Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Художественная культура петровского времени





Черты культуры

1. Резкая смена эстетических ориентиров, разрушение средневековых традиций.

2. Ускоренные темпы развития во всех сферах общества.

3. Петровские реформы затронули все сферы жизни. Их содержание - решительный сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей.

4. Разработка новой концепции личности. Утверждение в общественном сознании новых представлений о внесословной ценности человеческой личности, идеалы гражданской чести и достоинства.

5. Идея государственности - доминанта в развитии художественной культуры. Служение Отечеству - превыше всего.

6. При Петре устанавливается зависимость развития культуры от государства.

7. Задача подготовки новых и образованных кадров правительство берет на себя. Обучение и создание сети образовательных учреждений.

8. Рождение светских форм и жанров в искусстве.

9.Идея «европеизации» и рождение феномена «русской европейскости» в художественной культуре. Европейские нормы светской культуры как эталон правильного развития.

Образование

Низшая ступень - цифирные школы

3 типа школ: высшая богословская - Славяно-греко-латинская академия; высшая техническая - навигацкая; гуманитарная - школа Глюка.

1699 - Пушкарская школа.

1701 - школа математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве.

1703 - частная школа Э. Глюка.

1707 - медицинская школа в Москве и Петербурге.

1712 - инженерная и артиллерийская школы.

1715 - Морская Академия в Петербурге.

Обучение за границей. Петровские пенсионеры.

Итог - возникает школа как государственной учреждение

Педагог-теоретик - И. Т. Посошков «Завещание отеческое» - роль «Домостроя» XVIII века.

Издательское дело и периодика



1703 - учебники «Арифметика» Магницкого, «Букварь» и «Грамматика» Поликарпова, «Первое обучение отрокам» Ф. Прокоповича

1714 - первая Государственная Публичная библиотека в Санкт Петербурге.

1710 - Замена церковно-славянского шрифта новым гражданским. Петр I сам утверждал новый шрифт.

1703 - первая печатная газета «Ведомости», сначала называлась «Куранты», материал для первого номера подбирал Петр I.

Научные коллекции

1719 - Кунсткамера - собрание раритетов (редкостей).

Ботанический сад - «аптекарский огород».

Собирание сокровищ царской семьи - основа для Алмазного фонда.

Коллекции картин: Петр приобрел картину Рембрандта «Давид и Ионафан», скульптуру «Венера Таврическая», 23 картины голландских живописцев.

 

Быт

· С 1 января 1700 года Петром введено новое летоисчисление.

· Введение одежды европейского покроя.

· Ассамблеи, т. е. общественные собрания.

· Женщины участвуют в общественной жизни, борьба с затворничеством.

· Обучение дворян правилам этикета и поведения в обществе. Нормы поведения для отроков «Юности честное зерцало».

 

Ордена в XVIII веке

1698 - впервые учреждены ордена:орден Андрея Первозванного за отличие в боевых сражениях и орден св. Екатерины.

1725 - орден Александра Невского для гражданских и военных.

1769 - при Екатерине - орден св. Георгия для офицеров и генералов за военные отличия.

1782 - орден кн. Владимира.

Носили на ленте, установленного для этого ордена цвета: Андрея Первозванного - голубая, Ал ександра Невского - красная и т. д.

Интерес к истории

1721 - Россия объявлена империей.

Ф. Поликарпов — историк.

Ф. Прокопович, знаменитый проповедник, сторонник подчинения духовенства светской власти, выступал за неограниченную власть монарха.

Труды по истории Северной войны.

 

 

Изобретения

М. Сердюков — гидротехника.

Л. Батищев - обточка оружейных стволов.

Е. Никонов - проект подводной лодки.

И. Беляев — оптика.

А. Нартов - токарные и винторезные станки, оптический прицел.

Литература

Появление нового героя - деятельная личность, патриот, гражданин, слуга Отечества.

Стихи «на случай» - победа, знаменательные даты, распространены «канты» и «виваты» (торжественная лирика).

Драматургия

1702 - начало театра. «Комедийная хоромина" на Красной площади в Москве, постановка переводных пьес п\у Кунста.

Школьный театр в Славяно-греко-латинской академии.

Ф. Прокопович - заложил основы русской драмы на отечественном материале.

Архитектура

1703 - строительство Петербурга. Называют «Северная Пальмира», «Северная Венеция», архитекторы - Леблон и Трезини, Шлютер. Русские - Земцов, Коробов, Еропкин.

В основе архитектуры петровского времени лежат принципы голландской архитектуры и европейских столиц мира. Регулярная планировка, дома по красной линии, каменное строительство.

 

Постройки Д. Трезини:

· Петропавловская крепость на Заячьем острове,

· Петровские ворота при входе,

· Здание 12 Коллегий

 

Адмиралтейство - Земцов и Коробов.

От центра отходят 3 улицы - трезубец - символ Нептуна. Петербург - морская столица, выход в море.

 

Петергоф - фонтаны, «Самсон, разрывающий пасть льву» (Козловский) - аллегория победы России над Швецией

 

Летний сад украшают античными скульптурами.

В Москве -

· Храм Архангела Гавриила - Меншикова башня (арх. И. Зарудный)

· Дворцы Лефорта и Головина в Немецкой слободе

· Церковь Покрова в Филях - нарышкинское барокко

Живопись

Развитие живописи от парсуны к портрету.

И. Никитин - портреты Петра.

А. Матвеев - первый «Автопортрет с женой».

Братья Зубовы - гравюры с видами Петербурга и батальные сцены.

Скульптор - Б. К. Растрелли - представитель барокко, портреты Петра.

Петровское время в произведениях искусства

В. Суриков - «Утро стрелецкой казни».

Н. Н. Ге - «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

М. П. Мусоргский - опера «Хованщина» - заговор стрельцов (возглавил Иван Хованский, ставленник царевны Софьи) и раскольников против Петра I. Сцена казни стрельцов. Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке».

П. И. Чайковский - опера «Мазепа».

А. Толстой - роман «Петр I».

Б. К. Растрелли - памятник Петру у Инженерного замка

М. Э. Фальконе - памятник Петру на Сенатской площади

М. Шемякин - памятник Петру в Петергофе

С. Эйзенштейн - фильм «Петр I».

 

Итоги

1. Главное содержание культурного процесса - формирование и развитие русской национальной культуры.

2. Реформы Петра дали толчок к ускоренному развитию России, что определило своеобразие петровской эпохи.

3. Важные черты культуры: открытость для влияний, способность творчески усваивать и перерабатывать чужие традиции, разрыв с замкнутостью и ограниченностью.

4.Появление авторства, разрыв со средневековой анонимностью творчества.

 

Художественная культура XVIII века

Особенности культурного развития

1. Формирование капиталистического уклада жизни.

2. Самодержавие достигает кульминации, вступает в эпоху «просвещенного абсолютизма».

3. Влияние идей Просвещения на культурное развитие.

4. В общественном сознании формируется понимание значения культурного процесса, возрастает интерес к гуманитарным и мировоззренческим аспектам.

5.Преодоление сословной ограниченности и локальности в области культуры, приобретение ею общенациональной значимости.

6. Сложение национальной культуры -достигшая определенной степени общности культура нации, формирующаяся в условиях возникновения и утверждения капиталистического уклада.

7.Ведущая роль дворянства в становлении национального самосознания, осознание единства с мировой культурой.

Образование

Становление общеобразовательной школы. Создание 2-х гимназий при Московском университете.

Открытие народных училищ в губернских городах. Значение - создание единой системы светской школы от училища до университета. Стали принимать девочек из простых сословий.

1725- Академия Наук в СПб, президентом была Е. Дашкова

1755 - Московский Университет по инициативе Ломоносова и Шувалова, подписан приказ Елизаветой Петровной в Татьянин день (25 января).

1757 - Академия Художеств - основал Шувалов

 

Создана сеть закрытых учебных заведений:

· Пажеский корпус для дворянских детей.

· 1764 - «Воспитательное общество» благородных девиц в СПб при Смольном монастыре (Смольный институт) и Воспитательные дома в Москве благодаря И. Бецкому.

· обучение с малых лет дворян - пансионаты, шляхетские корпуса, Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный.

· Профессионально-художественные училища закрытого типа, в которые не принимают детей крепостных крестьян: Балетная школа, Академия художеств и др.

 

И. Бецкой - много сделал для образования в XVIII в. Идея воспитания детей в закрытых учебных заведениях, чтобы изолировать от дурного влияния общества. Известные педагоги И. Посошков и В. Н. Татищев. Школа оставалась придатком сословной системы образования. «Черни не должно давать образования, ... не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь» (Екатерина II).

 

Елизавета Петровна - забота о подмосковных лесах, ограничение вырубки, закрытие заводов на расстоянии 200 верст вокруг Москвы. Освещение Москвы «стеклянными фонарями».

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.