Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА





 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – ведущая отрасль росс. права, регулирующая и охраняющая совокупность общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права

 

Особенности КП:

1. Ядро всей правовой системы гос-ва:

- фундаментальность;

- системообразующий характер (ст. 71-72, например)

2. Регулирует наиболее важные общественные отношения:

- властеотношения;

- статус личности;

3. Конституционно-правовое регулирование проникает во все сферы общественных отношений:

- универсальный характер КП норм;

- при необходимости восполнительный характер.

 

Функции КП:

1. Регулирование общественных отношений;

2. Охрана права граждан, общества и государства;

3. Учреждение правовой системы и системы публичных институтов;

4. Определение основ социального и экономического строя государства;

5. Определение и гарантирование достоинства личности и её гармоничного развития

 

«Про отцовство Конституция как-то забыла»

 

 

Соотношение понятий:

 

 

Предмет конституционного права – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

 

Точки зрения:

1. И.А. Конюхова: основы конституционного строя (окс), основы взаимоотношений личности и гос-ва; отношения по организации и осуществлению публичной власти

2. М.И. Кукушкин: основы организации гос-ва и гражданского общества; основы правового статуса человека и гражданина; формы и механизм осуществления гос. власти

3. М.В. Баглай: охрана прав и свобод человека и гражданина; устройство гос-ва и гос. власти

4. Ю.Г. Судницин: общественные отношения, связанные с осуществлением народного, национального и гос. суверенитета.



5. М.С. Саликов: основы конституционного строя, основы правового положения личности, территориальная организация гос-ва, система государственных органов и органов местного самоуправления.

 

Методы КП - совокупность правовых средств (приёмов и способов) воздействия на общественные отношения, составляющие предмет КП:

1. Императивный – нормы не предоставляют субъекту права выбора поведения.

Возможные варианты действий субъектов права определены правом.

2. Диспозитивный – нормы предоставляют субъекту право выбора того или иного варианта действий.

Основная направленность заключается в предоставлении участникам отношений наибольшей свободы действий для взаимного согласования своих будущих отношений.

 

Отдельные способы упорядочения общественных отношений:

1. Дозволение – предоставление субъекту правоотношения какой-либо правовой возможности.

2. Обязывание – установление для субъекта права определенного необходимого порядка его действий

3. Запрещение – установление недопустимого совершения или не совершения каких-либо действий

 

«Как вы думаете, где возможна цензура? В местах лишения свободы… Есть много замечательных писем там»

 

Особенности метода КП:

1. Приоритете императивного метода воздействия (публичность конституционного права)

2. Сочетание общего регулирования (правовой статус человека) и детального регулирования (властеотношения высшего уровня)

3. Двойной характер регулируемых отношений влечет двойное воздействие конституционно-правовых норм (непосредственное и опосредованное)

 

«А они за наши деньги поздравляют нас от своего лица [о чиновниках], вот это называется присвоение бюджетных средств»

 

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды

 

Нормативный правовой акт – изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа гос. власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения),

1) обязательные для неопределённого круга лиц,

2) рассчитанные на неоднократное применение

3) действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом

(п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.03. г. №2)

 

Конституционно-правовые нормы – правовые нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Особенности:

1. Учредительный характер (не о самом гос-ве, а о его институтах)

2. Большое количество декларативных норм и норм-принципов

3. Мало санкций

4. Много общерегулятивных (действующих на всех) норм

5. Приоритетное положение по отношению к нормам других отраслей

6. Большое количество норм требует отраслевого развития.

 

Виды конституционно-правовых норм:

1. По территории действия:

1) федеральные

2) региональные

3) муниципальные (локальные)

2. По методу правового регулирования:

1) императивные

2) диспозитивные

3. По характеру предписания:

1) материальные – права и свободы

2) процессуальные – механизм реализации этих свобод

4. По функции:

1) регулятивные

2) охранительные

*5. Также выделяют:

1) дефинитивные

2) нормы-цели

3) нормы-принципы

4) гарантийные

5) коллизионные

6) оперативные

 

6. По юридической силе

 

Конституционно-судебный контроль в России

 

«Что это за штуковина?»

Kpr.su – отсюда можно скачать хрестоматию

 

Конституционный судебный процесс – учебник можно взять

Конституционное правосудие в России – Н.В. Витбрук

 

Понятие и модели судебного конституционного контроля

 

ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ - совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых гос. органами, а также соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельных норм

 

Элементы правовой охраны Конституции:

1. реализация конституционных норм;

2. требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции;

3. наличие системы гарантий;

 

Элементы контроля:

1. Выявление правонарушения;

2. Правовая квалификация правонарушения;

3. Принятие властного решения.

 

Различие между конституционным контролем и надзором

 

Критерий Конституционный надзор Конституционный контроль
юридическая сила решений Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт Решение субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечёт прекращение действия проверяемого неконституционного акта
окончательность принятого решения - может быть оспорено в вышестоящую инстанцию или суд; - или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент гос-ва) Обжалованию не подлежит, носит окончательный характер
характеристика полномочий субъекта осуществления Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной

 

«Дело касалось, как всегда, выборов» (о зарождении американской модели контроля)

«Пока у нас старый и новый президент в общем дружат…»

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ – проверка на соответствие законов, других актов и действий различных гос. органов и должностных лиц принципам и нормам Конституции (Н.В. Витрук)

 

Модели конституционного контроля:

I. Американская модель:

- исторически первая, возникла в начале 19 века;

- конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции;

- отсутствует специализированный орган конституционного контроля;

Особенность модели: конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административным и гражданским делам.

 

II. Европейская модель (обосновал Ганс Кельзин):

- исторически возникла в начале 20 века (в Австрии);

- существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд;

- суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют;

- решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права;

Особенность европейской модели – конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционный совет) в рамках специальной процедуры.

Виды судебного конституционного контроля:

I. По времени проведения контроля:

1. Предварительный – до вступления акт в силу (в РФ так проверяются только не вступившие в силу международные договоры);

2. Последующий – в отношении действующего акта (его преимущество в том, что правоприменение позволяет выявить конкретные огрехи, и не надо смотреть весь акт)

 

II. По процедуре возбуждения и форме проверки:

1. Абстрактный – проверка вне зависимости от конкретных случаев его применения или необходимости его применения;

2. Конкретный – проверка применительно к конкретному правоприменительному случаю.

 

III. По содержанию:

1. Формальный – контроль осуществляется с точки зрения правомочности субъекта на принятие правового акта, порядка принятия правового акта и его формы;

2. Материальный – проверка актов осуществляется с точки зрения содержания акта.

 

IV. По обязательности обращения в суд:

1. Обязательный – контроль в безусловном порядке. Субъект обращения в суд при наличии соответствующих условий обязан обратиться в суд тем или иным запросом (в основном, связан с принятием нового субъекта в состав РФ или с референдумом);

- по запросу ВС РФ о признании вопроса рефередума не соответствующим Конституции РФ

2. Факультативным – контроль осуществляется на основании дискреционного обращения соответствующего субъекта (то, что называется «по запросу…», «по жалобе…»)

 

V. По правовым последствиям:

1. Консультативный – решение не обладает силой окончательно и не влечет прекращение действия проверяемого акта (в РФ такого контроля нет);

2. Постановляющий – решение окончательно и непосредственно влечет прекращение действия акта признанного неконституционным.

 

VI. По органам осуществляющим контроль:

1. Децентрализованный – осуществляется всеми судами общей юрисдикции;

2. Централизованный – осуществляется одним высшим судом, либо специализированным конституционным судом.

 

Конституционный суд РФ в системе ОГВ.

Состав, порядок формирования и структура Суда.

Конституционный контроль как функция гос-ва – заключается в поддержании конституционной законности как состояния гос-ва, общего режима функционирования общества, в котором иерархично выстроенная правовая система основана на принципе соответствия всех нормативных правовых актов в государстве основному закону страны – конституции.

 

Является ли конституционный контроль самостоятельной функцией гос-ва?

(точки зрения)

1. КК – это разновидность судебной функции, имеющей в качестве своего основания необходимость разрешения споров между правовыми актами

2. КК – особый вид деятельности гос-ва, который существенным образом отличается от функции осуществления правосудия.

 

Специфика конституционного судебного контроля:

1) нормативность (общеобязательность) его решений;

2) необжалуемость решения;

3) К. суд занимается рассмотрением вопросов права, а не факта (факт, в связи с которым рассматривается дело, это – лишь повод).

 

Конституционный суд был основан в 1991 г., ещё в РСФСР. В сентябре 1993 г. изменился порядок назначения судей, раньше они выбирались парламентом.

 

«Раньше у К. суда было право рассматривать дела по собственной инициативе. Они посмотрели телевизор, подумали: «Сдурел наш Президент что-то, надо что-то делать с ним». Собрались в 8 часов вечера, чаю попили, наверное…»

 

Конституционный суд состоит из 19 судей.

 

Порядок формирования (ч. 1 ст. 128 Конституции): назначаются СФ РФ по представлению Президента РФ

Кто может вносить предложения Президенту РФ о кандидатурах:

1. члены СФ и депутаты Думы

2. законодательные органы субъектов РФ

3. высшие судебные органы

4. федеральные юридические ведомства (органы исполнительной власти, Ген.

прокуратура, например)

5. всероссийские юридические сообщества (Ассоциация юристов России, например)

6. юридические научные и учебные заведения

 

Рассмотрение вопроса в Совете Федерации:

1) СФ рассматривает вопрос о назначении судей в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ

2) кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете СФ по конституционному законодательству, который готовит заключение по каждой кандидатуре

3) каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее при голосовании большинство общего числа членов СФ.

Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее ¾ от общего числа судей, то есть 15 судей.

 

Структура КС РФ после 2011 года:

1. Палаты Суда упразднены

2. Все полномочия Суда осуществляются им в полном состав

 

I. Пленум – 19 судей

II. Председатель: 1) назначается на 6 лет Советом Федерации по представлению

Президента РФ из числа судей;

2) по инициативе не менее 5 судей, считающих, что председатель

недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет

своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном

освобождении от должности;

3) решение о досрочном освобождении принимается большинством

не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием;

(Сейчас Председателем является Зорькин Валерий Дмитриевич)

III. Заместители председателя: 1) таких – 2 товарища;

2) назначаются так же, как и Председателей

3) осуществляют полномочия по указанию Председателя,

выполняют функции последнего во время его отсутствия

IV. Научно-консультативный совет: в него входят все судьи + представители научного

сообщества

V. Аппарат Суда: состоит из секретариатов каждого судьи, 4 управления внутри суда, в

рамках которых происходит анализ и подготовка будущих

решений суда

 

Компетенция Конституционного суда

 

I. Конституционные полномочия (указаны в К. РФ: ст. 100, 104, 125):

1. дела о соответствии Конституции РФ:

- ФЗ

- н.п.а Президента РФ, СФ, Гос. Думы, Правительства РФ

- конституций, уставов, законов и иных н.п.а. субъектов РФ, изданных по предмету

ведения РФ и по предметам совместного ведения

- договоры между органами гос. власти;

2. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу

международных договоров РФ;

3. Даёт толкование Конституции РФ;

4. Даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого

преступления.

5. Разрешает споры о компетенции:

а) между Фед. ОГВ

б) между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ;

в) между высшими гос. органами субъектов РФ;

6. Проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

и по запросам судов (конкретный нормоконтроль)

7. Обращение с посланиями к Совету Федерации и Гос. Думе (раньше в Регламенте КС

в пргф. 46 было указано послание «о состоянии конституционной законности в РФ)

8. КС выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (по

компетенции КС суда/ связанные с рассматриваемыми КС н.п.а.)

 

II. Полномочия закреплённые в ФКЗ о КС:

сначала перечисляет все К. полномочия суда, потом указывает , что КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему другими актами (ФКЗ и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и субъектов РФ);

Разделил на 2 полномочия:

1. проверяет конституционность закона, применённого в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

2. проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле по запросам судов.

III. Полномочия закреплённые в других ФКЗ и ФЗ:

1. ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека РФ» (подп. 5 п. 1 ст. 29):

- проверка конституционности закона, применённого или подлежащего применению в

конкретном деле по жалобам Уполномоченного по правам человека РФ на нарушение

конституционных прав и свобод граждан законом

2. ФЗ «О прокуратуре РФ» (п. 6 ст. 35)

- то же самое, только по обращению Ген. прокурора РФ

3. ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» (п. 4 ст. 7):

- проверка конституционности международного договора о принятии в РФ нового

субъекта РФ.

4. ФКЗ «О референдуме» (ч. 17 ст. 15):

- проверка конституционности вопросов референдума РФ по запросу ВС РФ о

признании вопросов референдума не соответствующими Конституции РФ

 

IV. Полномочия, закреплённые в решениях Конституционного Суда:

1. Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращениям (жалобам) органов местного самоуправления

(п. 4 мотивировочной части Постановления КС от 02.04.2002 № 7-П)

2. Конституционно-правовое истолкование правовых норм, не содержащихся в Конституции РФ («выявление конституционного смысла действующего права», «конституционное истолкование нормативного акта или отдельного его положения»)

(п. 3.1. и п 3.2 мотивировочной части Определения КС от 02.10.2007 № 715-О-П)

 

Стадии конституционного судопроизводства

 

I. Обращение в суд:

1. обращение в Суд с запросом, ходатайством или жалобой;

2. предварительное рассмотрение обращения;

3. принятие обращения Судом.

Обращениеповод для рассмотрения дела (формы обращения) [правила к обращению ст.

37 ФКЗ о КС]:

1) жалоба – обращение граждан и их объединений о проверке конституционности закона;

2) запрос – обращения ОГВ:

- о конституционности нормативных актов и договоров;

- о толковании конституции

- обращения судов

- обращения СФ о порядке выдвижения обвинения против Президента РФ

3) ходатайство – обращения о разрешении споров о компетенции между ОГВ, а также

обращение о разъяснении решения Суда

Основание рассмотрения – обнаружившаяся неопределённость в вопросе о соответствии

Конституции какого-либо акта

 

II. Судебное разбирательство:

4. подготовка к судебному разбирательству;

5. собственно судебное разбирательство;

6. совещание, голосование и принятие итоговых решений;

III. Исполнение решения:

7. опубликование и вступление в силу решений;

8. исполнение решений.

Понятие, виды и юр. сила решений КС РФ

 

Решение КС – принимаемый в заседании в определённом законом порядке и облечённый в установленную форму правовой акт, констатирующий установление определенных фактов и обстоятельств, содержащий гос.-правовое веление и имеющий обязательный характер, которым окончательно разрешается вопрос, относящийся к компетенции КС

(В.В. Захаров)

Признаки:

1. правовой акт;

2. акт ОГВ;

3. выносится от имени РФ;

4. принимается в особом процессуальном порядке;

5. является общеобязательным;

6. действует непосредственно (не требует подтверждения другими органами)

7. является окончательным и обжалованию не подлежит (в рамках РФ)

 

Виды решений КС:

I. По названию:

1. постановления – основной вид итогового решения;

2. заключения – итоговое решения по процедуре отрешения Президента от должности;

3. определения – все иные решения.

 

II. По назначению:

1. итоговые – постановления и заключения

2. иные решения – определения (как правило, носят процессуальный характер)

 

III. По процедуре принятия Судом решения:

1. с проведением слушания

2. без проведения слушания (с 2011 г.),

если придёт к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения н.п.а.:

1) аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ

постановлением Суда, сохраняющим силу;

2) оспариваемые заявителем норма, ранее признанная неконституционной

постановлением Суда, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а

подтверждение КС неконституционности нормы необходимо для устранения

фактов нарушений к. прав и свобод граждан в правоприменительной практике

без проведения слушания возможно в след. категориях дел:

- о соответствии Конституции НПА (за исключением ФКЗ, ФЗ, конституции (устава)

субъекта РФ

- проверять по жалобе граждан

- по запросам судов

 

Юридическая сила решений КС:

1. решения окончательны, т.е. обжалованию не подлежат (ст. 79 ФКЗ о КС);

2. решение вступает в силу немедленно после провозглашения;

Решения, принятые Судом без слушания вступают в силу после опубликования;

3. решения действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и

должностными лицами;

4. юр. сила решения о признании акт неконституционным не может быть преодолена

повторным принятием этого же акта.

5. акты, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных

органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат

исполнению и должны быть пересмотрены.

 

Обжалование решений КС:

I. В судах, входящих в судебную систему России, обжаловать решения КС невозможно

(п. 2, 3 мотивировочной части Определения КС от 13.01. 2000 № 6-О)

II. В межгосударственных органах по защите прав и свобод человека обжалование

решений КС возможно в силу ч. 3 ст. 46 Конституции РФ;

(абз. 4 п. 1. мотивировочной части Определения КС от 22.05.1996 г. № 62-О)

 

Исполнение решений КС

После опубликования решения КС органы государственной власти обязаны предпринять следующие действия:

а) Правительство РФ не позднее 3 месяцев вносит в Гос. Думу соответствующий проект закона;

б) Президент и Правительство РФ не позднее 2 месяцев вносит необходимые изменения в свои акты или отменяет их;

в) Законодательный орган субъекта РФ в течение 6 месяцев вносит необходимые изменения в свои акты или отменяет их. Проекты изменений вносит высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее 2 месяцев;

г) Высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее 2 месяцев вносит необходимые изменения в свои акты или отменяет их;

д) ФОГВ, ОГВ субъектов РФ, заключившие признанный не соответствующим Конституции РФ договор, не позднее 2 месяцев вносят в договор изменения или прекращают его действие.

 

Особое мнение – см. ст. 76 ФКЗ «О КС»

(особых мнений о несогласии может быть 9, а просто особых мнений – 19)

 

Правовая позиция КС (варианты определения):

- логико-правовое обоснование конечного вывод;

- система выводов и аргументов суда;

– интерпретация или подходы к интерпретации конституционно-правовых принципов и норм

 

Полулегальные определение правовой позиции КС:

Положения мотиворовочной части постановления КС РФ, содержащие токлование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы КС РФ, сформулированные в резолютивной части этого же постановления, отражают правовую позицию КС и также носят обязательный характер

(определение КС от 08.10.1999 № 118-О, п. 2 мотивировочной части)

Решения КС РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юр. силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов

(др. постановление)

 

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя – институт конституционного права, регулирующий наиболее важные общественные отношения посредством установления принципов устройства и деятельности публичной власти, её соотношение с личностью и гражданским обществом.

Конституционный строй (М.В. Баглай) – порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

ОКС закрепляются в Конституции в гл. 1 в форме конституционных принципов.

Характеристика конституционных принципов:

  1. Всеобщность.
  2. Декларативность.
  3. Нормативность.
  4. Высшая юридическая сила.

Система основ конституционного строя

  1. Принципы организации публичной власти:

1) принцип правового государства:

- неукоснительное соблюдение Конституции и законов гражданами и органами публичной власти;

- соответствие законов Конституции и актам международного права;

- НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина могут применяться, только если они опубликованы официально для всеобщего сведения.

Примеры применения принципа – Постановление КС РФ от 18.07.1998 г. №10-П (п. 3.4 м.ч.), Постановление КС РФ от 06.04.2004 г. №7-П. (п. 3 м.ч.)

2) принцип демократического государства:

- источник власти – единый многонациональный народ России;

- публичная власть и формы её организации – элементы самоорганизации народа (опосредованная демократия);

- непосредственная власть народа (прямая демократия) реализуется путем выборов, референдумов, собраний, сходов, конференций, обращений.

3) принцип разделения государственной власти:

- самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

- баланс самостоятельности властей обеспечивается системой сдержек и противовесов;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти разных ветвей.

4) принцип федеративного территориального государственного устройства:

- равноправие субъектов РФ;

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными ОГВ и ОГВ субъектов РФ;

- равноправие и самоопределение народов в РФ.

5) принцип республиканской формы правления:

- власть сменяется на основе периодических выборов

- высшие органы государственной власти, как правило, формируются на основе выборности и сменяемости;

6) принцип признания и гарантированности местного самоуправления:

- отграничение местного самоуправления от государственной власти;

- самостоятельность органов местного самоуправления в рамках своих полномочий;

- неупраздняемость местного самоуправления.

7) принцип государственного суверенитета:

- государственный суверенитет на территории РФ принадлежит только РФ как целому и единому государству;

- свойствам власти РФ, раскрывающими содержание суверенитета являются:

а) единство власти;

б) верховенство власти;

в) независимость власти.

Государственный суверенитет по Конституционному суду:

а) верховенство власти

б) независимость власти

в) самостоятельность власти

г) полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории

д) независимость в международном общении

  1. Принципы взаимодействия публичной власти и личности:

1) принцип народного суверенитета:

- учредительный характер власти народа – носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ;

- никто не может присваивать власть в России;

- народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через ОГВ и ОМС;

- высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

2) принцип высшей ценности прав и свобод человека:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина по отношению к правам и интересам публичной власти;

- обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3) принцип социального государства:

- обязанность государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- обязанность государства – социальная защита

4) принцип светского государства:

- запрет на установление государственной или обязательной религии;

- запрет на слияние государства и каких-либо религиозных объединений;

- равенство всех религиозных объединений перед законом;

  1. Принципы взаимодействия публичной власти и гражданского общества:

1) принцип свободы экономической деятельности:

- единство экономического пространства;

- равное налоговое бремя (в том числе запрет на установление налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы, предпринимательской деятельности и т.д.)

- свободный выбор экономической деятельности.

- поддержка государством конкуренции;

- многообразие форм собственности;

2) Принцип идеологического и политического многообразия:

- запрет на установление обязательной/ государственной идеологии;

- многопартийность;

- равенство перед законом общественных объединений;

- запрет на создание общественных объединений с антиконституционными и

антиобщественными целями (изменение основ конституционного строя,

создание вооружённых формирований, нарушение целостности РФ и т.д.);

6. Референдум как форма осуществления власти народом

РЕФЕРЕНДУМ – форма непосредственного выражения власти народа, заключающаяся в

голосовании граждан по важным вопросам жизни общества и

государства, результаты которого обязательны для их рассмотрения

органами публичной власти или обязательны для всех и действуют

непосредственно.

Характеристика референдума:

1. одна из форм реализации народом своей власти;

2. одна из форм и гарантий демократии;

3. неотъемлемое право народа, вытекающее из учредительной власти народа;

4. средство взаимодействия гражданского общества и публичной власти, а также влияния

гражданского общества на органы публичной власти;

5. форма непосредественного правового регулирования народом общественных

отношений;

6. как форма выражения власти народа является основой конституционного строя РФ.

 

Виды референдума:

1. по юр. силе:

1) консультативный (опрос, плебисцит);

2) императивный (обязательный).

2. по уровню проведения:

1) федеральный (всероссийский);

2) региональный (в субъекте РФ);

3) местный (в муниципальном образовании).

3. по содержанию выносимых вопросов:

1) нормативный (принятие правовых актов);

2) территориальный (решение вопросов территориального устройства);

3) по решению иных вопросов (например, вводить ли новую гос. должность).

4. по обязательности проведения:

1) обязательный;

2) факультативный.

5. по количеству голосований:

1) основной;

2) повторный (не ранее чем через 1 год после основного).

6. по инициаторам:

1) инициированный органами и должностными лицами;

2) инициированный гражданами.

 

Нормативная основа: К. РФ, ФЗ от 12.06.02 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ»; ФКЗ «О референдуме РФ» от 28.06.04. № 5-ФКЗ; Областной закон от 17.04.2006 г. № 20-ОЗ «О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области»

 

Право граждан на участие в референдуме: как субъективное избирательное право закреплено в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ

Все избирательные принципы распространяются на институт референдума

1. правом обладают граждане России, достигшие возраста 18 лет

2. на местном референдуме также имеют право участвовать иностранные граждане – иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования и при наличии соответствующего международного договора.

3. Лишены права: 1) недееспособные;

2) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Право на участие в референдуме состоит из:

- права голосовать на референдуме;

- участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума;

- а также в иных действиях по подготовке и проведению референдума.

 

Общие правила проведения:

Вопросы:

1. на референдум могут выноситься только те вопросы, которые относятся к компетенции соответствующего публичного образования;

2. вопросы не должны: противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Вопросы референдума субъекта РФ не должны противоречить законодательству РФ

Вопросы местного не должны противоречить законодательству РФ и субъекта РФ

3. вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, чтобы на них можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решения.

4. международным договором, Конституцией РФ, ФКЗ «О референдуме РФ» может быть предусмотрено обязательное вынесение на референдум России проекта НПА или какого-либо вопроса.

Конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, местный референдум.

5. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдума определяются:

1) РФный – только ФКЗ «О референдуме РФ»:

- изменение статуса субъекта РФ, закреплённого Конституцией РФ;

- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Думы,

а также о проведении досрочных выборов Президента, депутатов Думы, либо о

перенесении сроков проведения таких выборов;

- об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении,

приостановлении или продления полномочий лиц, замещающих гос. должности РФ;

- о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных

федеральных государственных органов;

- об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока

полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ;

- о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении

внутренних финансовых обязательств России;

- о введении, об изменении и отменен федеральных налогов и сборов, а также об

освобождении от их уплаты;









ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.