Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конституционно-правовые отношения





 

Понятие, особенности и структура конституционно-правовых отношений

Общественные отношения, регулируемые нормами права, являются правовыми отношениями. Правовые отношения подразделяются по отраслям права (конституционные правоотношения, административные правоотношения, уголовные правоотношения и др.).

Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, являются конституционно правовыми отношениями.

Конституционно-правовым отношениям присущи общие, характерные для всех иных правоотношений черты, так и специфические черты.

К общим чертам относятся:

возникают, изменяются и прекращаются на основе права;

наличие у сторон прав и обязанностей;

гарантируются государством.

К специфическим чертам относится:

это общественные отношения в сфере реализации государственной власти (экономической, политической, социально-культурной обл. и т.д.);

специфичность субъектов (народ, органы государства и т.д.) и объектов (территория, недра и т.д.).

В содержании каждого правоотношения имеются субъекты (вступившие в них стороны) и объекты (то, на что направлены воля и действие субъектов правоотношений).

 

Субъекты конституционно-правовых отношений

 

По характеру и значимости субъекты конституционно-правовых отношений имеют свои особенности. К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

Народ Республики Беларусь;

Административно – территориальные единицы;

Государственные органы, общественные организации и движения, политические партии, самодеятельные организации граждан;

Трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций;

Собрания граждан, собрания избирателей;



Депутаты как представители народа, их органы (например, постоянные и временные комиссии местных Советов депутатов), кандидаты в депутаты;

Физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства).

Перечисленные субъекты могут вступать в конституционно-правовые отношения между собой, в различных сочетаниях, и по самым разнообразным вопросам. Например, местный Совет депутатов с исполнительным комитетом по поводу требования выполнения решения Совета относящегося к его компетенции. Общественная организация с гражданином по поводу выдвижения его кандидатом в депутаты. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в конституционно-правовые отношения с Президентом Республики Беларусь по поводу принятия гражданства Республики Беларусь. Депутаты могут вступать в конституционно-правовые отношения со своими избирателями в связи с отзывом депутата, не оправдавшего доверие.

Не могут вступать с двух сторон в конституционно-правовые отношения граждане. В конституционно-правовых отношениях, как правило, нет равенства сторон, что является, к примеру, типичным для гражданско-правовых отношений. Этот перечень правоотношений и участвовавших в них субъектов наглядно показывает специфику реализации норм конституционного права и их сущность.

 

Объекты конституционных правоотношений

Объекты конституционных правоотношений то, в отношении чего или, в связи с чем, эти отношения возникают.

Виды объектов:

Материальные блага (земля, государственная собственность).

Нематериальные блага (неприкосновенность депутата, права граждан).

Действия и результаты действий (созыв сессии Парламента, издание актов по какому-либо вопросу).

 

Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты (события или действия). События представляют собой юридические факты, которые, как правило возникают независимо от воли людей. В отличие от событий, действия, как юридические факты являются результатом деятельности людей. В свою очередь действия человека могут быть правомерными (в рамках действующего законодательства) и неправомерными (нарушающими закон).

Конституционно-правовые отношения возникают: на основе государственных планов и программ экономического и социального развития; требований закона; соглашений государств (например, Союз независимых государств (СНГ)); указаний вышестоящих государственных органов; по инициативе общественных объединений; сообществ трудящихся; собраний граждан, избирателей; по инициативе международных организаций и их решений; по инициативе граждан, иностранцев, лиц без гражданства; при наступлении определенных событий и возникновении юридических фактов.

Конституционно-правовые отношения прекращаются при исполнении субъектами их условий; при истечении их обусловленного срока; наступлении иных событий и юридических фактов; по инициативе сторон; при изменении условий конкретного правоотношения; по указанию вышестоящих государственных органов; в результате смерти субъекта правоотношения (физического лица); в результате прекращения деятельности субъекта правоотношения (государственного органа, общественной организации и т.д.); в результате договоренности субъектов правоотношений.

Юридические факты различаются по характеру последствий на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Таким образом, нормы конституционного права действуют и реализуются только через механизм конституционно-правовых отношений.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.

2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 361–З (ред. от 02.07.2009 г. № 31–З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 2/136.

3. Азми Д.М. Конституционно-правовые нормы в системе дуалистического строения права// Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 22. – С. 5 – 9.

4. Архипов С.И. Субъекты права в центре правовой системы // Государство и право. − 2005. − № 7. − С. 13−23.

5. Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1998. – № 3. – С. 3–20.

6. Богданова Н.А. Наука советского государственного права. Историко-теоретическое исследование. – М., 1989.

7. Богданова Н.А. Понятие науки конституционного права: опыт политического и синтетического подходов к построению их системы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – № 5. – 1999. – С. 3−22.

8. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. – Воронеж, 1984.

9. Бошно С.В. Прецедент, закон и доктрина (опыт социально-юридического исследования) // Государство и право. – 2007. – № 4. – С. 72 – 78.

10. Витрук И.В. Конституционное правосудие. – М., 1998.

11. Воронович Т.В. Непосредственное (прямое) применение конституции судами Республики Беларусь и Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2009. − № 4. − С. 173−183.

12. Гессен В.М. Очерки науки конституционного права. //Конституционное право: Учеб. пособие. Ч. 2. Хрестоматия. – М., 1994.

13. Головко А.А. Конституция подлинного народовластия. – Мн., 1979.

14. Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 24. – С. 9–11.

15. Джагарян А.А. О природе конституционных принципов в национальной правовой системе // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 17 – С. 2 – 4.

16. Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права // Государство и право. – 2002. – № 7. – С. 13-22.

17. Добрынин Н.М. К вопросу о конституционной ответственности // Государство и право. – 2010. – № 10. – С. 17 – 26.

18. Колесников Е.В. Обычай как источник советского государственного права. // Правоведение. 1989. – № 4.

19. Куприц Н.Я. Из истории науки советского государственного права. – М., 1971.

20. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001.

21. Кудинов О.А. К вопросу о понятиях конституционализм, конституция, конституционное право, конституционное государство, конституционный строй и их соотношении. //Конституционное и муниципальное право. – 2002. – №1. – С. 8–11.

22. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001.

23. Лукьянова Е.А. Закон как источник советского государственного права. – М., 1988.

24. Лукьянова Е.А. Еще раз о предмете конституционного права с позиции нового тысячелетия // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 1. – С. 13 – 16.

25. Лучин В.О. Источники советского государственного права. – Куйбышев: Учеб. пособие, 1976.

26. Лучин В.О. Источники советского государственного права. – Куйбышев: Учеб. пособие, 1976.

27. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М.: Юнити, 1997.

28. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. – № 1. – 2000. – С. 12−19.

29. Михалёва Н.А. Конституционное законодательство стран СНГ на современном этапе (динамика развития) // Государство и право. – № 9. – 2004. – С. 73−80.

30. Миронов О.О. Субъекты советского государственного права. – Саратов, 1975.

31. Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. − № 5. − 2005. − С. 38−47.

32. Основин В.С. Государственно-правовые отношения. – М., 1965.

33. Основин В.С. Особенности конституционных норм. // Советское государство и право. – 1979. – № 4.

34. Пляхимович И.И. Система конституционного законодательства Беларуси // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2008. − № 2.− С. 65−78.

35. Приходько Л.А. Некоторые актуальные проблемы отечественной и зарубежной теории конституционного права // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. Ст., посвящ. 80- летию проф. А.А. Головко / редкол.: Г.А. Василевич (отв. ред.). – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – С. 47−56.

36. Пряхина Т.М. Конституционные конфликты // Государство и право. – № 11. – 2004. – С. 19−25.

37. Роянов Ф.М. Правовая организация общественной жизни // Государство и право. –

№ 12. – 2004. – С. 5−9.

38. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. − № 7. − 1998. − С. 5−13.

39. Топорнин Б.Н. Конституционная реформа – путь к правовому государству //Сов. государство и право. – 1990. – № 4. – С. 3–14.

40. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. – М., 1995.

41. Чебаев В.Н. О статусе объекта права в конституционном праве // Государство и право. – 2008. – № 5. – С. 90 – 94.

42. Шарнина Л.А. Усмотрение как средство упорядочения общественных отношений, состав предмета конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 17 – С. 5 – 10.

43. Чиркин В.Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. – № 4. – 2005. – С. 5−8.

44. Чудаков М.Ф. Конституционный процесс как элемент процесса развития государства и права отдельной страны // Конституционное и муниципальное право. − 2009. − № 6.− С. 2−9.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.