дент должен знать основные аргументы противников диалектики и самостоятельно судить об их убедительности.

Тема 4. Сознание

Фундаментальным принципом материи является отражение. Следует дать определение отражения. В живой природе генетически первой формой отражения является раздражимость. Далее следуют чувствительность и психика высших животных. Нужно показать специфические особенности каждой из них. Если психика присуща жи­вотным и человеку, то сознание – только человеку. Студент должен дать определение сознания. Можно воспользоваться определением, данным А. Г. Спиркиным в его учебнике (Философия. – М., 1998. – С. 383). Чтобы четко увидеть различие психики животных и сознания челове­ка, надо подробно охарактеризовать каждое из них. Это может про­лить определенный свет на возникновение человека. Заслуживает внимания мышление или интеллект животных, можно привести мно­го примеров на этот счет. Однако мышление животных не выходит за рамки наглядно-образного или наглядно-действенного мышления. В тех же рамках осуществляется орудийная деятельность животных. Как отмечал известный отечественный психолог А. Н. Леонтьев, «...при­менение “орудий” не формирует у животных новых двигательных опе­раций, оно само подчиняется тем естественным, инстинктивным в своей основе движениям, в систему которых оно включается» (См. Проблемы развития психики. – М., 1972. – С. 410). Язык животных не вы­ходит за рамки конкретных представлений их жизнедеятельности.

Если подытожить рассмотрение психики животных, то обнару­живаются предпосылки появления сознания человека. В середине XIX века Ч. Дарвин стал разрабатывать принцип естественного отбора для объяснения эволюции растительного и животного миров. В 1871 году он опубликовал знаменитую свою работу «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сход­ство, но и родство человека и человекообразных обезьян. По тем вре­менам эта книга оказала революционное воздействие на умы людей. Казалось, что дальнейшее развитие науки только усилит аргументы в пользу этой смелой гипотезы. Но, увы, современная наука рождает больше вопросов, чем дает ответов. Студенту неплохо знать аргумен­ты палеонтологического, антропопалеографического, генетического характера, которые увеличивают количество не проясненных вопро­сов концепции эволюции человека.

Однако другой концепции происхождения человека, которая была бы близка научному подходу, пока нет. Поэтому будем придержи­ваться этой и считать психику животных предпосылкой возникнове­ния человеческого сознания. Здесь необходимо отметить качествен­ное преобразование наглядно-образного мышления, инстинктивной орудийной деятельности и языка животных в компоненты человечес­кого сознания. В результате совместной трудовой деятельности люди постепенно стали вычленять абстрактные свойства действительнос­ти, которые нуждались в особом носителе – слове. Язык подталкивает к дальнейшему развитию мышления, так как в нем открываются до­полнительные смысловые значения. Трудовая деятельность напол­нялась орудийным содержанием, что способствовало удовлетворе­нию насущных потребностей. Каждая удовлетворенная потребность рождала веер новых потребностей, требующих более совершенных орудий, новых знаний закономерностей мира. Мышление, труд и язык являются неотъемлемыми сторонами единого процесса формирования человеческого сознания.

Студент должен иметь четкое представление о структуре со­знания. Можно в качестве примера воспользоваться схемой, приве­денной в учебнике П. В. Алексеева, А.В. Панина (Философия: Учебник для вузов. – М., 2006. – С. 157–161). Особого разговора заслуживает про­блема бессознательного. Надо знать структуру психики человека по З. Фрейду. Желательно показать отход от ортодоксального фрейдиз­ма в работах А. Адлера, К. Г. Юнга. Иметь представление о коллектив­ном бессознательном Юнга. Заслуживают внимания идеи Э. Фромма о бессознательных экзистенциальных потребностях человека.

Современная компьютерная технология вторгается в сферу моделирования человеческого интеллекта. Встает проблема искусст­венного интеллекта. Она носит дискуссионный характер и у студента есть возможность поразмышлять над вопросом о специфических осо­бенностях человеческого и машинного мышления.

 

Тема 5. Познание

Формирование человеческого сознания неразрывно связано с познавательной деятельностью людей, оно осуществлялось в раз­личных формах. Первые формы познавательной деятельности были непосредственно вплетены в саму жизнедеятельность человека и толь­ко постепенно они стали обретать свою специфику, дифференциа­цию. Уже мифологическое сознание несло в себе познавательную функцию. То же можно сказать и о нравственном, эстетическом и ре­лигиозном сознаниях. Со временем мера адекватности познания повышалось и стало формироваться философское и научное познание. Сту­дент должен четко понимать философское содержание проблемы познания, заключающееся в противостоянии субъекта и объекта по­знании и в многообразных трудностях получения знания. Эти трудно­сти обусловлены не только сложностью и многомерностью объектив­ного мира, но и спецификой субъективного отражения действитель­ности человеком. Центральная проблема познания заключается в вопросе: как человек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными проявлениями, может давать объективное знание? Здесь весьма пригодятся историко-философские сведения о становлении гносеологии.

Обычно выделяют чувственное, рациональное и интуитивное познание. Надо четко видеть различие каждого из них и знать основ­ные их формы. Обратить внимание на специфику чувственного и ра­ционального познания. Одной из тайн является интуиция. Задача познавательной деятельности сводится к получению знания. Знание является идеальным продуктом познавательной дея­тельности социального индивида. Познание осуществляется челове­ком, но смотрит он на мир через призму социально-культурных смыс­лов своего общественного бытия. Человеку противостоит непознан­ное, поэтому незнание выступает своеобразной потенциальной воз­можностью знания.

Так как познавательный процесс идет между полюсами знание – незнание, то встает проблема оценки самого знания с точки зрения его соответствия объективной действительности – проблема истины. Первое на что надо обратить внимание – это на гносеологический ста­тус истины. Истина характеризует наши знания с точки зрения их со­ответствия действительности. Правда, в истории философии извест­ны примеры, когда истина выступала онтологической категорией. До­статочно вспомнить Платона. В этом случае истина рассматривается как высшая ценность и истинностное отношение разворачивается в плоскости соответствия предмета идее. Вариант такого истолкования истины содержится в философии Гегеля.

При всей кажущейся простоте определения истины, как соот­ветствия знания предмету, в нем таится много подводных камней. Первый заключается в том, что познавательный процесс не есть не­посредственное взаимодействие субъекта и объекта познания. Так его трактовал Аристотель, и его концепция истины получила название корреспондентской. Столь же спорна когерентная концепция истины, бе­рущая свое начало от Канта. Уязвима прагматическая концепция ис­тины. Суть познавательного процесса заключается в отношении пред­мета познания, заданного человеческой практикой, к конструктивно построенным утверждениям теории. Человек имеет дело не с миром самим по себе, а с действительностью, опосредованной практикой общественной деятельности, и, соответственно, эту реальность он воспринимает через призму культурно-смысловых значений своего опыта или теоретических конструкций науки. В таком случае объек­тивность истины будет заключаться в ее интерсубъективности, а не в некой независимости содержания нашего знания ни от человека, ни от человечества, как считал В. И. Ленин. Как раз содержание знания зависит от человечества. Проблема абсолютной и относитель









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.