Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные принципы группировки затрат.





Для правильного исчисления себестоимости продукции, эффективности использования ресурсов организации, планирования, учета и анализа производственных затрат важное значение имеет их группировка.

В настоящее время выделяют следующие основные принципы группировки затрат:

1) По назначению и функциональной роли в процессе производства затраты делятся на:

а) основные – непосредственно связаны с производством конкретной продукции (затраты на оплату труда производственных работников, сырье и материалы, затраты на содержание основных производственных фондов). Сокращение основных расходов возможно в определенных нормах и связано конкретно с технологическими условиями производства;

б) накладные – расходы по управлению и обслуживанию производства (заработная плата управленческого персонала, расходы по содержанию объектов административно-хозяйственного назначения, канцелярские расходы и др.). При улучшении организации производства расходы по управлению можно сократить без ущерба производству.

2) По отношению к формированию себестоимости продукции затраты делятся на:

а) включаемые в себестоимость – относятся на себестоимость продукции (работ, услуг);

б) не включаемые в себестоимость – погашаются за счет прибыли (затраты по аннулированным заказам, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей).

3) По способу включения затрат в себестоимость продукции:

а)прямые – связаны непосредственно с производством одного вида продукции (работ, услуг) и включаемые в себестоимость единицы продукции (работ, услуг) в прямом порядке (большая часть основные6 расходов). Например, расход сырья на производство конкретной продукции;



б) косвенные – связаны с производством нескольких видов продукции и подлежат распределению между отдельными ее видами пропорционально принятому базису: заработной плате, объему выполненных работ, весы и т.д. (накладные расходы и незначительная часть основных). К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, работы и услуги вспомогательных производств.

4) По отношению к объему производства затраты делятся на:

а) условно-переменные – изменяются пропорционально изменению объема производства (прямые затраты сырья и материалов, заработная плата производственных рабочих);

б) условно-постоянные – на зависят от изменения объема производства продукции (заработная плата управленческого персонала, материальные затраты, связанные с содержанием цехов).

5) По составу и степени однородности затраты делятся на:

а) элементные – затраты, состоящие из экономически однородных элементов (сырье и материалы, оплата труда, амортизация);

б) комплексные – затраты, состоящие из совокупности разно родных элементов, т.е. включают разные виды затрат, но в калькуляции показаны общей суммой (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

6) По длительности действия затраты делятся на:

а) текущие затраты – обеспечивают ход производственного процесса, а длительность их действия не превышает отчетный период;

б) периодические затраты – производятся периодически и обеспечтвают ход производственного процесса в течение ряда лет (в сельском хозяйстве затраты на удобрения).

7) По месту возникновения, видам продукции (работ, услуг)затраты делятся на:

а) хозяйственные затраты – формируют полную себестоимость продукции;

б) затраты центра ответственности – формируют бригадную (цеховую) ответственность;

в) затраты конкретного вида калькуляции – издержки по производству отдельного вида продукции (работ, услуг).

 

Учет процесса снабжения.

Процесс снабжения представляет собой совокупность хозяйственных операций по обеспечению предприятия предметами труда, необходимыми для изготовления готовой продукции, оказания услуг. Бухгалтерский учет охватывает весь процесс снабжения – от заготовления материалов и их доставки на склад до отпуска в производство.

Операции снабжения учитываются только в количественном выражении в материальном отделе предприятия. В отделе материально-технического снабжения и материальных складах кладовщиками или заведующими складами.

Основными задачами процесса снабжения являются:

1) своевременное и точное отражение фактического объема снабжения в натуральном и денежном измерении;

2) определение фактической себестоимости приобретаемых предметов труда;

3) контроль соблюдения складских запасов, сохранности сырья, материалов и других материальных ценностей.

В плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета для учета приобретенных материально-производственных запасов: счет 20 «Материалы» в разрезе субсчетов, счет 41 «Товары», а также специальные счета для учета процесса снабжения – счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и счет 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам».

В учете снабжения выделяют покупную (отпускные цены поставщика) стоимость приобретаемых материалов и транспортно-заготовительные расходы (оплата провоза ценностей, их перевозки, таможенные пошлины). Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы составляют в сумме фактическую себестоимость приобретенных материалов.

В бухгалтерском балансе материалы учитываются только по фактической себестоимости.

При поступлении материалов от поставщиков на их покупную стоимость составляется корреспонденция:

- Д10 К60 – акцептован счет поставщика за приобретенные материалы (без НДС);

- Д18 К60 – акцептован счет поставщика за приобретенные материалы в части НДС.

Расходы по доставке материалов (транспортно-заготовительные расходы) увеличивают их стоимость, поэтому составляется корреспонденция:

- Д10 К60 – акцептован счет транспортной организации за доставку материалов (без НДС);

- Д18 К60 – акцептован счет поставщика за приобретенные материалы в части НДС.

Оплата счетов за поступившие материалы и их доставку, например, с расчетного счета отражается следующей корреспонденцией:

- Д60 К51- оплачивается вся сумма с учетом НДС.

При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую себестоимость можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия имеет все составляющие себестоимости, т.е. все оправдательные документы, подтверждающие расходы, связанные с заготовлением материалов. Поэтому в бухгалтерском учете чаще всего применяются в течение месяца твердые неизменные, так называемые учетные цены, которые организация условно устанавливает самостоятельно для упрощения учета затрат на производство. Аналитический учет ведется по каждому наименованию материалов в твердых учетных ценах наряду с учетом в натуральном измерении. При этом ежемесячно рассчитываются суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от стоимости по плановым ценам.

Схема учета поступления материалов по учетным ценам следующая:

1. Акцептован счет поставщика за приобретенные материалы (без НДС):

- Д15 К60;

Акцептован счет поставщика за приобретенные материалы в части НДС:

- Д18 К60.

2. Оприходование на склад по учетным ценам поступивших от поставщика материалов:

- Д10 К15.

Таким образом, на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражаются одни и те же поступившие материалы в разных оценках: по дебету – по фактической себестоимости, по кредиту – по учетным ценам.

3. Разница между фактической себестоимостью приобретения материалов и их стоимостью по учетным ценам списывается в конце месяца со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом положительная разность (учетная цена ниже фактической себестоимости приобретения) отражается следующей корреспонденцией счетов:

- Д16 К15;

Отрицательная разность (учетная цена выше фактической себестоимости приобретения) списывается обратной проводкой:

- Д15 К16.

После того, как составлен расчет отклонений фактической себестоимости материалов от их учетной стоимости, стоимость всех ранее отпущенных со склада материалов в учетных ценах необходимо довести до их действительной себестоимости, добавив или отняв сумму отклонений исходя из доли (процента) отклонений, приходящейся на отпущенные в производство материалы. Это действие отражается следующими проводками:

1) на стоимость материалов по учетным ценам:

- Д20 (23) К10;

2) на сумму отклонений:

Д20 (23) К16.

Расход материалов на основании первичных документов оформляется в зависимости от направления их отпуска следующими корреспонденциями счетов:

- Д20 (23, 25, 26) К10.

Обратными проводками отражается возврат материалов на склад.

Аналогично в бухгалтерском учете отражаются хозяйственные операции, связанные с заготовлением (приобретением) других активов – основных средств, нематериальных активов, товаров.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.