Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современные технологии художественно-эстетического образования младших школьников.





Технология - комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в способах и средствах труда, наборах материально-вещественных факторов производства, видах их сочетания для создания определенного продукта или услуги.

Термин «педагогические технологии» зародился тридцать лет назад в американской педагогике.

Педагогическая технология – это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов.

Фактически педагогическая технология внедряет системный метод сознания с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия.

В образовательной практике понятие «педагогические технологии» используются на трëх уровнях (Селевко Г.К.):

общепедагогический (общедидактический) уровень характеризует образовательный процесс в регионе, учебном заведении , на определенной ступени обучения;

частнометодический (предметный) уровень – это совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета;

локальный (модульный) уровень – технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, частные дидактические и воспитательные задачи.

Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований. Например, появление кибернетики способствовало развитию программированного обучения, результаты развития человеческого мышления привели к необходимости проблемного обучения.

Количество современных педагогических технологий достаточно велико – около 100.

Эти технологии охватывают все основные тенденции и направления развития образования, зарубежные образовательные технологии прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии. Например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» описаны 50 педагогических технологий, и среди них:



§ педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и другие).

§ педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии; технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре – Е.И. Пассов);

§ альтернативные технологии (технологии свободного труда – Селестен Френе);

§ природосообразные технологии (технологии саморазвития – Мария Монтессори);

§ технологии развивающего обучения (технологии саморазвивающего обучения) – Г.К. Селевко и педагогические технологии авторских школ.

Современные технологии эстетического и трудового обучения и воспитания осуществляемые в школе, реализуют разные цели. Это, прежде всего воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду и людям труда, формирование умения видеть эстетическое свойство труда и его результатов; это овладение различными производственными навыками, инструментами, орудиями труда и т. д.; это привитие умения получать от труда и его результатов удовлетворения и удовольствия. Однако педагогический эффект труда далеко не исчерпывается этими в известной мере узкоспециальными задачами. В труде формируются и такие качества, как любознательность, инициативность, воля, чувство коллективизма и др. Только в процессе труда дети научаются видеть красоту своей общественно-полезной деятельности, особенно когда результаты их учебно-творческой деятельности применяются по назначению и все это они видят, то есть видят практичность и полезность их труда. Кроме того, в процессе труда в детском коллективе рождается красота человеческих отношений. И это, прежде всего, товарищеская взаимопомощь, умение уважать и ценить результат труда своих товарищей. Поэтому нам, педагогам, необходимо применять такие технологии, которые создавали бы особые условия для тактичной передачи воспитателем эстетических отношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе обучения и воспитания, таких как: предметные технологии, модульные или локальные, конкретно-личностные, монотехнологии, политехнологии (синкретичные), гибкие технологии и т.д. (Г.К. Селевко).

Группой авторов Н.М. Конышевой, В.Г. Машинистовым, В.И. Ро-маниной был разработан традиционный курс – «Трудовое обучение» в начальных классах, цель которого – «воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться» [7, 143]. Эта группа ученых-педагогов традиционно считает, что трудовое воспитание в процессе обучения яв-ляется ведущим направлением подготовки школьников к труду и выбо-ру профессии.

Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами. В разделах выделены виды труда. Раздел «Технический труд» состоит из двух частей: обработка бумаги и картона и техническое мо-делирование; раздел «Бытовой труд» – обработка ткани и самообслу-живание; раздел «Основы художественной обработки различных мате-риалов» (обработка природных материалов, пластмасс и т.д.).

По каждому виду труда программа содержит перечень тем, техни-ко-технологических сведений, бесед (образовательных и воспитатель-ных), опытов и наблюдений, практических работ, объектов труда (см. подробнее - [7]).

Важным в программе является то, что она направляет деятельность учителя на творческий поиск, внедрение в учебно-воспитательный про-цесс модифицирующих инноваций. «Учитель вправе с учетом регио-нальных особенностей, национальных традиций, этнографической спе-цифики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ» [там же, 144‒145]. Цель данных инноваций – обновление и расширение практи-ческого содержания трудового обучения и воспитания младших школь-ников, углубление знаний о материальной и духовной культуре народа и повышение уровня профессиональной культуры учителей.

Инновациионной является программа «Школа мастеров» Т. М. Ге-ронимус. Цель трудового обучения, по мысли автора программы, будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я по-пробую догадаться». В задачу учителя входит не столько помочь уча-щемуся в осознании или изготовлении чего-либо, сколько создать усло-вия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Структурно программа «Школа мастеров» отличается от преды-дущей. Ее содержание разделено не по видам обрабатываемых материа-лов, а по компонентам деятельности учащихся на уроках.

Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и младшего школьника по осоз-нанию предстоящей практической деятельности.

Второй раздел «Готовимся к практической работе» предусмат-ривает совокупность самостоятельных и коллективных действий по под-готовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества мате-риала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей воз-можность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

Завершающий раздел программы Т.М. Геронимус «За год мы узна-ли новые слова» является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания их по смыслу.

По мнению Т.М. Геронимус, главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании программы. Методическое решение этой за-дачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером [7, 194‒211].

Другим инновационным, модульным направлением в трудовом воспитании и обучении является авторская программа Н.М. Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность» (основы дизайн-образования). Автор направляет свои усилия на изменение позиции учи-теля в отношении уроков практического труда, и прежде всего это должно найти выражение в следующем:

1) учитель отчетливо понимает, что эти уроки необходимы для углубления общего образования, нормального формирования по-знавательных процессов и развития личности ребенка;

2) учитель расценивает этот предмет как целостный курс, имеющий собственное содержание, а не как набор отдельных поделок;

3) учитель оценивает любые новые учебные материалы к урокам практического труда не с точки зрения новизны или оригинальности предлагаемых в них изделий, а с точки зрения общеобразовательной ценности содержания и методики уроков [4, 7].

Программа предлагает единую систему взаимосвязанных тем, ко-торые постепенно усложняются от класса к классу и при этом рас-крывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Глав-ным в содержании обучения является нравственно-эстетический и соци-ально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре. Поскольку на уроках ручного труда учащиеся изготавливают именно вещи, то появляется возможность сосредоточить внимание детей на важнейших аспектах мира вещей. При этом все профессионально-практические знания и умения не остаются за пределами данной про-граммы, а являются ее составными элементами [4, 208‒209].

Пристальное внимание учителей начальных классов уделяется про-грамме трудового обучения, составленной Н.А. Цирулик и Т.Н. Прос-няковой в рамках системы Л.В. Занкова, которая направлена на разви-тие ручной умелости через овладение многообразными ручными опера-циями, формирование умений ориентироваться в заданиях на воспроиз-ведение образа или на творческое воображение, формирование умений планирования последовательности действий и осуществление контроля на разных этапах выполнения, знакомство с разными материалами, их свойствами и происхождением. Программа имеет традиционное разде-ление работ по видам обрабатываемых материалов. Выделены два ос-новных раздела: виды художественной обработки материалов, модели-рование и конструирование. Методическая система, представленная в программе Т.Н. Просняковой к курсу «Технология» в 3-4 классах, направлена на достижение общего развития младших школьников. Спе-цифическая задача предмета – максимально способствовать раскрытию творческого потенциала учащегося средствами художественного труда, воспитывать индивидуально выраженную, творческую личность [9, 202].

Весьма интересная и популярная программа творческой мастерской «Художественного труда и искусства» О.А. Куревиной и Е.А. Лутцевой для 4 класса, цель которой – саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса:

– расширение общекультурного кругозора учащихся;

– развитие качества творческой личности, умеющей:

а) ставить цель;

б) искать и находить решения поставленных учителем или возника-ющих в собственной жизни проблем;

в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;

г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;

– общее знакомство с искусством как результатом отражения соци-ально-эстетического идеала человека в образах;

– формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

Другой автор, Ю.А. Полуянов, инновацию видит в процессе ин-теграции в единый предмет двух курсов начальной школы – «Изобра-зительного искусства» и «Технологии». По мнению автора, «объеди-нение в обучении младших школьников художественных и трудовых процессов значительно повышает педагогические средства влияния на общее развитие детей и вместе с тем расширяет возможности выявления и развития их индивидуальных способностей... В занятия трудом искус-ство вносит творческое начало и характерное для всякой художествен-ной деятельности стремление к совершенству самых разнообразных трудовых операций» [10, 249].

Главная цель предложенной Ю.А. Полуяновым инновации – разви-тие общих и художественных способностей ребенка. Содержание заня-тий в начальной школе по его программе рассчитано на то, чтобы младшие школьники на материале пластических искусств, художествен-ного и технического конструирования опробовали общие способы ху-дожественной и трудовой деятельности, которые могут стать основанием для их последующего развития.

Авторы современного инновационного направления, образователь-ной области «Технология», главную цель трудового воспитания и обу-чения видят в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики [8, 5].

Научные руководители программы В.Д. Симоненко и Ю.Л. Хотун-цев считают, что «данные цели могут быть достигнуты, если необходи-мое внимание будет уделено политехническому, экономическому и эко-логическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовно-сти к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, наци-ональных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей» [8, 5].

Все вышеперечисленные и другие программы трудового обучения и преподавания технологии в начальной школе – это плод колоссально-го труда ученых-педагогов и методистов, который является серьезным методическим багажом для каждого учителя начальных классов. При глубоком освоении отправных положений программ и реализации их содержания в практической работе возможно существенно улучшить постановку трудового воспитания в современной начальной школе.









ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.