Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальные проблемы философии техники





В философии техники существуют разные подходы к оценке техники:

1. Натуралистический подход в технике. Человек создаёт технику, чтобы компенсировать свои недостатки.

2. Концепция волевой интерпретации техники. Человеку свойственно подчинять себе другого. Поэтому человечество стало подчинять себе технику.

3. Концепция естественно-рационального подхода. Техника как результат деятельности человека. Труд отличительная черта человека. В ходе труда человек создаёт технику.

Техника нейтральна, а ее использование зависит от человека.

 

Основные понятия

АРТЕФАКТ - сделанный искусственно

ТЕХНИКА –

1)под техникой понимаются орудия труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды;

2) понятие «техника» обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – суждение, согласно с которым все то, что становится технически осуществимым, неизбежно будет реализовано.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – область философии, предметом которой является техника. Термин «философия техники» был введен еще в 19 веке немецким мыслителем Э.Каппом.

 

 

Тема 9 «Философия ценностей»

1. Понятие ценности

2. Ценности и оценка

 

Понятие ценности

Со времен античности и до наших дней в философии ведутся споры между представителями различных философских школ и направлений о том, является ли ценность некоторой духовной субстанцией, которая возвышается над будничными запросами человечества, или атрибутом некоторой вещи и существует независимо от нашего сознания. Альтернативой обоим представлениям была субъективистская ориентация, определяющая ценность как результат оценивания, продиктованного потребностями личности и общества. В первом и во втором случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. В третьем понятие ценности сводиться к субъективным оценочным суждениям: сущность ценностей выводиться не из объектов, а из потребностей человека. Перечисленные точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения.



В современном философском словаре ценность определяется как «сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое» (М., 2004. с. 788). Если прокомментировать данное определение, то можно выделить следующие моменты:

Ø Во-первых, ценностное отношение формируется в условиях цивилизации, т. е. тогда, когда складывается производящий тип экономики с его длящимся во времени и прогнозируемым или ожидаемым результатом. Такая экономика приводит к усложнению связей между людьми и формированию неизвестных ранее потребностей (в богатстве, власти, ответственности и т. п.). В связи с этим возникла и необходимость социального согласования индивидуальной инициативы и социальных условий её реализации, общечеловеческой перспективы и личностной формы её освоения. Таким механизмом является ценность.

Ø Во-вторых, понятие ценности возникло и трактовалось как контаминация экономической категории (цена, отсюда – ценность), с одной стороны, а с другой – как характеристика интенциональности (направленности) деятельности личности к утверждению блага реализации цели. Разнородность этих понятий послужила одной их причин многообразия подходов в определении понятии ценности.

На протяжении всей истории философии велись поиски трансцендентных оснований, той точки отсчета, которая выступает в качестве всеобщего начала формирования ценности. Существует ли всеобщее трансцендентное основание ценности, определимо ли данное понятие без такого основания? Античность ищет основание ценности в соответствии с природой, средневековье определяет в качестве абсолютной ценности Бога, в Новое время выделяется «ценность человека» (Гоббс), нравственная обусловленность ценности и т. д., Кант связывал понятие ценности с особым чувством морального долга. Он определял ценностный мир как такой, который твориться самим автономно действующим субъектом. Канту принадлежит заслуга установления своеобразной иерархии ценностей: низший уровень – рыночная цена вещей; более высокий – аффективная цена душевных качеств и внутренняя ценность самой свободной автономной личности.

Поиск трансцендентных оснований ценности не отменяет её более «приземленного» определения, относящегося к повседневной жизни каждого человека. Ценность, как и истина, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью.

Ценность определяется не свойствами предмета самого по себе, а его вовлеченностью в человеческую жизнь. Кант отмечал, что сознанию даны носители ценностей вместе с мерой ценности, которая превращает их в желаемое. Поэтому бытие ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте. Очевидно, что между субъективно желаемым и ценностью могут возникнуть противоречия.

 

Ценности и оценка

Бытие ценности неотделимо от оценки, благодаря которой индивид актуализирует одни ценности, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Логической формой оценки является суждение, в которой содержится определение субъектом социальной значимости явлений для его жизни и деятельности. Грамматически оценка выражается в формах языка, содержащих указания долженствование, порицание или одобрение, предписание, разрешение и т. п.

В структуру оценки входят субъект, предмет, форма и основание оценивания. Объективное содержание оценки определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо, прежде чем судить о значимость предмета, необходимо знание об его объективных свойствах. Истинное, достоверное знание само по себе может быть основанием оценки. Практическая полезность истины позволяет отожествить её с благом. Однако широко известны негативные оценки истины – жалкая и низкая, жестокая и бесполезная и т. п.. Блестящая психологическая характеристика отношения к истине дается Пушкиным: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».

Существенное влияние на формирование оценки оказывает субъект оценивания: индивид, социальная группа, общество, человечество. Субъективен прежде всего отбор оснований оценки, объясняемый богатством потребностей, сложностью духовной жизни человека.

Личность реализует себя как целостность, руководствуясь достаточно упорядоченной системой социокультурных и личностных ценностей.

Определенным барьером субъективизму оценки является наличие объективного основания. Основание оценки – критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления с очки зрения его социальной значимости в данный момент или в перспективе, осуществить селекцию, отбор предметов и явлений действительности и определить стратегию своей деятельности.

В каждой оценке в качестве основания могут выступать разные стороны деятельности:

Ø нормативный (соответствующий конкретной норме);

Ø социокультурный (согласующийся с культурной специфичностью определенного общества);

Ø профессиональный (соответствующий стандартам и правилам данной профессии);

Ø операциональный (целесообразный набор и последовательность операций для достижение некоторой цели).

В каждом конкретном случае может использоваться одно из названных оснований, либо их произвольное сочетание, что существенно меняет содержание оценки одного и того же явления. Например, деяние, регулируемое правом, является юридическим фактом, оцениваемым с точки зрения правовой нормы. То же самое деяние может быть рассмотрено в операционном плане (насколько удачно осуществлена операция) или в моральном (какими моральными принципами руководствовался субъект деяния).

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.