Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Русская философия XIX – начала ХХ вв.





Истоки русской философии уходят в Х1 век, когда Киевская Русь посредством крещения, принятия христианского мировоззрения приобщалась к духовному наследию других более развитых культур. Но философское самосознание России – явление культуры Х1Х века. Русская философия этого варемени испытывала сильное влияние эпохи Просвещения (Десницкий, Радищев), немецкой классической философии (Герцен, Чернышевский), а также религии (Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский и др.). Волновала русских философов и проблема самобытности России (Чаадаев, славянофилы).

Одним из кто остро поставил вопросы философского самосознания России и поднявшим вопрос об особенностях развития России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). В 1829-30 гг. он написал ряд так называемых "Философических писем" на французском языке. В 1836 г. первое из них было переведено на русский язык и опубликовано в журнале "Телескоп". В письме анализировалось прошлое России, обсуждались пути ее дальнейшего развития. Воззрения Чаадаева представляют собой смесь пессимизма и оптимизма: с одной стороны, Россия – отсталое государство, так как находится в стороне от магистральных путей цивилизации; с другой стороны, в отсталости есть свои преимущества – можно не повторять чужих ошибок.

Идеи Чаадаева легли в основу сформировавшихся в 40-60 гг. XIX в. учений славянофилов и западников.

Представители западничества (Б.Н. Чичерин , В.П. Боткин, Ф.Е. Корш, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) считали Россию отсталым государством, по сравнению со странами Западной Европы. Разрыв в развитии образовался по двум причинам: так как в России существует православная церковь, и так как Россия испытала сильное влияние Востока. Православие, в отличие от европейского протестантизма с его идеями индивидуализма, свободы, предприимчивости, пропагандировало непротивление, пассивность, аскетизм, способствовало формированию особого менталитета. На психологию русского человека также оказала влияние восточная культура, особенно во времена монголо-татарского ига (1237-1480 гг.) Монголы прививали рабскую психологию, под воздействием власти монгол сложились традиции, которые сохранились и после свержения ига. Монгольское владычество заложило основы формирования крепостного права. В итоге возникло деспотическое, феодально-крепостническое государство, существенно отличающееся от европейских стран. Попытка преодолеть разрыв была предпринята Петром I (его западники считали выдающимся государственным деятелем России), необходимо продолжать реформы и впредь, заимствуя все прогрессивное из опыта других стран. Западники видели необходимость ликвидации крепостного права и развития России по пути правового (Б.Н. Чичерин), социального государства (П.И. Новгородцев).



Представители другой идеологии – славянофилы (А.С. Хомяков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы) – исходили из догмата о самобытности русского народа, основанной на религиозной и культурной исключительности. Славянофилы идеализировали народ, подчеркивая его духовность, основанную на православии, а также коллективизм и взаимную помощь, основанные на общинности. Одним из ключевых понятий славянофильства выступает идея соборности (как физического и духовного соединения людей). Россия – идеократия– государственное объединение, основанное на общей "русской идее". Русский народ не отсталый, а особенный. Россия идет своим путем к мировом. Славянофилы осуждали попытки "переделать" Россию на западный манер (осуждали реформы Петра I). В политическом плане выступали за отмену крепостного права и восстановление Земских Соборов.

Идеи славянофилов оказали влияние на развитие русской религиозной философии, крупнейшим представителем которой является Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). В его учении связаны воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Находясь под влиянием немецкого классического идеализма (Шеллинга), Соловьев диалектически подходил к действительности. По его мнению, основой всего являются три субъекта: Бог, Логос (ум), София (душа). При этом "Все едино в Боге" – идея всеединства – одно из основополагающих понятий системы Соловьева. Человек должен стремиться к максимальному сближению с Богом, цель истории – одухотворение человека, воплощение богочеловечества (такие люди уже существуют, например, "святые"; высший идеал Иисус Христос). Кроме того, человек должен стремиться к получению цельного знания, основанного на синтезе науки, философии и религии.

В философии конца XIX - начала XX вв. идеи философско-религиозной мысли развивали С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л. Шестов.. Они отмечали ряд негативных аспектов человеческого разума, говоря об ущербности человеческого разума, о его неспособности познать внутреннее вещей, мира в целом.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948), виднейший представитель русской религиозной философии, развил соловьевскую идею богочеловечества, указав пути сближения человека с Богом. Центральной идеей в творчестве Бердяева было идея примата свободы над бытием. Свобода уходит корнями в небытие. Она неподконтрольна даже Богу. Мир и человек созданы актом божественного творения, но далее они развиваются сами. Основная задача человека – сближение с Богом. Это возможно лишь в акте творчества, там нет заданности, значит может реализоваться свобода.

Бердяев, Соловьев, Флоренский, Шестов были выдающимися философами религиозной традиции. Однако для русской философии XIX-ХХ вв. были характерны и другие направления, например, материалистическая философия. Мыслители этого направления брали за основу труды классиков немецкой философии (В.Г. Белинский – труды Гегеля; Н.Г. Чернышевский – Фейербаха). Они изучали проблемы политической философии, выступая с радикально-демократических позиций. Также важное место в трудах этих философов отводилось эстетике (учению о прекрасном). По их мнению, искусство должно отражать действительность.

Особое место в философии XIX в. занимает русский космизм (от греч. kosmos – вселенная). Философ Н. Ф. Федоров, натуралист В.И. Вернадский и мыслитель К.Э. Циолковский освоение космического пространства считали необходимым и неизбежным. Николай Федорович Федоров противопоставлял идею личного спасения (христианскую) идее всеобщего спасения. Считал необходимым "воскрешение предков": воссоздание всех живших людей, исходя из гуманистической мысли о самоценности жизни. Поскольку все люди не смогут разместиться на Земле, им будет необходимо осваивать Вселенную. По мнению Федорова, необходимо свести землю с орбиты и превратить в "земноход", который будет бороздить просторы Вселенной. В будущем образуется множество "планетоходов". Представляют интерес воззрения К.Э. Циолковского и В. И. Вернадского. Константин Эдуардович Циолковский, исследуя возможности освоения Космоса, подчеркивал ответственность человека за Землю и Вселенную, провозглашал торжество человеческого разума. Владимир Иванович Вернадский говорил об эпохе ноосферы (сферы торжества разума человечества). Он считал, что научный прогресс и овладение законами природы неизбежны, поэтому ноосфера будет постоянно расширяться, что приведет к выходу человека в Космос.

Итак, в русской философии XIX-ХХ вв. сформировались разнообразные направления, такие как западничество и славянофильство, религиозное и материалистическое направления, русский космизм.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.