Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Литературные направления 2 половины ХХ века.





Общая характеристика литературного процесса Западной Европы во 2 половине ХХвека

Исторические факторы, повлиявшие на развитие литературы во 2 половине ХХ века

Основные исторические события, повлиявшие на развитие литературы во 2 половине ХХ века.

Вторая мировая война – от даты ее окончания ведется отсчет данного периода развития зарубежной литературы. Вторая мировая война совершенно иначе воспринималась в западноевропейском обществе, в отличие от первой мировой войны, которая отразилась в художественном творчестве 1 половины ХХ века как не имеющее цели событие, ввергшее весь цивилизованный мир в хаос, война всех со всеми и война не имеющая морального оправдания.

Вторая мировая война оценивается большинством позитивно, у нее была конкретная цель – борьба с фашизмом, в которой была одержана решительная победа. Даже гибель героев в произведении, описывающем войну, оценивалась как принесение себя в жертву в борьбе с мировым злом, воплотившемся в фашистских государствах. Довольно часто моральный конфликт в произведениях военной тематики существует в форме дилеммы смерть-предательство. Стоит однако заметить, что в немецкой литературе 2 половины ХХ века эта война оценивалась абсолютно по-другому и вызвала интерес к совершенно другой тематике. В центре внимания здесь оказался вопрос национальной катастрофы и поиска новой национальной идеи, вопрос о покаянии немецкого народа перед всеми уничтожавшимися и порабощавшимися в гитлеровской Германии нациями.

Но тема несправедливой войны, уничтожения нравственных ценностей в военное время активно поднималась в искусстве уже в последней четверти ХХ века. Войны во Вьетнаме и Афганистане, национальные конфликты рубежа ХХ – XXI веков снова вводят в искусство тему потерянного поколения. Роман Дж. Хеллера «Поправка-22» изображает армейскую жизнь как абсурдный мир, убивающий нормального человека. В это время на экраны выходит фильм Оливера Стоуна «Взвод», а за ним и ряд других фильмов, рассматривающих войну во Вьетнаме в традициях литературы «потерянного поколения».



Сама тема «потерянного поколения» во 2 половине ХХ века существует в двух ипостасях: традиционно, как рассказ «о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов» (Ремарк), о людях, которые, побывав на войне, не сумели реализовать себя в мирной жизни; и как рассказ о поколении, не желающем находить собственное место в современном мире. Это «Поколение Х», по названию культового романа американского писателя Дугласа Коупленда. Его представители добровольно уходят из современного мира не потому, что разрушены их нравственные ценности, а потому, что они не видят нравственных ценностей в мире потребления и рекламы. Сходная позиция прослеживается и в романах Чака Паланика («Бойцовский клуб»), Фредерика Бегбедера («99 франков»).

Студенческие волнения во Франции и всей Западной Европе в мае 1968 года привели к реорганизации высшего образования в ряде европейских стран (прежде всего во Франции). Были серьезные опасения того, что данные волнения перерастут в новое революционное движение, но они не привели к радикальным изменениям в политической картине мира, хотя спустя 40 лет после этих событий социологи и культурологи вновь называют события мая 68 года революцией. Именно с 1968 года начинается новый этап в развитии западноевропейской литературы и культуры.

Итак, периодизация новейшей зарубежной литературы включает в себя два основных этапа: 1) с 1945 по 1968 год; 2) с 1968 по 2000 годы. Иногда в качестве отдельного этапа в развитии зарубежной литературы ХХ века выделяют первое послевоенное десятилетие – время с 1945 по 1955 годы.

Огромную роль в развитии литературного процесса 2 половины ХХ века сыграл этнокультурный фактор. До середины ХХ века ведущую роль в развитии всемирной литературы играла западноевропейская культурная традиция. В середине ХХ века происходит бурное развитие национальных литератур стран третьего мира, их литературы выходят на высокий уровень, получают всемирное признание, возникают самостоятельные стили, национальные литературные школы и традиции, как это произошло с литературами стран Латинской Америки. Во второй половине ХХ века европейцы заново открывают для себя культуры и литературы стран востока. Огромный интерес проявляется к литературам Японии и Китая, арабской литературной традиции. Имена японца Харуки Мураками, турка Орхана Памука становятся известны как в Европе, так и в России. Начиная с 70-х годов ХХ века, когда Нобелевская премия по литературе была вручена колумбийскому писателю Габриэлю Гарсиа Маркесу, интерес к национальным литературным традициям только растет. За всеми национальными традициями признается равенство, каждая из них важна, составляет неотъемлемую часть всемирной литературы и культуры. Такое явление получило название мультикультурализма. Этот термин понимается сначала как сосуществование различных этнических компонентов внутри одного государства (термин вначале появился в США), а затем как сосуществование различных культур внутри одной цивилизации, которые оказывают влияние друг на друга.

Литературные направления 2 половины ХХ века.

Во 2 половине ХХ века на развитие литературы продолжает оказывать существенное влияние развитие гуманитарных наук, таких как психология, лингвистика, литературоведение. Философские направления также играют существенную роль в развитии литературы.

Продолжает развиваться такое направление в литературе, как экзистенциализм. Но, в отличие от 1 половины ХХ века это направление не так четко выражено. Можно говорить об экзистенциальных мотивах в творчестве многих авторов разных стран (А. Мёрдок, Дж. Фаулз, К. Кизи), но не об едином литературном движении. Творчество Жан-Поля Сартра после второй мировой войны приобретает ярко выраженный ангажированный характер. Так обозначается литература, которая отстаивает те или иные политические позиции, выступает как рупор политических идей той или иной партии. В противоположность такой литературе появляется дезангажированная литература, отрицающая любую связь с политикой, проповедующая уход от политической жизни в любых ее формах.

В литературе возникает новое направление – постмодернизм. Постмодернизм – это буквально то, что «после модернизма», но суть этого направления не передается только обозначением времени существования этой литературы. Постмодернизм возникает как результат взаимодействия лингвистики, литературоведения и художественной литературы. В его основе лежит существенное изменение отношения к художественному произведению. Понятие «произведение» заменяется в постмодернизме понятием «текст», который обладает принципиально другими свойствами. Меняется также в постмодернизме и отношения текст/реальность. Теперь текст объявляется первичным, а реальность по отношению к нему вторична. Но и сам текст создается на основе уже существовавших до него текстов, он тоже вторичен. Одним из ключевых понятий постмодернизма становится понятие интертекстуальности (термин введен в обиход Юлией Кристевой), которое рассматривается во-первых, как существование всех текстов в рамках единого интертекста или гипертекста, причем каждый вновь возникающий текст меняет соотношение уже существовавших компонентов внутри гипертекста. Во-вторых, интертекстуальность рассматривается как создание нового произведения на основе уже существовавших ранее, использование внутри каждого отдельного текста компонентов других текстов. Понять произведение постмодернизма без знания предшествующей литературной традиции становится невозможно. Часто применяется термин «интертекстуальный код» по отношению к произведению, компоненты которого использовались при создании нового постмодернистского текста.

Параллельно с постмодернизмом продолжает существовать и литературная традиция реализма, представителями которой во французской литературе является Эрве Базен, в немецкой – Генрих Бёлль и другие авторы. Традиция реализма в ХХ веке включает в себя углубление психологизма, начавшееся в 1 половине столетия, а также усиленное внимание к семейно-психологической проблематике. Реализм использует классические формы создания художественных произведений, устоявшуюся жанровую систему. В то же время возникает «алитература» или «контркультура», которая отрицает все существующие традиционные формы.

Во 2 половине ХХ века произошло окончательное разделение литературной традиции на элитарную и массовую литературу. Элитарная, высокая литература ориентируется на образованного читателя, способного воспринимать не только фабулу произведения, но и чувствовать особенности его формы, понимать эксперимент автора. Массовая же литература ориентируется на потребление литературы как коммерческого продукта, художественное произведение оценивается в ней как товар, соответственно оно должно обладать качествами продаваемого товара – отсюда использование штампов и клише, апелляция к примитивным чувствам, низкий уровень проработки характеров, погоня за сенсацией. В современном литературоведении особенно актуальной является сейчас проблема формульной литературы, в разряд которой попадает и ряд «массовых» произведений. Формульное произведение строится по определенной схеме, существующей в рамках жанра. Следует отметить, что некоторые из этих схем или формул возникли еще во времена античности (в частности это формула любовного романа).









Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.