Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основы конституционного строя Российской Федерации





План

  1. Понятие основ конституционного строя.
  2. Содержание основ конституционного строя РФ.

 

 

Вопрос 1. Понятие основ конституционного строя.

 

 

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демокра­тическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о го­сударственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией го­сударства, становится его конституционным строем. Таким обра­зом, конституционный строй — это определенная форма, опре­деленный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако есть и другое понятие конституционного строя, зало­женное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко вся­кому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством.

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъ­ектом права, и фактором правообразования. Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответст­вующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.



Следовательно, конституционный строй это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государ­ство[1].

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Гражданское общество представляет собой систему самостоя­тельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации част­ных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жиз­недеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и дея­тельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, сис­тему средств массовой информации, неписаные нормы этики, мно­гие конкретные стороны политического режима.

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализу­ется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных инди­видов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъек­тов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.

В нашей стране в годы советской власти понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено прежде всего тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различий между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и соответственно права. Кроме того, в процессе «стро­ительства социализма» государство, которое рассматривалось как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило все общество.

Возрождение интереса к проблемам гражданского общества в нашей стране приходится на годы краха авторитарного режима, когда особую актуальность и значимость приобрели демократичес­кие ценности, принципы и институты.

С позиций либерального конституционализма XIX в. конститу­ция должна устанавливать такие пределы государственной влас­ти, которые вообще исключали бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере развития общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вме­шательство государства облегчает это саморегулирование. Правда, существует опасность чрезмерности государственного вмешатель­ства, что может свести на нет пользу, которую оно приносит. Вот почему задача конституции всякого конституционного государст­ва сегодня состоит в установлении пределов государственного вме шательства в сферу общественного саморегулирования для того чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках граж­данского общества.

Ограничение общественного саморегулирования выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свобо­де; государственного регулирования экономики в ущерб рыночно­му; подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей раз­бирательство, и т.д.

В результате ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешатель­ства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности; однако дойдя до определенной степени вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирова­ния гражданского общества, государство активизирует свои пра­вовые начала, сдерживающие это вмешательство тем сильнее, чем шире государственное регулирование.

Таким образом, в демократическом конституционном госу­дарстве общество функционирует одновременно и как управляе­мая государством, и как саморегулирующаяся система, а консти­туционное государство как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Конституционное государство возникло в Англии в ходе ее многовекового политического развития. С конца XVIII в. консти­туционные учреждения начали распространяться в Западной Ев­ропе и Америке, а впоследствии проникли в Восточную Европу и в некоторые государства Азии. Это распространение происходило путем рецепции основных начал английского государственного строя, а также под влиянием школы естественного права.

Первая русская революция 1905 г. имела своим результатом провозглашение некоторых конституционных принципов не толь­ко в самой России, но ив ряде других стран. Конституционные учреждения были введены в Черногории и Иране (Персии), пробуди­лось движение за введение конституции в Индии, Китае и Египте.

Новый шаг на пути построения конституционного государства был сделан Россией в ходе Февральской революции 1917 г. Однако это движение было прервано Октябрьской революцией, которая на долгие годы погрузила страну в пучину авторитаризма и тоталитаризма.

В основу концепции конституционного строя Российской Феде­рации в ее действующей Конституции положены великие гуманис­тические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а развитие современной России подчас находится в вопиющем про­тиворечии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Россия может стать подлинно конституционным государством.

 

***********

 

Понятие "основы конституционного строя" являет­ся новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конститу­ции Российской Федерации 1993 года, глава I которой называется "Основы конституционного строя".

Анализ содержания этой главы показывает, что в ее нормах регулируются общественные отношения, свя­занные с организацией общественного устройства. Из теории государства и права известно, что общественный строй (устройство)[2] любого государства характеризуется экономическими, политическими и социальными обще­ственными отношениями, лежащими в его основе.

Общественные отношения регулируются нормами всех отраслей национального законодательства, а наибо­лее важные, коренные, имеющие принципиальный ха­рактер - регулируются нормами конституционными. Исходя из этого, юридическая наука под основами кон­ституционного строя понимает совокупность конститу­ционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства (под основами конституционного строя также понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить ему характер кон­ституционного государства).

В сфере экономических основ общественного строя конституции регулируют тип собственности и статус ее отдельных форм, отношения, связанные с производ­ством, обменом, распределением и потреблением мате­риальных и духовных благ, а также принципы руковод­ства и управления экономикой.

В сфере социальных основ общественного строя в конституциях регулируются социальные отношения, а в многонациональных федеративных государствах и меж­национальные отношения. В эту группу входят также отношения между трудом и капиталом, государством и личностью, отношения по поощрению и охране брака и семьи, отношения в области экологии, здравоохране­ния, социального обеспечения и культуры.

В сфере политических основ общественного строя конституции регулируют общественные отношения, воз­никающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной власти в обществе через специально создаваемые для этого политические организации, ко­торые в совокупности образуют механизм политической власти (политическую систему).

 

***********

 

Конституции различных государств по-разному за­крепляют основы конституционного строя. В боль­шинстве конституций нет прямого закрепления этих основ (США, Франция, Великобритания), хотя нормы, закрепляющие основы строя, содержатся в статьях, по­священных регулированию системы высших органов власти, правового положения граждан.

В конституциях некоторых стран (Италия) имеют­ся главы, закрепляющие основные принципы, которые устанавливают конституционные основы общественного строя. Эти же основы закреплены, например, во вводной главе Конституции Испании, которая называется "Общие положения". В часть первую этой Конституции "Об основных правах и обязанностях" входит третья глава - "О руководящих принципах социальной и эко­номической политики". В Конституции Бразилии есть часть, называемая "Экономический и финансовый строй".

Более подробное конституционное регулирование общественного устройства было свойственно конститу­циям социалистического типа. Все они, начиная с Кон­ституции СССР 1936-года, имели специальные разделы и главы, посвященные закреплению основ общественно­го строя. Так, Конституция КНДР именует первые три главы соответственно "Политика", "Экономика", "Культура". Первая глава Конституции Республики Ку­ба называется "Политические, социальные и экономиче­ские основы государства".

В первом разделе Конституции РСФСР 1978 года "Основы общественного строя и политики" имелись главы: 1 - "Политическая система", 2 - "Экономическая система", 3 - "Социальное развитие и культура", 4 -"Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". Нормами данного раздела регулировались политическая и экономическая системы, вопросы соци­ального развития и культуры, внешней политики и защиты Отечества. Отдельные нормы, регулирующие общественное устройство, содержались и в других разделах и главах этой Конституции.

В действующей Конституции РФ не только изменено название главы и сокращено число ста­тей, но и полностью деидеологизированы нормы, посвя­щенные установлению правовых основ государствен­ности.

 

Вопрос 2. Содержание основ конституционного строя РФ.

 

 

Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отноше­ний, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конститу­ционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, по­скольку Конституция наделена высшей юридической силой и яв­ляется базой текущего законодательства.

Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлеж­ность России к семье демократических стран. Это нормы об осно­вах конституционного строя, которые характеризуют Россий­скую Федерацию как конституционное государство.

Как уже отмечалось, в Конституции РФ 1993 г. содержится специальная глава (1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая доволь­но широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выра­жающийся в народном суверенитете, разделении властей, идео­логическом и политическом многообразии, в признании и гаран­тировании местного самоуправления, а также правовое государ­ство, воплощением которого и является конституционное госу­дарство. Основу конституционного государства составляют и при­знание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным об­разом осуществляются производство и распределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы консти­туционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, допол­няющее принцип политического многообразия многообразием ду­ховным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конститу­цией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского госу­дарства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституцион­ного государства. Ведь конституционные государства — и респуб­лики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государст­ва не являются и республиками (например, Англия, Дания, Шве­ция). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Россий­ской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую го­сударственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Рос­сийской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государствен­ности.

И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство в совокупности и по­тому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конститу­ционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а, следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установлен­ном Конституцией. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционно­го строя (ст. 16).

В гл. 1 Конституции, закрепляющей основы конституционного строя Российской Федерации, регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «ос­новы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России, о чем уже говорилось.

 

Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость основ конституционно­го строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирова­ние всей системы общественных отношений. Поэтому закреплен­ные в Конституции основы конституционного строя образуют фунда­мент всего правового регулирования государственной и обществен­ной жизни России, определяют в юридической форме те важней­шие качественные связи, которые свойственны ее организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые га­рантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Рос­сийским государством.

 

Основы конституционного строя как форма организации госу­дарства закреплялись в той или иной мере всеми российскими кон­ституциями. Так, ряд статей первого и второго разделов Конститу­ции РСФСР 1918 г. содержал нормы, касающиеся устоев государ­ственного строя РСФСР, что получило выражение в таких консти­туционных принципах, как полновластие трудящихся, единовластие и полновластие представительных органов трудя­щихся — Советов и др.

Принятие Конституции РСФСР 1918 г. положило начало прак­тике конституционного закрепления основных принципов россий­ского государственного строя. Следующий шаг в этом направлении был сделан Конституцией РСФСР 1925 г., принятие которой свя­зано как с образованием СССР, так и с теми социально-политичес­кими изменениями, которые произошли за период действия пер­вой Конституции РСФСР.

Существенные изменения в практику конституционного за­крепления государственного строя Республики внесла Конститу­ция РСФСР 1937 г. Она определила круг соответствующих консти­туционных норм, закрепляющих устои государственного строя, выделив их в специальную, первую, главу Конституции, названную «Общественное устройство». Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, представляющий собой сово­купность правовых норм, которые регулируют общественные от­ношения, составляющие устои российского государственного строя. Однако Конституция РСФСР 1937 г. не ограничилась за­креплением ставших уже конституционными принципов россий­ского государственного строя. Она ввела в оборот такие понятия, как «политическая основа» и «экономическая основа». Полити­ческую основу РСФСР, согласно Конституции 1937 г., составляли Советы депутатов трудящихся (ст. 2), а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собст­венность на орудия и средства производства (ст. 4). Посредством этих понятий, которыми охватывались все закрепленные в Кон­ституции принципы государственного строя, она сформулировала 1 те устои, на которых базировался российский государственный строй в тот период.

Конституция РСФСР 1978 г. существенно усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Изменилось, прежде всего, наименование этого конституционно-право­вого института. Вместо названия «Общественное устройство» было введено наименование «Основы общественного строя и политики РСФСР ». Тем самым Конституция более точно определила целевое назначение норм этого института: они охватили не все устройство общества и государства, а только его основы. Закрепление наряду с основами общественного строя основ политики РСФСР отразило динамику развития общественного строя, направляющее воздействие государства на их развитие.

Законы РСФСР и Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. об изменениях и дополнениях Конституции 1978 г. суще­ственно обновили содержание рассматриваемого конституционно-правового института, не изменив его структуры.

Цель этих нововведений состояла в том, чтобы вместо формаль­но провозглашенных в советский период конституционных прин­ципов, являвшихся прикрытием авторитаризма, сформулировать в Конституции такие важнейшие конституционные принципы, которые на деле обеспечивали бы конституционный характер государства, конституционный строй. Но это было сделано лишь час­тично. В полной мере основы конституционного строя новой Рос­сии были закреплены действующей Конституцией РФ, принятой в 1993 г.

Однако закрепление в Конституции РФ основ ее конституци­онного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государ­ства. Чтобы решить эту задачу, требуется реализация на практике закрепленных в Конституции основ. А здесь Российская Федера­ция находится лишь на самом начальном этапе решения этой за­дачи.

 

***********

 

В целом, все основы конституционного строя РФ можно услов­но разделить на основы:

1. государственного устройства (государственные ос­новы);

2. политической системы (политические основы);

3. экономической системы (экономические основы);

4. социальной системы (социальные основы);

5. правовой системы (правовые основы);

6. правового статуса личности.

 

Основы конституционного строя РФ, относящие­ся к ее государственному устройству:

♦ Российская Федерация — суверенное государство;

♦ территория РФ целостна и неприкосновенна;

♦ по форме правления РФ — республика;

♦ по форме территориально-государственного устрой­ства РФ — федерация;

♦ по форме государственного режима РФ — демокра­тическое государство;

♦ в РФ гарантируется местное самоуправление, орга­ны которого не входят в систему органов государственной власти.

 

Политические основы конституционного строя РФ (относящиеся к осуществлению государственной власти):

♦ народ — носитель суверенитета и единственный ис­точник власти, он осуществляет свою власть непосредственно (на референдуме, на свободных выборах, в других формах) через органы государственной власти и через органы мест­ного самоуправления;

♦ государственную власть в РФ осуществляют Прези­дент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Го­сударственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды;

♦ государственную власть в субъектах РФ осуществ­ляют образуемые ими органы государственной власти;

♦ государственная власть разделена на законодатель­ную, исполнительную и судебную;

♦ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;

♦ предметы ведения и полномочия органов государствен­ной власти РФ и органов государственной власти ее субъек­тов разграничены (Конституцией РФ, Федеративным дого­вором 1992 г. и иными договорами о разграничении предме­тов ведения и полномочий);

♦ захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону;

♦ Российская Федерация — светское государство (ни­какая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом);

♦ признается идеологическое многообразие, при кото­ром никакая идеология не может устанавливаться в каче­стве государственной или обязательной;

♦ признается политическое многообразие и многопар­тийность, при которых все общественные объединения рав­ны перед законом.

 

Экономические основы конституционного строя РФ:

♦ разнообразие форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы;

♦ равенство всех форм собственности;

♦ свобода экономической деятельности;

♦ добросовестная конкуренция;

♦ единство экономического пространства (свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств).

 

Социальные основы конституционного строя РФ (относящиеся к условиям жизни человека) следующие:

♦ РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека;

♦ в РФ охраняются труд и здоровье людей;

вРФ обеспечивается государственная поддержка се­мьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан;

♦ в РФ развивается система социальных служб;

♦ в РФ устанавливаются гарантированный минималь­ный размер оплаты труда, пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

Правовые основы конституционного строя РФ (от­носящиеся к правовой системе РФ):

♦ РФ — правовое государство (в основе его функционирования находится право, а органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию РФ и законы);

♦ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу ипрямое действие на всей территории РФ;

♦ никакие другие положения Конституции РФ не мо­гут противоречить основам конституционного строя;

♦ общепризнанные принципы и нормы международно­го права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы;

♦ законы подлежат официальному опубликованию, лю­бые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.

 

Основы конституционного строя РФ, относящие­ся к правовому положению личности:

♦ человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать);

♦ гражданство РФ — единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекраща­ется в соответствии с федеральным законом, при этом граж­данин не может быть лишен гражданства илиправа изме­нить его);

♦ равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей.

 


[1] Под конституционным строемследует понимать сло­жившийся в государстве порядок (систему) взаимоотноше­ний между гражданами, органами власти, государственны­ми и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

 

[2] Общественный строй— система общественного (госу­дарственного) устройства, характеризующаяся определен­ными экономическими и общественными отношениями, а также политической организацией общества.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.