Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Научные основы методики обучения грамоте





Методика преподавания русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине XIX века. Ее начало связано с выходом книги Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.). Многие идеи этой книги не устарели до сегодняшнего дня: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

В 50-70 г.г. прошлого века большое внимание уделялось развитию народной начальной школы, поэтому вопросы обучения грамоте, формирования элементарных навыков чтения и письма находились в центре внимания многих замечательных педагогов того времени. Большой популярностью пользовалась «Азбука» Л.Н.Толстого (1872 г.), широко публиковались его статьи, «Дневники Яснополянской школы». Однако подлинным основателем начального обучения русскому языку явился К.Д.Ушинский, который обосновал ее теоретически и написал учебники для школы: «Родное слово» для 1,2 и 3 годов обучения, «Детский мир» и пособия для учителей «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову».

Методика обучения грамоте – прикладная наука, поскольку в ней большую роль играет практика. Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. В дальнейшем умение читать и писать совершенствуется, укрепляются навыки, растет степень их автоматизации.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности человека, а навыки чтения и письма – это речевые навыки. Они формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности: с речевыми высказываниями (говорением), слуховым восприятием (слушанием).

Любое речевое действие предполагает наличие нескольких компонентов:



а) того, кто обращается с речью;

б) того, кому адресуется высказывание;

в) потребности (мотива): у одного – обращаться с речью, а у другого – воспринимать ее.

В связи с этим ребенка следует научить как можно лучше выполнять каждую из этих ролей, а также успешно меняться ролями. С приходом в школу перед детьми стоит задача: научиться читать и писать (формы письменной речи), продолжать учиться говорить и слушать (формы устной речи).

Речевая деятельность невозможна без потребности (мотива). Прежде чем высказаться, человек отвечает на вопросы: кому говорить? Для чего говорить? Как говорить? О чем говорить? Следовательно, обучение элементарному чтению и письму должно строиться так, чтобы речевая деятельность была вызвана близкими и понятными мотивами и потребностями: прочитать отгадку к загадке; узнать, что написано под картинкой; узнать букву, чтобы прочитать слово; записать отгадку к загадке и т.д.

Обучение грамоте предполагает разнообразные виды речевой и мыслительной деятельности: беседы, наблюдения, рассказы, отгадывание загадок, пересказ, декламацию. Эти виды способствуют созданию речевых ситуаций, осмыслению процессов чтения и письма и формированию речевых навыков – чтения и письма.

В чем же состоит суть чтения и письма, каков их механизм?

Вся информация, которой пользуется человек в своей деятельности, закодирована, т.е. каждой единице значения соответствует условный знак или кодовая единица.

В русской речи используется звуковой код, или наш звуковой язык, в котором значение слова закодировано в определенном наборе звуков речи. На письме используется буквенный код, в котором буквы соотнесены со звуками устного кода. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (письменных) знаков в смысловые единицы, в слова. Письмо представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц речи в условные знаки, которые могут быть написаны (напечатаны).

Лингвистические основы методики обучения грамоте

Русское письмо – звуковое (фонемное). Это значит, что каждому звуку (фонеме) в графической системе языка соответствует свой знак – буква (графема). Поэтому МОГ основывается на фонетической и графической системах (фонетике и графике).

Учитель должен знать, какие звуковые единицы выполняют смыслоразличительную функцию (т.е. являются фонемами), и какие такой функции не выполняют (варианты основных фонем в слабых позициях).

В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте, предполагающий выделение звука в слове, анализ звука, синтез, усвоение буквы и процесс чтения.

В основе русской графики лежит слоговой принцип, который состоит в том, что отдельно взятая буква не может быть прочитана, т.к. она читается с учетом последующих букв. Поэтому в современной методике обучения грамоте действует принцип слогового (позиционного) чтения, при котором дети с самого начала ориентируются на открытый слог как единицу чтения. Открытые слоги характерны для русского языка. Построение слога в большинстве случаев подчинено закону восходящей звучности. Слог представляет собой несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. Структура слога может быть различной: СГ (открытый), ГС (закрытый), со стечением согласных ССГ, CCCГ и др. (С – согласный, Г – гласный).

Овладение правилами графики – необходимое условие письма, но недостаточное. Часто между произнесенным словом и написанным возникает несоответствие. Это происходит в тех случаях, когда фонемы находятся в слабых позициях. Для обозначения буквой звука слабой позиции нужно определить, к какой фонеме относится данный звук, а затем уже обозначать его. Буква для звука, соответствующего сильной позиции фонемы выбирается по правилам графики, для звука, представляющего слабую позицию фонемы – по правилам орфографии.

Основой обучения чтению является орфоэпия, нормы которой ребенку сразу запомнить не удается, поэтому на начальных этапах рекомендуется двоякое чтение: орфографическое, а затем орфоэпическое. Необходимо усвоить и некоторые случаи пунктуации: точку, тире, вопросительный и восклицательный знаки, запятую.

Психологические основы методики обучения грамоте

Чтение и письмо – сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», т.е. может охватить зрением значительную часть текста (2-3 слова). При этом читающий узнает слова по их общему виду. Лишь незнакомые слова взрослый читает по слогам.

«Поле чтения» начинающего читателя ограничено: он охватывает всего лишь одну букву, и чтобы ее узнать нередко сравнивает ее с другими. Прочтение буквы сразу вызывает у ребенка желание назвать звук, но учитель требует читать целый слог, поэтому приходится читать следующую букву, удерживая в памяти предыдущую, слить два или три звука и воспроизвести то сочетание, которое составляет единую звуковую структуру слога или слова. Здесь для многих детей кроются немалые трудности, т.к. для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слогов в слове. Кроме того, глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, т.к. глаз не привык двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повторяет слоги и слова по 2 и более раз. Иногда ребенок пытается читать «по догадке» (по первому слогу, по картинке или по контексту). Однако все эти трудности постепенно исчезают по мере того, как увеличивается «поле чтения» ребенка.

Письмо – сложное речевое действие. Взрослый человек пишет, не замечая элементарных действий, автоматически. У первоклассника этот процесс распадается на множество самостоятельных действий. Он должен следить за положением ручки и тетради, вспомнить начертание письменной буквы, соответствующей звуку или печатной букве, разместить ее на строке, соединить с другими буквами в слове. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. В связи с этим на уроках следует проводить специальные упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо с устными упражнениями.

Успешное обучения чтению и письму требует большой и систематической работы по развитию фонематического (речевого) слуха, т.е. умения различать в речевом потоке отдельные звуки, выделять звук из слога или слова. Фонематический слух необходим не только для обучения чтению и письму, но и для выработки впоследствии орфографического навыка. Развитию фонематического слуха способствуют звуковой анализ слов, установление последовательности звуков в слове, упражнения в слушании, в «узнавании» фонемы в сильной и слабой позициях.

Психологическое изучение процессов чтения и письма показывает, что ребенок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Проговаривание при письме называется речедвигательным анализом. Необходимо упражнять детей в произношении слов по слогам при их сопоставлении и написании, учить детей прислушиваться к их звучанию, стремясь уловить каждый звук в слове и их порядок.









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.