Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГУ)

Кафедра «Библиотековедения и библиографии»

 

ЭБС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Выполнила: Кравцова Т. А.

студентка 2 курса

Научный руководитель:

Аммаев К.А., доцент

 

Махачкала

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение ……………………………………………………………….. 3-5

Глава 1. Понятие электронно-библиотечной системы………………..6-13

1.1. Электронно-библиотечная система вуза: проблемы создания, тенденции развития.....................................6-9

1.2. Электронно-библиотечная система как объект гражданско-правовых отношений ……………………………………………………………….. 10-13

Глава 2.Сравнительный анализ результатов исследований проблем развития ЭБС..............................................................................................................14 -23

2.1. Обзор действующих в университете электронных образовательных ресурсов и сравнительный анализ информационного потенциала электронных библиотечных систем……………………………………………………..14 -18

2.2. ЭБС: проблемы формирования и использования информационных ресурсов в образовательной деятельности на примере научной библиотеки Даггосуниверситета им.Абилова А.А. …….19-23

 

 

Заключение……………………………………………………………..24

Список использованной литературы………………………………….25

Приложения……………………………………………………………..26

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный студент получает качественное высшее образование благодаря прослушиванию лекций, выполнению самостоятельной работы, активному участию в семинарах и использованию такой новой возможности, как электронные библиотечные системы[ЭБС]



Электронно-библиотечные системы представляют собой совокупность электронных учебников, книг и других документов, объединённых по тематическим признакам. Студент легко может найти нужный документ в каталоге, где информация дифференцирована по дисциплинам. Также, нужную информацию можно найти и в расширенном поиске – по ключевому слову, автору, жанру. Учащийся очник и трудящийся заочник у которого имеется доступ к ЭБС экономит своё время на получение нужной ему литературы, ведь ЭБС функционируют круглые сутки и доступны из любой точки земного шара. Всё это особенно важно в режиме активного обучения.

Проблема исследования состоит в ответе на вопрос «Как приобщить студентов к пользованию ЭБС в учебном процессе?»

Объект исследования. Научная библиотека Дагестанского государственного университета им. А.А. Абилова, а именно ЭБС на которые она подписана.

Предмет исследования.ЭБС в образовательной деятельности ВУЗа.

Цель исследования.Изучение понятия ЭБС. Каков рынок ЭБС? Как они устроены? Приобщить студентов к ЭБС для пользования.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Определить на какие ЭБС подписан Дагестанский государственный университет.

2. Рассмотреть каждую ЭБС. Сравнить их.

3. Решить проблемы, возникающие в организации обслуживания потенциальных пользователей ЭБС

4. Проследить историю развития ЭБС в мире

Методы исследования: изучение, анализ, сравнение ЭБС, статистика зарегистрировавшихся студентов из общего количества обучающихся, интервью у специалиста.

Работа изложена на 25 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Глава 1. Понятие электронно-библиотечной системы

Обзор действующих в университете электронных образовательных ресурсов

НБ им. Абилова «ДГУ» подключена к следующим ЭБС (на основании договоров об оказании информационных услуг):

1. ЭБС ibooks.ru создана ведущими российскими издательствами учебной, научной и деловой литературы «Питер» и «БХВ-Петербург» в тесном сотрудничестве с Ассоциацией региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН).

Контент ЭБС «Айбукс» содержит более 12000 наименований по всем укрупненным группам специальностей (УГС) от более чем 100 издательств. Более 3000 наименований являются абсолютным эксклюзивом.
ЭБС ibooks.ru – это широкий спектр самой современной учебной и научной литературы ведущих издательств России. Основу коллекции составляют издания по информатике, точным наукам, экономике и менеджменту, педагогике и психологии. ЭБС постоянно пополняется электронными версиями изданий, только что вышедших из печати. Большинство книг имеют грифы(печать, штемпель) Минобрнауки РФ, Учебно-методических объединений и Научно-методических советов по различным областям знаний.

2. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» — это электронная библиотека, обеспечивающая доступ высших и средних учебных заведений, публичных библиотек и корпоративных пользователей к наиболее востребованным материалам учебной и научной литературы по всем отраслям знаний от ведущих российских издательств. Ресурс содержит учебники, учебные пособия, монографии, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии, видео- и аудиоматериалы, иллюстрированные издания по искусству, литературу нон-фикшн, художественную литературу. Каталог изданий систематически пополняется новой актуальной литературой и в настоящее время содержит почти 100 тыс. наименований. Основная форма использования ЭБС – абонентская годовая подписка организации, позволяющая предоставлять бесплатный безлимитный удаленный доступ каждому сотруднику или учащемуся этой организации. Доступ к ЭБС возможен через стационарные и мобильные компьютеры, планшеты и смартфоны. Действует на рынке с 2006 года и специализируется на электронных материалах, в том числе электронных учебниках для вузов, преимущественно по гуманитарным дисциплинам. Библиотека была создана издательской группой «Директмедиа Паблишинг» и зарегистрирована в Государственном реестре баз данных ФГУП «Информрегистр». На сегодняшний день библиотека согласно предоставляемой ее сотрудниками информации содержит более 16 тысяч книг и по- стоянно пополняется новыми материалами.

3. Электронно-библиотечная система IPRbooks — научно-образовательный ресурс для решения задач обучения в России и за рубежом. Уникальная платформа ЭБС IPRbooks объединяет новейшие информационные технологии и учебную лицензионную литературу. Контент ЭБС IPRbooks отвечает требованиям стандартов высшей школы, СПО, дополнительного и дистанционного образования. ЭБС IPRbooks в полном объеме соответствует требованиям законодательства РФ в сфере образования (лицензионные документы).


Вывод

Ознакомившись с основными ЭБС, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика развития ЭБС, что соответственно отражается на процессе обучения в ВУЗе.

Улучшаются сервисные возможности ЭБС, например, система «IPRbooks» предлагает 3 варианта подключения. Стоимость подключения к пакету «Базовая» напрямую зависит от количества приобретаемых доступов и срока подключения к ЭБС. Если необходимо подключение отдельных тематических блоков или издательских коллекций, то используются «Пакетные подключения» и «Базовая плюс» (издательские коллекции). В данном случае цены не зависят от количества доступов.

Усовершенствуются поисковые возможности. Кроме нескольких полей поиска: по тематике, авторам, ключевым словам, коллекциям партнеров, есть возможность поиска:

· по направлениям обучения бакалавров и магистров, специальностям ВАК (Руконт);

· по ОКСО (общероссийский классификатор специальностей), ГРНТИ (государственный рубрикатор научно-технической информации), новинкам (ЭБС «Znanium.com»);

· грифованной литературы (ЭБС «ibooks.ru»);

· по рубрикам библиотечно-библиографической классификации (ЭБС «IPRbooks»).

После размещения в ЭБС электронные образовательные ресурсы учитываются при лицензировании и аккредитации; авторские права на коллекцию электронных изданий остаются у вуза; размещение трудов преподавателей вуза в ЭБС влияет на российский индекс научного цитирования (РИНЦ), что, несомненно, повышает престиж вуза.

Переход в высшем образовании от классической книжной учебной литературы к ин- формационно-образовательным порталам.

 


 

 

Список используемой литературы

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ [Электронный ресурс] : [федер. Закон:]

2. «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего образования»: Приказ Рособрнадзора от 05.09.2011 г. № 1953

3. О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях: Принят Гос. думой 21.06.2013 г.- М.: Кремль 2.07.2013 г. № 187 ФЗ

4. Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций: Пост. Правительства РФ от 14 июля 2008 г. №522

5. Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии на право ведения образовательной деятельности: Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2009 г. № 32

6. О внесении изменений в ФГОС ВО: Приказ МО РФ от 31.05.2011 №1975

7. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)

8. Приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2009 г. № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (в редакции приказа Минобрнауки России от 07.06.2010 N 588, зарегистрированного в Минюсте России 02.08.2010 N 18022)

Статьи:

Воропаев, А.Н. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России [Текст]: Отраслевой доклад/А.Н. Воропаев, К.Б. Леонтьев. – М.: Федеральное агенство по печати и массовым коммуникациям, 2010. -

60 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГУ)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.