Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль государственного регулирования туризма в Казахстане





Формирование рыночной экономики в Казахстане усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения Казахстана пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире.

В последние годы и в Казахстане стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса Казахстана во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Эффективному развитию туризма в Казахстане во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного регулирования туризма.



Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения. Содержание государственного регулирования развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при проведении этой политики. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т.д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития туризма [41, с.23-25]

Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики Казахстана в сфере туризма определены в Законе Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 г., а также Концепции развития туризма в Республике Казахстан от 6 марта 2001 г.

Глава II Закона от 13 июня 2001 г. № 211—11 «О туристской деятельности в Республике Казахстан» «Государственное регулирование туристской деятельности» является, по существу, сердцевиной этого правового акта. Именно здесь заявлены наиболее важные законодательные установления: о месте туризма в экономике Казахстана, о принципах государственного регулирования туристской деятельности, о целях, приоритетных направлениях и способах государственного регулирования сферой туризма. Так, в статье 9 п.2 пп.1 указывается, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных и высокорентабельных отраслей экономики Республики Казахстан. Впервые в норме закона заявлено, что туризм — отрасль экономики Казахстана и что этой отрасли придается одно из первенствующих значений.

Также формулируются принципы государственного регулирования туристской деятельности. Закон возлагает на государство обязанности содействовать туристской деятельности и создавать благоприятные условия для ее развития, определять и поддерживать направления самой туристской деятельности (т.е. делать выбор, по каким направлениям развивать отечественный туризм), формировать представление о Казахстане как стране, благоприятной для туризма, осуществлять поддержку и защиту казахстанских туристов, туроператоров, турагентов и их объединения.

Среди основных целей государственного регулирования туристской деятельности в ст. 9 п.1 Закона РК от 13 июня 2001 г. № 211—11 «О туристской деятельности в Республике Казахстан» указаны: обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Казахстана, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

При этом в ст. 9 п.2 пп.5 Закона РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» определяется, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются «... поддержка и развитие туристских организаций, занимающихся внутренним и въездным туризмом на территории Республики Казахстан».

В статье 9 п. 3 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан» определены способы государственного регулирования туристской деятельности. К ним относятся: принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; лицензирование туристской деятельности, стандартизация и сертификация туристской индустрии; прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию государственных программ развития туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию; содействие кадровому обеспечению туристской деятельности; содействие участию отечественных туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах.

Каждый из перечисленных в Законе РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» направлений и способов государственного регулирования туристской деятельности представляет собой крупное явление, влекущее принятие законодательных и иных правовых актов, развивающих и расширяющих предмет правового регулирования, каким выступает туристская деятельность. При этом каждый из этих способов имеет свой круг, свою характеристику отношений, возникающих в государственном регулировании того или иного направления туристской деятельности.

М.В.Ковтун отмечает, что именно государство должно проводить целенаправленную, последовательную и эффективную туристскую политику. Однако четких ответов на вопросы, кто должен ее вырабатывать, кто проводить, какая она должна быть и что это такое «туристская политика», как пра­вило, не следует. Не нашла эта проблема отражения и в работах ученых, занимающихся проблемами теории туризма. Вместе с тем по причине отсутствия планомерной туристской политики страдает не только теория, но и практика государственного управления и регулирования туризма [42, с.17-20].

Но ни в Законе РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан», ни в Концепции развития туризма в РК не встречается определение понятия «туристская политика». В нашем законодательстве используются немного другие, аналогичные понятия: «государственная политика в области туризма» или «государственное регулирование туристской деятельности». Однако в законодательстве также не разъясняется суть этих явлений.

В связи с этим нам бы хотелось предложить формулировку понятия «туристская политика». Туристская политика — это общая политика государства, направленная на реализацию и систематизацию мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического и иного характера, которая ведется государственными органами в целях организации условий для успешного функционирования туристской отрасли, индустрии и туризма в целом. Туристская политика государства содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития, а также определяет и поддерживает приоритетные направления в сфере туризма. Таким образом, через ведение грамотной туристской политики реализуются принципы государственного регулирования туристской деятельности.

Обеспечение успешной реализации комплексного развития туризма напрямую зависит от правильного выбора методов государственного регулирования отрасли. В соответствии со ст. 44 пп.8 Конституции Республики Казахстан и в целях развития туризма в Республике Президентом Казахстана бала утверждена Государственная программа развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 гг. Разработчиком программы является Министерство туризма и спорта. В ней определены основные цели и задачи развития туризма, среди которых названы формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий на 2007-2011 гг; создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма; укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии; повышение качества обслуживания в сфере туризма.

Другим немаловажным принципом государственного регулирования туризма, определенного в ст. 8 п.3 Закона РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» является: «.формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма». Нашим конкурентным преимуществом является национальное туристическое достояние Казахстана - уникальные объекты исторического, архитектурного, культурного и природного наследия, а также рекреационный потенциал. При эффективном их использовании туризм может стать локомотивом социально­экономического развития страны, будет способствовать экономическому, социальному и духовному развитию страны в целом.

Наша республика обладает уникальными ресурсами для мощного рывка в развитии туризма. Страна имеет очень выгодное геополитическое положение в Центральноазиатском регионе, через который проходил Великий шелковый путь - древняя международная торгово-дипломатическая трасса, соединявшая первоначально Китай со странами Средней Азии, Прикаспия, Средиземноморья и Западной Европы. Северный, или так называемый степной, участок земли, пролегавший через территорию современного Казахстана, Кашгарию и Китай до Тихоокеанского побережья, в VI-VII вв. служил главной артерией международной связи, вплоть до XIV в [43, с.3].

Учитывая международную и социально-экономическую значимость Шелкового пути, ЮНЕСКО совместно со Всемирной туристской организацией (ВТО) разработала специальный проект «Проблемы возрождения и реставрации Великого шелкового пути».

Для выполнения Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств, названного проекта ЮНЕСКО и ВТО Президент нашей страны своим Указом от 27 февраля 1998 г. принял Государственную программу РК «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма». Для ее реализации была образована Национальная компания «Шелковый путь — Казахстан», призванная осуществлять весь комплекс мер по сохранению его наследия, обеспечению взаимодействия организаций и физических лиц, а также объединения необходимого научного и производственного потенциала по возрождению исторических городов и развитию инфраструктуры туризма Казахстана. Программа охватывает девять регионов нашей страны, расположенных по трассе Шелкового пути, и включает 115 исторических объектов.

Безопасность и защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма. Поэтому «Обеспечение безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества» стали приоритетными принципами государственного регулирования в Республике, закрепленными в ст.8 п.4 Закона РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан». Под безопасностью туристов понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и непричинение ущерба окружающей среде во время путешествий, а также комплекс мер, направленных на предотвращение использования туризма в целях незаконной миграции и транзита в третьи страны, сексуальной, трудовой и иной эксплуатации граждан. Безопасность туристов на территории Республики Казахстан гарантируется государством. Гражданам Республики Казахстан гарантируются защита и покровительство за ее пределами (ст. 26 Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республики Казахстан»).

Действительно, туризм в начале XX в. стал одним из ведущих направлений социально­экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира, а туристская индустрия -неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения [44, с.35].

Эффективное функционирование системы туризма невозможно без планирования, регулирования, координации контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это обуславливает необходимость разработки и реализации туристической политики.

Любое государство, которое выходит на международный рынок туристических услуг, вступает в конкурентные отношения с другими государствами. От того, как ведется туристическая политика в государстве, насколько она эффективна и как она реализуется, зависит положение государства на рынке международного туризма.

Таким образом, цели туристической политики, проводимой государством, зависят от определенных экономических, политических, исторических условий, которые сложились в процессе развития страны и функционирования туристской индустрии.

Президентом Республики Казахстан определены общенациональные задачи страны: удвоение валового внутреннего продукта, уменьшение уровня бедности, рост благосостояния людей, повышение конкурентоспособности Казахстана в мире.

Совершенствование системы государственного регулирования в туризме требует новых подходов, более полно отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности. Сегодня необходимо усилить роль государства в регулировании взаимодействий между органами исполнительной власти и организациями, действующими в сфере туризма.

Только в последнее время были приняты кардинальные меры для эффективного развития туризма в Республике Казахстан. Целями реформирования туристской отрасли определяются: превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный туристский продукт для международного туристского рынка; развитие туристской инфраструктуры; сохранение и рациональное использование культурно -исторических и природно - рекреационных ресурсов; обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах; повышение эффективности взаимодействия государственных и частных структур в сфере туризма; развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) активизация государственной политики в области туризма;

2) совершенствование системы регулирования туристской деятельностью;

3) дальнейшее развитие правовых, организационных и экономических основ индустрии туризма;

4) защита туристского рынка путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки; обеспечение безопасности туристов;

5) формирование имиджа Казахстана как привлекательного туристского рынка;

6) совершенствование системы информационного обеспечения;

7) углубление научных исследований в области туризма и др.

Казахстан практически не известен в мире как туристское направление. Создание привлекательного туристского имиджа Казахстана требует проведения соответствующего широкомасштабного комплекса мер.

Создаются условия для функционирования в стране современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, разработаны и приняты стандарты для обеспечения качества национального туристского продукта. Определены условия для привлечения инвестиций в развитие материально-технической базы туризма в Республике Казахстан.

На мой взгляд, государственная политика должна обратить свой взгляд на некоторые секторы туризма:

1) развивать внутренний и въездной туризм в регионах с малой и снижающейся заселенностью, что позволит стабилизировать или увеличить региональную численность населения;

2) установить отдых как норму жизни, сделать более доступными социальные продукты, такие как спорт, отдых, туризм;

3) регулировать введение гибкого экономического механизма туристской ренты от въездного туризма;

4) вернуть из частного вида и обеспечить государственной поддержкой детские оздоровительные комплексы с обязательным использованием их только для целей детского отдыха;

5) способствовать развитию самодеятельного туризма и пр.;

И, последнее, развивать социальный туризм [45, с.156].

Таким образом, туристская политика должна рассматриваться как составная часть общей политики государства в приложении к туризму, как деятельность, тесно связанная с экономикой, социальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми сферами. Говоря о значении туристской политики для общества, известный специалист в этой отрасли Д.Л.Энджел отмечает, что «высшей целью туристской политики является интеграция экономических, политических, культурных, интеллектуальных и общественных благ, создаваемых туризмом, применительно к людям, направлениям и странам для улучшения общего качества жизни и обеспечения укрепления мира и благосостояния».

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.