Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методические приемы обучения письму





В школьной практике, обучая детей письму, учитель пользуется следующими приемами:

- показ написания учителем;

- списывание с готового образца;

- копировальный метод;

- воображаемое письмо;

- анализ формы буквы;

- усвоение правил письма;

- письмо под счет (тактирование);

- анализ ошибочного написания.

Первостепенное значение при обучении чистописанию имеет показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время показа. Этот приём учитель использует на классной доске для всего класса и индивидуально в тетради ученика. Задача ученика – увидеть, понять, как надо писать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец.

Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где начинать писать букву, куда вести ручку, где сделать поворот, какой величины та или иная часть буквы. Сначала это делает учитель, а через некоторое время и ученик должен научиться объяснять, как писать, как соединять буквы.

Большое значение на уроках письма отводится восприятию формы буквы. Приём анализа формы буквы направляет внимание учащихся на элементы составляющих букву частей и на связь этих элементов между собой. Без такой предварительной подготовки в тетрадях учащихся появляются типичные ошибки в начертаниях букв ("зеркальное изображение", пропуск какой-либо части знака, слитное изображение двух знаков).

Последовательность первоначального ознакомления с формой буквы на уроке письма должна быть следующей:

1. Зрительное восприятие общего рисунка (начертания) знака.

2. Расчленение его на основные элементы с точными словесными указаниями учителя: откуда начинать написание знака или его части, как соединить эти части в знаке, как связать со следующим знаком.



3. Воспроизведение знака детьми.

Для сознательного овладения формой букв учащиеся должны знать:

а) общее, что характерно для письма всех букв, т.е. уметь выделять основной и соединительный элементы движения в написании любой буквы;

б) особенное, что образует характерную черту именно данной буквы (наличие петли, полуовала, овала, элемента, выходящего вниз за строку и др.), пропорции буквы;

в) написание буквы в пределах рабочей строки (где начинать, куда повернуть, закруглить и т.д.);

г) отличие правильно написанной буквы от неправильной, т.е. видеть ошибку и уметь её исправить.

Анализ формы буквы может проводиться по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания. Если более лёгкая по форме буква в букварный период идёт после написания более сложной (например, л после м), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и предупредить возможные или уже известные ошибки в написании данной буквы. При этом выясняется, на какую букву похожа новая буква, в чём сходство и разница в их письме. Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением (например, в и б). В этом случае необходим анализ элементов движения руки при письме. Основными элементами движения при письме являются: вниз на себя (/_/ /) и соединительное движение (снизу вверх). Эти движения прослеживаются во всех буквах. Увидеть общее, понять, что при письме вниз всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных линиях одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв именно так, у них вырабатывается единый наклон в письме и правильная форма букв.

Списывание с готового образцаосновывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске и в тетрадях. Этот способ необходимо отличать от копировального, при котором происходит обведение образца. При списывании ребенок постоянно сравнивает свою работу с образцовым написанием. Правильное письмо учителя является примером и для осознанного подражания, поэтому любые записи учитель выполняет аккуратно, красивым разборчивым почерком.

Копировальный способдает возможность отработать правильные движения при письме буквы или слога. Но поскольку обведение выполняется механически, продолжительная работа утомляет ученика. В связи с этим копирование необходимо чередовать с самостоятельным написанием. Методика использования данного приема такова: ученик обводит две буквы, после чего двигательный образ остается на некоторое время в памяти, и следующие 1-2 буквы ученик пишет почти без ошибок, затем для закрепления обводит еще букву – и снова самостоятельное письмо.

Неотъемлемой частью работы над формой букв является воображаемое письмо, так называемое письмо в воздухе. Этот приём отличается от копировального тем, что ученик не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ребёнок может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усвоить как движение, так и правильную форму буквы.

Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске или в воздухе. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, с открытыми и закрытыми глазами, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения, вызывают интерес к письму. Недостаток данного приёма заключается в том, что учитель в полной мере не может учесть, каков результат обучения, насколько дети точно воспроизводят движение и форму образца.

Одним из приёмов обучения письму можно считать приём показа ошибочного написаниядля того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог или слово написаны неправильно, и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. В первом классе этот приём применяется на доске ограниченно. Следует чаще предлагать детям самим найти у себя ошибку и проверить, все ли элементы в букве написаны верно, точно ли расположены буквы между линиями строки или выходят вверх или вниз за линии. Во втором и третьем классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску для анализа и исправления. Применяются также формы взаимной проверки, так как чужая ошибка всегда видна лучше, чем своя. При этом учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. Например, ученик может проверить, не нарушен ли наклон в предложении, в тексте, на всей странице; проверить высоту письма слова, предложения, текста и др.

Введение в обучение правил также является не менее важным приёмом обучения графическим навыкам письма. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Правила при письме должны формулироваться очень кратко. Они складываются в основном из тех задач, которые ставит учитель перед учащимися в процессе письма.

Сначала вводятся четыре правила, касающиеся посадки, положения тетради, держания ручки и ведения штриха.

Первое правило – посадка при письме. Учащиеся сидят за партой или за столом, имея три точки опоры: 1) корпус свободно находится на сиденье, спина при этом прямая, не опирается на спинку стула; 2) ступни ног стоят на полу или подставке; 3) руки лежат на столе или парте до локтя, только кончики локтей на 1-2 см могут свисать с края стола.

Второе правило –положение тетради во время письма. Тетрадь лежит наклонно (наклон влево, а для леворукого ребёнка вправо), угол наклона левого края страницы по отношению к линии стола или парты составляет примерно 25°, нижний левый угол страницы, на которой пишет ученик, должен находиться напротив середины груди пишущего. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх влево ( для леворукого ребёнка – вверх вправо), а левая рука придерживает её снизу.

Третье правило – умение держать шариковую ручку. Ручка удерживается при письме тремя пальцами: большим, средним и указательным. Очень важное значение имеет взаимное расположение трёх пальцев, удерживающих ручку. Слева ручка поддерживается внутренней частью ногтевой фаланги большого пальца, справа она прижата к первому суставу среднего пальца, сверху на ручку легко опускается указательный палец, который по сравнению с большим несколько выступает вперёд. Пальцы находятся от конца шарика на расстоянии 1,5-2 см.

Правильное держание ручки обычно проверяется так: учитель предлагает учащимся поднимать и опускать до 6-7 раз подряд указательный палец. При правильном держании ручка, удерживаемая с боков большим и средним пальцами, не выпадает из рук ученика и остаётся в одном и том же положении.

Четвёртое правило – ведение штриха. Учитель должен научить учащегося вести писчие (опорные) штрихи в буквах сверху вниз или перпендикулярно линии груди.

В период обучения грамоте на уроках письма постепенно вводятся правила, связанные непосредственно с процессом письма:

1. Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.

2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.

3. Слог пишется безотрывно.

4. Необходимо писать буквы в словах на одинаковых расстояниях друг от друга.

5. Писать слова на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.

6. Писать надо красиво.

Каждое из этих правил заключает в себе определённое содержание. Например, каким должен быть наклон, за счёт чего он получается и т.д. Это правило объясняется уже в букварный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном. При переходе к письму букв, слогов и слов формулируется правило о наклонном письме, а при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв в словах и слов в предложениях (примерно равной строчной букве о или и).

Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чётко, без помарок, не заходить за поля, стараться писать так, как в прописях, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды. В третьем классе к этому правилу добавляется требование писать не только красиво, но и быстро.

Письмо под счет (тактирование) способствует выработке плавного, ритмичного письма определенного темпа. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно. Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение основное («на себя») сопровождается счетом «раз, два, три». Соединительное движение («от себя») производится на счет «и». При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительности движения. Поначалу учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся. Тактирование используется и при письме соединений, слогов и коротких слов.

На разных этапах обучения степень применения того или иного приёма будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.

 









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.