Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сравнительный анализ результатов исследований проблем развития ЭБС





 

Происходящее в последние годы активное развитие ЭБС, постепенно превращающее их в один из наиболее востребованных источников учебного контента, продолжает привлекать всё большее внимание специалистов издательской, библиотечной и образовательной отраслей.

Наглядным подтверждением данного вывода является почти одновременное проведение двух исследований, посвящённых текущей ситуации на рынке ЭБС и перспективам их дальнейшего развития.

При этом, если результаты, полученные ВЦИОМ, отражают мнения и предпочтения основной целевой аудитории ЭБС – учащихся российских вузов, то второе исследование содержит данные о восприятии ситуации сотрудниками библиотечных учреждений.

Несмотря на такое различие в составе респондентов, проведённые исследования показали, что мнения учащихся вузов и библиотечной общественности в целом совпадают по многим вопросам, в частности, необходимости развития электронных образовательных ресурсов.

Так, cоциологический опрос ВЦИОМ показал, что именно ЭБС признаются 95% респондентов наиболее современным источником учебной информации. Респонденты отмечают неоспоримое превосходство ЭБС по скорости доступа к изданиям (90%) и их доступности (89%).

Работа по расширению доли электронных ресурсов в общем объёме фондов, хотя и не так быстро, как хотелось бы, но проводится большинством крупных вузовских, научных и публичных библиотек. Согласно исследованию «ЭБС в библиотеках», лишь в ряде случаев (6,9%) доля электронных ресурсов в общем объёме библиотечного фонда составляет более 50%, при этом отмечается, что у 41,7% вузовских, 69,2% научных и 44,5% публичных библиотек электронные ресурсы составляют менее 5% библиотечного фонда.



Важным подтверждением признания ЭБС в качестве существенной составляющей информационного обеспечения образовательного процесса является тот факт, что, по мнению участников исследования «ЭБС в библиотеках», доступ к ЭБС в настоящее время обеспечивается 94,6% библиотек вузов, 84,6% научных библиотек и 66,7% публичных библиотек, принявших участие в опросе.

Таким образом, процесс развития электронного книгообеспечения образовательного процесса, несмотря на различия в темпах, происходит как за счёт распространения ЭБС, так и путём модернизации библиотечных фондов.

Однако наряду со сходством мнений по принципиальным вопросам имеется также ряд расхождений в занимаемых позициях и оценках успешности использования ЭБС в образовательном процессе.

Согласно данным, полученным ВЦИОМ, подавляющее большинство учащихся, пользовавшихся ЭБС, положительно оценивают свой опыт работы с ЭБС (94%)2. По мнению обучающихся, основными преимуществами ЭБС являются, в частности: возможность круглосуточного доступа к учебным материалам (77%); экономия времени (73%); удобство использования (70%); возможность одновременного доступа ко многим источникам (63%)3. В отличие от студентов, являющихся непосредственной целевой аудиторией ЭБС, 73,1% представителей библиотек не удовлетворены сотрудничеством с ЭБС, а ещё 9,6% считают, что «ЭБС в таком варианте библиотекам не нужны».

Причины такого резкого расхождения в оценках во многом обусловлены, как представляется, практикуемым самими библиотечными учреждениями порядком отбора ЭБС при организации подключения к ним.

Важнейшим фактором, влияющим на выбор ЭБС, 78% представителей библиотек считают «приемлемую цену», т.е. стоимость продукта, а не его соответствие запросам преподавателей и студентов. Только 40% сотрудников библиотек уточняют, что на выбор ЭБС должны влиять рекомендации преподавателей.

Проведённое исследование также подтверждает, что немалая часть библиотек вузов продолжает игнорировать требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) о необходимости предоставления обучающимся неограниченного индивидуального доступа к ЭБС. Лишь в 77,2% опрошенных библиотек вузов доступ к ЭБС возможен из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Неудивительно, что ресурсы, сформированные при относительно слабом уровне рекомендаций преподавателей и анализа запросов самих обучающихся, признаются самими сотрудниками библиотек неудовлетворительными и вызывают значительные нарекания. Так, более 2/3 представителей библиотек оценивают востребованность подключаемых ими ЭБС как низкую.

Интересно, что подобные выводы, отмечаемые сотрудниками библиотек, не подтверждаются самими обучающимися, которые, как показывает социологический опрос ВЦИОМ, называют среди недостатков ЭБС технические проблемы (38%) и сложность восприятия информации с экрана компьютера (31%). Подавляющее большинство студентов отмечают важность обеспечения доступа к ЭБС через Интернет с любого компьютера и из любого места (83%), а также выступают за полностью бесплатное предоставление доступа к ЭБС при условии оплаты доступа вузами (89%)4.

Как складывается ситуация на самом деле? Библиотеки, оказываясь между «двух огней», – требованиями Рособрнадзора, а нередко прямым указанием ректора о приобретении ЭБС «для прохождения аттестации», с одной стороны, и более чем скромными бюджетами, выделенными под электронные ресурсы, с другой, – выбирают «компромисс», подключаясь к ресурсам, предоставляющим дешёвый доступ к так называемым «базовым коллекциям» и предлагающим приобретение доступа к «тематическим коллекциям» и другим наиболее ценным учебным изданиям за отдельную плату. При этом термины «базовая» и «тематическая» коллекция вызывают серьёзное недопонимание у представителей библиотечного и издательского сообщества.

Согласно данным, приведённым в исследовании «ЭБС в библиотеках», 10,3% библиотек тратят на отечественные электронные ресурсы менее 100 тыс. рублей в год, 44,8% – от 100 до 500 тыс. рублей, 25,9% – от 500 тыс. до 1 млн рублей. Таким образом, менее 20% библиотек обеспечивают читателей доступами к электронным ресурсам по совокупной цене, превышающей 1 млн рублей.

Как это выглядит на практике? Согласно официально размещённому 5 октября 2012 г. ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет» запросу котировок № 0343100005212000119 на оказание информационных услуг по предоставлению доступа к «базовой коллекции» ЭБС «Университетская библиотека онлайн» в течение 12 месяцев, заявленная начальная цена обеспечения доступа составила всего 469 тыс. рублей5. Не уточняю деталей о «некорректности» упоминания требуемой ЭБС, что сделано вопреки уже имеющейся практике ФАС по признанию подобных конкурсов нарушающими требования законодательства РФ. Сейчас речь о другом: согласно сведениям, приведённым на сайте Курганского государственного университета, в настоящее время в вузе обучается более 10 тыс. студентов.

Таким образом, этот крупный вуз, обучающий специалистов по фундаментальным и прикладным наукам, проявил готовность потратить на обеспечение доступа к учебной литературе из расчёта не более 46 рублей 90 копеек на одного студента.

Аналогичных примеров, ещё и с меньшей стоимостью подключения, немало. О каком развитии электронных ресурсов, достойном уровне сервисов, расширении ассортимента современных электронных учебников и мотивации авторов к написанию новых может идти речь, если покупатель готов заплатить за беспрепятственный доступ к контенту для каждого студента менее пятидесяти рублей в течение года? К слову сказать, по словам Генерального директора OZON.ru Маэль Гаве, стоимость электронной книги сегодня составляет в среднем 90 рублей. Даже если не брать во внимание «поправку» на формы использования, доступа и формат (а, как правило, э-книга представляет собой обычный pdf-файл) или качество самого контента (себестоимость научной и учебной книги в разы дороже, чем «художки»), руководителю лидера онлайн-торговли в России «очень сложно понять экономику заработка всех игроков – авторов, издателей, дистрибутеров»6. И это при наличии многомиллионной аудитории лояльных клиентов, раскрученности ресурса, отличных информационных и логистических услуг. О каком потенциале, улучшении и расширении ассортиментных и аналитических сервисов и активных перспективах развития рынка электронных ресурсов можно говорить при существующем сегодня ценообразовании? Именно это и отмечают 68% респондентов опроса «ЭБС в библиотеках», называя «отсутствие адекватных бюджетов» основным фактором, мешающим развитию электронных ресурсов в образовании.

Именно об этом открыто заявляют ещё «оставшиеся в живых» издатели учебной и научной литературы.

Учитывая последние дискуссии относительно исполнения Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части нормативно-правового обеспечения повышения доступности и качества российского образования, очевидны тенденции к сокращению и слиянию учебных заведений [1]. На сегодняшний день разрабатываются прозрачные и легко проверяемые методики оценки эффективности работы вузов, и несложно предположить, что наличие качественных, полноценных и востребованных электронных ресурсов будет являться одним из основных критериев оценки деятельности вуза. К сожалению, можно много говорить о несовершенстве отечественных ресурсов по сравнению с западными. Но качественный ресурс сагрегированной учебной и научной литературы, особенно при сегодняшнем спросе на него, не может стоить дёшево, и это следует учитывать при формировании и обосновании бюджетов библиотеки. В противном случае это не только препятствует повышению уровня подготовки специалистов и дискредитирует идею развития электронных ресурсов, но и приводит к стагнации рынка учебной литературы, подрывает экономические основы существования российского учебного и научного книгоиздания, становится основной причиной исчезновения качественного учебного и научного контента.

 

Вывод

Ознакомившись с основными ЭБС, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика развития ЭБС, что соответственно отражается на процессе обучения в ВУЗе.

Улучшаются сервисные возможности ЭБС, например, система «IPRbooks» предлагает 3 варианта подключения. Стоимость подключения к пакету «Базовая» напрямую зависит от количества приобретаемых доступов и срока подключения к ЭБС. Если необходимо подключение отдельных тематических блоков или издательских коллекций, то используются «Пакетные подключения» и «Базовая плюс» (издательские коллекции). В данном случае цены не зависят от количества доступов.

Усовершенствуются поисковые возможности. Кроме нескольких полей поиска: по тематике, авторам, ключевым словам, коллекциям партнеров, есть возможность поиска:

· по направлениям обучения бакалавров и магистров, специальностям ВАК (Руконт);

· по ОКСО (общероссийский классификатор специальностей), ГРНТИ (государственный рубрикатор научно-технической информации), новинкам (ЭБС «Znanium.com»);

· грифованной литературы (ЭБС «ibooks.ru»);

· по рубрикам библиотечно-библиографической классификации (ЭБС «IPRbooks»).

После размещения в ЭБС электронные образовательные ресурсы учитываются при лицензировании и аккредитации; авторские права на коллекцию электронных изданий остаются у вуза; размещение трудов преподавателей вуза в ЭБС влияет на российский индекс научного цитирования (РИНЦ), что, несомненно, повышает престиж вуза.

Переход в высшем образовании от классической книжной учебной литературы к ин- формационно-образовательным порталам.

 


 

 

Список используемой литературы

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ [Электронный ресурс] : [федер. Закон:]

2. «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего образования»: Приказ Рособрнадзора от 05.09.2011 г. № 1953

3. О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях: Принят Гос. думой 21.06.2013 г.- М.: Кремль 2.07.2013 г. № 187 ФЗ

4. Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций: Пост. Правительства РФ от 14 июля 2008 г. №522

5. Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии на право ведения образовательной деятельности: Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2009 г. № 32

6. О внесении изменений в ФГОС ВО: Приказ МО РФ от 31.05.2011 №1975

7. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)

8. Приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2009 г. № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» (в редакции приказа Минобрнауки России от 07.06.2010 N 588, зарегистрированного в Минюсте России 02.08.2010 N 18022)

Статьи:

Воропаев, А.Н. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России [Текст]: Отраслевой доклад/А.Н. Воропаев, К.Б. Леонтьев. – М.: Федеральное агенство по печати и массовым коммуникациям, 2010. -

60 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.