Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сравнительный анализ этических кодексов социальных работников различных стран (России, США, Великобритании)





 

Содержание

Введение………………………………………………..…….……………...…………….3

1 Сущность этических кодексов……………………..…………......................................4

1.1 Генезис этических кодексов………………………….…………..….…………….4

1.2 Этические дилеммы и

ценностные противоречия в социальной работе………………….……….....……..10

2 Анализ российских и зарубежных этических кодексов……….………………….…17

1.3 Роль этических кодексов Зарубежных стран:

Великобритании и США……………………………………..…………….…..……..17

1.4 Сходства и различия российских и зарубежных этических кодексов………...22

Заключение ……………………….………………………..………………….…………24

Список использованных источников….…………………………………...………...…25

Введение

 

Профессия специалиста по социальной работе пользуется большим уважением в мире. Её престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в странах, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства.

Главная цель «Кодекса этики социального работника и социального педагога» - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника и социального педагога) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

Современный подход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен в квалификационной характеристике «Специалист по социальной работе». Профессиональные стандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом социальный работник рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей. [9]



 

 

1 Сущность этических кодексов

1.1 Генезис этический кодексов

История становления этических кодексов напрямую связано с развитием профессиональной этики, которая формировалась следующим образом.

Мир профессий начал складываться - технико-организационно и психологически – на исходе Средневековья, хотя своими корнями он уходит к древней античности. Напомним об основных композиционных линиях общего усовершенствования процесса, обусловивших широкую профессионализацию социума.

В ту эпоху в Европе произошли впечатляющие по интенсивности и широте протекания процессы роста общественного разделения труда как основы уже профессионального разделения (это было проанализировано и выразительно описано в трудах классиков политэкономии и социологии). Вместе с тем происходило отслоение частной жизни от публичной, ставшей центром профессионализации разного свойства. Почти одновременно от сельского образа жизни отпочковался образ жизни урбанистический. Последний опять-таки сосредоточивал профессиональную деятельность различных профилей. Примерно тогда же форсировались процессы истории зарождения политики и, несколько позднее, нациогенеза. Оба они востребовали для своего функционирования расширения числа образованных и специально подготовленных кадров. Человека эпохи расцвета наук и искусств, универсального человека стал теснить человек эпохи Просвещения, уже порядком профессионализированный. Это вызвало к жизни массовую школу, ремесленные учебные заведения, необходимые для обеспечения роста производительных сил, транспортной инфраструктуры, управления и военного дела. [1, с. 202]

Из элементов социальной системы одна за другой выстраиваются сравнительно самостоятельные функциональные подсистемы и много охватывающие функциональные сферы деятельности. Они обладают собственными факторами развития. Из хозяйственной, домашней деятельности образуется экономика и финансовая сфера. Из деятельности управленческой складывается сфера политических отношений и организаций. Выделяется сфера правовых отношений и институтов, образовательно-воспитательных учреждений, медицины и науки и т.п. вплоть до спорта, информационно-развлекательной сферы – последние ближе к нашему времени. При этом близкие и отдаленные последствия ускоренной профессионализации социума оказались амбивалентными: без нее вряд ли были бы возможны грандиозные перевороты в сфере производства, культуры, технического и научного прогресса и даже всего образа жизни человека. Но эти же последствия обусловили рост отчуждающих феноменов, образование «частичного человека» и «профессионального кретинизма» - в терминологии XIX века, вдохновленного утопическими идеалами всесторонне развитой личности, которые в значительной мере утратили привлекательность в XX веке. Профессионализация внесла весомую лепту в сложнейшие процессы прежде заботливого общества, без понимания которой не возможно приступить к дискурсу о происхождении и природе профессиональной этики (морали) – в данном тексте понятия «этика» и «мораль» используются как равнозначные, а если они и различаются, то это особо оговаривается. [1, с. 202]

В практиках взаимодействия профессионалов друг с другом и с потребителями продуктов их труда, в опыте регулирования их деятельности и появились зачатки профессиональной этики – они дополняли обычные административно-правовые регулятивы (нормы, санкции). Об этом свидетельствуют университетские библиотечные каталоги начала-середины XVI столетия. В них указывались, прежде всего, труды по медицинской этики, опирающиеся на письменные и устные свидетельства времен античности, которые по-разному оценивали этический фактор во врачевании. Складываются этика банковского дела и торговли, адвокатская этика и этика отношений в области науки о образования и так далее.

Вначале речь идет преимущественно о повышенных требованиях к поведению профессионалов в отдельных сферах деятельности, а не о каких-то новых моральных требованиях. В основном в тех сферах, которые непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей людей с помощью высококвалифицированного труда. В такого рода видах деятельности административно-организационных и даже правовых регулятивных инструментов оказывается недостаточно, так как деятельность профессионалов не умещается в систему технологически строго упорядоченных действий. Труду в этих сферах не свойственны жесткая запланированность и предоставление содержательной стороны явления в виде формальной системы, позволяющие сравнительно просто применять названные регулятивные механизмы. [7, с. 27]

В то же время профессиональный труд опосредован разносторонними комплексами гуманистических мотивов, поскольку от эффективности этого труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе, защита его прав и основных жизненных ценностей. Максимально индивидуализированный, подобный труд исчисляется, как правило, через воздействие на последующую жизнедеятельность людей. Тогда-то и возникает необходимость в новых побуждениях, ограничениях и запрещениях, в новой мотивации, ценностях и идеалах. Все это вызывает новую - более высокую и многогранную – моральную ответственность. В ряде случаев это потребовало выработать (а затем и зафиксировать) особые кодексы, декларации о намерениях, всевозможные «клятвы». Они были призваны, с одной стороны, обеспечить следование профессионалов определенным стандартам поведения, в которых находили выражение интересы «пользователей» профессиональной деятельности. С другой – поддерживать моральный престиж и репутацию профессиональных сообществ в «большом» обществе, внушить к ним доверие и тем самым обеспечить материальные и духовно-нравственные предпосылки для собственного развития членов этих сообществ. Наряду с требованиями, обращенными вовне, профессиональные сообщества стремились выработать и закрепить моральные нормы, регулирующие взаимоотношение их членов. Весьма характерны в этом смысле уставы, определяющие жизнедеятельность цехов в городах Западной Европы.

Этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы и тех, и других не противоречат друг другу. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными просветителями, находили отклики в самых различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические и философские труды светских ученых, на творчество литераторов.

Светские авторы, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и продолжают развивать ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной души, для ее совершенствования.

В постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как сложной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Человек и его благо, оказание ему помощи в самореализации привлекают все большее внимание общественной мысли. Личность становится центром философских изысканий многих мыслителей - социологов, политологов, психологов, философов, а его благо, счастье и жизнь, условия, наиболее благоприятные для его существования и всестороннего развития, - наиболее значимым предметом изучения и исследования.

Неизбежно происходит постепенная, медленная, фундаментальная переоценка целей современной цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек – человек вне зависимости от материального достатка, способности к труду, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т. п. [5, с. 339]

Для духовных авторов главное в этике благотворительности – неукоснительное соблюдение заповедей, и в первую очередь заповеди « возлюби ближнего своего».

Совокупность новых ценностей и норм поведения образует ту или иную профессиональную этику.

Появление профессиональной этики предшествует созданию научных теорий о ней, поскольку профессиональная этика, возникающая первоначально как явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов (писаных и неписаных), заключающих в себе не только этические требования к содержанию и результатам деятельности, а также выводы, сделанные на основе обобщений. Таким образом, профессиональная этика – это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология.

В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения специалистов. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом. Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач. В целом же профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профессиональной деятельности. [5, с. 339]

Итак, профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершения данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, - т.е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде.

Одной из основательниц профессиональной социальной работы Мэри Ричмонд были разработаны принципы, на которых должно строиться взаимодействие между социальным работником и клиентом, она назвала их "принципами ментальной гигиены" (впоследствии они были положены в основу Этического кодекса социальной работы): симпатизировать клиенту, отдавать ему предпочтение, поощрять его, строить с ним совместные ясные планы действий.

Таким образом, на основе профессиональной этики создавались профессионально-этические кодексы различных стран, таких как Великобритания и США, которые широко известны на сегодня по всему миру. [5, с. 339]

В СССР же в работе по подготовке Кодекса этики членов ССОПиР участвовала группа экспертов ССОПиР во главе с вице-президентом ССОПиР Липским И.А., профессором, доктором педагогических наук, академиком РАЕН и Шмелевой Н.Б., профессором, доктором педагогических наук, деканом гуманитарного факультета Ульяновского государственного университета, а также рабочая группа Союза социальных педагогов и социальных работников, возглавляемая А.Н.Дашкиной, кандидатом педагогических наук. Президентом ССОПиР, в которую вошли представители Костромской, Кемеровской, Ленинградской, Московской, Оренбургской областей, Республики Тыва и г. Москвы.

Проект Кодекса был распространен во все субъекты Российской Федерации для широкого обсуждения на местах и в региональных центрах, на семинарах и конференциях, в том числе с ним были ознакомлены делегаты Съезда социальных работников, прошедшего в Саратове в конце ноября 2002 года.

Настоящий «Кодекс этики социального работника» в Российской Федерации разработан на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников и членом Международной Федерации социальных работников – общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников» (22 мая 1994 г.). Кодекс представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей.

На сегодня профессионально-этический кодекс (от латинского codex - книга)это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением. [7, с. 27]

 

 

1.2 Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе

Моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

1. Принцип моральной ответственности перед клиентом:

- работники должны относиться к клиентам с присущим их профессии гуманизмом;

- интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работников службы;

- работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;

- работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем. [6, с. 34]

2. Принцип моральной ответственности перед обществом:

- деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния всего общества;

- работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.

3. Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:

- работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;

- работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими собственного предназначения;

- работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству с коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.

Нравственные парадигмы и ценностные императивы - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость, ответственность - являются основаниями, на которых строится конкретная социальная работа. [6, с. 34]

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе такие, например, абстрактные ценности, как самоопределение или суверенность личности клиента не только трудно, но подчас и опасно, если они вызывают у социального работника ложное чувство самоуспокоенности, в то время как клиент не в состоянии адекватно их реализовать.

Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Например, многие национальные этические кодексы и уставы социальной работы требуют от социальных работников не участвовать в действиях, нарушающих или уменьшающих гражданские или юридические права клиентов. В то же время они должны соблюдать свои обязательства перед организацией-работодателем. Совершенно реальна ситуация, когда эти два принципа вступают в противоречие друг с другом, если политика учреждения, которому переданы права, приводит к нарушению гражданских прав клиентов, например, в силу финансовых интересов или корысти в случае "распределения" гуманитарной помощи. [2, с. 385]

Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. Тем не менее можно выделить группу этических дилемм, которые рано или поздно возникают в практической социальной работе в любом обществе и к преодолению которых в силу предупреждающей ответственности следует быть подготовленными.

Независимость и манипулирование. Для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование и, следовательно, как разрушение самой сущности гуманизма. Там, где можно решить проблемы без манипулирования волей человека, вопрос о ценностях не стоит. Но если такое решение невозможно без хотя бы незначительного воздействия или навязывания ценностей, а цель заманчива и реальна, социальный работник сталкивается с этической дилеммой. [4, с. 138]

Например, настаивая на том, что человек должен не мириться с обстоятельствами, а стремиться их изменять, что надо рационально использовать достоверные знания и планировать свое будущее, социальный работник не может быть уверен, будто бытие станет совершеннее благодаря его усилиям. Не может он быть уверен, что данная ситуация и не ухудшится от его вмешательства.

Имея дело с пессимистически настроенными людьми, социальные работники нередко используют такие выражения, как "безразличие и сопротивляемость клиента", "помощь в осознании клиентом его ситуации и необходимости ее преодоления", "помощь человеку в развитии его сопротивляемости трудностям" и др. Однако в известном смысле эти выражения - лишь эвфемизмы стремления внедрить в сознание людей ценности самого социального работника и его веры в успех перемен, что, вероятно, должно рассматриваться как форма манипуляции.

В этих и других подобных ситуациях неясным является вопрос о пределах независимости человека от воли социального работника, о праве клиента на принятие решения и обязанности социального работника определять, в каких рамках он может предоставить это право клиенту. Поэтому в социальной работе необходимо ограничивать возможности манипулирования сознанием и поведением, с тем чтобы ориентировать клиента на идентификацию собственных ценностей и соотнесение с ними своих поступков. Когда в центре внимания клиента находятся его собственные ценности, потенциал манипулирования снижается. Для этого надо развивать способности клиента делать осознанный и целенаправленный выбор ценностей и нести ответственность за этот выбор. [4, с. 138]

Патернализм и самоопределение. Одна из ключевых ценностей социальной работы - благополучие клиентов - актуализирует проблему патернализма. Патерналистская парадигма предполагает опекунскую модель отношений социального работника и клиента, "ведение" последнего, допускает вмешательство в его желания или свободу для его же собственного блага. В интересах клиента, защиты его от самого себя патернализм считает возможным ограничивать саморазрушительные действия клиента, обязывать его принимать услуги против желания или принудительно, признает право социального работника утаивать информацию или предоставлять дезинформацию и т.п.

Подобная практика воспринимается неоднозначно и вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, считается возможным предоставить клиенту право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой - социальные работники ответственны за защиту клиентов от них самих в случае их неадекватного восприятия мира и действий. Эта этическая дилемма относится к самоопределению клиентов и их способности осознать свое положение и принять оптимальное решение.

В современном мире патерналистская модель социальной работы постепенно - на Западе быстрее, в России значительно медленнее - утрачивает свои позиции. Укрепляется принцип информированного согласия, превращающий клиента из пассивного получателя благ и объекта для манипуляций в партнера. Это означает совместное принятие социальным работником и клиентом решения о помощи и признание того факта, что обе стороны вносят нечто существенное во взаимоприемлемый и эффективный характер сотрудничества. В самом деле, только клиент знает свои ценности, которые приобретают решающее значение при оценке ожидаемых результатов помощи. Большинство людей заинтересовано в том, чтобы самостоятельно принимать решения, влияющие на их жизнь. Самоопределение человека есть одна из высших ценностей, и социальная работа не должна являться исключением. [8]

Необходимость говорить правду. Эта дилемма близка с предыдущей и состоит в том, что, с одной стороны, не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации об их состоянии и благополучии, и считается, что нельзя отказывать им в правдивой информации или предоставлять дезинформацию. С другой стороны, в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или "снабдить" их дезинформацией ("спасительной ложью") для их же пользы.

В западной практике социальной работы преобладает первая позиция, в российской - пока вторая. В сочетании с низкой правовой культурой акцент на возможности обмана, хотя бы и "спасительного", представляет собой размывание нравственных ценностей и профессиональной этики, а также реальную почву не только для нарушений закона, но и для криминализации отношений "социальный работник - клиент".

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Во всех национальных этических кодексах и уставах содержится положение о том, что социальный работник, уважая личность и достоинство клиента, должен сохранять полученную от него информацию строго конфиденциально. Информация, используемая в одном случае, не должна быть применена для других целей без соответствующих санкций. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия конфиденциальной информации, например перед лицом угрозы со стороны клиента третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в конкретной ситуации, о целях получения информации и ее пользования и одновременно получить согласие клиента, например, на печатание, запись разговора, участие третьего лица.

Масштабная компьютеризация всех сфер социума, возможность доступа к информации через электронные средства также ставят проблему конфиденциальности. [2, с. 385]

Хотя профессиональная этика предусматривает возможность раскрытия конфиденциальных сведений, не существует согласия в том, при каких именно условиях допустимо это раскрытие. Считается, что побудить к этому могут чрезвычайные обстоятельства. На наш взгляд, отсутствие ясности в этом вопросе влечет необходимость более глубокого обсуждения моральных оснований проблемы. Кроме того, при определенных обстоятельствах рассматриваемую дилемму можно квалифицировать не только как ценностно-этическую, но и как этико-юридическую.

Доносительство. Подчас социальные работники вынужденно или сознательно преступают закон или нарушают правила учреждений, в которых работают. В этом случае они ставят перед моральным выбором своих коллег, которые узнали об этих нарушениях. На одной чаше весов находятся нормы профессиональной этики, на другой - профессиональная лояльность и солидарность, чувство дружбы, репутация, угроза собственному положению.

Бремя и сложность подобного выбора побуждают социальных работников опасаться выявлять и делать предметом гласности правонарушения в своей профессии. Поэтому те из них, кто получил информацию и доказательства этически или юридически неправомерных действий своих коллег, вынуждены тщательно взвешивать свои действия ввиду своих обязательств по отношению к профессии, клиентам, коллегам, организации, своему будущему. [9]

Законы и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому подчас благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В ряде случаев следование букве закона способно причинить вред клиенту, что ставит социальных работников перед сложным выбором. Некоторые из них считают допустимыми любые действия с целью защиты интересов клиента, даже если они нарушают закон или другие этические нормы; большинство же социальных работников выбирает закон. В России нередко приоритет отдается нравственным решениям. Как и в случае с другими дилеммами, простых ответов здесь нет.

Личные и профессиональные ценности. В основе еще одной группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным и иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. [10]

 

 

2 Анализ российских и зарубежных этических кодексов

2.1 Роль этических кодексов Зарубежных стран: Великобритании и США

Основные принципы этического кодекса Ассоциации социальных работников Великобритании:

- центральным в социальной работе является признание ценности и достоинства каждого человека независимо от происхождения, положения, пола, сексуальной ориентации, возраста, веры и вклада в общественное развитие. Профессия связана с поощрением облегчением процесса самореализации индивида в соответствии с интересами других членов общества;

- социальная работа направлена на улучшение жизни людей, связана с фасилитацией (созданием комфортных условий для клиента) и предупреждением трудностей и страданий. Социальные работники, следовательно, ответственны за помощь индивидам, семьям, группам и общинам, участвуют в социальном планировании. Социальная работа имеет разработанные методы практики, которые основываются на постоянно растущем комплексе знаний и опыта;

- социальный работник обязан выполнять свои задачи честно и умело. Он признает профессиональные обязанности не только для того, чтобы улучшить свои знания и навыки, но и для развития профессионального знания в целом. Это предполагает постоянную переоценку метода и образа действий в контексте меняющихся потребностей, а также сотрудничество тех, от кого зависит благополучие клиента; [6, с. 34]

- социальный работник имеет право и обязанность привлечь внимание властей и широкой общественности к деятельности правительства, общества или агентств, создавая и усиливая трудности и страдания или противодействуя их облегчению. Социальные работники зачастую находятся между властными структурами и безвластными просителями услуг. Социальные работники считаются с теми, под чьим началом они работают, и отвечают за эффективную работу своей организации.

Принимая положение о принципах, включающее первейшие обязанности социального работника, каждый член профессионального объединения соблюдает следующие правила:

- способствовать формулированию и применению мер социальной политики, обеспечивающей благополучие человека, и не допускать применения своих знаний, навыков и опыта в негуманных целях;

- уважать личность своего клиента и гарантировать защиту его достоинства и прав независимо от происхождения, положения, пола, возраста и вклада в общественное развитие;

- способствовать расширению возможностей клиента и развитию его способности самостоятельно принимать решения;

- не отвергать своего клиента, даже если приходится защищать от него других, или признать свою неспособность помочь ему;

- признавать приоритет профессиональной ответственности перед личными интересами;

- знать, что продолжение профессионального образования является основой практики социальной работы, и чувствовать собственную ответственность за уровень предоставляемых услуг;

- сотрудничать с другими в интересах своих клиентов;

- в случае публичного заявления или участия в общественной деятельности разъяснять, действует он от имени организации или от себя лично;

- понимать, что информация, используемая в одном случае, не должна быть применена для других целей без соответствующих санкций. Уважать личную жизнь клиентов и конфиденциальную информацию о них; [4, с. 138]

- создавать и поддерживать в службах социальной работы условия, которые позволяют социальным работникам выполнять предписания этого кодекса.

Независимо от того, признаем мы это или нет, каждый из нас имеет собственные ценности и убеждения, влияющие на наши действия и решения, определяющие цвета, в которых мы видим окружающий мир. Это проникает и в нашу профессиональную деятельность, ведь невозможно делать что-то в ценностном вакууме. Очень важно отдавать себе отчет в том, какую роль ценности и убеждения могут играть в нашем мышлении, аттитюдах и поведении. Вот почему все организации и ассоциации социальных работников разрабатывают и ориентируются на список ценностных ориентаций или этический кодекс, служащий руководством для практиков.

Десять заповедей из этического кодекса Ассоциации социальных работников США

1. Люди имеют право на услуги и возможности улучшить качество жизни.

2. Безопасность клиентов является первым условием.

3. В целом люди делают лучшее, что они могут, и не направлены на причинение вреда.

Однако нередко они все же наносят вред друг другу в попытке справиться с ситуацией, когда у них недостаточно знаний или умений. Следовательно, обучение необходимым навыкам необходимо для снижения риска возникновения конфликтных ситуаций между людьми.

4. Сложные ситуации могут дать шанс для изменений.

Когда люди страдают в трудных ситуациях, чаще всего они становятся более открытыми к новому, если осознают, что прежние реакции, поведение, действия причиняют им боль. Сложные времена можно рассматривать как возможность привлечения людей к обучению новым альтернативным формам деятельности в трудных условиях, которые могут привести к положительным результатам.

5. Неподходящие действия могут причинить вред.[3, с. 206]

Многие из нас, социальных работников, хотели бы думать, что помогают клиентам. Очевидно, что мы не будем целенаправленно выбирать те действия, которые являются скорее вредными, нежели полезными в той или иной ситуации, поэтому едва ли не самым важным является предусмотрительность, осторожность, постоянный анализ и оценка предложенных вариантов. Важнейшим требованием является вовлечение самого клиента в процесс обслуживания и оценивания с целью получить более обстоятельную картину улучшений или потерь в результате выбранной стратегии.

6. Наиболее полезным является применение пробного, экспериментального подхода в работе с клиентами.

Это подразумевает признание следующего тезиса: то, что работает в одном случае, не обязательно работает всегда. Если мы (социальный работник и клиент) будем рассматривать предпринятые нами попытки изменить что-то в ситуации как эксперимент, мы не будем особенно расстраиваться в случае неудачи.

Нам также некого будет стыдить за отсутствие видимых перемен в пробной ситуации. В случае научного эксперимента отрицательный результат, не подтвердивший наши ожидания, дает дополнительную информацию, которую возможно применить в будущем.

В контексте этого убеждения содержится также желание и способность социальных работников применять разные варианты решения к одной ситуации; вариативность подходов, в свою очередь, требует от профессионала владения целым рядом методов и множеством техник.

7. Вы не можете говорить о клиентах, что они безнадежны.[3 ,с .206]

Многие опытные социальные работники могли бы перечислить определенные индикаторы, по которым они предполагают, что тот или иной случай с клиентом будет успешным. Из моего личного опыта я могла бы привести несколько примеров, когда я начинала работать с клиентом, думающим о себе самом как не имеющем никакой надежды найти свой путь на этой земле. Однако вскоре происходили первые позитивные изменения, а затем я становилась свидетельницей невероятного прогресса! Я уверена, что предугадать отсутствие изменений невозможно, поэтому по поводу перспектив каждого нового клиента нужно быть настроенным как можно более оптимистично, невзирая ни на какую ужасную информацию о них. К тому же, этот позитивный настрой передается и клиенту, в свою очередь, помогая ему приобрести надежды.

8. Клиенты - это наши коллеги/партнеры, они требуют уважения и конфиденциальности.









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.