Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы формирования и исполнения местных бюджетов по доходам в России на современном этапе





Финансовую основу местного самоуправления составляют местные бюджеты. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных поступлений. К налоговым доходам относятся местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц); региональные налоги по нормативам отчислений; федеральные налоги и сборы, по нормативам отчислений, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

Источниками неналоговых доходов являются доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями; часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; средства самообложения граждан; штрафы; др. Безвозмездные поступления включают дотации, субвенции, субсидии, добровольные пожертвования.

Однако множественность каналов поступления средств в местные бюджеты вовсе не гарантирует их достаточность для обеспечения бюджетной потребности, даже учитывая сокращение расходных обязательств. Почти каждое муниципальное образование нуждается в необходимых ему финансовых ресурсах, которые может планировать и использовать.

В Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко прописаны полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов. Однако эти полномочия касаются только вопросов установления и регулирования местных налогов, предусмотренных федеральным законодательством. Фактически полномочия местного самоуправления распространяются не более чем на одну пятую часть доходов, собираемых на его территории[5].



В мировой практике принято за местными бюджетами закреплять налоги, не зависящие от экономической конъюнктуры, на базу которых местное самоуправление может повлиять, платежи по которым не выходят за пределы территории, непосредственно связанные с уровнем жизни проживающих на территории плательщиков, с немобильной базой. При этом сторонники концепции полного налогового права стоят за предоставление местному самоуправлению права вводить любые налоги для обеспечения законодательно закрепленных функций.

В условиях РФ это невозможно реализовать даже технически. Практически все элементы налогообложения определяются Налоговым Кодексом РФ. Более того, распределение видов налогов по уровням компетенции во многом потеряло экономический и фискальный смысл, поскольку более 90% платежей поступает за счет федеральных и региональных налогов.

На состояние финансовой основы местного самоуправления оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Внешние факторы – это влияние социально-экономических условий и социально-экономической политики государства; бюджетное, налоговое и гражданское законодательство, а также вносимые в него изменения; уровень социально-экономического развития субъекта РФ, в территориальных границах которого находится муниципальное образование; политика, выбранная субъектом РФ по реализации муниципальной реформы; применяемые методики финансовой поддержки муниципалитетов и др.

Внутренние факторы – это состав и структура финансовых ресурсов муниципальных образований, правильность выбранной стратегии и тактики управления ими; состояние инфраструктуры социальной сферы и объектов муниципального хозяйства; тенденции развития и структура муниципальной экономики; компетенция и профессионализм органов местного самоуправления; численность населения муниципального образования.

Хотя, рост налоговых поступлений по местным налогам больше официально декларируемых инфляционных ожиданий, емкость указанных налогов настолько мала, что они не меняют финансовой ситуации в муниципальных образованиях. Закрепление налогов по уровням бюджетной системы происходит без должного учета реальных денежных средств, которые может обеспечить тот или иной налог конкретной территории. При этом незавершенность государственного нормативного правового регулирования вопросов, связанных с формированием налогооблагаемой базы по местным налогам, приводит к серьезным проблемам в доходной части местных бюджетов. Например, наличие значительного числа федеральных льгот по земельному налогу, отсутствие механизма актуализации кадастровой оценки земельных участков, проблемы разграничения прав собственности на землю между государством и местным самоуправлением приводят к снижению арендной платы за землю, к выпадению из местных бюджетов до 60% поступлений от земельного налога[21, с. 208].

Подводя итоги анализа доходной части бюджета необходимо отметить, что значительный рост общего объема доходов бюджета МО «город Далматово» обеспечивается в большей степени за счет роста межбюджетных трансфертов, в то время как прирост собственных доходов замедляется с каждым годом. В связи с этим, в настоящее время актуальным является вопрос увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджета для обеспечения выполнения расходных обязательств представительных органов местного самоуправления.

Итак, в процессе исследования формирования и исполнения доходной части бюджета «города Далматово» нам удалось выявить следующие проблемы:

во-первых, сокращение поступлений в бюджет налоговых доходов за последние три года на 4 140,4 тыс. руб. или на 11,6 %, как показано на рисунке 3;

 

Рисунок 3 – Динамика налоговых поступлений в бюджет МО «города Далматово» за 2013 – 2015 гг., тыс. руб.[5]

 

во-вторых, резкое снижение поступлений в городской бюджет неналоговых доходов на 10 711,3 тыс. руб. или на 78,9 % за анализируемый период. Динамика неналоговых доходов городского бюджета наглядно представлена на рисунке 4;

 

Рисунок 4 – Динамика неналоговых поступлений в бюджет МО «Город Далматово» в 2013 – 2015 гг., тыс. руб.

в-третьих, в структуре доходов местного бюджета преобладает доля безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов Бюджетной системы РФ, что свидетельствует о финансовой зависимости бюджета города. Структура доходов бюджета МО «Город Далматово» наглядно представлена на рисунке 5;

 

Рисунок 5 – Структура доходов бюджета МО «Город Далматово» в 2013 – 2015 гг., %[6]

 

В соответствии с данными рисунка 5 более 80 % поступлений в бюджет города составляют безвозмездные поступления из бюджета Курганской области и Федерального бюджета РФ в виде субсидий, субвенций и дотаций.

в-четвертых, продолжает оставаться актуальной проблема поступления доходов в местный бюджет от сбора НДФЛ, в нашем случае доходы от данного налога сократились на 2 444,0 тыс. руб. или на 21,5%. Сложившаяся ситуация обусловлена сокращением рабочих мест в моногороде, уклонением работодателей от уплаты налогов путем выплаты заработной платы в конвертах или не оформлением сотрудников по трудовому законодательству;

Динамика поступлений от НДФЛ в бюджет города Далматово представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 – Динамика поступлений НДФЛ в бюджет МО «город Далматово» за 2013 – 2015 гг., тыс. руб.[7]

 

в-пятых, сокращение поступлений от сбора одного из значимых местных налогов – земельного налога на 1 773,8 тыс. руб. или на 25,2 % за анализируемый период, как показано на рисунке 7.

Рисунок 7 – Динамика поступлений от земельного налога в бюджет МО «город Далматово» за 2013 – 2015 гг., тыс. руб.[8]

Для устранения выявленных проблем пополнения доходной части местного бюджета города Далматово и снижения зависимости от областного и федерального бюджета мы предлагаем местным органам власти уделить должное внимание управлению неналоговыми доходами городского бюджета.

Неналоговые доходы являются резервом устойчивости для доходной базы местных бюджетов, гарантируют снижение дефицитности местных бюджетов.

Объем поступлений неналоговых доходов в местный бюджет находится в зависимости от активности и предприимчивости местных органов власти, эффективности использования механизмов земельных и имущественных отношений.

Если рассматривать неналоговые доходы как основной источник формирования доходов бюджетов, то следует выделить их особенности:

а) отсутствие единой законодательной базы;

б) множество администраторов федерального, регионального и местного уровней.

Все структурные подразделения Администрации города задействованы в процессе формирования неналоговых доходов бюджета.

Субъектами управления формированием неналоговых доходов местного бюджета финансовые органы, а также уполномоченные органы управления экономикой и социально-экономическим развитием, имущественными и земельными отношениями на территории муниципального образования.

Управленческим инструментарием при формировании финансовых ресурсов, в части неналоговых источников являются:

- рентные платежи от использования земель и объектов муниципальной собственности;

- стоимость объектов муниципальной собственности;

- условия организации торгов;

- введение новых видов платежей в соответствии с действующим законодательством;

- санкции и меры претензионной работы;

- экономическое регулирование деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Управленческий инструментарий наглядно представлен в таблице 4.

 

Таблица 5 – Основные виды неналоговых доходов бюджета городского округа и управленческий инструментарий их формирования[9]

Виды неналоговых доходов Управленческий инструментарий формирования
1. Арендная плата ипоступления отпродажи права назаключение договороваренды за земельныеучастки доразграничениягосударственнойсобственности 1. Размеры арендной платы, условия заключения договора
2. Арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды муниципальных 3. земельных участков 2. Размеры арендной платы, условия заключения договора
4. Доходы от сдачи в аренду муниципальногоимущества 3. Размеры арендной платы, условия заключения договора
5. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий 4. Размер прибыли, подлежащей перечислению в бюджет
6. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 5. Стоимость объектов, условия организации торгов
7. Административные платежи и сборы 6. Введение платежей в соответствии с действующим законодательством
8. Штрафные санкции, возмещение ущерба 7. Применение санкций и мер претензионной работы

 

В большинстве случае управление землей и имуществом рассматривается органами местного самоуправления как две различных задачи, решением которых возлагается на разные органы.

В свою очередь в отношении земельных участков, расположенных в границах административных центров регионов, государственная собственность на которые не разграничена (к таким относится большинство земель), исполнительно-распорядительные функции осуществляют структурные подразделения исполнительной власти региона.

Существенными недостатками раздельного управления землей и имуществом является отсутствие единой системы оценки объектов, учета арендаторов и взимания рентных платежей, контроля над рациональным использованием объектов недвижимости и адекватных мер воздействия на неплательщиков. Осложняется администрирование и контроль денежных потоков в сфере недвижимости, снижается точность прогнозирования тенденций и ожидаемых поступлений в местный бюджет. Отсутствие системного подхода к приватизационному процессу тормозит создание цивилизованного местного рынка недвижимости, неблагоприятно сказывается на инвестиционном климате. Все это вкупе уменьшает значимость недвижимости для муниципального образования и приводит к занижению стоимости объектов и, соответственно, сокращению поступлений в бюджет.

Переход к единому режиму управления недвижимостью в муниципальных образованиях потребует системной реорганизации управленческого механизма с использованием единых методических подходов к формированию рентных платежей. В основу методики определения размера арендной платы, на наш взгляд, следует закладывать базовый показатель стоимости объекта. Для различных видов недвижимости за базовый показатель следует принимать стоимость объекта, определенную в соответствии с федеральным стандартом[10] и законом об оценочной деятельности[11] (см. таблицу 5).

Для определения размера арендной платы конкретного объекта недвижимостибазовый показатель стоимости корректируется с помощью понижающих и повышающихкоэффициентов в зависимости от доходности, места расположения, техническиххарактеристик, градостроительных особенностей и других критериев ценности. Например, для социально-значимых объектов размер понижающего коэффициента может бытьмаксимальным, а для арендаторов, осуществляющих высокодоходные виды деятельности,следует применять повышающие коэффициенты.

 

Таблица 6 – Базовые показатели стоимости недвижимости для расчета рентных платежей[12]

Вид недвижимости Базовый показатель стоимости
Земельный участок Кадастровая стоимость
Нежилые помещения и жилищный фонд Рыночная стоимость
Имущественные комплексы муниципальных унитарных предприятий Инвестиционная стоимость

 

При установлении арендной платы за нежилые помещения целесообразно применять коэффициенты, учитывающие удобство входа в здание, размещение помещения внутри здания и расположение здания в городе относительно центра, окраин и «среднего кольца», транспортных развязок и других факторов ведения предпринимательской деятельности в арендуемом помещении. Размер арендной платы за земельные участки должен учитывать рельеф местности, характер почв и другие характеристики, а также особенности инвестиционной политики органа местного самоуправления. Например, привлечение инвесторов на неосвоенные территории разумно с помощью низкой цены земли, повышение цены земли реально для получения максимума доходов от использования наиболее престижных земельных участков.

Несмотря на то, что уполномоченные органы управления (государственные и муниципальные), администрирующие арендные платежи, производят регулярное начисление пени и штрафов за несвоевременное внесение в бюджет арендной платы, проблемным остается вопрос обеспечения полноты и своевременности их взыскания. Недоимка по рентным платежам возрастает, а органы местного самоуправления не имеют права контролировать использование земель до разграничения государственной собственности и проводить мероприятия по ужесточению условий арендных платежей. Ускорение процесса разграничения государственной собственности на землю будет способствовать росту земельных платежей и концентрации их в распоряжение органов местного самоуправления.

Это позволит приумножить объем муниципальной собственности и как следствие увеличить доходы местного бюджета.

Усиление контроля, применение всесторонних мер административной ответственности и активизация претензионной работы в соответствии с гражданским законодательством является одним из направлений развития управленческого инструментария формирования неналоговых доходов местного бюджета.

Установление единого режима управления недвижимостью, определение обоснованных размеров платежей за землю и их дифференциация не представляется возможной без информационного обеспечения процесса управления землепользованием на территории городского округа. В связи с этим целесообразно принять долгосрочную целевую программу, предусматривающую проведение полной инвентаризации земельных участков.

Создание местной системы кадастра земель муниципального образования будет стимулировать привлечение инвесторов, способствовать наведению порядка в землепользовании, что обеспечит поступление дополнительных доходов в бюджет городского округа.

В целях формирования оптимальной структуры муниципальной собственности следует установить перечень критериев, учитывающий бюджетную и социальную эффективность использования, целесообразность сохранения в собственности отдельных объектов недвижимости. Критерии могут быть ориентированы на экспансию муниципального сектора, что сомнительно с точки зрения бюджетной и социальной эффективности. Сохранение же муниципального сектора в минимально необходимых масштабах сопряжено с возрастанием социальных и политических рисков. Критерии должны оставлять свободу и обеспечивать прозрачность системы принятия решений органами местного самоуправления о приватизации (продаже) муниципального имущества.

В отношении муниципальных предприятий рекомендуется применять компромиссный вариант управления, предусматривающий сохранение наилучшей структуры муниципальнойсобственности в рамках установленных предметов ведения и вопросов местного значения,основанный на соображениях бюджетной и социальной эффективности. Приватизация(продажа) стабильно работающих прибыльных предприятий, естественно, обеспечитмаксимальный единовременный бюджетный эффект. Альтернативная позиция заключается впервоочередном избавлении от неэффективно работающих предприятий при сохраненииприбыльных активов в собственности муниципалитета.

В последние годы сложилась тенденция постепенного сокращения числа муниципальных унитарных предприятий в результате приватизации, ликвидации и укрупнения в форме присоединения убыточных муниципальных предприятий к эффективно работающим. Совершенствованию данной модели управления муниципальными предприятиями, на наш взгляд, способствует распределение между подразделениями отраслевого управления исполнительно-распорядительного органа функций по контролю над их производственной деятельностью, введение системы среднесрочного планирования деятельности и стратегического управления на основе трехлетних планов (программ), а также введение обязательного регулярного аудита наиболее крупных предприятий.

В качестве дополнительных источников неналоговых доходов бюджетов органов местного самоуправления от использования имущества следует рассматривать, например, продажу права аренды нежилых помещений и земельных участков, которое должно реализовываться на торгах, а также доходы от сдачи помещений и земельных участков в субаренду. Причем необходимо ввести обязательную регистрацию таких договоров и установить запрет на самовольную сдачу их в субаренду, не согласованную с муниципальными органами.

Относительно новой формой доходов от использования имущества муниципального образования является плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В крупных городах рекламная деятельность является высокодоходным бизнесом, в связи, с чем органам местного самоуправления городских округов целесообразно взять под полный контроль установку и эксплуатацию средств наружной рекламы.

На наш взгляд, органам местного самоуправления можно рекомендовать принятие нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок взимания платы и компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и крупногабаритными транспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям муниципального образования в зависимости от вида и типа транспорта, веса и габаритов перевозимого груза, маршрута движения, состояния дорог и искусственных сооружений, а также регламентирующие стоимость и объем услуг в рамках договора о присоединении объектов дорожного сервиса к автодорогам муниципального значения.

Для обеспечения устойчивого притока вложений в муниципальную экономику требуется создание благоприятного инвестиционного климата, охватывающего объективные и субъективные условия. К объективным условиям привлечения инвестиций на территорию муниципального образования относятся, например, географическое положение и транспортная доступность, состояние окружающей среды и присутствие достаточных природных ресурсов, наличие квалифицированных кадров и «цена» рабочей силы, уровень качества жизни населения и ёмкость потребительского рынка. В качестве субъективных условий следует рассматривать регулирующую деятельность местной власти по раскрытию инвестиционного потенциала муниципального образования.

Управление инвестиционной и долговой политикой органов местного самоуправления возможно в нескольких направлениях каждое из которых располагает своим инструментарием, как представлено на рисунке 8.

 

Рисунок 8 – Направления и инструменты управление инвестиционной и долговой политикой органов местного самоуправления[13]

 

С точки зрения управления расходами использования бюджета для инвестирования долгосрочных проектов, более гибкой и эффективной является схема преимущественного использования кредитных ресурсов, включая открытие кредитных линий на определенный период на основе проведения конкурса среди кредитных организаций. При этом до момента их фактического привлечения кредитные линии не влекут прямых затрат бюджета.

Практика большинства зарубежных стран показывает, что органы власти не всегда эффективно могут управлять коммерческими проектами, т.к. должны учитывать социальные и политические факторы, поэтому коммерческая составляющая инвестиционных проектов, реализуемых на территории муниципального образования, должна быть сведена к минимуму. Вовлечение в инвестиционный процесс муниципального образования финансовых ресурсов частного сектора может осуществляться по следующим направлениям: организация муниципально-частных партнерств, выпуск муниципальных займов и использование средств самообложения граждан.

С учетом рекомендаций автора доходная часть бюджета МО «города Далматово» в 2016 году может измениться следующим образом:

 

Таблица 7 – Экономический эффект от рекомендаций автора[14]

Показатель 2016 год Отклонение (+, -), тыс. руб.
Решение Администрации Предложение автора
Налоговые доходы 13 197,5 13 857,4 659,9
НДФЛ 8 487,5 8 954,3 466,8
ЕСН 22,9 28,5 5,6
Земельный налог 4 687,1 4 874,6 187,5
Неналоговые доходы 2 260,7 2 599,8 339,1
Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности 1 650,9 1 774,7 123,8
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 442,4 553,0 110,6
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 167,4 272,1 104,7
Безвозмездные поступления 98 150,0 97 168,5 -981,5
Всего доходов 113 608,1 113 625,6 17,5

 

Предположим, что в результате организации контроля органами местного самоуправления за уплатой земельного налога и НДФЛ в бюджет города, будут выявлены нарушения уплаты налогов и взыскана задолженность по уплате налогов, в результате чего поступления по НДФЛ увеличится на 5,5 %, а по земельному налогу на 4,0 %. Что в свою очередь приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет города на 5,0 %.

В результате проведенных мероприятий по управлению муниципальной собственностью произойдет увеличение неналоговых поступлений в бюджет города на 15,0 %.

В результате привлечения инвесторов можно ожидать дополнительные финансовые ресурсы для развития города, поэтому можно сократить поступления из вышестоящих бюджетов на 1,0 %.

В целом доходы городского бюджета увеличатся, что свидетельствует о целесообразности и экономической эффективности проведения данных мероприятий.

 

Таблица 8 – Проблемы формирования и исполнения местного бюджета МО «города Далматово» по доходам и рекомендации по их решению[15]

Проблема Рекомендация по решению Экономический эффект
1. Сокращение поступлений в бюджет налоговых доходов на 11,6 % 1. Обеспечение устойчивых темпов роста емкости местных налогов. В частности, увеличение поступлений земельного налога можно обеспечить путем предоставления права органам местного самоуправления индексировать налогооблагаемую базу по земельному налогу + 5,0 % налоговых доходов
2. Резкое снижение поступлений в городской бюджет неналоговых доходов на 10 711,3 тыс. руб. или на 78,9 % 2. Управление неналоговыми доходами городского бюджета 3. Создание единой системы оценки объектов, учета арендаторов и взимания рентных платежей, контроля над рациональным использованием объектов недвижимости и адекватных мер воздействия на неплательщиков 4. Обеспечение полноты и своевременности их взыскания 5. Создание местной системы кадастра земель муниципального образования 6. Плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции 7. Принятие нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок взимания платы и компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и крупногабаритными транспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям муниципального образования + 15,0 % неналоговых доходов
3. В структуре доходов местного бюджета преобладает доля безвозмездных поступлений из 8. Создание благоприятного инвестиционного климата - 1,0 % сокращение безвозмездных поступлений в результате

Окончание таблицы 8

Проблема Рекомендация по решению Экономический эффект
вышестоящих бюджетов Бюджетной системы РФ, что свидетельствует о финансовой зависимости бюджета города (более 80 %)   привлечения инвестиций для развития города
4. Продолжает оставаться актуальной проблема поступления доходов в местный бюджет от сбора НДФЛ, в нашем случае доходы от данного налога сократились на 21,5% 9. Создание новых рабочих мест 10. Оказание финансовой поддержки малому предпринимательству 11. Организация контроля за уплатой налогов предприятиями, организациями и ИП + 1,5 % поступлений по НДФЛ
5. Сокращение поступлений от сбора одного из значимых местных налогов – земельного налога на 25,2 % 12. Проведение инвентаризации земельных участков, находящихся в собственности города 13. Переоценка стоимости земельных участков 14. Организация контроля местными органами власти за уплатой земельного налога + 2,0 % поступлений по земельному налогу

 

Таким образом, в результате исследования формирования и исполнения доходной части бюджета «города Далматово» нам удалось выявить следующие проблемы: сокращение поступлений в бюджет налоговых доходов за последние три года на 11,6 %;резкое снижение поступлений в городской бюджет неналоговых доходов на 78,9 %; в структуре доходов местного бюджета преобладает доля безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов Бюджетной системы РФ, что свидетельствует о финансовой зависимости бюджета города; продолжает оставаться актуальной проблема поступления доходов в местный бюджет от сбора НДФЛ, в нашем случае доходы от данного налога сократились на 21,5%; сокращение поступлений от сбора одного из значимых местных налогов – земельного налога на 25,2 %.

Для решения выявленных проблем формирования и исполнения доходной части бюджета «города Далматово» предлагается активизировать усилия органов местного самоуправления на вопросы управления неналоговыми доходами, увеличения поступлений неналоговых доходов в бюджет, привлечение инвесторов.

В результате организации контроля органами местного самоуправления за уплатой земельного налога и НДФЛ в бюджет города, будут выявлены нарушения уплаты налогов и взыскана задолженность по уплате налогов, в результате чего поступления по НДФЛ увеличится на 5,5 %, а по земельному налогу на 4,0 %. Что в свою очередь приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет города на 5,0 %. Управление муниципальной собственностью позволит увеличить неналоговые поступления в бюджет города на 15,0 %. В результате привлечения инвесторов можно ожидать дополнительные финансовые ресурсы для развития города, поэтому можно сократить поступления из вышестоящих бюджетов на 1,0 %.

 

 


 

Заключение

В результате выполнения выпускной квалификационной работы поставленные задачи были решены, цель работы достигнута и сделаны следующие выводы.

Сущность местного бюджета следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле слова местный бюджет является совокупностью экономических отношений, которые складываются на стадиях общественного воспроизводства и опосредованных необходимостью финансового обеспечения социально-экономических программ местных органов власти. В узком смысле слова местный бюджет характеризуется как реальная финансовая база органов местного самоуправления, которая формируется за счет изъятия части национального дохода в целях его использования.

Значение местных бюджетов проявляется в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, а именно распределение общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Основой распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы являются принцип самостоятельности местных бюджетов и принцип государственной финансовой поддержки.

Доходы бюджета – это денежные поступления, получаемые за счет различных источников, перечень которых содержится в Бюджетном кодексе РФ, а размеры устанавливаются ежегодным законом или решением органа местного самоуправления. Такие денежные поступления направлены на обеспечение выполнения задач, реализацию функций органов государственной власти и местного самоуправления и на удовлетворение потребностей населения, на наш взгляд, является наиболее точным и полным.

Доходы бюджетов классифицируются на три крупные группы: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Муниципальное образование «город Далматово» обладает статусом городского поселения и входит в состав муниципального образования Далматовский район. Границы муниципального образования «город Далматово» на разных участках совпадают с участками границ муниципальных образований: Мясниковского, Широковского, Нижнеярского, Затеченского, Верхнеярского и Крестовского сельсоветов. В состав территории муниципального образования «город Далматово» входят населенные пункты: «город Далматово», деревня Луговая, деревня Верхний Суварыш, деревня Рощино.

Доходная часть местного бюджета муниципального образования «город Далматово» состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в местный бюджет муниципального образования«город Далматово» поступают следующие налоги: местные налоги: земельный налог – по нормативу 100%, налог на имущество физических лиц – по нормативу 100%; федеральные налоги и сборы: налог на доходы физических лиц – по нормативу 10%, единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 50%, государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий – по нормативу 100%; налоги от специальных налоговых режимов, а также региональные налоги.

Доходная часть бюджета за анализируемый период фактически исполнена по сравнению с плановыми значениями в 2013 году – 100,9 %, в 2014 году – 98,9 % и в 2015 году – 92,3 %. Это позволяет сделать вывод о достаточной эффективности использования бюджетных средств в исследуемом периоде, так как показатели исполнения бюджета достаточно высоки и незначительно отклоняются от норматива. Налоговые доходы местного бюджета в 2014 году выросли на 686,7 тыс. руб., в 2015 году снизились на 4 827,1 тыс. руб., за анализируемый период сократились на 4 140,4 тыс. руб. Неналоговые доходы местного бюджета в течение трех лет снижались. Так, в 2013 году неналоговые доходы составляли 13 572,4 тыс. руб., в 2014 году они сократились на 1 460,1 тыс. руб. и составили 12 112,3 тыс. руб., к 2015 году – снизились на 9 251,2 тыс. руб. и составили 2 861,1 тыс. руб., за весь анализируемый период неналоговые доходы сократились на 10 711,3 тыс. руб. Величина безвозмездных поступлений в местный бюджет в 2013 году составляла 33 749,1 тыс. руб., в 2014 году – 229 263,5 тыс. руб. и в 2015 году – 97 940,1 тыс. руб. На основании этого можно утверждать, что исследуемый бюджет является дотационным. Основную долю доходов местного бюджета составляют безвозмездные поступления (дотации, субсидии), их доля изменилась с 50,8 % до 84,6 %. Доля налоговых доходов местного бюджета за анализируемый период изменилась с 28,8 % до 13,0 %, а неналоговых доходов -с 20,4 % до 2,5 %.

В ходе исследования формирования и исполнения доходной части бюджета «города Далматово» нам удалось выявить следующие проблемы:сокращение поступлений в бюджет налоговых доходов за последние три года на 11,6 %;резкое снижение поступлений в городской бюджет неналоговых доходов на 78,9 %; в структуре доходов местного бюджета преобладает доля безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов Бюджетной системы РФ, что свидетельствует о финансовой зависимости бюджета города; продолжает оставаться актуальной проблема поступления доходов в местный бюджет от сбора НДФЛ, в нашем случае доходы от данного налога сократились на 21,5%; сокращение поступлений от сбора одного из значимых местных налогов – земельного налога на 25,2 %.

Для решения выявленных проблем формирования и исполнения доходной части бюджета «города Далматово» предлагается активизировать усилия органов местного самоуправления на вопросы управления неналоговыми доходами, увеличения поступлений неналоговых доходов в бюджет, привлечение инвесторов.

Список использованных источников

1. Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в ред. от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 15.02.2016 г.) [Электронный ресурс] – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах [Электронный ресурс]: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 13.06.2013 г. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (в ред. от 15.02.2016 г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Электронный ресурс]:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.