Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гражданское общество и правовое государство





В современной политической науке утвердилось следующее определение: гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок: экономических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция), социальных (большой удельный вес в обществе среднего класса), политико‑правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм), культурных (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести).

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стоял древнегреческий философ Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах Ш. Монтескье и И. Канта.

Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Правовое государство характеризуют следующие признаки:

1. Верховенство закона, «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е.:



а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б) приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;

в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

г) не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные подзаконные нормативно‑правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.

2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

3. Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.

4. Взаимная ответственность государства и гражданина — за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылкамисоздания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико‑правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами:

4) создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5) гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона), решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. определяет Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Политические партии

Политическая партия (от лат. pars — часть) — один из важнейших институтов политической системы общества.

Политическая партия — это специализированная, организационно‑упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаки партии: наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; наличие руководящих органов и партийных функционеров; наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных организаций; участие в борьбе за политическую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).

Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) функцию социального представительства — выражение в политической жизни интересов какого‑то социального слоя либо стремление создать себе прочную опору в обществе;

3) функцию социальной интеграции — примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;

4) функцию политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую — разработка партийной идеологии и программы;

6) электоральную — организация и участие в избирательных кампаниях;

7) набор новых членов в партию и их политическое воспитание.

Партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий его связь с государством.

Совокупность всех существующих и действующих е стране партий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия (однопартийная система) Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей.

Одним из признаков демократического режима является многопартийность (многопартийная система), под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

В Конституции Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность (ст. 13).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.