Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конституционные основы внешней политики





В ст. 8 Конституции закреплено положение о том, что Республика Беларусь «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».

В ст. 18 Конституции говорится, что «Республики Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств».

Более подробная регламентация данного конституционного положения содержится в гл. 2 Закона Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь». В частности, внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;

развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;



приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;

отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются:

защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;

равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;

содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;

содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;

привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;

участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.

Внешняя политика Республики Беларусь реализуется в следующих основных сферах:

внешнеэкономическая деятельность;

международное экономическое сотрудничество;

международное сотрудничество в области космической деятельности;

международное военное сотрудничество;

международное сотрудничество по реализации государственной пограничной политики;

международная безопасность;

гуманитарное сотрудничество и права человека;

международное сотрудничество в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды;

международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сотрудничество в области кодификации и прогрессивного развития международного права;

трансграничное сотрудничество.

Основными направлениями в сфере внешнеэкономической деятельности являются:

совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности, сложившегося международного разделения труда и рынков товаров и услуг;

создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте;

защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке;

обеспечение условий роста экспорта;

осуществление внешних государственных заимствований в пределах лимита внешнего государственного долга Республики Беларусь, установленного законодательством Республики Беларусь;

развитие экспорта высоких технологий и содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики;

обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь.

Основными направлениями в сфере международного экономического сотрудничества являются:

участие в многостороннем сотрудничестве в рамках международных организаций, институтов и форумов в качестве фактора органичной интеграции в мировое сообщество в интересах развития национальной экономики;

участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и иных формах экономической интеграции с иностранными государствами;

привлечение иностранных инвестиций;

развитие делового сотрудничества с государствами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли;

рациональное использование географического положения, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных систем и коммуникаций.

Основными направлениями в сфере международного сотрудничества в области космической деятельности являются:

участие в международных программах исследования и использования космического пространства;

развитие научно-технического потенциала белорусских организаций, работающих в области космической деятельности.

Основными направлениями в сфере международного военного сотрудничества являются:

проведение государственной политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, нейтрализацию потенциальных военных угроз;

исключение вовлечения Вооруженных Сил Республики Беларусь в вооруженные конфликты за пределами государства;

расширение международного сотрудничества, партнерства и укрепление доверия в военной сфере;

содействие мирному урегулированию международных вооруженных конфликтов и споров;

сотрудничество с иностранными государствами по сокращению вооружения и вооруженных сил в Европе, конверсии предприятий оборонной промышленности;

военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами.

Основными направлениями в сфере международного сотрудничества по реализации государственной пограничной политики являются:

обеспечение нерушимости Государственной границы Республики Беларусь, защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

взаимовыгодное межгосударственное сотрудничество по пограничным вопросам;

мирное разрешение пограничных вопросов.

Основными направлениями в сфере международной безопасности являются:

развитие международного сотрудничества в целях сохранения и укрепления существующих систем международной и региональной безопасности;

развитие международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступной деятельности;

противодействие незаконному распространению оружия массового поражения, его компонентов и средств доставки, а также товаров и технологий двойного назначения.

Основными направлениями в сфере гуманитарного сотрудничества и прав человека являются:

участие в международных договорах в гуманитарной области и в области прав человека;

развитие международного гуманитарного сотрудничества и сотрудничества в области прав человека;

реализация долгосрочной стратегии содействия духовному и культурному развитию белорусской диаспоры;

создание благоприятных правовых и организационных условий для этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, а также членов их семей, принявших решение вернуться в Республику Беларусь на постоянное место жительства.

Основными направлениями в сфере международного сотрудничества в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды являются:

укрепление международного сотрудничества в области развития здравоохранения;

привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах научного, образовательного и культурного развития Республики Беларусь;

расширение международного научно-технического сотрудничества;

участие в международных договорах, развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, международными организациями, обмен информацией и технологиями, использование международных глобальных информационных сетей в интересах ускоренного экономического развития;

содействие интеграции Республики Беларусь в мировое информационное пространство, поддержка взаимовыгодного международного сотрудничества в области информации и информатизации;

содействие национальным федерациям (союзам, ассоциациям) по виду (видам) спорта в их международной деятельности и повышении международного авторитета Республики Беларусь через активное участие спортсменов (команд спортсменов) Республики Беларусь в международных спортивных мероприятиях;

формирование имиджа Республики Беларусь как региона, привлекательного для развития туризма, и продвижение национального туристского продукта на внешний рынок;

развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, разрешения экологических проблем транснационального характера;

привлечение помощи международного сообщества по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Основными направлениями в сфере международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

оперативное информирование о случаях возникновения или опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

проведение согласованной политики по предупреждению трансграничных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

обмен научно-технической информацией и специалистами в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оказание гуманитарной помощи странам, пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций.

Основными направлениями в сфере сотрудничества в области кодификации и прогрессивного развития международного права являются:

участие в разработке международных договоров;

развитие сотрудничества с международными организациями.

Основными направлениями в сфере трансграничного сотрудничества являются:

взаимодействие с иностранными государствами на региональном и местном уровнях в целях оперативного решения приграничных проблем, привлечения иностранных инвестиций для совершенствования приграничной и транспортной инфраструктуры, создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

разработка и реализация региональных проектов технического содействия, финансируемых международными организациями и программами в области экономики, территориального планирования, предпринимательства, инфраструктуры, информации, охраны окружающей среды, образования, культуры, туризма и спорта;

поощрение еврорегионов как формы приграничного сотрудничества в целях сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития территорий, развития приграничной инфраструктуры, совместного решения проблем в сфере охраны природы, преодоления дисбаланса в вопросах занятости населения, культурных и языковых барьеров.

Статья 9 Конституции содержит принцип единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь. Неотчуждаемость территории означает:

никто, включая высшее руководство государства, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории республики;

не допускается вторжение иностранного государства на территорию Беларуси насильственным путем.

Территория нашего государства охраняется в соответствии с законом «О государственной границе Республики Беларусь».

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.

2. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Респ. Беларусь от 14.07.2008 г. № 406−3 (ред. от 14.01.2010 г. № 109−3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 2/1503.

3. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 15.07.1998 г. № 191−3 (ред. от 14.01.2010 г. № 109−3) // Там же. – 2001. – № 2/719.

4. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Республики Беларусь от 23.07.2008 г. № 425−3 (ред. от 06.05.2010 г. № 120−3) // Там же. – 2008. – № 2/1522.

5. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Закон Респ. Беларусь от 14.11.2005 г. № 60−3 // Там же. – 2005. – № 2/1157.

6. О политических партиях: Закон Респ. Беларусь от 05.10.1994 г. № 3260−XII (ред. от 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2001. – № 2/444.

7. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 04.10.1994 г. № 3254−XII (ред. от 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2001. – № 2/443.

8. О республиканских государственно- общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 19.07.2006 г. № 109−З (ред. От 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2006. – № 2/1247.

9. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. № 108−З // Там же. – 2010. – № 2/1660.

10. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь от 17.12.1992 г. № 2054−XII (ред. от 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2001. – № 2/366.

11. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 г. № 157−З. – Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 2/689.

12. Об утверждении положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате: Пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 15.07.2006 г. № 891 (ред. от 19.02.2007 г. № 198) // Там же. – 2006 – № 5/22604.

13. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – № 1. – 1999. – С. 3−22.

14. Аккуратов И.Ю., Коршунов Н.М., Хореев А.А. К вопросу об ограничениях и обременениях права собственности // Государство и право. – № 10. – 2000. – С. 68−72.

15. Баялджиев Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – № 6. – 1998. – С. 76−92.

16. Белоусов А.Л. Социальная функция государства и гражданское общество // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междун. конф. (26−27 октября 2001г., г. Гродно). – Гродно, 2002. – С. 90−91.

17. Вашкевич А.Е. Взаимоотношения белорусского государства и конфессий в 1996−2006 годах // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. Ст., посвящ. 80- летию проф. А.А. Головко / редкол.: Г.А. Василевич (отв. ред.). – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – С. 213 – 221.

18. Головко А.А. Взаимоотношения государства с церковью // Вестник БГУ. Серия: история, философия, политология, социология, экономика, право. − 1996. – № 3.

19. Курс В.А. О содержании экономической функции государства // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междун. конф. (26−27 октября 2001г., г. Гродно). – Гродно, 2002. – С. 88−89.

20. Правовой статус политических партий в европейских странах: Сб. науч. тр. / Науч ред. А. Вашкевич; Пер. А. Вашкевича и др. – Мн.: Тесей, 2003.

21. Политические партии: Беларусь и современный мир / М.Ф. Чудаков и др. 2-е изд., исправ и доп. – Мн.: Тесей, 2005.

22. Рогалевич Н. Религоведение. Экспресс-курс / Н. Рогалевич, Б. Сумароков, А. Островцев. – 2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2005.

23. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. – 2002. – № 2. – С. 5–13.

24. Чудаков М.Ф. Конституционный процесс: закрепление экономических отношений в основном законе // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. Ст., посвящ. 80- летию проф. А.А. Головко / редкол.: Г.А. Василевич (отв. ред.). – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – С. 57−70.

25. Шабайлов В.И. Социальное государство // Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. – № 4. –С. 11–15.

26. Шавцова А.В. Конституционно-правовая основа финансово-экономической системы как гаранта государственного суверенитета Республики Беларусь // Право и демократия: Сб. науч. ст. – Вып. 15 (Отв. ред. В.Н. Бибило). – Мн.: БГУ, 2004. – С. 70−81.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.