Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономическая безопасность государства: виды, состояния способы регулирования.





Экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. ЭБ - составная часть национальной безопасности, ее фундамент, материальная основа. Исторически и логически проблема обеспечения экономической безопасности возникает одновременно с формированием государственности, осознанием экономических интересов общества. Объектами экономической безопасности выступает как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие элементы: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, людские ресурсы, хозяйственные структуры, семья, личность и др. Угрозы экономической безопасности - это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества, государства. Виды экономической безопасности: Внешнеэкономическая, Внутриэкономическая, Военно-Экономическая. Для обеспечения экономической безопасности РФ государством осуществляется следующая деятельность: 1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. 2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности РФ. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства; 3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ. Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности



 

29. Прогнозирование и планирование как ключевые инструменты государственного управления экономикой.

Понятие «прогнозирования». Это опирающееся на научные и эмпирические методы, информацию, предвидение о будущем состоянии объектов и характере изменения экономических процессов. Методы прогнозирования: пофакторный, аналитический, моделирование, на основе экспертных оценок. Виды прогнозов: по времени: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. По охвату: базовые (демографические, макроэкономические) и конкретно-прикладные (развитие отрасли, процесса).по целям (роли): пассивные и активные; поисковые (о судьбе явления) и нормативные – о путях и средствах достижения целей). Сущность планирования: это деятельность по разработке планов - целей, задач, показателей будущего состояния объекта - и способов действий, обеспечивающих их осуществление. Планы всегда имеют количественные и качественные показатели, привязаны к определенному времени действия и оформляются в документальной форме. Понятие «прогнозирования». Это опирающееся на научные и эмпирические методы, информацию, предвидение о будущем состоянии объектов и характере изменения экономических процессов. - В рыночной экономике оно многообразно и превалирует индикативное (рекомендательное, система планового воздействия на экономику при помощи индикаторов, т.е. экономич. рычагов, таких как налоги, ссудные проценты, дотации, субвенции, кредиты.) планирование. - Стратегическое планирование представляет собой набор действенных решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организациям в достижении целей. Четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое планирование. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. -Президент РФ Д.А.Медведев на заседании Совета Безопасности РФ 2009 года высказал ряд очень значимых положений. Суть их в следующем: стратегическое планирование - важнейший фактор развития страны и обеспечения ее национальной безопасности и потому к планированию отныне будет иной подход. Доминирование ведомственных приоритетов и раздробленности мешает двигаться вперед. От этого государство намерено избавляться «путем единого порядка подготовки документов и тесной координации между федеральным центром, регионами и муниципалитетами, а также гражданским обществом». Речь идет о формировании вертикали стратегического планирования под руководством главы государства. которое, безусловно, должно опираться на четкую нормативно-правовую базу.

 

30. Практическая и теоретическая дилемма «план или рынок» (творческий анализ студента).

Эффективное управление государством предполагает знание современных методов регулирования, оценку последствий воздействия государства на экономику. Способами реализации экономических функций является прогнозирование и планирование развития хозяйства в целом, его сфер, отраслей, регионов, предприятий. В управлении экономикой прогнозирование является первоосновой для любого хозяйственного решения, а планирование предоставляет механизм его реализации. По объектам прогнозирования выделяют: экономические, экологические, научно-технические, социальные и внешнеэкономические прогнозы. По характеру прогнозирования они бывают частные и комплексные, а по продолжительности – краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Макроэкономическое планирование представляет собой механизм государственного управления экономикой посредством целенаправленной деятельности по обеспечению ее динамичного развития. Под планированием понимается процесс принятия управленческого решения, включающий выбор и научную постановку целей экономического развития и разработку мер по их достижению. Сущность планирования заключается в сознательном определении целей позитивного экономического движения и соизмерение их с возможностями, ресурсами. План является ориентиром и руководством к действию для получения конкретного результата и обязателен для выполнения. По форме проявления и содержанию различают директивные, индикативные и стратегические планы. По периоду действия планы бывают краткосрочными (годовыми), среднесрочными, долгосрочными. Каково рациональное взаимодействия рыночных механизмов и государственного управления экономикой? Приоритетный выбор модели экономического развития каждой из стран был исключительно индивидуален исходя из условий, традиций развития общества. Анализ экономического развития большинства развитых стран показывает, что в динамичной рыночной экономике прогноз, план и рынок не только благополучно сосуществуют, но и взаимосвязаны, поскольку государство создает условия для рыночных основ экономики (свободное предпринимательство, конкуренция) и эффективно влияет на формирование рыночных механизмов и регуляторов посредством амортизационной, налоговой, кредитной, бюджетной политики. В условиях перехода к рыночным отношениям необходимость государственного управления экономикой, прогнозирование и планирование ее развития продиктована усилением макроэкономической неустойчивостью и расширением интеграции страны в мировую экономику, ростом бюджетных расходов, связанных с обеспечением социальной защиты слабозащищенных категорий населения, решением экологических проблем и др. Система прогнозирования, планирования и разработки программ социально-экономического развития становится действенным инструментом реализации экономической политики государства. Реализация большинством стран долгосрочной стратегии развития, предусматривает применение методов государственного управления экономическим потенциалом. Опыт реформирования экономик по рыночным схемам доказывает невозможность их возрождения без общенационального прогнозирования и планирования, программно-целевого регулирования.

 

 

31. Содержание и формы государственного планирования в условиях рыночной экономики.

Сущность планирования: это деятельность по разработке планов - целей, задач, показателей будущего состояния объекта - и способов действий, обеспечивающих их осуществление. Планы всегда имеют количественные и качественные показатели, привязаны к определенному времени действия и оформляются в документальной форме. Долгосрочные и среднесрочные планы имеют годовую подразбивку и в ходе исполнения обязательно корректируются. Основные формы государственной плановой работы: - Разработка и принятие плановой концепции; - Определение сфер и показателей директивного планирования (например оборонный заказ); - Разработка и применение форм и методов индикативного планирования; - Разработка и принятие государственных целевых программ на всех уровнях власти; - Формирование плановых объемов государственных заказов и закупок; - Гос. финансовое планирование - бюджеты, внебюджетные фонды, целевые фонды; - Государственные планы (программы) приватизации; - Планы по развитию и функционированию госсектора и использованию государственного имущества; - Гос. инвестиционные планы и программы; - Планы формирования государственных материальных резервов; - Программы внешнеэкономической деятельности; - Программы ЦБ РФ по регулированию денежной массы и денежного обращения, валютных курсов, золотовалютных резервов и др. Президент РФ Д.А.Медведев на заседании Совета Безопасности РФ 2009 года высказал ряд положений: стратегическое планирование - важнейший фактор развития страны и обеспечения ее национальной безопасности и потому к планированию отныне будет иной подход. Доминирование ведомственных приоритетов и раздробленности мешает двигаться вперед. От этого государство намерено избавляться «путем единого порядка подготовки документов и тесной координации между федеральным центром, регионами и муниципалитетами, а также гражданским обществом». Речь идет о формировании вертикали стратегического планирования под руководством главы государства. которое, безусловно, должно опираться на четкую нормативно-правовую базу.

 

32. Современные трансформации в государственном секторе экономики (аналитическое мнение студента).

Государственный сектор экономики - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации. Реальная доля государственного сектора России в выпуске ВВП неизвестна. Точнее, официальная статистика не публикует соответствующих данных. В числе негосударственных предприятий все компании с государственным участием, если размер участия не превышает 50% активов, в том числе, например, «Газпром». Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных),электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. В России в течение всего периода перестройки на рыночную основу шел сложный и трудный процесс: отход от полностью огосударствленной экономики, создание частного рыночного сектора и выделение собственно государственного. За последние 9 лет удельный вес государственной собственности в российской экономике сильно уменьшился и продолжает сокращаться. Разрешение экономических проблем, связанных как с ходом реформ, так и с необходимостью дальнейшего развития отношений собственности, требует продолжения трансформации экономики при учете интересов новых собственников, появляющихся в ходе преобразования конкретных видов собственности. При разработке стратегии экономического развития России государственному сектору экономики целесообразно отвести роль главного представителя и гаранта национальных интересов, равного среди других субъектов экономики, а также основного инициатора системных преобразований в ней. Потребуются экономические механизмы и институты собственности, жестко регламентирующие функционирование объектов собственности в системе экономических отношений государства совместно с частным капиталом. Главное — сбалансированное по критерию социально-экономической эффективности развитие государственного и негосударственного секторов. Государство призвано оказывать содействие, чтобы объекты, относящиеся к различным формам собственности, развивались с соблюдением комплексности и в необходимых пропорциях.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.