Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Каковы первоначальные следственные действия по делам о ДТП?





На начальном этапе планирования перечень первоначальных неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств.

Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшест­вия на автомобиле или без него, в плане расследования преду­сматриваются меры по розыску того и другого, которые осуще­ствляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о кото­ром органу расследования становится известно из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от во­дителя транспортного средства.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП.

Основными задачами этого следственного дейст­вия являются:

• установление факта ДТП, точного места и времени его со­вершения;

• предположительная классификация ДТП;

• установление направление движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;

• местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;

• состояние груза, дорожных сооружений и местных предме­тов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В со­ответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в ле­чебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фик­сируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных до­казательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт транспортного средства и др.), устанавливает очевидцев ДТП, налаживает нормальное движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.



До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (специалист-автотехник, криминалист — специалист в области транспортной трасологии, судебный ме­дик), а также дает указания относительно необходимых техниче­ских средств (осветители, средства для измерения, стереофото­графии и пр.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оператив­ного сотрудника.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фикси­рует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку.

• тип и состояние дорожного покрытия;

• ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие до­рожных знаков, характеристику прилегающих участков;

• обзорность, видимость, освещенность;

• интенсивность и плотность движения; наличие помех дви­жению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия. Для этого учитывают расположение оскол­ков осветительной аппаратуры транспортного средства; пролив­шегося топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости, следов, оставленных на дорожном покрытии колеса­ми и иными частями транспортного средства, следов на объектах обустройства дороги. Отмечаются зона распределения выяв­ленных объектов и следов, их размеры, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столбу на обочине, осевой линии, бордюрному камню и пр.). Особое внимание обращают на нали­чие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Если опрокидывание транспортного средства произошло при заносе на повороте,то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, радиус закругления дороги и ее поперечный профиль.

Осмотр транспортного средства (ТС) начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное со­прикосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму об­разовавшихся следов, их размеры и местоположение по отноше­нию к частям ТС, а также по отношению к дорожному покры­тию, высоту расположения верхней и нижней границ, следа. Повреждения ТС характеризуют вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и наслоения лакокрасочного покрытия, поч­венных загрязнений.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья. Фикси­руют их деформацию, отслоение загрязнений, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, частиц, крови, эпидерми­са, других веществ, отпечатки ткани одежды. Если произошло столкновение двух ТС, то осмотр начинают с поверхностей, контактировавших при столкновении. Учитывают, что столкно­вения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая сле­ды первичного соударения, выделяют так называемые контрпа­ры следов, т.е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью ТС оставлены следы на другом ТС, учитывают форму следа, его размеры и вы­соту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки две­рей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, освети­тельную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внут­реннюю часть салона (кабины), обращают внимание на состоя­ние ветрового стекла, его проемов (если стекло разбито), боко­вых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки пере­ключения скоростей, рукоятки ручного тормоза; отмечают поло­жение органов управления и показания спидометра.

Если имеется заявление водителя, что транспортным средст­вом управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на по­гибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и резиновые накладки педалей для последующего их экспертного сопостав­ления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе работником ГИБДД) проверяет техническое со­стояние рулевого управления, тормозной системы, действие ос­ветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпа­дении человека проверяется состояние дверных замков.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехо­да, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет при­дти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение по отно­шению к освой линии, обочине, базовым ориентирам ТС, фикси­руют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе осмотра фиксируют нали­чие и форму повреждений, их размеры, расстояние от подошвы стопы.

При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы воло­чения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покры­тия, грязи и т.п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшест­вия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которое помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления. Сначала фик­сируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС. Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа. Обращают внима­ние на отделившиеся от ТС детали, части, кусочки краски, ос­колки и т.п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объек­тах может быть сделан вывод, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Суммируя полученные дан­ные, следователь определяет ориентирующие данные для розы­ска ТС и дает задание по его розыску сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при ос­мотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, ру­коятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водитель ТС направляется в медицинское учреждениедля установления освидетельствования на состояние алкогольного опь­янения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следо­ватель выясняет, было ли исправно ТС перед ДТП, в чем заклю­чалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движе­ния. Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с дан­ными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впослед­ствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы пе­ред экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства; кто, кроме него, находился в кабине (салоне), сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения, какова была видимость, обзорность, какие транспортире средства находились на дороге и их взаиморасполо­жение, какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непо­средственно перед ДТП. Выясняют обстоятельства механизма са­мого ДТП: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или соби­рался предпринять; принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр.

В случае столкновения транспортных средств у каждого во­дителя выясняют, как ему представлялись действия другого во­дителя. При допросе водителя, скрывшегося с места происшест­вия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС во время ДТП.

При допросе свидетелей следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара чаще после того, как ДТП уже про­изошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего существенное значение имеет его местоположение в данной до­рожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

При допросе выясняют: направление движения ТС, прибли­зительную скорость его движения, наличие других ТС, поведе­ние потерпевшего и другие обстоятельства. Если столкнулись ТС, то свидетеля спрашивают о направлении и движения каж­дого из них.

Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водите­лем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли последний спиртные напитки, отвлекался ли во­дитель во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показания скоро­сти и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, свидетель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпри­нимал водитель, чтобы ее предотвратить.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.