Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ





Контроль качества аудита

Необходимость контроля качества аудита. Контроль качества аудита необходим для обеспечен аудиторов и ия высокого качества аудиторской деятельности, выявления нарушений требований нормативно-правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены три уровня контроля качества аудита, два из которых являются внешними, а третий – внутренним.

Система проверки качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов внешними проверяющими. Система проверки качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов внешними проверяющими устанавливается Уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. Предварительный внешний контроль качества аудита осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляются путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторский организаций и индивидуальных аудиторов. Внешние проверки контроля качества аудита могут проводиться Уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности, а также аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями только в отношении членов своих объединений, если право проведения таких проверок делегировано им Уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. Уклонение от проведения внешней проверки качества аудита или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.



В случае выявления фактов систематического нарушения сотрудником аудиторской организации или индивидуальным аудитором требований нормативно-правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности при проведении проверки качества аудита проверяющие обязаны сообщить о них уполномоченному федеральному органу по регулированию аудиторской деятельности. На виновных в подобных нарушениях может быть наложено взыскание в установленном законодательством порядке, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности индивидуального аудитора.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Клиенты аудита и их выбор аудиторскими организациями

Письмо-предложение о проведении аудита и предварительный этап планирования. Заинтересованная в оказании аудиторских услуг организация составляет и направляет аудиторской организации (аудитору) официальное именное письмо-предложение о проведении аудита. После этого аудиторская организация проводит предварительное планирование и знакомство с организацией потенциального клиента, позволяющие сделать правильный выбор клиента, который не привел бы ее к значительным финансовым и моральным издержками и не повредил репутации аудиторской организации, а также определить объем предстоящих работ и примерно оценить их стоимость.

Источники информации о потенциальном клиенте. До заключения договора о проведении проверки аудиторы должны изучить все источники информации о потенциальном клиенте. К ним относятся: публикации в юридических изданиях, профессиональных и отраслевых журналах и монографиях; статистические данные, официальные отчеты потенциального клиента; законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия; запросы третьим лицам; консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды; осмотр цехов, складов и служб потенциального клиента, опрос персонала, непосредственно не связанного с учетной сферой; учредительные документы, протоколы собраний совета директоров, акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и производственных структур; предыдущий опыт работы с клиентом; материалы налоговых проверок и судебных процессов.

Предварительные переговоры. С руководством потенциального клиента должны быть согласованы основные организационные вопросы, связанные с созданием нормальных условий для работы и оплатой оказанных услуг. Необходимо выяснить: характер взаимоотношений потенциального клиента с налоговыми органами, банками, страховыми организациями, акционерами и другими пользователями его отчетности; причины, побудившие потенциального клиента обратиться к услугам аудиторской организации (в случае инициативного аудита), сменить аудиторскую организацию, если этот факт имеет место; объем и характер нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности, хозяйственного законодательства Российской Федерации, выявленных предыдущими аудиторскими проверками и проверками налоговых органов; виды деятельности потенциального клиента и наличие лицензий на них, если какие-нибудь из них подлежат обязательному лицензированию; наличие или отсутствие факта смены руководства потенциального клиента, главного бухгалтера, иного персонала; планы потенциального клиента в отношении изменения объемов производства продукции (работ, услуг), объявления о банкротстве, ликвидации.

Экспресс-анализ состояния дел потенциального клиента. Экспресс-анализ состояния дел потенциального клиента целесообразно начать с изучения формы и структуры собственности, составив список крупнейших собственников. Необходимо: выяснить, кто является руководителем потенциального клиента, уровень квалификации учетно-финансовых работников; получить сведения о формах и методах организации управления, учета; выяснить наличие или отсутствие контролирующего органа (ревизионной комиссии, службы внутреннего контроля), его функции, обязанности руководства потенциального клиента по обеспечению контроля; оценить эффективность системы внутреннего контроля; провести анализ отчетности потенциального клиента (описание необычных сумм для данного типа статей отчетности и неожиданных соотношений между ними, изучение статей отчетности в динамике, расчет основных финансовых показателей).

Мотивация отказа от проведения аудита. Если результаты проведенного изучения состояния дел потенциального клиента указывают на то, что профессиональный риск аудиторской организации будет слишком высоким при работе с данным клиентом, а проверка слишком трудоемкой, то аудиторская организация может отказаться от проведения аудита и не заключать договор на проведение аудиторской проверки.

Объект аудиторской проверки. Аудиторы должны правильно определить и выбрать исследуемые объекты аудиторской проверки по степени их важности, т.е. какие объекты аудируемого лица (имущество, обязательства, конкретные производственно-хозяйственные процессы) должны быть проверены в первую очередь, какие во вторую и т.д.

Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита

Условия подготовки письма-обязательства о согласии на проведение аудита. Письмо-обзязательство о согласии на проведение аудита является официальным ответным документом письму-предложению о проведении аудита, подтверждающим согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении аудиторской организации официальным аудитором этой организации, и направляется ее исполнительному органу. Целью письма-обязательства является регламентация обязательств аудируемого лица и аудиторской организации (аудитора) на этапе соглашения о проведении аудита. Исполнительный орган аудируемого лица должен письменно подтвердить согласие на условия аудита. Если подтверждение получено, то условия письма обязательства остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.

Форма и содержание письма-обязательства. Форма и содержание письма-обязательства предполагают включение в него ряд обязательных указаний и дополнительных сведений. К обязательным указаниям относятся указания по условиям аудиторской проверки, по обязательствам аудиторской организации и по обязательствам аудируемого лица.

Указания по условиям аудиторской проверки включают сведения об объекте и целях проверки; о необходимости включения в аудиторское заключение выводов по филиалам, подразделениям, дочерним компаниям; о законодательных и нормативных актах, на основании которых проводится аудит; о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

Указания по обязательствам аудиторской организации – это указания о форме отчетности по результатам проведенной проверки, об ответственности аудиторской организации; обязательство по соблюдению коммерческой тайны;

указание о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

Указания по обязательствам аудируемого лица включают сведения об ответственности аудируемого лица за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и отчетности; об обеспечении свободного доступа к документации и информации, необходимой для проведения аудита; о направлении аудируемым лицом в адрес его дебиторов и кредиторов по указанию аудиторской организации писем о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности; о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

К дополнительным сведениям относятся: общие сведения об оказываемых услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных организациях и союзах; примерный план проведения аудита, состав группы; общая характеристика применяемых методов; условия оплаты аудита; рекомендации по использованию аудиторского заключения; предложения о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и аудируемым лицом.

 

Определение объема аудита и оценка стоимости аудиторских услуг

 

Определение объема аудита.Объем аудиторской проверки – это оценка аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которые требуются для проведения аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения. При определении объема проверки аудиторы определяют значимые области, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица и для формирования финансовых результатов его деятельности, а также то, каких областей учета, бухгалтерских счетов, и операций у аудируемого лица нет. Для значимых областей аудита необходимо: определить области применения и типы применяемых аудиторских процедур по существу, возможность и необходимость использования средств внутреннего контроля и проведения необходимых тестов средств контроля; области проведения выборочной проверки и сплошной проверки; выявить условия, требующие особого внимания; определить целесообразность проведения аудита в филиалах, подразделениях; определить необходимость привлечения к аудиту отдельных объектов контроля специалистов (экспертов) соответствующей специальности.

Оценка стоимости аудиторских услуг. Оценка стоимости аудиторских услуг должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского риска, предполагаемого эффекта для аудируемого лица и других факторов. Все используемые формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг условно можно разделить на следующие группы: аккордная оплата, при которой сумма оплаты определяется и фиксируется в договоре до начала проверки (недостаток – это невозможность оценить реальную трудоемкость работы); повременная оплата, которая основывается на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора, зависящей от его квалификации; сдельная оплата, при которой расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности (применяется, как правило, при восстановлении бухгалтерского учета); оплата по результатам, которая предусматривает отказ от заранее определенной суммы за предоставленную услугу и установление оплаты в виде доли от сэкономленных для аудируемого лица финансовых ресурсов в результате выявления ошибок в ведении учета, уплаты налогов и т.д.; комбинированная оплата, которая представляет комбинации из перечисленных форм и видов оплаты.

 

Договор на оказание аудиторских услуг

Виды и правовая оценка договоров на проведение аудита и оказание аудиторских услуг. Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудиторской организации (аудитора) с аудируемым лицом. По договору исполнитель – аудитор обязуется оказать услуги, т.е. совершить определенные действия, а заказчик – аудируемое лицо обязуется оплатить эти услуги. Этот документ подтверждает и фиксирует официальное и юридическое согласование интересов двух сторон. Раньше договор на проведение аудита заключался как договор подряда. В главе 39 нового Гражданского кодекса РФ в систему договорных обязательств включен договор на возмездное оказание услуг. В этой главе устанавливаются правила оказания таких услуг, причем регламентируются те услуги, которые не охватываются другими главами Гражданского кодекса (к ним относятся аудиторские услуги). Особенностями договора на возмездное оказание услуг являются: предмет договора (в отличие от договора подряда предметом договора на возмездное оказание услуг является не результат, а действие/услуги); порядок исполнения договора (в отличие от договора подряда исполнитель договора на возмездное оказание услуг обязан выполнить услуги лично с привлечением помощников только по согласию аудируемого лица); оплата услуг (в отличие от договора подряда договор на возмездное оказание услуг должен содержать обязательства заказчика об оплате услуг вне зависимости от содержания аудиторского заключения); невозможность достижения результата работ (в отличие от договора подряда по договору на возмездное оказание услуг, если возникли обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает аудитору все фактически понесенные им расходы); обязательства сторон при одностороннем отказе от исполнения договора (в отличие от договора подряда заказчик и исполнитель договора на возмездное оказание услуг могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, но условием отказа со стороны заказчика является оплата исполнителю фактически понесенных им расходов, а со стороны исполнителя – полное возмещение заказчику убытков).

Структура и содержание договора на оказание аудиторских услуг. Договор на оказание аудиторских услуг состоит из следующих разделов: предмет договора; права и обязанности сторон; ответственность сторон при расторжении договора и условия расторжения договора; порядок сдачи работы; расчеты по договору; дополнительные условия; юридические адреса и банковские реквизиты сторон. В договоре указывается: своевременность выполнения работ по договору; сохранность документации; права заказчика во время выполнения работ; содействие заказчика; конфиденциальность полученной сторонами информации; ответственность аудитора (аудиторской организации) за ненадлежащее качество аудита; приемка заказчиком работы, выполненной аудитором (аудиторской организацией); качество работы; сроки обнаружения надлежащего качества результатов работ; права на результаты интеллектуального творчества.

 

Планирование аудиторской проверки

Назначение и принципы планирования аудиторской проверки. Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы и планирования. При планировании наряду с соблюдением общих принципов аудита должны соблюдаться и его частные принципы, к которым относятся: комплексность – обеспечение взаимопроверки и согласование всех этапов планирования от предварительного до составления общего плана и программы аудита; непрерывность – установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс); оптимальность – вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.

Общий план аудита. Общий план аудита – это руководство по осуществлению программы аудита. В нем рекомендуется предусмотреть: конкретные области, подлежащие изучению; формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к проведению проверки; распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудиторской проверки; бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предполагаемые сроки работы группы; инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также с положениями общего плана аудита; разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур; контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.

Программа аудита. Программа аудита является детальным развитием общего плана аудита и представляет собой перечень процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Ее составляют в виде программы тестов средств контроля (перечня процедур для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета) и программы аудиторских процедур по существу (перечня процедур для сбора информации непосредственно об оборотах и остатках на счетах). Выводы аудитора по каждому разделу программы аудита, отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского заключения, а сделанные в ходе проверки этих разделов замечания удобно использовать при подготовке письменной информации аудиторов руководству аудируемого лица по итогам проведения аудита. При необходимости программа (план) аудита в ходе проверки может быть пересмотрена с отражением причин и результатов этого в аудиторской документации.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Каковы источники информации о потенциальном клиенте.

2. В чем смысл предварительных переговоров с потенциальным клиентом?

3. В чем состоит экспресс-анализ состояния дел потенциального клиента?

4. Какова цель письма-обязательства о проведении аудита? Какие обязательные указания должны содержаться в нем?

5. Какие существуют формы и виды оценки оплаты аудиторских услуг?

6. В чем особенности договора на возмездное оказание услуг?

 

Тесты по теме

 

1. Письмо-обязательство до заключения договора на проведение аудита направляется:

а) общему собранию акционеров;

б) исполнительному органу экономического субъекта;

в) совету директоров.

 

2. Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиентом письмо-обязательство в соответствии с ГК РФ является:

а) офертой;

б) указанием;

в) призывом.

 

3. Аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на:

а) ознакомление с документами бухгалтерской отчетности;

б) аванс;

в) доступ к материальным ценностям в присутствии ответственных лиц.

 

4. Ответственность за результаты планирования несет:

а) совет директоров проверяющей аудиторской организации;

б) руководитель аудиторской организации;

в) аудитор, осуществляющий планирование.

 

5. Принцип комплексности планирования аудита означает:

а) охват при разработке общего плана и программы аудита всех участков финансово-хозяйственной деятельности клиента.

б) обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита;

в) обеспечение вариантности планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.